Лабораторная работа
Разнообразие плодов.
Плоды образуются из завязей цветков в результате опыления и оплодотворения. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, называются околоплодником. Внутри плода находятся семена. Плоды подразделяют на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Созревшие сочные плоды в отличие от сухих имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
К односемянным сочным плодам относят костянку, к многосемянным сочным – ягоду, яблоко. К односемянным сухим плодам относят зерновку, семянку, орех, желудь, к многосемянным сухим – коробочку, боб, стручок.
Цель: Научиться различать по наиболее важным признакам типы плодов.
Оборудование: коллекция «Разнообразие плодов», плоды гороха, сурепки, томата, подсолнечника, пшеницы, сливы, скальпель, лоток.
Техника безопасности: При работе использовать фартук. Быть осторожным при работе с ножом.
Ход работы:
Часть 1. Определение формы плода и подсчет количества семян.
-
Рассмотреть внешнее строение плода гороха. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепление семян и их количества. Данные внести в таблицу.
-
Рассмотреть внешнее строение плода сурепки. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепление семян и их количества. Данные внести в таблицу.
-
Рассмотреть внешнее строение плода подсолнечника. Вскрыть плод и рассмотреть его внутреннее строение. Определить место прикрепление семян и их количества. Данные внести в таблицу.
-
Рассмотреть внешнее строение плода пшеницы. Попробовать отделить околоплодник от семени. Данные внести в таблицу.
-
Рассмотреть внешнее строение плодов томата и сливы. Разрезать плод томата вдоль и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семена в плоде. Данные внести в таблицу.
-
Разрезать плод сливы и рассмотреть его внутреннее строение. Найти семя. Данные внести в таблицу.
Часть 2. Определение названий плодов.
-
Среди указанных найти сочный односемянной плод костянки и сочный многосемянной плод ягоды.
-
Среди плодов найти: зерновку – сухой односемянной плод с тонким пленчатым околоплодником, сросшимся с семяной кожурой, семянку – сухой односемянной плод с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой, боб и стручок – сухие многосемянные плоды. У стручка между створками есть перегородка, на которой располагаются семена, а у боба такой перегородки нет.
-
Все названия плодов вписать в таблицу.
-
Определить и подписать под рисунком, где срез плода боба, а где стручок?
название растения
|
стенка плода
|
семена в плоде
|
название плода
|
сухие или сочные
|
одно или много
|
горох
|
|
|
|
сурепка
|
|
|
|
подсолнечник
|
|
|
|
пшеница
|
|
|
|
томат
|
|
|
|
слива
|
|
|
|
Вывод:
-
В чем сходство плодов гороха и сурепки? В чем различие?
____________________________________________________________
___________________________________________________________
-
В чем сходство плодов пшеницы и подсолнечника? В чем их различие?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
-
В чем сходство плодов сливы и томата? В чем их различие?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Проблемные задачи:
-
Что можно узнать по плодам относительно цветков, из которых они образовались? _____________________________________________
_____________________________________________________________
-
Чем можно объяснить, что человек использует большую часть плодов для еды? __________________________________________________
____________________________________________________________
-
Какое значение для жизни растения имеет накопление органических веществ в плодах? __________________________________________
____________________________________________________________