Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема 3. Размножение и развитие растений.
Урок №10
ТЕМА. Разнообразие плодов.
ЦЕЛЬ:
Учебно-образовательная цель:
ознакомиться с разнообразием плодов; рассмотреть классификации плодов; изучить основные биологические понятия.
Воспитательная цель:
формировать у учащихся целостное представление о биологии как систему наук о живой природе; формировать биологическое мышление; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к своему здоровью, трудолюбие, коллективизм и взаимопомощь в работе, умение самостоятельно работать с учебником.
Дидактическая цель:
развивать знания учащихся о биологии; развивать умение сравнивать и делать выводы; продолжить формировать навыки и умения в работе с учебником, муляжами, самостоятельной работе с учебником.
ТИП УРОКА: применение полученных знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи, учебник.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: плод, околоплодник, экзокарп, эндокарп, мезокарп, сухие и сочные плоды, многосемянные и односемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний 30 мин.
4. Физкультминутка 1 мин
5. Контроль и самопроверка знаний 5 мин.
9. Информация о домашнем задании 1 мин.
10. Итог. Рефлексия. 4 мин
Организационный момент (1 мин.).

Пожелания хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.


- Дети, на этом уроке мы будем выполнять лабораторную работу. Продолжим знакомство с плодами.

Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.).
- Плоды всегда интересовали человека. Естественно, в первую очередь, по вкусовым качествам и по возможности развития семян. Наверное, поэтому некоторые плоды упоминаются в народных пословицах и поговорках. Съедобные и вкусные, конечно же, намного чаще. Например, не расти яблочку на ёлке.
- А давайте вспомним некоторые из поговорок. Я буду начинать, а вы – завершаете.

* Как об стенку горох.

* Криво дерево, да яблоки сладки.

* От рябины яблок не жди.

* Каково деревце, таковы и яблочки.

* Не бывать калине малиною.

* Дерево по плодам узнается.

* Яблочко от яблоньки не далеко падает.
Определение темы урока.
- На прошлом уроке мы изучали строение плодов. Как вы думаете, что мы можем изучить при выполнении лабораторной работы?

- Еще раз вспомнить классификации плодов и узнать названия некоторых из них.


Актуализация знаний (5 мин.).
1. Прием «Путаница» (в словах перепутаны буквы, надо их правильно расставить и определить какие растения имеют сочные и сухие плоды).



Сочные

ПОМИДОР (МИРОДОП)

КРЫЖОВНИК (ЖОКНИРЫВК)

АРБУЗ (ЗАБУР)

МАЛИНА (НАЛИМА)Сухие

ПШЕНИЦА (НИПЦАШЕ)

КУКУРУЗА (КУРУКУЗА)

ЛЕН (НЕЛ)

АКАЦИЯ (ЦИАКАЯ)



2. Прием «Логическая цепочка» (продолжить логическую цепочку понятий и объяснить, какой признак лежит в основе этой цепочки).

- смородина – акация – киви – земляника - - (многосемянные плоды);

- слива – пшеница – кукуруза – калина - - (односемянные плоды).

3. Прием «Найди место» (распределить предложенные растения по типу вскрывания плода).




Вскрывающиеся

Лен


Горох

Акация


ОрехНевскрывающиеся

Пшеница


Подсолнечник

Дуб


Кукуруза






Определение цели урока.
- Мы с вами на прошлом уроке изучили строение плодов. Сейчас повторили классификации плодов. На этом уроке будем выполнять лабораторную работу. Как вы думаете, что можно еще узнать, выполняя эту работу?
- Да, мы можем познакомиться с некоторыми названиями плодов.

Физминутка (творческое задание учащихся) (1 мин.)
Вышел школьник в чудо-сад

И увидел виноград.

Он подпрыгнул и сорвал,

Много гроздей он набрал.

Потрусил потом и груши,

Чтобы дома мог покушать.

Ежевику и малину

Школьник рвал себе в корзину.

Ну и яблок же, конечно,

Не забыл он черешню.

Мальчик все нарвал и вот –

Будет дома пить компот!


Актуализация полученных знаний.

- Работаем с инструктивной картой. Сначала отвечаем на вопросы, а затем заполняем таблицу, в которую вносим все правильные ответы на поставленные вопросы. В таблице у вас есть образец заполнения. Будьте внимательны, выполняя задание.

Лабораторная работа № 10

Тема. Строение и разнообразие плодов.

Цель: формировать умения и навыки определять и характеризовать разные типы плодов.

Оборудование: муляжи, коллекции плодов, овощи и фрукты, учебник.

Ход работы.

1. Рассмотрите предложенные плоды. Разделите их на сухие и сочные.

2. Пользуясь учебником (с. 98, рис. 23.2) дайте названия сочным плодам.

3. Пользуясь учебником (с. 99, рис. 23.3) дайте названия сухим плодам.

4. Укажите, какие из изученных вами плодов являются многосемянными, а какие – односемянными.

5. Среди сухих плодов определите вскрывающиеся и невскрывающиеся.

6. Заполните таблицу:


Название плода

Сочные/сухие

Односемянные/многосемянные

Вскрывающиеся/

невскрывающиеся



Название растения, имеющего такие плоды

крылатка

сухой

односемянный

невскрывающийся

клен

ягода

сочный

многосемянные




перец

померанец

сочный

многосемянные




апельсин

яблоко

сочный

многосемянные




яблоня

тыквина

сочный

многосемянные




тыква

зерновка

сухой

односемянный

невскрывающийся

кукуруза

боб

сухой

многосемянные

вскрывающийся

акация

Вывод (вставьте пропущенные слова).

Репродуктивный орган, в котором расположены семена, называется плод. Плод состоит из семян и околоплодника. По характеру околоплодника различают сухие и сочные плоды. По количеству семян плоды делятся на односемянные и многосемянные. Сухие плоды могут быть вскрывающимися и невскрывающимися.

На уроке мы изучили следующие плоды крылатка, ягода, тыквина, зерновка, померанец, яблоко, боб.


Контроль и самопроверка знаний (5 мин.).

  • - Ребята, вы узнали строение плодов, научились их классифицировать, познакомились с названиями плодов. А теперь, вспомните, пожалуйста, сказки, в которых упоминаются плоды. Хорошо. А теперь я буду предлагать вам сказку, а вы называете растение, название плода и его классификацию. Например, «Конёк - горбунок» (П. Ершов) – растение пшеница, плод зерновка (сухой, односемянный, невскрывающийся)



Прием «Узнай меня» (командам предлагается вспомнить сказки и художественные произведения, в которых упоминаются плоды; указать классификации этих плодов)

  • «Принцесса на горошине» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный)
    (Г. Х. Андерсен)

  • «Боб, соломина и уголек» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный) (братья Гримм)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный

  • «Золушка» - тыквина (сочный, многосемянный) (Ш. Перо)

  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор (сочный, многосемянный), костянка – вишенка (сочный, односемянный) (Д. Радари).

  • «Иван-царевич и серый волк» - яблоко (сочный, многосемянный).

  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - яблоко (сочный, многосемянный) (А.Пушкин).

  • «Три орешка для Золушки» - лещина (сухой, односемянный, невскрывающийся).

  • «Молодильные яблочки» - яблоко (сочный, многосемянный).

  • «Джек и бобовое дерево» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный).


Итог (2 мин.).

Итак, мы изучили с вами тему «Строение и разнообразие плодов». Вы очень хорошо работали. Молодцы. Будьте всегда такими собранными и активными. Остался еще один не изученный вопрос из этой темы. Я приведу вам пример, а дома вы подумаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке. Послушайте.

Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого – то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь где-нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.

Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна, проста в употреблении. А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.



  • Подумайте дома, о чем пойдет речь.


Информация о домашнем задании(1 мин.).

1. Проработать текс учебника § 23.


2. Определите название плодов грецкого ореха и банана. Объясните (работа в тетради).
3. Подобрать загадки о плодах (по желанию).
4. С. 100 (биология+мифология): ответить в тетради.

Рефлексия (2 мин.).
- Мы с вами очень хорошо работали. В завершении, каждый из вас выскажет свое мнение о сегодняшнем уроке и своей работе. Вам помогут слова, которые написаны на листочках и лежат на ваших партах.

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Для меня новым оказалось …

  • Самым интересным для меня было узнать …

  • Я хотел (а) бы еще поработать с заданием …

  • Мне не понравилось …

  • Больше всего мне запомнилось …



Урок №10 тема. Разнообразие плодов. Цель: Учебно-образовательная цель

Основные понятия и термины: плод, околоплодник, экзокарп, эндокарп, мезокарп, сухие и сочные плоды, многосемянные и односемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды

70.77kb.

17 12 2014
1 стр.


Вид урока урок-практикум с использованием исследовательской технологии, икт и интерактивной доски. Тема «Давление крови в сосудах» Цель

Цель: Продолжить знакомство с особенностями кровообращения человека; сформиро­вать у учащихся понятия «пульс», «артериальное давление»

140.21kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок по теме: Вегетативные органы растений Форма проведения урока ярмарка знаний. Цель

Цель: в ходе обобщения привести знания уч-ся в систему и выявить уровень усвоености изученного материала. Кроме этого каждое задание имеет свою цель

61.72kb.

12 10 2014
1 стр.


И. С. Тургенева «Отцы и дети» Цель урока: Анализируя текст, понять, в чем состоит секрет мастерства писателя. Задачи урока Образовательная: Организовать и провести урок

Образовательная: Организовать и провести урок в условиях использования средств икт; обучить учащихся необходимым навыкам использования средств икт в литературе. Выявить особенности

46.44kb.

08 10 2014
1 стр.


Тема: «Снежинки» (средний возраст) Цель

Цель: способствовать формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности

46.04kb.

23 09 2014
1 стр.


Урок №26 Тема. Великий круговорот жизни (3 класс ) Тип: урок открытия новых знаний

Цель урока: дать учащимся представления о круговороте жизни на Земле и его основных звеньях. Расширить знания детей о живой и неживой природе

113.01kb.

25 12 2014
1 стр.


Тема. «Экологические факторы». 1класс. Цель

Цель. Подвести детей к осознанию того, что элементы среды способны оказывать влияние на живой организм

35.94kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок истории в 6 классе Цель

Цель: на основе изучаемого фактологического материала формировать умение работать с историческими источниками, давать оценку исторической личности, развивать критическое мышление

73.92kb.

10 09 2014
1 стр.