Тема 3. Размножение и развитие растений.
Урок №10
ТЕМА. Разнообразие плодов.
ЦЕЛЬ:
Учебно-образовательная цель:
ознакомиться с разнообразием плодов; рассмотреть классификации плодов; изучить основные биологические понятия.
Воспитательная цель:
формировать у учащихся целостное представление о биологии как систему наук о живой природе; формировать биологическое мышление; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к своему здоровью, трудолюбие, коллективизм и взаимопомощь в работе, умение самостоятельно работать с учебником.
Дидактическая цель:
развивать знания учащихся о биологии; развивать умение сравнивать и делать выводы; продолжить формировать навыки и умения в работе с учебником, муляжами, самостоятельной работе с учебником.
ТИП УРОКА: применение полученных знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи, учебник.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: плод, околоплодник, экзокарп, эндокарп, мезокарп, сухие и сочные плоды, многосемянные и односемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний 30 мин.
4. Физкультминутка 1 мин
5. Контроль и самопроверка знаний 5 мин.
9. Информация о домашнем задании 1 мин.
10. Итог. Рефлексия. 4 мин
Организационный момент (1 мин.).
Пожелания хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.
- Дети, на этом уроке мы будем выполнять лабораторную работу. Продолжим знакомство с плодами.
Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.).
- Плоды всегда интересовали человека. Естественно, в первую очередь, по вкусовым качествам и по возможности развития семян. Наверное, поэтому некоторые плоды упоминаются в народных пословицах и поговорках. Съедобные и вкусные, конечно же, намного чаще. Например, не расти яблочку на ёлке.
- А давайте вспомним некоторые из поговорок. Я буду начинать, а вы – завершаете.
* Как об стенку горох.
* Криво дерево, да яблоки сладки.
* От рябины яблок не жди.
* Каково деревце, таковы и яблочки.
* Не бывать калине малиною.
* Дерево по плодам узнается.
* Яблочко от яблоньки не далеко падает.
Определение темы урока.
- На прошлом уроке мы изучали строение плодов. Как вы думаете, что мы можем изучить при выполнении лабораторной работы?
- Еще раз вспомнить классификации плодов и узнать названия некоторых из них.
Актуализация знаний (5 мин.).
1.
Прием «Путаница» (в словах перепутаны буквы, надо их правильно расставить и определить какие растения имеют сочные и сухие плоды).
Сочные
ПОМИДОР (МИРОДОП)
КРЫЖОВНИК (ЖОКНИРЫВК)
АРБУЗ (ЗАБУР)
МАЛИНА (НАЛИМА)Сухие
ПШЕНИЦА (НИПЦАШЕ)
КУКУРУЗА (КУРУКУЗА)
ЛЕН (НЕЛ)
АКАЦИЯ (ЦИАКАЯ)
2.
Прием «Логическая цепочка» (продолжить логическую цепочку понятий и объяснить, какой признак лежит в основе этой цепочки).
- смородина – акация – киви – земляника - - (многосемянные плоды);
- слива – пшеница – кукуруза – калина - - (односемянные плоды).
3. Прием «Найди место» (распределить предложенные растения по типу вскрывания плода).
Вскрывающиеся
Лен
Горох
Акация
ОрехНевскрывающиеся
Пшеница
Подсолнечник
Дуб
Кукуруза
Определение цели урока.
- Мы с вами на прошлом уроке изучили строение плодов. Сейчас повторили классификации плодов. На этом уроке будем выполнять лабораторную работу. Как вы думаете, что можно еще узнать, выполняя эту работу?
- Да, мы можем познакомиться с некоторыми названиями плодов.
Физминутка (творческое задание учащихся) (1 мин.)
Вышел школьник в чудо-сад
И увидел виноград.
Он подпрыгнул и сорвал,
Много гроздей он набрал.
Потрусил потом и груши,
Чтобы дома мог покушать.
Ежевику и малину
Школьник рвал себе в корзину.
Ну и яблок же, конечно,
Не забыл он черешню.
Мальчик все нарвал и вот –
Будет дома пить компот!
Актуализация полученных знаний.
- Работаем с инструктивной картой. Сначала отвечаем на вопросы, а затем заполняем таблицу, в которую вносим все правильные ответы на поставленные вопросы. В таблице у вас есть образец заполнения. Будьте внимательны, выполняя задание.
Лабораторная работа № 10
Тема. Строение и разнообразие плодов.
Цель: формировать умения и навыки определять и характеризовать разные типы плодов.
Оборудование: муляжи, коллекции плодов, овощи и фрукты, учебник.
Ход работы.
1. Рассмотрите предложенные плоды. Разделите их на сухие и сочные.
2. Пользуясь учебником (с. 98, рис. 23.2) дайте названия сочным плодам.
3. Пользуясь учебником (с. 99, рис. 23.3) дайте названия сухим плодам.
4. Укажите, какие из изученных вами плодов являются многосемянными, а какие – односемянными.
5. Среди сухих плодов определите вскрывающиеся и невскрывающиеся.
6. Заполните таблицу:
Название плода
|
Сочные/сухие
|
Односемянные/многосемянные
|
Вскрывающиеся/
невскрывающиеся
|
Название растения, имеющего такие плоды
|
крылатка
|
сухой
|
односемянный
|
невскрывающийся
|
клен
|
ягода
|
сочный
|
многосемянные
|
|
перец
|
померанец
|
сочный
|
многосемянные
|
|
апельсин
|
яблоко
|
сочный
|
многосемянные
|
|
яблоня
|
тыквина
|
сочный
|
многосемянные
|
|
тыква
|
зерновка
|
сухой
|
односемянный
|
невскрывающийся
|
кукуруза
|
боб
|
сухой
|
многосемянные
|
вскрывающийся
|
акация
|
Вывод (вставьте пропущенные слова).
Репродуктивный орган, в котором расположены семена, называется плод. Плод состоит из семян и околоплодника. По характеру околоплодника различают сухие и сочные плоды. По количеству семян плоды делятся на односемянные и многосемянные. Сухие плоды могут быть вскрывающимися и невскрывающимися.
На уроке мы изучили следующие плоды крылатка, ягода, тыквина, зерновка, померанец, яблоко, боб.
Контроль и самопроверка знаний (5 мин.).
-
- Ребята, вы узнали строение плодов, научились их классифицировать, познакомились с названиями плодов. А теперь, вспомните, пожалуйста, сказки, в которых упоминаются плоды. Хорошо. А теперь я буду предлагать вам сказку, а вы называете растение, название плода и его классификацию. Например, «Конёк - горбунок» (П. Ершов) – растение пшеница, плод зерновка (сухой, односемянный, невскрывающийся)
Прием «Узнай меня» (командам предлагается вспомнить сказки и художественные произведения, в которых упоминаются плоды; указать классификации этих плодов
)
-
«Принцесса на горошине» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный)
(Г. Х. Андерсен)
-
«Боб, соломина и уголек» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный) (братья Гримм)
-
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный
-
«Золушка» - тыквина (сочный, многосемянный) (Ш. Перо)
-
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор (сочный, многосемянный), костянка – вишенка (сочный, односемянный) (Д. Радари).
-
«Иван-царевич и серый волк» - яблоко (сочный, многосемянный).
-
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - яблоко (сочный, многосемянный) (А.Пушкин).
-
«Три орешка для Золушки» - лещина (сухой, односемянный, невскрывающийся).
-
«Молодильные яблочки» - яблоко (сочный, многосемянный).
-
«Джек и бобовое дерево» - боб (сухой, вскрывающийся, многосемянный).
Итог (2 мин.).
Итак, мы изучили с вами тему «Строение и разнообразие плодов». Вы очень хорошо работали. Молодцы. Будьте всегда такими собранными и активными. Остался еще один не изученный вопрос из этой темы. Я приведу вам пример, а дома вы подумаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке. Послушайте.
Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого – то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь где-нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.
Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна, проста в употреблении. А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.
-
Подумайте дома, о чем пойдет речь.
Информация о домашнем задании(1 мин.).
1. Проработать текс учебника § 23.
2. Определите название плодов грецкого ореха и банана. Объясните (работа в тетради).
3. Подобрать загадки о плодах (по желанию).
4. С. 100 (биология+мифология): ответить в тетради.
Рефлексия (2 мин.).
- Мы с вами очень хорошо работали. В завершении, каждый из вас выскажет свое мнение о сегодняшнем уроке и своей работе. Вам помогут слова, которые написаны на листочках и лежат на ваших партах.
-
Сегодня на уроке я узнал …
-
Для меня новым оказалось …
-
Самым интересным для меня было узнать …
-
Я хотел (а) бы еще поработать с заданием …
-
Мне не понравилось …
-
Больше всего мне запомнилось …