Перейти на главную страницу
- Раскрыть причины движения крови по сосудам в организме;
- отработать навык проведения простейшие исследования;
Развивающие:
-развивать исследовательскую компетентность учащихся
- развивать аналитическое мышление
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать модель правильного здоровьесберегающего поведения.
Оборудование:
Таблица «Схема кровообращения человека»
Карточки с терминами: «Максимальное кровяное давление», «Минимальное кровяное давление», «Кровяное депо», «Гипертония», «Артериальный пульс», «Тонометр».
Секундомер
Результаты микроисследования (график, таблица).
Бланки для проведения программированного диктанта, текст диктанта.
Диск «Моё тело. Анатомия и физиология человека» интерактивная энциклопедия. Изд. «Новый диск»
Мультимедийный комплект (ПК, медиапроектор, интерактивная доска).
- Сегодня мы пишем диктант на тему «Сосуды». У вас на столах лежат бланки для его выполнения. Пожалуйста, подпишите их, обозначьте свой вариант (1,2,3) и тип сосудов, который достался вашему варианту. (Варианты и типы сосудов написаны на доске (открывающееся крыло) или выводятся на экран: 1 вариант - артерии; 2 вариант - вены; 3 вариант - лимфатические сосуды.) Напоминаю, прослушав утверждения, вы должны решить, относится ли данный факт к вашему типу сосудов. Если «да», то вы ставите знак «+» рядом с № утверждения, если «нет», то появляется знак «-». Как обычно, утверждения зачитываются дважды. Будьте внимательны.
Класс________Ф.И.__________________вариант_____тип сосуда____________ | ||||||||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- давайте проверим , как вы справились с работой. ( разбираются все вопросы диктанта)
1. Понятие кровяного артериального давления.
- Кровь переносит кислород от лёгких к тканям и углекислый газ от тканей
к лёгким, это дыхательная функция.
В кровеносной системе человека кровь движется в соответствии с физическими законами. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем во время его сокращения, и сопротивления, создаваемого току крови стенками сосудов. Кровяное давление человека - результат взаимодействия нескольких причин. Рассмотрим некоторые из них. Работа сердца как насоса - важное условие создания кровяного давления. Давление в аорте в момент сокращения желудочков получило название «максимального артериального давления». Запишите понятие в тетради (на магнитной доске помещается табличка с термином). Во время расслабления желудочков давление в аорте называется «минимальным артериальным давлением». Запишите. (На магнитной доске - табличка). Самое высокое давление отмечается в аорте. При прохождении крови по крупным и средним артериям давление снижается , но это снижение невелико. Самое низкое давление крови в мельчайших артериях и капиллярах. Как вы думаете, от чего зависит величина кровяного давления?
Разлад физиологических механизмов регуляции кровяного давления вызывает заболевания, которые проявляются в длительных нарушениях уровня давления. Повышение кровяного давления называется гипертонией. Запишите (табличка на магнитной доске). Понижение кровяного давления называется гипотонией. Запишите (табличка на магнитной доске).
На предыдущем уроке мы с вами избрали экспертную группу их 4-х ребят, которые провели исследование зависимости кровяного давления от различных положений тела и нагрузок. Сейчас они познакомят нас с полученными результатами. (На экран выводятся график «Зависимость кровяного давления от положения тела и нагрузки» и таблица «Изменение артериального давления
Положение тела, нагрузка |
в положении сидя |
в положении стоя |
после 10 приседаний |
Ф.И. учащихся | |||
1 .Емельянов Александр |
120/65 |
130/70 |
140/80 |
2.Коркин Александр |
130/80 |
135/90 |
140/90 |
З.БойковаЮлия |
115/65 |
115/70 |
120/75 |
4.Панина Екатерина |
100/55 |
110/60 |
110/70 |
Следовательно, артериальный пульс - это колебание стенок сосудов, вызванное изменением давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца. Это определение запишите в тетради. (Табличка с термином на магнитной доске).
Артериальный пульс соответствует каждому сокращению сердца. Поэтому регистрация пульса за 1 минуту используется для определения состояния сердца и сосудов в медицине, спорте, трудовой деятельности. С помощью современных методов можно непрерывно следить за состояние космонавтов с Земли.
Сейчас мы с вами проведём практическую работу, целью которой является исследование пульса человека до и после дозированной нагрузки. Откройте учебник на стр. 262. Найдите описание практической работы. (На интерактивной доске выводится таблица для фиксирования результатов проведения практической работы – режим «Белая страница»).
Число пульсовых ударов за 1 минуту | ||
В состоянии покоя |
После 10 приседаний | |
сидя |
Стоя | |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. и т.д. |
|
|
Теперь переходим непосредственно к нашему исследованию.
Вывод записывается в тетрадь.
И как они могут служить показателями состояния сердца человека.
1 .Что такое кровяное давление?
2.Какое давление называют максимальным? Минимальным?
3.Какие органы называют кровяными депо и почему?
4.Почему в удалённых от сердца сосудах давление падает?
5.Что такое артериальный пульс?
6.0т чего зависит интенсивность работы сердца и показатели кровяного давления? Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
VI. Дополнительный материал по теме
Учитель: Вы хорошо отвечали на поставленные вопросы, но в жизни человек начинает обращать внимание на своё артериальное давление чаще всего тогда, когда оно начинает отклоняться от нормы.
Животные же часто используют явление кровяного давления самым необычным на наш взгляд образом. Об этом нам расскажет...
Фамилия и имя ученика (сообщение готовится заранее).
Рассказ учащегося: (фотографии животного демонстрируются на доске). Кровь должна свободно течь по сосудам, для этого в кровеносной системе необходимо поддерживать давление и весьма не малое давление. Стенки кровеносных сосудов эластичны как резина. Сердце растягивает их, нагнетая туда кровь. Дальше она двигается по сосудам благодаря тому, что чрезмерно растянутые стенки сосуда стремятся принять первоначальное положение. Даже у маленьких животных, например, у личинки стрекозы и лягушки, давление составляет 30-88 мм рт. столба ; у осьминога оно 60, у крысы-75, у человека-120-140, а у лошади даже 200 мм рт. столба. _Высокое давление крови совершенно необходимо для надёжного функционирования кровеносной системы, но оно представляет и огромную опасность. В любой момент система может не выдержать, произойдёт авария - разрыв в стенке сосуда. Очень важно, чтобы давление в артериях не превышало допустимых пределов.
Чрезмерное давление в сосудах иногда приносит пользу животным, даже если оно сопровождается разрывом сосудов. Большинство рептилий, в том числе и ящерицы, и змеи, раз в году меняют кожу. Происходит это следующим образом. Старая кожа лопается на голове, шее или животе, и животное «раздевается», выползая из своей старой поношенной одежды. Но от чего лопается кожа? У змей нет конечностей, чтобы её надорвать, да и ноги других пресмыкающихся для этого обычно не годятся. На помощь приходит кровеносная система. У жабовидной ящерицы специальный запирательный мускул пережимает один из крупных сосудов, отчего кровь устремляется в кожные артерии головы. Они переполняются кровью, набухают, и старая, потерявшая эластичность кожа лопается. Эта
ящерица пользуется кровью и для обороны . В минуту опасности с помощью запирательного мускула экстренно повышается давление в сосудах головы, пока не лопнут артерии в мигательной перепонке глаз и на обидчика обрушивается душ мелких кровяных брызг. Учёные выяснили, что вся кровь жабовидной ящерицы обладает раздражающими качествами. Скорее всего, в ней накапливаются яды от поедаемых муравьев. Как возник такой крайне необычный способ защиты неясно.
VII.Итог урока и домашнее задание
Учитель: Сегодня вы хорошо поработали на уроке, спасибо. За урок нам нужно выставить оценки. Чью работу вы предлагаете оценить и почему? - выставляются оценки в журнал и дневники ребят.
Запишите задание на дом:
Цель: Продолжить знакомство с особенностями кровообращения человека; сформировать у учащихся понятия «пульс», «артериальное давление»
16 12 2014
1 стр.
Урок-закрепление по теме "Моя семья" с использованием икт на уроках английского языка
10 10 2014
1 стр.
Данный урок построен на расширении знаний и представлений учеников 3 класса о русских народных сказках
24 09 2014
1 стр.
Образовательная: Организовать и провести урок в условиях использования средств икт; обучить учащихся необходимым навыкам использования средств икт в литературе. Выявить особенности
08 10 2014
1 стр.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро
08 10 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о суточных и годовых ритмах жизнедеятельности организмов, которые приспосабливают их к циклическим изменениям во внешней среде
16 12 2014
1 стр.
Учитель приветствует учеников словами: «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проверяет готовность к уроку. Просит открыть тетрадь и записать число, «Классная работа» и тему урока «Сину
12 10 2014
1 стр.