Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ход урока

Вид доски на начало урока


08.12.2011 г. Классная работа.

Синус, косинус и тангенс угла.








30º

45º

60º

90º

120º

135º

150º

180º

sin α

0

1/2

√2/2

√3/2

1













cos α

1

√3/2

√2/2

1/2

0













tg α

0

√3/3

1

√3

-


















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Учитель приветствует учеников словами: «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проверяет готовность к уроку. Просит открыть тетрадь и записать число, «Классная работа» и тему урока «Синус, косинус и тангенс угла».

Далее учитель сообщает цели и план урока: «Сегодня на уроке мы введем понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от и научимся применять их при решении задач, также рассмотрим основное тригонометрическое тождество и формулы приведения». Этот материал очень важен при изучении математики в целом, т.к. в дальнейшем с тригонометрией вы будете встречаться не только в школе, но и в жизни.




Дети открывают тетрадь, записывают число, «Классная работа» и тему урока «Синус, косинус и тангенс угла».

Дети внимательно слушают.



Слайд 1.


2.

3.


Ребята, вам известны определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, поэтому следует их повторить при решении задач.

Мы выполним устную работу, сопровождаемую слайдами.

Слайд 2. Дан прямоугольный треугольник. Назовите его стороны и дайте определение sin, cos, tg острого угла данного треугольника.

Слайд3. Стороны прямоугольного треугольника равны 3м, 4м и 5м. Найдите синус и косинус угла В, тангенс угла А.

Слайд 4. Катет прямоугольного треугольника равен 6дм, а противоположный угол равен 300. Найдите гипотенузу этого треугольника.

Слайд 5. Вычисляя синус острого угла прямоугольного треугольника, ученик получает число 1,05. Верны ли его вычисления?

Откройте, пожалуйста, учебник на стр.252, п.93,94. Давайте рассмотрим рисунки 290,291 и выполним их в своих тетрадях.

Итак, опираясь на наши рисунки, давайте усвоим новые определения синус, косинус и тангенс для любого угла из промежутка .

Подчеркните, какие значения могут принимать синус, косинус и тангенс для угла из промежутка .

Таким образом, для любого угла α из промежутка синусом угла α называется ордината у точки М, а косинусом угла α - абсцисса х точки М.

Тангенсом угла α называется отношение синуса к косинусу или же отношение ординаты у точки М к абсциссе х точки М.

Обратимся снова к рисунку 290. Данная полуокружность является дугой окружности, уравнение которой имеет вид х2 + у2 =1. Подставляя сюда выражение для х и у из формул рассмотренных нами выше получим равенство sin2α + cos2α = 1, которое выполняется для любого α из промежутка . Это равенство называется основным тригонометрическим тождеством.

Справедливы также следующие тождества :

sin (90º - α) = cos α;

cos (90º - α) = sin α;

sin (180º - α) = sin α;

cos (180º - α) = - cos α.

Они называются формулами приведения. Эти формулы более подробно мы будем доказывать на уроках алгебры.




Ребята рассматривают слады и выполняют предложенные задания.

b – прилежащий катет

а – противолежащий катет

с – гипотенуза

sin α = ; cos α = ; tg α = .

sin B = ; cos B = ; tg A = .

По теореме: катет лежащий против угла в 30º равен половине гипотенузы. Значит наша гипотенуза равна 12.

Нет, не верно, т.к. синус острого угла прямоугольного треугольника меньше 1.

Дети рассматривают рисунки и переносят их в свои тетради.

Записывают определения синуса, косинуса и тангенса.

sin α = ; cos α = ;

т. к. OM = 1, MD = y, OD = x, поэтому: sin α = х; cos α = у.

tg α (α ≠ 90º) = ; tg α = .

В первой четверти синус, косинус и тангенс принимают положительное значение. Во второй четверти синус принимает положительное значение, косинус – отрицательное и тангенс тоже имеет отрицательное значение.

Фиксируют объяснение учителя в тетради.

х2 + у2 =1; sin2α + cos2α = 1;

выполняется для любого α из промежутка .

sin2α + cos2α = 1 – основное тригонометрическое тождество.

Ребята записывают формулы приведения в тетрадь.

sin (90º - α) = cos α;

cos (90º - α) = sin α;

sin (180º - α) = sin α;

cos (180º - α) = - cos α.


Слайды 2-5.

Развитие устной математической речи.

Слайд 6.

Слайд 7.


Слайд 8.

Слайд 9.


Слайд 10.


4.

Ребята, сейчас мы закрепим изученный материал в виде игры «Экипаж».

Предлагаю вам разделиться на 3 «экипажа»: 1 ряд – «экипаж» Sin α, 2 ряд – «экипаж» Cos α, 3 ряд – «экипаж» Tg α.

Учитель в каждой группе определяет командира, штурмана и пилотов.

Учитель даёт задания:

1. Командиру повторить новый материал всему экипажу.

2. Командир принимает зачёт у штурмана.

3. Командир и штурман опрашивают пилотов.

4. Весь «экипаж» выполняют задания:

Sin α – заполняют 1-ую строку в таблице на доске и выполняют № 1013 (а):

a) cos α = .

Cos α – заполняют 2-ую строку в таблице на доске и выполняют № 1014 (а):

a) sin α = .

Tg α - заполняют 3-ю строку в таблице на доске и выполняют № 1015 (а):

a) cos α = 1.

После выполнения заданий учитель предлагает командирам выйти к доске и записать в таблицу значения, которые получились у его команды. Другие команды просит проверить и в случае затруднения помочь и исправить.

Далее учитель к доске приглашает штурманов и просит записать на доске решение заданий из учебника. Другие команды опять просит проверить и в случае затруднения помочь и исправить.




Ребята разбиваются на 3 «экипажа» по рядам.

Командир рассказывает своей группе новый материал.

Штурман сдаёт зачет командиру.

Ребята в группе отвечают на вопросы командира и штурмана.

Группы выполняют предложенные задания.

Sin α: 1) sin 120º = sin (180º - 60º) = sin 60º = ; 2) sin 135º = sin (180º - -45º) = sin 45º = ; 3) sin 150º = sin (180º - 30º) = sin 30º = ; 4) sin 180º = sin (180º - 0º) = sin 0º = 0.

№ 1013 (а):

sin2α + cos2α = 1;

sin2α + (1/2)2 = 1;

sin2α = 1 – 1/4 = 3/4;

sin α = .

Cos α: 1) cos 120º = cos (180º - 60º) = cos 60º = ; 2) cos 135º = cos(180º- - 45º) = cos 45º = ; 3) cos 150º = cos (180º - 30º) = cos 30º = ; 4) cos 180º = cos (180º - 0º) = - cos 0º = -1.

№ 1014 (а):

sin2α + cos2α = 1;

(√3/2)2 + cos2α = 1;

cos2α = 1 – 3/4 = 1/4;

cos α = ± 1/2.

Tg α: 1) tg 120º = = : = = √3; 2) tg 135º = = : = = 1; 3) tg 150º = = : = = ; 4) tg 180º = = 0: (-1) = = 0.

№ 1015 (а):

sin2α + cos2α = 1;

sin2α = 1 – 1 = 0;

sin α = 0;

tg α = = 0:1 = 0.

Командиры на доске заполняют таблицу . Остальные учащиеся проверяют.

Штурманы записывают на доске решение заданий из учебника. Класс проверяет.


Слайд 11.

Слайд 12.

Работа в группах.

Проверка усвоенного материала.

Взаимопроверка.

Взаимовыручка.




5.

Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание.

§93-95 читать, № 1013(б), №1014 (б), №1015 (б).

№ 1013(б): cos α = ;

sin2α + cos2α = 1;

sin2α + (-2/3)2 = 1;

sin2α = 1 – 4/9 = 5/9;

sin α = .

№1014 (б): sin α = ;

sin2α + cos2α = 1;

(1/4)2 + cos2α = 1;

cos2α = 1 – 1/16 = 15/16;

cos α = ± √15/4.

№1015 (б): cos α = ;

sin2α + cos2α = 1;

sin2α = 1 – (-√3/2)2 = 1 – 3/4 = 1/4

sin α = 1/2;

tg α = = 1/2: (-√3/2) = .

Учитель выясняет, кому не понятно, как выполнять домашнее задание.



Ребята записывают в дневник.


Домашнее задание записано на доске.

5.

Учитель подводит итог урока и задает классу вопросы:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие трудности испытывали при выполнении заданий?

- Оцените свою работу на уроке: что у вас получилось и над чем ещё необходимо поработать.



Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Благодарит за урок: «Всем спасибо. Урок окончен. До свидания!»


Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.


Ход урока Вид доски на начало урока

Учитель приветствует учеников словами: «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проверяет готовность к уроку. Просит открыть тетрадь и записать число, «Классная работа» и тему урока «Сину

115.17kb.

12 10 2014
1 стр.


Разработка урока литературы для 9 класса Тема урока Александр Исаевич Солженицын «Путешествуя вдоль Оки», «Колокольня». Ход урока
60.38kb.

11 10 2014
1 стр.


Урок №1 и №2 Тема урока: В. Маяковский. Судьба поэта, начало творческой деятельности. Футуризм. Ход урока

Возможно использование на уроках автобиографии Маяковского «Я сам» и книги Л. Кассиля «Маяковский сам, глава «На капитанском мостике»

112.94kb.

14 12 2014
1 стр.


План урока. Начало урока. Приветствие учителя, ознакомление с задачами урока

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе. (У. Эмерсон)

31.29kb.

26 09 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок 2: Бог Отец Рабочая тетрадь Содержание: План План урока. Заметки Ход урока, цитаты, выводы

Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий

91.5kb.

28 09 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Алгоритмами» Класс : 5 Продолжительность урока : 45 минут Тип урока : комбинированный

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

39.67kb.

15 12 2014
1 стр.


Ход урока I. Организационный момент

Цели урока: тренировка навыков диалогической речи; развитие грамматических навыков

28.97kb.

26 09 2014
1 стр.