Перейти на главную страницу
Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади недалеко от Кутаиси в Грузии в семье лесничего.
В 1902 году поступил в Кутаисскую гимназию. После смерти отца в 1906 году вместе с матерью и сестрами переезжает в Москву. Активно включается в подпольную революционную борьбу. 29 марта 1908 года арестован в подпольной типографии, освобожден до суда. 27 февраля 1909 года снова арестован.
2 июля 1909 третий арест, заключен в Бутырскую тюрьму в одиночную камеру № 103. Здесь и начинает писать стихи. Освобожден 9 января 1910 года.
Решает «делать социалистическое искусство». Учится живописи, поступает в 1911 году в Училище ваяния, живописи и зодчества. Там встречается с Бурлюком, В. Хлебниковым, Кручёных, примыкает к группе «Гилея», которая выпускает в 1912 году манифест футуризма.
ФУТУРИЗМ
(от латинского – futurum – будущее)
Борьба на литературном фронте не затихает. Идейный кризис интеллигенции после революции 1905 года не преодолен. Возникают новые группы модернистического искусства, которые выступают против старого, но и против предшествующего нового модернистического искусства. Начинается война против символизма. И мощным отрядом в этой борьбе стали футуристы.
Переклички с итальянским футуризмом:
Футуризм возник в годы империалистической экспансии Италии, был проникнут духом агрессивности. 20 февраля 1909 года глава итальянского футуризма Ф.Т. Маринетти написал «Первый манифест футуризма», где отмечалось:
- война «единственная гигиена мира»
- сокрушить морализм, разрушить музеи и библиотеки --- пробудить Италию к активности
- утверждалась новая красота – красота скорости (гоночный автомобиль прекраснее античной статуи)
«Технический манифест» футуризма появился в 1912 году:
- изгнать из литературы «всякую психологию»
- уничтожить синтаксис, попытка создания некоего телеграфного языка.
Русский футуризм
Также широко использует жанр манифеста для утверждения своего художественного кредо. Но когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию, русские футуристы выступили против него, отвергая связь с итальянским футуризмом, т.к. неприемлема была империалистическая агрессивность, она воспринималась как защита капитализма. Русские футуристы даже называли себя по-русски «бутетлянами».
Русский футуризм прежде всего это:
Футуризм как авангардное течение страшится равнодушия. Условия его существования = атмосфера литературного скандала. Желаемая реакция на их искусство = агрессивное неприятие, протест. Зритель, слушатель, читатель провоцируется. Создается специально репертуар эпатирования:
Мир реальный и мир истинный; Тот другой мир – это наше будущее
Нет связи между ними, но есть (остальное сохраняется от символизма),
люди, которые улавливают проблески видят будущее --- создают тексты =
истины и пытаются передать их результат сравнения.
другим ---- создают тексты. Футуризм – эстетическая концепция
Плохо здесь --- хорошо там. коммунизма.
Футуризм
Куббофутуристы эгофутуристы
Давид Бурлюк (1882-1967)
В.Хлебников, В.Каменский, Б. Лившиц, Игорь Северянин
В. Маяковский
Алексей Крученых (1886-1968)
- защита художественной дисгармонии
и затрудненности эстетического восприятия.
- звуковая и графическая «зауми», например:
Дыр бул щыл
Убеш щур
Скум
Р л эз
Узко понятое формальное новаторство Преодаление футуризма, перерастание
своих эпатажных программ,
обращение внимания на общественную
проблематику.
Урок № 3 и № 4
Тема урока: Футуризм Маяковского. Анализ стихотворений «Ночь», «Утро».
Ход урока:
Футуризм В. В. Маяковского
В футуризме Маяковского привлекал
- анархический бунтарский задор
- ориентация на убыстренные темпы жизни
- ярко выраженное стремление к формальному новаторству.
* урбанизм (более ужасен, чем у символистов), город – гипербола
* антибуржуазность
* увлечение экспериментаторством (необычные зрительные образы, усложненность и деформация образов)
* антиэстетизм
* тяготение к прозаизмам разговорной речи (язык улицы)
* словотворчество, необходимость создания нового слова для отражения новой действительности.
* подчеркнутое одиночество, бездушие окружающего мира.
Революции (февральскую и октябрьскую) принимает восторженно: «Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось».
1918 год ставит «Мистерию-буфф» - агитационное действо, где выступает как режиссер и актер нескольких ролей.
Работает в Российском телеграфном агенстве «Окна РОСТА», пишет агитплакаты и подписи к ним.
1922 год впервые выезжает за рубеж: Рига – Берлин – Париж. Цель: пропаганда советского искусства.
1925 году посетил Мексику, США.
«Баня» - комедия Маяковского в постановке Мейерхольда встречена резко официальной критикой.
Осложняются отношения с Лилией Брик. Встречает в 1928 году Татьяну Яковлеву во время поездки в Париж. А в 1929 году она выходит замуж…не за Маяковского. Маяковский переживает сильно.
Увлекается актрисой МХАТа вероникой Полонской, но та не захотела выйти за него замуж. !4 апреля 1930 года происходит объяснение Маяковского и Полонской. А после ее ухода – выстрел в сердце и СМЕРТЬ.
Утром 14 апреля 1930 года поэт вышел из дома, а вернулся уже с актрисой театра МХАТ Вероникой Полонской, с которой познакомился еще в 1929 году. Актриса уже была замужем за Михаилом Яншиным, артистом того же театра. Сразу после ее выхода из квартиры Маяковского, прозвучал роковой выстрел. Полонская, услышав его, вернулась не надолго в квартиру поэта.
Кривцов, сосед Маяковского, утверждал, что Полонская выбежала из комнаты сразу после выстрела. Значит, она может быть убийцей поэта?
Маяковский уже не тот поэт революции, что был раньше. Его одолевают сомнения. В Америке у него растет дочь. Кроме того, Яков Агранов (Янкель Сорензон) – первый помощник Ягоды, сотрудник ВЧК ОГПУ, находился в квартире во время следствия. Письмо Маяковского (смотри приложение) подозрительно: написано карандашом, так легче подделать почерк, а всем известно, что Маяковский не расставался со своей ручкой.
Да и пистолет, из которого был сделан выстрел, подарен поэту самим Аграновым.
Версия 3. «Двойной выстрел».
Роковая пуля застряла в области почек, как показало вскрытие. Рот был широко открыт, как видно на фотографиях, сделанных в ходе следствия. Лицо повреждено (вероятность того, что поэт упал на живот, что не возможно при выстреле в сердце). Рубашку, в которой нашли Маяковского, сняли при вскрытии и забыли на 20 лет. Пуля прошла сверху вниз (поэт стоял на коленях перед Полонской в то время, как она уходила). Значит, кто-то вошел сразу после ее ухода и выстрелил. Кто? Водитель такси, что привез Маяковского и Полонскую? Личный шофер поэта впервые не вышел на работу в тот день. Кто-то, кто принес книги во время объяснения с Полонской?
Выстрел в боковой упор: характерно для самоубийства.
Крови мало: упал на спину после выстрела.
Сломан нос и распухла щека: неудачно снята посмертная маска.
Открыт рот: расслабление мышц после смерти.
Письмо подлинное, но написано в необычных психологических обстоятельствах и раньше, а не в день самоубийства. Кроме того, утром, прежде чем поехать за Полонской, поэт заехал на телеграф и отправил телеграмму, кому – не известно. Но известен ее текст: «Маяковский застрелился».
Культ вождя – это признак языческой религии. И Маяковский тоже одушевляет вещи, предметы. === Идолизация («Товарищу Нетте. Пароходу и человеку»)
Но империи опираются на две силы:
- мещанство (чем глупее, тем лучше)
Поэзия Маяковского драматургична по своей сути, театральность заложена в природе его стихов.
В 1928 году Маяковский переделал свой киносценарий «Позабудь про камин» в феерическую комедию «Клоп».
Главная проблема пьесы – «разоблачение сегодняшнего мещанства».
Показывая мещанство, Маяковский осмыслил его политически.
Бытовое перерождение Присыпкина – не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу. Главный удар Маяковский обрушил на приспосабливающееся мещанство – ведь мещанство становится особенно опасным, когда оно маскирует свою сущность, прикрывается лозунгами «красной семьи» и т.п.
Выходец из общественно отсталых, морально неустойчивых слоев рабочего класса, Присыпкин легко поддается влиянию мещанской идеологии.
Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости – это носители таких пороков как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, грязь, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения.
Славные ребята из общежития выгоняют Присыпкина из своей среды, но и среди них есть такие, которым не чужды мещанские вкусы.
Чтобы показать мещанство не только как порок современного быта, но и как чвление, тормозящее развитие современного общества, Маяковский перенес действие остальных 5 картин на 50 лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Перенеся героя в будущее, Маяковский придал комедии огромный размах, усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность в развитии действия.
Сатирическая острота и гиперболичность в характеристиках действующих лиц помогли Маяковскому создать обобщения, расширяющие масштабы пьесы, насытить образы подлинной социальной типичностью.
Чтение отрывков комедии в классе, возможно чтение по ролям.
Комедия «Баня».
«Баня» моет (просто стирает) бюрократов».
Маяковский вывел в «Бане» резко сатирические образы бюрократов, засевших в учреждении, которое не только воплощает в себе все пороки бюрократизма, но и по самому своему назначению оказывается результатом бюрократических измышлений. «Главное управление по согласованию» совершенно оторвано от жизни. Его начальник – законченный бюрократ, чванливый, тупой, зазнавшийся, подменяющий реальное дело шумихой. Это чиновник во всем: все его понятия лишены реального содержания, его речи полны словесных штампов.
Образ Победоносикова дополняется образами Оптимистенко, Мезальянсовой, Ивана Ивановича – все эти типы «составляют общую фигуру бюрократа».
Маяковский видел в бюрократии не только порочный метод административной деятельности, но и определенный склад мышления – узкого и ограниченного. Он показал бюрократизм в столкновении с творческим порывом рабочего класса (создание машины времени). Эта машина для Маяковского – символ пятилетки, темпов социалистического строительства.
«Баня» - драма, это подчеркивает трудность борьбы с бюрократизмом и с косностью мысли.
Чудаков, Фосфорическая женщина – представляют фантазию и фантастику.
Рабочие Велосипедкин, Фоскин, Двойкин, Тройкин – конкретную практику.
Возможно использование на уроках автобиографии Маяковского «Я сам» и книги Л. Кассиля «Маяковский сам, глава «На капитанском мостике»
14 12 2014
1 стр.
Дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его новаторском характере; вызвать у уч-ся интерес к поэзии В. Маяковского
29 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Шамши Калдаякова
25 12 2014
1 стр.
Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представление о назначение дисциплины; связь с другими
14 12 2014
11 стр.
Учитель приветствует учеников словами: «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проверяет готовность к уроку. Просит открыть тетрадь и записать число, «Классная работа» и тему урока «Сину
12 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Сообщение темы урока
14 10 2014
1 стр.