Обобщающий урок по теме:
Вегетативные органы растений
Форма проведения урока – ярмарка знаний.
Цель: В ходе обобщения привести знания уч-ся в систему и выявить уровень усвоености изученного материала. Кроме этого каждое задание имеет свою цель.
К уроку нужно подготовить:
-
конверты с карточками 3 видов для каждого ученика:
-
на доске- красочное оформление ярмарочных рядов:
-
стенды к уроку Ералаш:
-
письмо : «Советы барона Мюнхгаузена огородникам»
-
таблички-анаграммы:
-
призы-сюрпризы
Ход урока
Вступительное слово учителя: Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка?
Это - большой торг , обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно и то же время. Сегодня у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я покупатель, а вы - купцы. Ваш товар-это знания. продав свой товар вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в банке / раздаются стеклянные банки с фасолью./
Однако: Подготовка к уроку отнимает много времени. Нельзя проверить прочность усвоения материала каждым учащимся.
Торговый ряд "Аукцион"
Цель: проверить общую информированность учащихся по теме «Вегетативные органы растения».
Каждая команда – ряд получает свою тему:
I – «Корень»;
II – «Стебель»;
III – «Лист».
Работа организуется по цепочке в ряду.
На доске – план «коллективного» ответа.
1.Определение данного вегетативного органа.
2.Его функции (значение).
3.Внешнее строение (особенности).
4.Микроскопическое строение (особенности).
5.Видоизменения (в связи, с чем происходит).
По ходу ответа получают заработанную валюту (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – дети сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен.
Валюта и штрафы складываются в общую банку команды.
Торговый ряд «Сюрприз»
Можно провести в двух вариантах:
-
на этом уроке могут присутствовать гости; кому они отдадут предпочтение – наиболее активным участникам урока или наиболее находчивым.
-
пусть ребята решают, кто из них на уроке был наиболее заметен; для этого в начале урока на все парты разложите небольшие карточки, где в конце урока ребята напишут фамилию победителя.
Победителей может быть несколько. Заранее продумайте, как их отметить
Учитель: Все мы любим сюрпризы. Пусть для вас сюрпризом станет приз зрительских симпатий.
Торговый ряд «Эврика»
Цель: выявить умение учащихся применять знания на практике
Обратите внимание на плакат. На нем изображен телефонный диск. Каждой цифре соответствует определенная буква .Наберите на телефонном диске указанные ниже цифры , и вы узнаете просьбу растения ! 2 , 4 , 5 , 4 , 7 , 10 , 3 , 1 , - 5 , 6 , 9 , 4 , 8 , 9 , 6 , 7 , 10 !
Вопросы:
-
О каком агротехническом приеме ухода за растениями идет речь?
-
Какое значение этот прием имеет в жизни растений? Почему?
-
Сформулируйте правила полива .
На диске телефона:1-Е, 2-П, 3-Т, 4-О, 5-М, 6-А, 7-Г, 8-В,9-Л, 10-И.
Торговый ряд «Светофор»
Ребята раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую.
Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
Учитель задает вопросы классу и называет ответа «разного цвета» - ребята должны поднять сигнальную карточку того цвета , который соответствует правильному ответу.
-
Каковы причины передвижения воды в растениях?
Красный – движение в клетках цитоплазмы.
Желтый – корневое давление и транспирация воды листьями.
Зеленый – изменение влажности воздуха.
-
Клетки кожицы листа прозрачны. Какое это имеет значение?
Красный – обеспечивает проникновение света к хлоропластам.
Желтый – обеспечивает проникновение кислорода внутрь листа.
Зеленый – обеспечивает охлаждение листовой платины.
Возможны другие варианты этого задания.
Торговый ряд "Растительный ералаш"
Цель: проверить способность учащихся думать в нестандартной ситуации, вырабатывать критическое отношение к знаниям. Учитель заранее готовит карточки с названиями растений.
Вопрос. У каких из перечисленных растений наблюдаются видоизменения органов? Назовите эти видоизменения.
I .Патиссон
Горох
Укроп
|
II. Ландыш
Тыква
Рис
|
III Пшеница
Морковь
Огурец
|
Возможны и другие варианты.
«Cоветы - огородникам»
Распечатывается письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном.
-
В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это их освежает.
-
Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней.
-
Для закладки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
-
Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, они подгрызают корни растений.
Соблюдайте советы барона Мюнхгаузена, и вас ждет богатый урожай овощей и фруктов!
Что можно сказать об этих рекомендациях?
Торговый ряд «Почемучка»
Цель: показать детям, что они способны мыслить творчески.
Вопросы:
-
Почему лист считается «зеленой химической лаборатории»?
-
Почему устьице можно образно назвать «форточкой» зеленого листа?
-
Почему у растений встречаются видоизменения практически всех органов?
-
Почему у бегонии — крупные листья у кактуса — колючки, у гороха — усики, у росянки листья выделяют клейкую жидкость?
(Возможны и другие вопросы.)
Игровой момент «Перевертыши»
Составь названия известных деревьев из слогов на карточках (карточки- анограммы также готовят заранее и прикрепляют за раскрытыми «крыльями» доски):
-на- сос
|
сосна
|
ни- вен- ца- лист
|
- лиственница
|
|
|
|
|
поль- то
|
- тополь
|
рис- па- ки
|
- кипарис
|
|
|
|
|
тан- каш
|
- каштан
|
би- ря- на
|
- рябина
|
ИТОГ
Подсчитывается сделанные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяется наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару - знаниям - состоятельными людьми. Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, такой:
-
Первое место – все члены команды получают «5»;
-
Второе место- 50% - «5» , 50% - «4» (решают сами);
-
Третье место – всем «4».
Методический комментарий
В ходе проведения урока, от учеников требуются не только конкретные знания, но и смекалка, рассуждения, умозаключения. Происходит непроизвольное запоминание материала. Все ребята активны, каждый чувствует радость успеха. Поддерживается интерес учащихся к уроку.