Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тишанская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
(УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ)
Подготовила:
Бабешко Е.О.
учитель химии
МОУ «Тишанская СОШ»
Тишанка
2009 год
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация неорганических веществ. Типы химических реакций»
Цели урока:
повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о классах неорганических веществ; типах химических реакций, их сущности и классификации;
закрепление навыков составления уравнений реакций в молекулярном виде;
коррекция знаний и умений учащихся по теме урока,
обращение внимания на те вопросы, которые были недостаточно понятны, для наибольшей эффективности домашней подготовки к контрольной работе.
Тип урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: интенсивная подготовка к контрольной работе по следующим вопросам:
-
классы неорганических веществ;
-
составление уравнений реакций в молекулярном виде;
-
решение задач по уравнению реакций;
-
закон сохранения массы веществ, расставление коэффициентов;
-
химические реакции, их сущность и классификация;
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, дидактический материал
Ход и содержание урока.
I. Организационно – мотивационный момент.
Задачи этапа:
-
обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
-
психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Задачи этапа:
-
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
Название темы урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация неорганических веществ. Типы химических реакций»
Постановка цели урока.
III. Обобщение и систематизация знаний
Задачи этапа:
-
обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;
-
обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний;
-
обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
I. Актуализация опорных знаний:
-
Назовите классы неорганических веществ.
-
Дайте определение классу неорганических веществ: оксидам.
-
Дайте определение классу неорганических веществ: кислотам.
-
Дайте определение классу неорганических веществ: основаниям.
-
Дайте определение классу неорганических веществ: солям.
Учитель благодарит ребят за ответы и предлагает выполнить первое задание
-
Задание на знание классов неорганических веществ
Распределите по классам следующие соединения: CO2, Al2(SO4)3, KOH, CuO, H2SO4, NaNO3, Ca(OH)2, MgO, HCl, H2CO3, K3PO4, N2O3, HNO3, Al(OH)3, CaCO3, Mg(OH)2.
2.Задание на знание написание формул солей
Приведите формулы солей: карбоната кальция, хлорида натрия, нитрата калия, фосфата алюминия, сульфата магния.
II. Перед выполнением третьего задания учитель проводит фронтальный опрос на знание типов химических реакций и уравнений реакций.
-
Назовите, чем отличается химическое уравнение от химической реакции.
-
Какую реакцию мы называем реакцией соединения?
-
Какую реакцию мы называем реакцией разложения?
-
Какую реакцию мы называем реакцией замещения?
-
Какую реакцию мы называем реакцией обмена?
3.Задание по вариантам на составление химических уравнений
К А Р Т О Ч К А № 1
I вариант
Составьте химические уравнения следующих химических реакций:
а) P+ O2→P2O5
б) CuOH→Cu2O+H2O
* Fe2(SO4)3 + KOH→Fe(OH)3 +K2SO4
К А Р Т О Ч К А № 1
II вариант
Составьте химические уравнения следующих химических реакций:
a) Al + Cl2→AlCl3
б) H2O→H2+O2
* H2SO4+ Al(OH)3→Al2(SO4)3+ H2O
4. Задание на определение типов химических реакций
К А Р Т О Ч К А № 2
I вариант
Определите тип химических реакций, под формулами напишите названия веществ, участвующих в реакции
1) Li + O2→LiO2
2) AgOH→Ag2O + H2O
3) Al + HCl→AlCl3 + H2
4) Na + N2→Na3N
5) Al(OH)3 + H3PO4→AlPO4 + H2O
К А Р Т О Ч К А № 2
II вариант
Определите тип химических реакций, под формулами напишите названия веществ, участвующих в реакции
1) Al + O2→Al2O3
2) Fe2O3 + H2 →Fe + H2O
3) H3PO4→H2O+P2O5
4) Cu(NO3)2+Na3PO4→Cu3(PO4)2 + NaNO3
5)K+O2→K2O
III. Перед выполнением пятого задания учащиеся повторяют алгоритм решения задач по уравнению реакций.
5. Решение задач по уравнению реакций
К А Р Т О Ч К А № 3
Решите задачу на «3»
Какая масса кислорода необходима для полного сжигания 36 г. углерода?
К А Р Т О Ч К А № 3
Решите задачу на «4»
Какая масса гидрооксида натрия может вступить в реакцию с 250 г. 20% раствора сульфата железа.
К А Р Т О Ч К А № 3
Решите задачу на «5»
Определите количество вещества, которое может быть получено при взаимодействии алюминия на 150 г. 18% раствора нитрата железа.
V. Домашнее задание.
Задачи этапа:
-
обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Повторение пройденного материала, подготовка к контрольной работе.
VI. Подведение итогов занятия.
-
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Подведение итогов работы на уроке, как всего класса, так и отдельного ученика с учетом его индивидуальных способностей.
VII. Рефлексия
Задача этапа:
-
инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Рефлексивно – оценочный тест
-
На уроке мне было над чем подумать.
-
Мне было комфортно на уроке.
-
На многие вопросы в ходе урока я получил(а) ответы.
Учащиеся ставят знаки «+» и «-» около каждого утверждения и сдают учителю.