(общая продолжительность 34 часа, консультации)
Вводные лекции по курсу «Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов.
Западноевропейская «новая драма». Онтологический символизм Г. Ибсена – 3 часа.
Март
Европейский театр рубежа веков.
«Драма–дискуссия» в творчестве Г. Ибсена, Б. Шоу, О, Уайлда – 2 часа.
Философское начало символистских пьес М. Метерлинка – 1 час.
Символизм и документализм в драмах Г. Гауптмана. – 1 час.
Символизм в французской поэзии (П.Верлен, С. Малларме, А. Рембо) и его влияние на национальную поэзию других стран (Э. Верхарн, У. Уитмен, Р.М. Рильке) ––4 часа
Английский роман рубежа веков. Особенности реализма в романах «среды и характеров» Г. Гарди: взаимодействие реализма с натурализмом и символизмом – 2 часа.
«Портрет Дориана Грея» О.Уайлда: специфика фантастики, своеобразие символики, парадокс, философский подтекст и развенчание эстетизма – 2 часа.
Специфика фантастики в творчестве Г. Уэллса – 2 часа..
Образ форсайтизма в творчестве Дж. Голсуорси, композиция, сюжет, творческий метод и своеобразие художественного мастерства – 2 часа.
Май
Французский роман рубежа веков. Взаимодействие натурализма и реализма в творчестве Э. Золя – 2 часа
«Многосоставность» творческого метода Ги де Мопассана и особенности его художественной манеры – 2 часа.
Понимание истории, гротеск и сатира в творчестве А. Франса – 1 час.
«Жан Кристоф» Р. Роллана как «роман-поток» - 1 час.
Специфика американского романа рубежа веков. Проблематика романов М.Твена, их социально-философский смысл и художественные особенности – 2 часа.
«Американская мечта» и судьба творческой личности в романе Дж. Лондон «Мартин Идеен» - 2 часа.
Герой и конфликт, специфика психологизма, философский подтекст в «Мистериях» К. Гамсуна.
Поэты П. Верлен, А. Рембо, У. Уитмен, Э. Верхарн, Р. Киплинг,
Зарубежная литература ХХ века. Под редакцией Л.Г, Андреева. М., 2003 (2000),
Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Под редакцией В.М. Толмачева.М., 2003.
История всемирной литературы в девяти томах, т. 8., М., 1994.
Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М,, 2002.
Энциклопедия символизма. М., 1998.
Общие тенденции литературного процесса рубежа веков Х1Х и ХХ.
Декаданс как движение рубежа Х1Х и ХХ веков.
Механизм формирования литературных течений рубежа Х1Х-ХХ веков в
Свете системно-синергетического подхода.
Традиции и новаторство в литературных течениях рубежа Х1Х-ХХ веков (на выбор: реализм-романтизм, импрессионизм символизм и натурализм).
Влияние импрессионизма на литературные течении рубежа Х1Х-ХХ веков.
Проблема «элитарного» и «элементарного» в литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков
Натурализм как литературное течение конца Х1Х века.
Импрессионизм как явление искусства рубежа веков..
Символизм как литературное течение рубежа Х1Х – ХХ веков.
Специфика символики в поэзии П.Верлена, А.Рембо ( в сравнении или на выбор)
Специфика художественного мастерства П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо.
(в сравнении или по выбору).
Теоретические изыскания и художественная практика С. Малларме.
Система образных средств поэзии П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо
(в сравнении или на выбор).
Эволюция творчества П. Верлена.
Поэтика произведения А.Рембо «Озарения» или «Одно лето в аду».
Драма-дискуссия в творчестве Ибсена.
Г. Ибсен. Специфика символизма.
Г. Ибсен. «Пер Гюнт» - система образных средств.
Г. Ибсен. Философско-религиозная основа драмы «Пер Гюнт»
Г. Ибсен. Кукольный дом. Проблематика и поэтика.
Г. Ибсен. Многослойность символики в драме «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Трагизм судьбы человека и художника в драме Г. Ибсена «Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые пробуждаемся» (на выбор).
Теоретические размышления Б. Шоу в сфере драматического искусства.
Б. Шоу. Проблематика и структура (пьеса по выбору).
Драма-дискуссия в творчестве Б.Шоу.
Б. Шоу. Конфликт и его художественное решение (пьеса по выбору).
Парадокс в драматургии Б.Шоу.
Философский аспект в пьесах Б.Шоу (пьесы по выбору).
Г. Гауптман. Проблематика драмы «Потонувший колокол».
Специфика художественного решения в драме «Потонувший колокол».
Г. Гауптман. Символика в драме «Потонувший колокол».
Г. Гауптман. «Ткачи» (сюжет и композиция).
Документализм и художественный вымысел в драме Г. Гауптмана «Ткачи».
Специфика символизма в творчестве М.Метерлинка.
М. Метерлинк. Символика «Синей птицы».
Э. Золя. Взаимодействие натурализма и реализма (на примере любого произведения).
Архитектоника и проблематика романа Э. Золя «Карьера Ругонов».
Сюжетно-композиционная структура романа Э. Золя «Жерминаль».
Проблематика романа Э. Золя «Творчество».
Типы художников в романе Э.Золя «Творчество».
Г. Мопассан. Проблематика и художественные средства в романе «Жизнь».
Г. Мопассан. Герой и конфликт в романе «Милый друг».
Г. Мопассан. Проблематика и художественные средства в романе «Милый друг».
Г. Мопассан. Взаимодействие импрессионизма и реализма в произведении «Сильна как смерть».
Г. Мопассан. Мистицизм и реальность в произведении «Орля».
Художественное своеобразие произведений Г. Мопассана (по выбору)
А. Франс. Гротеск в романе «Остров пингвинов».
Р. Роллан. Герой и конфликт в романе «Жан Кристоф».
Р. Роллан. Тема творчества в романе «Жан Кристоф».
Т. Гарди. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (героиня, конфликт, композиция).
Т. Гарди. Тема религии и рока в романе «Тэсс из рода дЭрбервиллей».
Герой и конфликт в романе Т. Гарди «Джуд Незаметный».
Сравнительная характеристика героев романов Т.Гарди – Тэсс и Джуда.
Взаимодействие реализма с символизмом и натурализмом в произведениях Т.Гарди (по выбору)
Т. Гарди. Специфика творческого метода писателя.
Г. Уэллс. Специфика фантастики романа (по выбору)
О. Уайлд. Парадокс в романе «Портрет Дориана Грея».
О. Уайлд. Взаимоотношения жизни и искусства в романе «Портрет Дориана Грея».
О. Уайлд. Философский подтекст романа «Портрет Дориана Грея».
Развенчание эстетизма в романе О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Сравнительная характеристика героев романов Ж.К. Гюисманса «Наоборот» и О.Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Дж. Голсуорси. Явление форсайтизма в романе «Собственник».
Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
Проблематика и художественное своеобразие романа Дж. Голсуорси «Собственник».
Роман «Собственник» Дж.Голсуорси как часть семейной хроники «Сага о Форсайтах».
Американский характер в европейских обстоятельствах в новеллах
Г. Джеймса «Дейзи Миллер», Осада Лондона».
Специфика психологизма в новеллах Г.Джеймса «Поворот винта», «В клетке», Зверь в чаще» ( в сравнении или по выбору).
Специфика художественного мастерства Г. Джеймса-новеллиста (новеллы по выбору)
Конфликт и система образов в новелле Г.Джеймса «Поворот винта».
Проблематика и художественные особенности романов М. Твена (по выбору)
Герой и конфликт, специфика художественного мастерства М.Твена (роман по выбору.)
М. Твен. Мифологизм романа М. Твена «Янки при дворе короля Артура».
М. Твен. Утопические и антиутопические тенденции в романе «Янки при дворе короля Артура».
Дж. Лондон. Герой и конфликт в романе «Мартин Иден».
Дж. Лондон. «Американская мечта» в романе «Мартин Иден».
Герой и конфликт в произведениях К. Гамсуна (по выбору)
Ницшеанские мотивы в творчестве К. Гамсуна (произведение по выбору)
Специфика психологизма в романах К.Гамсуна (по выбору).
Проблематика и специфика художественного решения в романах К. Гамсуна (по выбору)
Генри Джеймс. Любое издание, содержащее указанные новеллы.
Писатели США о литературе. М., «Прогресс», 1982, т. 1.
Тема П. Драматургия Ибсена. «Пер Гюнт»
Г. Ибсен. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х т. М., 1988, т. 2, с. 384-636.
б) стихи, посвященные Парижской Коммуне,
в) «Пьяный корабль», «Гласные»,
г) «Озарения» (1,2 - на выбор),
д) «Одно лето в аду».
Литература
Д.Д. Обломиевский. Французский символизм. М., 1973.
Н.И. Балашов. Рембо и связь двух веков поэзии. В кн.: А. Рембо. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М., 1982.
Л.Г. Андреев. Феномен Рембо. В кн.: А.Рембо. Произведения в стихах и в прозе. М., 1988.
Ж.- М. Каре. Жизнь и приключения Артура Рембо. СПб. 1994.
П. Птифис. Артюр Рембо. М., 2000.
Тема 1У. Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»
«Портрет Дориана Грея» - любое издание.
Р. Эллман. Оскар Уайлд. М., 2000 (главы, посвященные «Замыслам» и «Портрету Дориана Грея»).
Контрольные работы по тексту произведений:
№ 1
№ 2
№ 3
.
25 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
02 10 2014
3 стр.
15 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
25 09 2014
4 стр.
25 12 2014
3 стр.
09 10 2014
5 стр.