Перейти на главную страницу
-
Допустим, что написана программа решения задачи на каком-то языке программирования, но компьютер понимает только команды, переведенные в двоичный код. Этот перевод можно осуществить с помощью трансляторов.
Различают два вида трансляторов: компиляторы и интерпретаторы. Они различаются с точки зрения выполнения работы.
Компилятор осуществляет синтаксический контроль программы и при обнаружении ошибок выдает диагностические сообщения. Если ошибок нет, результатом компиляции является программа на языке машинных команд (ее называют объектной).
Интегрированная среда Turbo Pascal.
Краткое знакомство.
Язык Паскаль появился в 1984 году. Он разработан Н.Виртом в 1968-1970 г.г., получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении.
а) создавать тексты программ;
б) компилировать их (находить и исправлять ошибки);
г) компоновать программы из отдельных частей;
д) использовать модули библиотек;
е) отлаживать и выполнять программы.
Система ТР состоит из множества файлов, основные из которых:
1. Главное меню.
2. Основное, или рабочее, окно.
3. Строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш.
Меню Turbo Pascal
File состоит из следующих команд:
New – создать новое рабочее окно.
Open – открыть сохраненную ранее на диске программу.
Save – сохранить программу под текущим именем.
Save as – сохранение программы под новым именем.
Save all – сохранение всех окон под текущими именами.
Change dir – изменение текущего каталога.
Exit – выход из режима Turbo Pascal.
Работа с окнами в Turbo Pascal
Cascade – расположение открытых окон уступами.
Работа с блоками в Turbo Pascal
Блок это выделенная часть программы. Блоки можно переносить, копировать, удалять.
Ctrl+K,B – отметить начало блока;
Ctrl+K,K – отметить конец блока;
Ctrl+K,C – скопировать блок; в меню Edit выбрать команду Copy, затем команду Past.
Ctrl+K,V – переместить блок; в меню Edit выбрать команду Cut, затем команду Past.
Ctrl+K,Y – удалить блок; в меню Edit выбрать команду Clear.
Ctrl+K,H – снять выделение блока.
Выделить блок можно выделить еще следующим образом: прижать клавишу Shift и управляя стрелками продлить выделение на весь блок; либо с помощью мыши: прижать левую клавишу мыши протянуть выделение на весь блок. Повторное нажатие клавиши мыши приведет к снятию выделения.
Редактирование программы.
Перемещение курсора в начало строки – Home;
Перемещение курсора в конец строки – End;
Переключение между русским и латинским алфавитом - Ctrl+Shift (справа); Ctrl+Shift (слева);
Набор заглавной буквы – Shift+<клавиша с буквой>;
Удаление неправильного символа – установить курсор на этот символ и нажать клавишу Delete, либо установив курсор после неправильного символа и нажать BS;
Разрезать строчку на две – установить курсор на «место разреза» и нажать Enter;
Склеить две строки – установить курсор в конец первой из склеиваемых строк и нажать Delete или в начало второй и нажать BS;
Вставить между двумя строчками новую пустую – установить курсор в конец первой из двух строк или в начало второй и нажать Enter;
Удалить строчку целиком – установить на нее курсор и нажать комбинацию клавиш Ctrl+Y;
Отменить последнюю операцию по редактированию текста Alt+BS;
Запустить программу на исполнение - Ctrl+F9.
Алфавит языка Turbo Pascal
Алфавит языка Turbo Pascal содержит:
В языке Turbo Pascal есть зарезервированные слова, которые, так же нельзя использовать в качестве имен чего-либо (например begin, end, var, for, while, repeat и т.д.).
Структура программы на языке Turbo Pascal
program <имя программы>;
uses <имена подключаемых библиотек>;
type <описание типов данных>;
const <описание констант>;
label <описание меток>;
var <описание переменных>;
<описание подпрограмм>;
begin
<операторы>;
end.
Любой из перечисленных выше разделов может отсутствовать, за исключением раздела операторов. Поэтому самая короткая программа на языке Turbo Pascal выглядит так: begin end.
Правда, она ничего не делает, но с точки зрения синтаксиса языка, она написана верно.
Переменная - это область памяти, названная собственным именем, которая может менять свое значение в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется именем, типом и значением.
Константа - не изменяет своего значения в процессе выполнения программы, она может быть задана явно своим значением или обозначена именем.
Имя (идентификатор) переменной или константы задается латинскими буквами и арабскими цифрами. В качестве идентификатора нельзя использовать служебные слова. Идентификатор должен быть уникальным, т.е. в данном блоке программы один идентификатор не может быть использован для обозначения более чем одного объекта.
Например : Zap, gor,X, p1, summa, a28,rar_1, proba, x1,y1,max,min и т.д.
Все переменные, которые будут использованы в разделе операторов, должны быть объявлены в разделе описания переменных, начинающемся словом var.
Описываются переменные так:
<имя переменной>: <имя типа>; (можно указывать несколько имен переменных через запятую)
Тип переменной – это множество значений, который она может принимать.
Тип |
|
Диапазон значений |
Целый |
ShortInt |
-128...127 |
|
Integer |
-32768 ...32767 |
|
Longint |
-2147483648 ... 2147483647 |
|
Byte |
0 .... 255 |
|
Word |
0 ... 65535 |
Вещественный |
Real |
2,9 10-39..... 1,7 1038 11..12 значащих цифр |
|
Single |
7..8 значащих цифр |
|
Double |
15..16 значащих цифр |
|
Extended |
19..20 значащих цифр |
|
Comp |
19..20 значащих цифр |
Логический |
Boolean |
TRUE FALSE
|
Cимвольный |
Char |
1 символ |
Строковый |
String |
Массив символов, по умолчанию длина 256 символов. |
Массивы |
array |
|
Записи |
record |
|
Множества |
set |
|
Файлы |
file |
|
Указатели |
pointer |
|
Операция присваивания
В результате выполнения операции присваивания переменная получает значение. В общем виде эта операция выглядит так:
<имя переменной>:=<выражение>;
Где := это символ операции присваивания. В Turbo Pascal после каждой операции ставится символ «точка с запятой».
Выполнение инструкции присваивания заключается в следующем: сначала вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа присваивания, затем вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа присваивания.
Например, в результате выполнения операций:
Например, если переменные i и n типа integer, а d типа real, то операции:
i:=n/10; и i:=1.0; - неправильные, а d:=i; - правильная.
Процедура вывода информации.
В любой программе должны быть инструкции, обеспечивающие прием исходных данных и выдачу пользователю результатов.
Команда write предназначена для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных. В этой команде после слова write в скобках задается список имен переменных. Кроме имен переменных в список можно включить сообщение – текст, заключенный в апострофы.
Примеры: write (Summa);
write (‘Результат вычислений’);
write (‘Корни уравнения: х1=’,x1,’ x2=’,x2);
После имени переменной через двоеточие можно поместить формат поля вывода значения переменной. Для переменной типа integer формат – это целое число, определяющее ширину поля вывода (количество позиций на экране). Например, команда write(d:5) показывает, что для вывода значения переменной d используется 5 позиций. Если число занимает меньше позиций, чем указано в формате, то неиспользуемые позиции заполняются пробелами, а само изображение выравнивается по правой границе поля.
Например, если значение переменной kol типа integer равно 15, то в результате выполнения инструкции: write (‘Всего изделий:’,kol:5); на экран будет выведено: Всего изделий: 15.
Для переменных типа real формат представляет собой два целых числа, разделенных двоеточием. Первое число определяет ширину поля вывода, второе – число цифр, стоящих справа от десятичной точки. Если задать только ширину поля, то на экране появится число, представленное в формате с плавающей точкой.
Пусть переменные х1 и х2 типа real имеют значения 13,25 и -0,3401; тогда в результате выполнения инструкции: write (‘х1=’,x1:5:2,’ x2=’,x2:12); на экране будет выведено: х1=13.25 х2=-3.40100Е-01.
Если ширины поля, указанной в формате, недостаточно для вывода значения переменной, то выводится число в формате с плавающей точкой и десятью цифрами после запятой (все поле вывода в этом случае занимает 17 позиций).
После выполнения команды write курсор остается в той позиции экрана, в которой он находился после вывода последнего сообщения этой команды. Следующая команда write начинает вывод именно с этой позиции. Например, в результате выполнения команд:
х:=2.73;
write (‘Значение перем’);
write (‘енной’);
write (‘х=’);
write (х:8:5);
на экран будет выведено:
Значение переменной х=-2.73000
Инструкция отличается от инструкции write только тем, что после вывода сообщения или значений переменных курсор переводится в начало следующей строки. например, если значением переменной х1 является число -3,561, а переменной х2 – число 10,345, то результатом выполнения команд:
writeln (‘Значения корней уравнения:’);
writeln (‘х1=’,х1:7:3);
writeln (‘х2=’,х2:7:3);
будет следующий текст на экране:
Значения корней уравнения:
х1=-3.5610
х2= 10.345
Пример программы №1
program primer1;
var
a,b:integer;
a:=5;
writeln (‘5+3=’,a+b);
end.
Процедура ввода информации.
read (переменная 1, переменная 2,…переменная n);
где переменная это имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.
примеры:
read (Cena,kol);
при выполнении команды происходит следующее: программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша
Одна команда read позволяет получить значения нескольких переменных. В этом случае вводимые числа должны набираться в одной строке и разделяться пробелами. например, если тип переменных а,b и c – real, то в результате выполнения команды read (a,b,c) и ввода с клавиатуры строки 4.5 23 0.17
значения переменных будут следующими: a=4.5, b=23.0, c=0.17.
Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в команде, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения команд:
read (а,b);
read (c);
и ввода с клавиатуры строки: 10 25 18
переменные примут следующие значения: a=10, b=25, c=18.
Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки присваивания его последней переменной из списка инструкции readln оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readln будет требовать нового ввода. Например, в результате выполнения команд:
readln(а,b);
read (c);
при наборе пользователем строки: 10 25 18
переменная а получит значение 10, b – 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.
Перед каждой командой read или readln следует располагать команду write, чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может быть таким:
writeln (‘введите исходные данные’);
write (‘Цена изделия:’);
readln (Cena);
write (‘Количество в партии:’);
readln (kol);
write (‘Скидка:’);
readln (skidka);
Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read или readln, то программа аварийно завершает работу (команды, следующие за этой не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.
program exampl_1;
var a,b : integer;
begin
readln(a);
writeln('Введите второе число’);
readln(b);
writeln('A+B= ', a+b:5);
writeln('A-B= ', a-b:5);
writeln('A*B= ', a*b:7);
writeln('A div B= ', a div b:5);
writeln('Нажмите
readln;
Для того чтобы сохранить программу, необходимо либо, либо :
или
или
1. Написать программу на бумаге.
2. Запустить Турво Паскаль.
3. Набрать программу при помощи клавиатуры.
4. Сохранить программу на диске.
5. Запустить программу на компиляцию.
6. Запустить программу на выполнение.
Наша программа есть пример линейного алгоритма.
Линейные алгоритмы описывают решение задач с последовательным выполнением действий. Обычно такие действия идут в следующем порядке :
program primer2;
const
p=3.14; { число ПИ }
r: real; { радиус }
c,s: real; { длина и площадь }
begin
redln (r);
c:=2*p*r;
s:=p*r*r;
writeln(‘длина окружности=’,c);
writeln(‘площадь окружности=’,s);
readln;
end.
Составление линейных алгоритмов.
Алгоритм – последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.
Программа – это набор инструкций для вычислительных машин и устройств.
Виды программ – компьютерные программы, программы управления роботами, станками и другими программируемыми устройствами.
Языки программирования – языки для записи программ для вычислительных машин и устройств (Turbo Pascal, Basic, Delphi и т.д.).
Типы алгоритмов – линейные, ветвящиеся, циклические, вспомогательные и т.д.
Линейные алгоритмы – линейная последовательность операторов и операций.
Ветвящиеся алгоритмы – алгоритмы с альтернативным выбором действий и групп операций.
Циклические алгоритмы – алгоритмы с циклическим повторением действий и групп операций.
Вспомогательные алгоритмы – алгоритмы решения определенных подзадач, состоящие из групп операций.
Задание: Составить программу, которая по двум введенным с клавиатуры целым числам вычисляла бы и выводила на экран в удобном виде:
Стандартные операции и функции.
Операции бывают следующих видов:
«+» - сложение;
«*» - умножение;
«-» - вычитание;
«/» - деление; (результат всегда должен иметь вещественный тип).
div – деление нацело (с отбрасыванием дробной части);
Программа алгоритм, записанный на языке программирования, служащий для выполнения каких-либо действий
25 09 2014
10 стр.
В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них
13 10 2014
1 стр.
Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач
02 10 2014
4 стр.
25 09 2014
1 стр.
Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко
25 09 2014
6 стр.
Основными достоинствами Паскаля являются легкость при изучении и наглядность программ. Кроме того, в языке Паскаль отражена концепция структурного программирования, имеется богатый
25 09 2014
1 стр.
В33 Середовище програмування Turbo Pascal 0: Підруч для учнів 10 кл серед загальноосв шк. – Ввпк: „Коледж”, 2008 – 47с
25 09 2014
4 стр.
Приведём простейший пример программы, единственная цель которой – вывести на экран какое-нибудь приветствие
14 09 2014
14 стр.