Перейти на главную страницу
В.1.Определение понятий "неопределенность" и "риск". Соотношения между неопределенностями и рисками. Уровни неопределенности.
В.2.Особенности неопределенности как процесса и как явления. Источники объективных и субъективных неопределенностей. Влияние характеристик информации на состояние неопределенности.
В.3.Основные причины возникновения неопределенностей, связанных с профессионализмом персонала.
В.4.Типы ошибок, увеличивающих неопределенность в организационной, экономической, технологической, социальной и правовой составляющей управленческой деятельности.
В.5.Области эффективных решений в зависимости от уровня неопределенности и характера управленческой деятельности.
Руководителям различного уровня нередко приходится готовить УР в условиях недостаточной или ненадежной информации, большой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или покупателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки в тексте УР. В процессе реализации УР также возможны непредвиденные ситуации, затрудняющие точное его выполнение. Поэтому фактические результаты УР не всегда совпадают с запланированными. Они могут быть даже противоположными. Крылатое выражение «Хотели сделать как лучше, а получилось как всегда» является некоторым обобщением практики ПРУР. Таким образом, для УР характерны неопределенность и риск.
Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают качественно — «больше или меньше», «выше или ниже», «приемлемая или неприемлемая». Редко она оценивается в процентах, например, неопределенность информации составляет 20%, неопределенность разработанного решения составляет 15% (при этом допускается большой разброс, например, + 10, то есть диапазон 5—25% считается допустимым).
Обычно неопределенность связывают с подготовкой УР, а риск — с реализацией УР, то есть с результатами (рис. 1).
Неопределенности связаны с пятью процедурами подготовки УР. Они являются основной причиной появления рисков. Тем не менее риски могут возникать, увеличиваться или уменьшаться сами по себе. Поэтому в первую очередь руководителю следует сокращать объем неопределенностей, а во вторую — определять возможные каналы увеличения риска и активно использовать каналы его уменьшения.
Риск и неопределенность имеют одни и те же корни и измеряются в одних и тех же единицах. Кроме того, они могут переходить друг в друга. Переход неопределенностей в риски рассмотрен выше. Переход рисков в неопределенности происходит в том случае, если имеется несколько УР, следующих друг за другом, тогда риски предшествующих УР становятся неопределенностями для последующих УР (рис.2).
В.2.Особенности неопределенности как процесса и как явления. Источники объективных и субъективных неопределенностей. Влияние характеристик информации на состояние неопределенности.
Неопределенность и риск рассматриваются как явление и как процесс. Учитывая схожесть неопределенности и риска, в дальнейшем наши рассуждения будут вестись применительно к неопределенности.
Как явление неопределенность представляет собой набор нечетких или размытых описаний объектов или процессов, взаимоисключающей или недостаточной информации. Сюда относятся и форсмажорные события, иногда возникающие помимо воли и сознания
конкретного работника и изменяющие намеченный ход событий.
Например, эпидемия сибирской язвы привела к заболеваниям ведущих разработчиков бизнес-плана компании, из-за задержки его представления западным инвесторам компания не получила ожидаемого кредита. Как процесс — это деятельность работника, принимающего ошибочные решения либо из-за некомпетентности, либо из-за сложности задания.
В практике ПРУР неопределенность рассматривается как единое целое, в котором явление создается процессом, а процесс формирует явление.
Неопределенности разделяются на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих или реализующих УР. При этом источник неопределенностей находится вне организации или вне влияния на него субъекта УР Субъективные возникают из-за профессиональных ошибок, упущений, несогласованности, сложности задания или нехватки времени. Источник неопределенностей при этом может находиться внутри организации или вне се, если субъект УР может на нее воздействовать. Субъективные неопределенности составляют основную часть суммарных неопределенностей.
Риск определяет соотношение двух полярных результатов, полученных от реализации УР: отрицательного (полное невыполнение) и положительного (достижение запланированного). Обычно риск оценивается дискретно либо как соотношение пары чисел (например, 1 : 9; 20% : 80%), либо как процент отрицательного исхода (например, 0,01%). Например, риск 2 : 8 означает, что только в двух случаях из десяти решение не будет реализовано, риск 10% означает, что на 10% не гарантируется положительный исход принятого решения; риск 50% : 50% (фифти-фифти) означает равную вероятность как отрицательного, так и положительного исхода процесса.
При низком уровне неопределенностей риск растет незначительно, и им часто можно пренебречь. Средний и высокий уровни не определенностей существенно повышают риск получения отрицательного результата. Сверхвысокий уровень неопределенностей не оставляет надежды на положительные результаты.
Неопределенности при РУР возникают в основном по следующим причинам:
- отсутствие полной, достоверной информации;
- сложность обработки информации;
- монополизация необходимых сведений внешними органами
управления.
Задача специалиста, работающего с информацией, заключается в:
Он имеет три уровня:
1) информационную избыточность;
1) абсолютный (100%);
1) нулевой;
2) средний (сокращение уровня затрат или повышение прибыли более чем на 10%);
3) высокий (сокращение уровня затрат более чем в 2 раза);
4) сверхвысокий (сокращение уровня затрат более чем в 10 раз).
Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость,
Насыщенность имеет три уровня:
1) высокий (80-100%);
2) нормативный (50-80%);
3) низкий (менее 50%).
Информация, используемая руководителем для РУР, должна иметь следующие уровни характеристик:
Сложность обработки информации может быть вызвана сложностью самой информации (формы представления, наличие нечетких оценок типа: больше, меньше, лучше, хуже и др.); сложностью или неоднозначностью процедур ее обработки; нехваткой времени на ее обработку.
Монополизация информации часто является причиной и следствием коррупции в различных органах управления.
В.3.Основные причины возникновения неопределенностей, связанных с профессионализмом персонала.
Чтобы понять процесс принятия решения в ситуации неопределенности и риска, необходимо рассмотреть личностные факторы, от которых зависит поведение человека во время кризиса. Представляют интерес работы исследователей организационного поведения М. Томпсона, Э. Эллис и А. Уиллдавски, которые изучали зависимость отношения к угрозе кризиса от стиля жизни, основываясь на групповой сетке, разработанной американским организационным психологом М. Дугласом, представленной на рис. 3.
Сетка представляет четыре типа отношения людей в организации к рискам и угрозе кризиса и выделяет индивидуалистов, эгалитаристов, иерархистов и фаталистов.
— Индивидуалисты не связывают себя ни участием в группах, ни предписанными ролями. Они рассматривают риск как шанс. Без риска нет места предпринимателям, т.к. нет возможности для персонального вознаграждения. Это происходит из-за низкой степени неопределенности или отсутствия опасности потерь.
— Эгалитаристы действуют в пределах сильных групп с минимальными ограничениями. Они стремятся укрепить свой образ жизни и усложнить другие варианты. Они добиваются этого, акцентируя внимание на рисках технологического развития и экономического роста.
— Иерархисты стеснены сильными групповыми ограничениями, предписаниями. Основываясь на "экспертных решениях", они готовы устанавливать высокий уровень приемлемых рисков.
— Фаталисты должны жить согласно ограничивающим предписаниям, но им отказывается в групповом членстве. В результате они не рискуют сознательно. В этом есть какой-то смысл, т.к. они считают, что шанс выиграть у них мал по сравнению с существенной вероятностью поражения.
Рис. 3. Четыре психологических типа отношения к риску и кризису
Психологи сделали вывод, что отношение к риску и угрозе кризиса разными индивидами в организации определяется "стилем жизни". Каждый стиль жизни реагирует только на те риски, которые он приемлет, игнорируя другие и переадресуя их тем, кто на них реагирует. Сосредотачивая свое внимание на том, что, по их мнению, может принести выгоду, индивидуалисты сваливают на других то, что выгоды принести не может. Они также хорошо делают ставки на то, что другие не рассмотрели. Эгалитаристы хорошо различают риски, не замеченные другими, хотя они и склонны бить тревогу зря. В отличие от индивидуалистов они не рассматривают риск в качестве шанса и предпочитают передавать его тому, кто, как им кажется, несет за него ответственность. Иерархисты обычно пытаются управлять всей системой рисков и всеми видами внешнего воздействия. Нет нужды говорить, что все думают, что фаталисты в состоянии справиться с тем, с чем не справится никто другой. Таким образом, люди передают риски в соответствии с различными "жизненными стилями".
Влияние индивидуальных психологических свойств личности на принятое решение становится очевидным в нескольких случаях, но все они выявляют личностное восприятие организационных проблем. Восприятие — отношение человека к окружающему миру. Люди принимают решения и действуют на основе своего видения ситуации, т. е. восприятия окружающего мира. Личностное восприятие может мешать рациональному процессу принятия решения.
Важными составляющими восприятия являются стереотипы и явления? ореола. Такие утверждения, как: "Все моряки грубы", "Все женщины слишком эмоциональны" или "Все агенты по продаже товаров жадны до денег" — примеры стереотипов.
Если руководитель уверен, что все женщины слишком эмоциональны, даже если объективные исследования доказывают обратное, он все равно будет относиться к женщинам как к слишком эмоциональным существам. Если ему придется выбирать, кого продвинуть по службе, мужчину или женщину, он, вероятно, предпочтет служащего-мужчину, даже если женщина — более квалифицированный работник. В результате действия такого стереотипа фирма может лишиться ценного и перспективного работника.
Этот пример показывает, что стереотипы могут привести к пагубным или неэффективным решениям. Стереотипность мышления влияет на выбор курса действий, выработку альтернатив и даже на идентификацию проблемы. Однако она способна упростить чей-либо взгляд на мир, что может оказаться тоже полезным.
Допустим, бухгалтер не пропустил ни одного рабочего дня в течение трех лет, но плохо готовил ежемесячные отчеты. Если такая хорошая посещаемость приведет к тому, что главный бухгалтер начнет считать бухгалтера очень хорошим служащим, то он окажется под влиянием явления ореола. В данном случае отменная посещаемость доминирует над плохой подготовкой отчетов. Примеры явления ореола можно найти во многих организациях. Особенно это заметно во время аттестации служащих.
Личностные факторы, связанные с индивидуальным восприятием проблемы, проявляются на всех ключевых этапах принятия решений: при оценке вероятностей случайных событий, оценке альтернатив, общей оценке эффективности принятого решения (Кулагин, 2001).
С вероятностными оценками событий связаны следующие психологические эффекты:
Одно из таких правил, с помощью которого оцениваются исходы и вероятности событий, называется эвристика репрезентативности. Ее сущность заключается в том, что люди обычно завышают оценки исходов или вероятностей случайных событий, которые в большей мере соответствуют их личному опыту и сложившимся представлениям. Об этих событиях можно сказать, что они репрезентативны опыту людей. Эвристика репрезентативности имеет несколько проявлений:
— В-четвертых, события оцениваются как более вероятные, если их легче представить или вообразить. Например, если группе испытуемых предъявить некоторый сценарий развития событий и попросить представить его во всех подробностях, то в дальнейшем именно этот сценарий будет оцениваться большинством группы как более вероятный, чем до проведения эксперимента. Ясно, что в этом случае каких-либо объективных оснований в пользу изменения оценки нет. Все дело состоит в четкости представления и в силе воображения, которые делают событие в сознании человека более доступным. Используя данный эффект, можно "навязывать" воображению других людей такие события или сценарии, вероятность которых желательно увеличить, и, наоборот, оставлять в тени события, вероятность которых надо уменьшить. Таким образом, появляется возможность влиять на поведение лиц, принимающих решения. Дальнейшие исследования показали, что подобное проявление эвристики доступности имеет более сложную природу. Оказалось, что воображение повышает оценку вероятности только таких событий, которые можно представить относительно легко. Если же по некоторому описанию событие представить сложно, то это, напротив, приводит к снижению его субъективной вероятности. Кроме того, оценка вероятности события может оставаться очень низкой, если это событие имеет для человека крайне негативное значение, например, крупные потери, болезни и т.д. Было установлено, что в большинстве случаев оценка вероятностей таких событий не изменяется даже после того, как людей просят в деталях представить их последствия.
Материал ответа на данный вопрос составлен на базе информации, полученной от ряда консультационных фирм, участвовавших в работе семинара по функциональному аудиту управленческой деятельности и в Государственном университете управления. Материал сгруппирован по пяти составляющим управленческой деятельности: организационной, экономической, технологической, социальной и правовой.
Ошибки в организационной составляющей деятельности при:
• создании или выборе базы знаний;
• выборе, создании и пополнении базы данных;
• выборе схемы организации процесса управления;
• выборе и (или подготовке организационной структуры управления (ОСУ) для компании в целом и для ее подразделений;
• формировании или выборе внешних структур партнерских отношений (магазины, дилерская сеть и др.);
• выборе или составлении сценариев проведения собрании и совещаний;
• составлении данных о партнерах и клиентах;
• организации информационного (технологического и общественного) поиска требуемых сведении;
• выборе или подготовке набора должностных инструкций для персонала и подразделений;
• накоплении статистических данных о работе фирмы;
• создании надежных личных, коллективных и производственных связей с партнерами;
• формировании деловой репутации компании
Ошибки в экономической составляющей деятельности при:
• подготовке и реализации бизнес-плана компании в целом и ее подразделений;
• выборе или подготовке структуры цены на продукцию;
• выборе или подготовке методов и средств морального и материального стимулирования персонала;
• выборе или подготовке метода минимизации налогооблагаемой базы компании.
Ошибки в технологической составляющей деятельности при:
• подготовке или выборе технологий управления организацией и ее подразделений;
• выборе, закупке и установке организационной, информационной и другой техники, а также программного обеспечения;
• выборе методов изучения рынков сбыта и продаж;
• выборе или подготовке методов при подготовке и реализации управленческих решений;
• подготовке или закупке системы безопасности для информации, документооборота, персонала и организации;
• подборе и расстановке кадров;
• выборе или подготовке собственных стандартов на систему управления и производства;
• составлении перечня функций управления и выборе методики их распределения;
• составлении перечня целей и задач, а также средств и методов для их реализации;
• выборе системы для собственных разработок технологических заделов, направленных на развитие производства.
Ошибки в социальной составляющей деятельности при:
• выборе или подготовке методики формирования социальных групп;
• выборе или подготовке методики опенки персонала;
• выборе или подготовке методики формирования человеческого потенциала;
• подготовке методики профессионального внутреннего обучения (умения, навыки и опыт);
• выборе или подготовке методики управления противоречиями.
Ошибки в правовой составляющей деятельности при:
• подготовке и реализации условий сделок и контрактов;
• подготовке и реализации правовой политики отношений с клиентами и партнерами;
• подготовке и корректировке уставных и регистрационных документов компании;
• подготовке и реализации учетной политики компании.
Точно рассчитать неопределенность при ПРУР довольно трудно, поэтому прибегают к различным способам ее оценки и снижения.
Большое влияние на рост неопределенностей оказывает профессионализм выполнения задания и условия выполнения задания, в том числе:
• ограничения на ресурсы, необходимые для исполнения решения (материальные, интеллектуальные и др.);
• воздействие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные);
• наличие субъективного фактора при делегировании решения или его частей большому количеству исполнителей;
• недостаточная профессиональная подготовка руководителей и специалистов аппарата управления;
• несоответствие решения объективному ожиданию объекта управления.
В.5.Области эффективных решений в зависимости от уровня неопределенности и характера управленческой деятельности.
Неопределенности, влияющие на процесс подготовки УР, по объему непонятной или отсутствующей информации можно разделить на четыре уровня:
- 10—15% — низкий, не влияющий на перечень и содержание типовых процедур ПРУР;
- 40—50% — средний, не влияющий на перечень, но требующий пересмотра содержания процедур ПРУР;
- 70—80% — высокий, требующий пересмотра перечня и содержания процедур ПРУР;
- 90—100% — сверхвысокий, находящийся вне понимания специалистов для ПРУР.
Примеры. Общая ситуация: В компанию ООО «Айго» по факсу пришло приглашение на конференцию по актуальной теме. Был указан адрес, телефон, банковские реквизиты и ФИО ответственного менеджера. Компания давно приняла решение послать на конференцию своих специалистов.
Низкий уровень неопределенностей. В приглашении адрес проведения конференции оказался неточным, и специалистам компании «Айго» пришлось потратить некоторое время на выяснение его по телефону. Тем не менее, они вовремя прибыли на конференцию.
Средний уровень неопределенностей. Руководство компании давно ожидало приглашения, чтобы заблаговременно оформить материалы докладов и командировки специалистам. Однако оно по каким-то причинам пришло в день начала проведения конференции. Поэтому пришлось спешным образом переносить намеченные ранее встречи и мероприятия.
Высокий уровень неопределенностей. Приглашение пришло за сутки до начала конференции из-за того, что ожидали согласия министра на участие в конференции. В приглашении была допечатка, что это не просто конференция, а смотр достижений компаний. Руководство компании стало решать проблему — посылать или не посылать специалистов, если посылать, то с какими образцами продукции, а если не посылать, то по какой причине. Привычный порядок и содержание процедур подготовки УР были нарушены. Однако в результате ночного спурта кое-какие образцы удалось подготовить и уставшие невыспавшиеся специалисты поехали на конференцию.
Для уменьшения степени неопределенности необходимо консультироваться со специалистами и даже со случайными людьми (позиция стороннего наблюдателя), например, заводить разговор в купе поезда, салоне самолета о своих проблемах, может быть, специально брать билет куда-нибудь, чтобы поговорить с чужими, незаинтересованными людьми о своих проблемах. Иногда уровень неопределенности следует искусственно увеличивать для нахождения новых решений. Таким образом, неопределенностями следует управлять, а не просто уменьшать их. Критерием управления неопределенностями является, в общем случае, не уменьшение рисков, а увеличение эффективности УР. Если подходить упрощенно, то к эффективным УР относятся обоснованные, выполнимые, легко принимаемые к исполнению. К неэффективным УР относятся необоснованные, невыполнимые и трудно принимаемые к исполнению.
На рис. 3. приведена матрица эффективности управленческих решений в виде взаимодействия уровней неопределенности и характера управленческой деятельности.
Стабильный характер управленческой деятельности определяется выполнением типовых процедур при слабых возмущающих воздействиях внешней и внутренней среды. Корректирующий характер управленческой деятельности полезен при средних возмущающих воздействиях внешней и внутренней среды, когда руководителю приходится изменять (корректировать) ключевые процессы в компании.
Инновационный характер управленческой деятельности необходим при сильных изменениях, происходящих во внешней или внутренней среде компании. Он характеризуется постоянным поиском и реализацией новых процессов и технологий в компании для достижения высокой конкурентоспособности.
При низком уровне неопределенностей (рис. 4.) большее место занимают эффективные решения, так как при стабильном и корректирующем характере деятельности (области А1 и Б1) руководитель будет принимать обоснованные решения с отрицательным минимальным риском реализации. И лишь при инновационном характере деятельности руководителя (область В1) детерминированная (старая, известная всем) информация и отработанные методы будут тормозить процесс принятия новых решений — новые решения не нужны.
При среднем уровне неопределенностей имеются две области эффективных решений (Б2 и В2). Этот уровень хорошо сочетается с корректирующим и инновационным характером управленческой деятельности.
Высокий уровень неопределенностей не сочетается со стабильным характером управленческой деятельности, поэтому в области A3 преобладают неэффективные решения. Данный уровень хорошо сочетается с инновационным характером управленческой деятельности, при котором руководитель настроен на подготовку новых решений, а не на использование имеющихся.
При сверхвысоком уровне неопределенностей имеется возможность получить диаметрально противоположный результат: от невозможности подготовить и реализовать решения до супероптимальных решений (область В4). На этом уровне в основном формируются неэффективные решения, так как трудно воспринимаемая, ненадежная информация существенно затрудняет принятие правильных решений. Супероптимальные решения иногда приходят в голову в результате сопоставления многочисленных путаниц и формирования из них какой-то системы. Этот процесс напоминает счастливый случай игры в рулетку (джек-пот).
Таким образом, приведенная матрица определяет условия подготовки эффективных УР, комфортности и уверенности в правильности их реализации. Эта матрица также может служить инструментарием для анализа и оценки управленческой деятельности в компании.
Управление риском включает шесть стратегий:
• уклонение от деятельности, содержащей большой риск;
• принятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации (создание страхового фонда);
• распределение риска среди непосредственных участников бизнеса;
• создание в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;
• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, создание системы взаимозаменяемости и совмещения профессий, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д.
В каждой организации в различной степени должны использоваться все шесть стратегий. Из них наибольшее распространение получает страхование рисков организации.
Снижению неопределенностей и рисков способствует применение метода функционально-стоимостного анализа (ФСА). Он предусматривает выполнение семи этапов: подготовительного, информационного, аналитического, творческого, исследовательского, рекомендательного и внедренческого.
Подготовительный этап заключается в выборе конкретного объекта управления (ОУ), создании исследовательской группы и подготовке к проведению анализа, составлении графика проведения ФСА.
Информационный этап состоит в подготовке модели использования ОУ, оценке реальных условий функционирования ОУ, изучении рационализаторских предложений по ОУ, составлении и анализе калькуляции затрат по ОУ, построении функционально-стоимостной модели ОУ и определении приоритетов решаемых задач.
Аналитический этап включает составление перечня функций ОУ и их классификацию, определение активизирующих, тормозящих, потенциальных и нейтральных функций, анализ функций, исключение лишних и добавление необходимых функций, построение новой скорректированной модели ОУ, калькуляцию затрат, экспертную оценку нового состава функций ОУ.
Творческий этап заключается в поиске приемов и методов активизации подготовки управленческих решений по ОУ, поиске альтернативных решений по объединению, разделению, изменению функций ОУ для улучшения набора потребительских свойств и в отборе наиболее приемлемых вариантов.
Исследовательский этап включает подготовку эскизов построения ОУ по принятым вариантам и их сравнительную оценку, внешнюю экспертизу принятых вариантов, создание макета или модели опытного ОУ.
Рекомендательный этап предполагает составление технико-экономического описания выбранного варианта ОУ, обоснование прямых и косвенных областей применения ОУ, составление рекомендаций по наиболее эффективному применению тех или иных свойств ОУ в соответствующих областях использования.
Этап внедрения включает ор1анизацию рекламной кампании и поиск организаций для возможного использования разработанного ОУ, сбор статистических данных о процессе внедрения и реальных потребительских свойствах нового продукта.
Семь этапов ФСА могут выполняться по последовательной, параллельной или смешанной схемам. Последовательная схема используется в малых и средних по численности работников и уровню технологии компаниях. Параллельная схема в основном используется в больших по численности работников, наукоемких или сложных по технологии компаниях.
Смешанная схема организации используется на уровне крупных отраслей народного хозяйства или экономики страны в целом.
В определение понятий "неопределенность" и "риск". Соотношения между неопределенностями и рисками. Уровни неопределенности
27 09 2014
1 стр.
Московский базисный учебный план выбран лицеем, так как он позволяет реализовать индивидуальный учебный план обучающихся, профильное обучение, интегративное изучение ряда предметов
18 12 2014
1 стр.
Общие сведения. Нигерия крупнейшая страна Тропической Африки, расположенная на побережье Гвинейского залива. Время gmt + 1 час. Территория 924 тыс кв км
10 09 2014
1 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
Предложения по совершенствованию системы градорегулирования на территории городского округа Сызрань 47
09 10 2014
8 стр.
Ударения в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение одного слога речевого потока не фоне других.
10 10 2014
1 стр.
Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минималь
06 10 2014
3 стр.
Нептуна составляет 50200 км. Новые сведения о диаметре позволили уточнить величину средней плотности Нептуна: она оказалась равной 1,67 г/с Такие характеристики типичны для планет-
10 09 2014
1 стр.