Перейти на главную страницу
Эти три положения о Господе Боге Духе Святом обязательно рассказать людям. Исхождение от Отца – это ипостасное свойство, означающее, что Дух Святой имеет Бытие от Отца, но иным способом, чем Сын (ну, это классика). Он от Отца, но не Сын.
В сознании многих православных, такое представление, что Дух есть нечто безликое. Очень многие люди считают, отождествляют Духа Святого с благодатью. Дарующего с Даром. Происходит отождествление Дарующего с Даром. Мы каждый раз в утренних молитвах «Царю Небесный» читаем, обращаясь к Личности Святого Духа, и тем не менее вот этот факт он на лицо. Факт такого непонимания он на лицо.
Что значит личностность? Отцы церкви предпочитали употреблять слово ипостастность. Что значит ипостастность? Конкретно Бытие. Но для нас, конечно, что Дух Святой имеет самостоятельное бытие, но Он еще и обладает собственной деятельностью, это явление, которое в Писании явленно очень точно. Вообще о Святом Духе в Слове Божьем говориться меньше, чем о Боге – Сыне. Не более полутора тысяч раз (о Сыне говориться две с половиной тысячи раз).
1) Итак, первое из этих мест книга пророка Иссая, «Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48: 12 – 16). Есть Некто, который говорит, что Он первый и последний, что Его рука основала Землю и Небо, что Господь послал Его, а не кого-то по Его воли, чтобы исполнить Свою волю над Вавилоном (завоевать Вавилон). И Он говорит, что Он говорил раньше. Я хотел обратить ваше внимание Кто говорит? Кто Это такой, который говорит «Он создал все, Он свою волю осуществляет над Вавилоном», и дальше Он говорит (Он себя называет Искупителем, Святым Израилем, Господом, т.е. Иеговой), «приступите ко мне и слушайте это Я и с начала говорил не тайно, с того времени как это происходит Я был там и ныне послал Меня Господь Бог (Ягве Илогим) и Дух Его». Что этот за Яхве или Иегова, которого посылает Иегова и Дух Его? Это конечно Сын. Вот это место одно из самых ярких в Ветхозаветном описании Троицы, хотя без имени. Здесь мы видим, что Дух Иеговы посылает вместе с Иеговой, т.е. сам Сын посылается в этот мир решением Отца и Духа. То есть не один Отец посылает, а воля принадлежит всей Святой Троице.
2) Второе место которое вам должно знать говорящее о личностном существовании Святого Духа, находится в 63 главе пророка Исаии (Ис. 63: 9 – 14). Этот отрывок пророка Исаии 63 глава, с 9 по 14 стихи, трижды упоминает Святого Духа. Сначала говорит, что Святого Духа евреи огорчили. Личность можно огорчить, нельзя огорчить радар. При всем желании ни радар, ни ветер огорчить невозможно. Дальше сказано, что «Он вложил Духа Своего в сердца их». И третье – «Как стадо сходит в долину, так Дух Господень вел их в покой». То есть Дух Господень, Он ведет израильский народ. Здесь сказано, что Он действует как руководитель. Читая в контексте мы видим здесь указание на личное существование Святого Духа.
3) Теперь, что касается других мест Священного Писания, говорящие о личном существовании Святого Духа. Самим ярким свидетельством того, что Дух Святой есть отдельная личность. Евангелие от Матфея, третья глава. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). Дух это иной, чем Отец и чем Сын. «Иной и иной, но не иное и иное» – как говорит Григорий Богослов. Та же сущность, но не та же личность.
4) Следующее место, которое нам должно знать об личности Святого Духа это Евангелие от Иоанна, третья глава «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:3-8). Здесь мы видим, что Дух рождает детей для Отца Небесного, для Царствия Божьего. Он дает возможность людям войти в Царствие Божие, но Он рождающий. Здесь должен вас предупредить насчет восьмого стиха, где кажется очень ярко говорится именно об личности Духа «дышит где хочет». Старайтесь на этот стих не опираться, потому – что здесь стоит слово «пневма» без определенного артикля его можно понимать двояко, можно понимать его как дух – в смысле Дух Святой дышит где хочет, а можно понимать в смысле ветер. Поэтому существует даже два типа перевода этого библейского места, поэтому если вы будете опираться на это место, то вы ввяжетесь в долгую и некому не нужную полемику.
5) Также я вам не советую пользоваться текстом первого послания евангелиста Иоанна «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин. 5:7). Хотя текст, я безусловно убежден, что текст подлинный, но учитывая сложность текстологии этого текста, вам не нужно лишний раз ввязываться в совершенно не нужный разговор. Вы знаете в чем там проблема? Проблема в том, в что в большинстве греческих текстов начиная с IV – XVI вв. этот текст отсутствует, но он присутствует во всех западных текстах и некоторых ссылках греческих отцов. Начиная с XV в. благодаря тексту Эразма Роттердамского, он вошел в большинство греческих текстов.
6) Когда мы говорим о личности Святого Духа, самое подробное указание на Его личное Бытие, содержится в прощальной беседе Господа Иисуса Христа. Мы начнем с евангелия от Иоанна «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:15 – 17). Отрывок очень точно описывает, что Дух – это иной Утешитель. Что значит слово Утешитель? Слово «пара-а-клит» часто употребляется в Евангелии. Оно также употребляется в послании апостола Иоанна и книги плача Иеремии. Есть такой эпизод, говорится, что насильники убивают, издеваются, а Утешителя у них нет.
Слово «параклит», означает в первую очередь, тот Кто защищает, но имеет три значения. Первое значения это слово – защитник (тот Кто защищает личность), второе – адвокат (оправдывает перед Отцом Небесным), и третье – тот Кто утешает. Дух Святой является «параклитом» во всех трех смыслах. Он защищает нас от действия врага, Он наш защитник перед Отцом Небесным, и Он нас утешает в наших скорбях.
7) Второй отрывок из прощальной беседы Иисуса Христа, который мы сегодня будем разбирать, это тоже Евангелие от Иоанна, четырнадцатая глава «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Дух посланный Отцом, во имя Христа, научает всему, напоминает все, что говорил Христос. Может научить и напомнить сила? Напоминает (возобновляет слова) Кто-то, а не что-то.
8) Далее третье место из Евангелия от Иоанна, говорящее о Духе Святом как личности, это 15 глава «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15: 26-27). Духа Святого можно огорчить? Он ведет. Он наставляет. Он напоминает. Он свидетельствует. Он Утешитель. Разве это свойство безликой силы? Нет.
9) О Духе Святом говорит 16 глава Евангелия от Иоанна «Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:5 – 15). Дух Святой посланный от Отца Сыном. Он приходит как обличитель мира, обличает о грехе. Главный грех – неверие во Христа. О правде, т.е. об оправдании, которое дается нам через Кровь Господню, что я иду к Отцу, говорит Господь, и о суде, что князь мира осужден. Он свидетель всех этих трех вещей: грех мира, оправдание, которое Бог дает через Сына своего, и осуждение сатаны. Далее Он говорит, что «наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Радар не слышит, радар не может наставлять, радар не может от кого-то брать и возвещать. Поэтому это признаки личности.
10) Что касается следующего текста, это Деяние святых апостолов, вторая глава «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Дея. 2:1- 4). Дух дает им провещать, они исполняют волю Духа Святого. Часто на этот текст, первую часть четвертого стиха, начинают ссылаться «свидетели Иеговы», это один из ключевых текстов в их вероучении. По их трактовке, Дух, Он исполняет, поэтому не может быть личностью, «наполнять может некая безликая сила, но не как личность» – говорят они. Но на самом деле утверждение это не на чем не основано, потому – что достаточно вспомнить слова книги пророка Иеремии. Где Бог говорит так: «Разве Я – Бог [только] вблизи, говорит Господь (Иегова), а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь (Иегова). Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь (Иегова)» (Иер. 23:23-24). Я специально читаю в том варианте, такой находится в еврейском подлиннике. Иегова наполняет небо и землю. Тогда надо сказать, что тогда получается Иегова не личность, а сила. Раз Он наполняет. Так? Или тот же глагол «наполняю» относится к Иегове (Иер. 23:24) и относится к Святому Духу. Наполнение означает, только, то, что Дух Святой не материален, как нематериален и Иегова. Но наполняет Он чем? Он наполняет силой Своей. В 17 – 18 стихах второй главы Деяний «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2: 17 – 18). Написано излию от Духа Моего на всякую плоть. Не излию самого Духа, а излит от Духа. Сила от Духа.
11) Следующий очень яркий отрывок, который вы должны знать, когда говорите о личности Святого Духа это восьмая глава Деяний «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел.» (Деян. 8:26 – 31). Дух говорит встань и пойди, Я тебе говорю.
12) Следующий очень важный момент, «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.» (Деян. 13:1 – 4). Здесь Дух Святой прямо говорит – «Я». Безликая сила скажет так?
13) Есть несколько моментов, которые говорят о личном желании Святого Духа. Например, пятая глава Деяний: «Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3).
14) В 16 главе Деяний «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16: 6 – 7). Здесь Дух Святой действует как личность. Допускает, не допускает куда хочет идти.
15) В 20-й главе Деяний: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня… Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 22 – 28). Дух Святой свидетельствует. Дух Святой ставит блюстителей – епископов.
16) Следующее место, которое говорит о личности Святого Духа, это послание к Римлянам апостола Павла, восьмая глава: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас… «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:9 – 16). Есть два типа жизни. Жизнь по – Духу и жизнь по – плоти. Жизнь по – плоти, когда человек полностью подчинен плотским желаниям. Жизнь – по Духу, когда человек полностью подчинен духовным желаниям. Источником духовных желаний является Дух Святой, Дух Христов. Он оживит нас, Он живет в нас. Он оживит наши мертвые тела от смертной тени. Он водит нас, и поэтому мы Сыны Божии являемся. Он дает нам Духа усыновления, которого мы взываем «Авва, Отче!». Он свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии.
17) В той же главе 8, «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:26 – 28). Стихи прямо говорят, что Он ходатайствует за святых, что Он имеет свою мысль.
18) Очень подробно говорит о Святом Духе 1-е послание Коринфянам в нескольких местах. Итак, первое место, вторая глава: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным… Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:9 – 16). Традиционно все восточные и западные отцы считали, что ум Христов – это Дух Святой!!! Он открывает, то, что на уме у Христа, поэтому – ум Христов называется.
19) Второй отрывок, о личности Святого Духа. Это 1–е послание Коринфянам 12 глава: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 3 – 11). Очевидно, что Дух Святой не может быть не кем иным как Личностью. Разделяя особо как Ему угодно. Безликая сила может это сказать? Нет, конечно же.
Существует около ста отрывков о личности Святого Духа, мы их все рассматривать не будем, я привел самые важные из них.
1) Дух Святой – свят по природе. Дух Святой – Бог. Когда мы говорим о Духе Святом, мы должны понимать, что речь идет о Его природе, Что Он освящает Сам, но не кем не освящается. Христиане, наоборот, освящаются, но не освящают. Когда мы говорим о Духе Святом, о Его божественности, мы можем кратко ссылаться на Деяния, пятую главу: «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4). Зачем солгал Святому Духу? Зачем солгал Богу? Здесь прямо Дух Святой называется Богом.
2) Второе место, которое так же ясно говорит о божественности Святого Духа. 1-е послание Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1 Кор. 3: 16-17). Человек храм Божий и в нем живет Святой Дух. Кто такой Дух Святой? Бог!
3) Есть ряд текстов, которые по ссылкам говорят о Божественности Святого Духа. Первый из этих отрывков – это Деяние: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите» (Деян. 28:25-27). Это цитата из 6-ой главы пророка Исаии. В Евангелие сказано, что это Христос сказал, а здесь сказано, что это сказал Дух Святой. Потому – что общее откровение все Троице.
4) Такое же параллельное место, это послание к евреям: «[О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит [Иегова] Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10: 15 – 17). Это цитирование пророка Иеремии 31 глава (Иер. 31: 33-34) Кто говорит здесь? Дух Святой свидетельствует, но Он же Иегова.
5) Следующее место это послание к Евреям «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет» (Евр. 3: 7-11). А ссылка идет на 95 псалом (Пс. 94: 7-11). То что, в книги Псалтыре, приписывается Иегове, здесь приписывается Духу Святому.
6) Но есть еще огромное количество других мест в Священном Писании, в которых говорится о Духе Святом, как об обладающим свойствами Бога. Самые простые, это Бытие: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Он Творит.
7) Следующее место, псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32: 6).
Об этом говорится в книге Псалмов, «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо—Ты там; сойду ли в преисподнюю—и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7 – 10).
1) «Дух все испытывает в глубины Божии»
2) Евангелие от Иоанна: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13).
5. Дух Святой – источник чудес.
1) Первое послание к Коринфянам «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 11).
2) Дух Святой сопутствовал Христу в творении чудес, Христос сам говорил, что Он в Духе Святом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12: 28).
6. Дух Святой – ставит пастырей Церкви во епископов.
Деяние святых апостолов: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28).
Евангелие от Иоанна: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22 – 23).
1) Евангелие от Иоанна: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5).
2) и послание апостола Павла к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3: 5 – 7).
9. Святой Дух – возрождает людей для Бога (избавляет от всех грехов, оправдывает и освящает).
Первое послание к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 9 – 11).
1) Второе послание апостола Петра: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1 :21). Сравни со следующей цитатой из Св. Писания.
2) И апостол Павел, во втором послании к Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3: 16). Василий Великий говорит так: «Как Дух Святой не может быть Богом, если Писание Его богодухновенно?».
11. Дух Святой участвует в зачатии Христа: Духа Святого и Девы Марии.
Евангелие от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
В послании к Евреям сказано, что «Духом вечным, Христос принес себя Богу». Святой Дух участвует в воскресении Христа из мертвых.
1) К Римлянам: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
2) Об этом же говорит книга Псалмов царя Давида: «пошлешь дух Твой – созидаются. И Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103: 30).
15. Духа Святого мы прославляем вместе с Отцем и Сыном.
1) Самый яркий пример – крещение (Во имя Отца, Сына и Святого Духа), означает то, что мы Ему служим со Отцем и Сыном – вместе.
2) В 12-ом послании апостола Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петр. 4: 14), т.е. мы прославляем Святого Духа – всегда (как и предсказывал апостол Петр).
3) Апостолы прославляли Святого Духа вместе с Отцом и Сыном, об этом говорит первое послание апостола Петра «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1:2).
4) Так же об сопричислении Духа Святого к Отцу и Сыну, говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13: 13).
5) Апостол Павел клялся именем Духа Святого: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян...» (Рим. 9:1 – 4). То есть Он клянется Духом святым, клятва является проявлением служению истинному Богу. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись» (Втор. 6:13).
1) Самое главное указание на то, что Дух Святой имеет бытие от Отца, это Евангелие от Иоанна: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26). Это же цитируется в Символе Веры «…от Отца исходящего…».
2) Кроме этого места в том же Евангелии от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Он называется Духом Отца, и духом Сына, называется по единосущию, по тому, что Он открывает Сына. Дух Святой – называется Духом Сына, потому, что открывает Сына. И по причине того, что единосущен Сыну. Но бытие Он имеет от Бога, поэтому и говорится, и в 1-ом послании Коринфянам написано: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2: 12).
3) Дух от Бога, от называется так в книге Псалмов царя Давида «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6).
- Дух от Отца исходящий в вечности, а от Сына Он подается.
- Сын посылает Духа Святого в мир.
- Сын открывает Духа Святого.
- Сын дает силу Святого Духа.
- Слава Отца (благодать Отца), подается через Сына в Святом Духе, или от Отца и Сына в Святом Духе подается.
- Вечная освящающая сила Отца подается через Сына в Святом Духе.
- Святой Дух – есть «обетования Отца» (обещание Отца), потому - что Отец, обещал Духа Святого излить на всякую плоть.
4) Искупление кровью Господней, Воскресенье из мертвых, вознесение на Небеса – это условия, об этом говорит прямо Евангелие от Иоанна: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).
Аргумент первый – о том, что три не может быть равным одному. Об этом мы говорили ранее.
Сектанты используют из Священного Писания следующие аргументы:
1) Книга Притчей царя Соломона: «Господь имел меня началом пути Своего…» (Прч. 8: 22). Аргумент очень старый его использовали ариане, нынешним сектантам его использовать сложно, хотя они продолжают использовать. Дело в том, что в переводе семидесяти «септуагента», написано, «Господь создал меня началом путей своих». И вот в этом смысле они говорят, что «премудрость создана». Но дело в том, что еще Василий Великий заметил, что слово «создал» не обязательный перевод еврейского слова, собственно, у нас более точный перевод сейчас используется - «имел». Но, второе, главное, что слово «создал» православные отцы Церкви, относили к человеческой природе Христа. Потому – что Христос начало пути Бога – нового пути.
2) Второй отрывок, который всегда использовали и используют до сих пор наши оппоненты – сектанты, против божественности Христа, следующую цитату, это Еваегелие от Иоанна: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14: 28). Дело в том, что контексте мы видим, что Отец более меня по какой природе Христа? По человеческой! Потому – что передвижение, перемещение свойственно кому? Человеку, но не Богу! Сравните эти слова Христа, со словами тоже Господа, Который говорит так: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). Перемещение, снисхождение, вознесение – это свойство человеческой природы Христа. Вы должны знать, что большинство отцов Церкви, так же понимало и в другом смысле. «Отец более меня», потому что Он источник, первопричина. Монархия Отца, Сын от Отца, а не Отец от Сына. Сын рождается из вечности от Отца. Отец больше Его как причина, но не больше Его по природе.
Сын равен Отцу по Божеству, об этом говорил Господь «Я в Отце, и Отец во Мне», «Все что имеет Отец есть Мое». И апостол Павел в послании к Филлипийцам подробно говорит так: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2: 6). Не нуждался в воровстве, чтобы быть равным Богу. Причем интересно, если мы обратимся к греческому подлиннику этого места, то образ не «икона» - изображение (хотя и икона изображение Отца называется), а «морфе» - формой Бога (по – латыне так и переводится). Форма – это прямое указание на единосущие.
3) Очень часто используется следующий аргумент. Это цитата из Апокалипсиса, откровение св. Иоанна Богослова: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Ин. 3: 14). В каком смысле Сын начала создания Божьего? Как Творец конечно. Не первое создание Божие, а начало.
4) В послании к Колоссянам апостола Павла: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1: 15). Они (Иеговисты) говорят, что созданный – значит рожденный. Да, конечно же рожденный. На самом деле аргументация Иеговистов, выработана даже не против католиков, а против протестантов. А здесь возникает такая проблема, дело в том, что протестантское богословие хотя и признает божественность Отца и Сына и Святого Духа, но радикально отличается и от католического, и от православного богословия, и даже от лютеранского и англиканского. Есть феномен «радикального протестантизма» еще называется евангелическое движение, к нему относятся евангелические церкви, баптистские церкви, харизматические церкви. В чем отличие? Дело в том, что в XX веке произошла следующая вещь, протестанты стали отказываться от вечном рождении Сына Божия. Они стали утверждать, что это Оригеновское изобретение, будто бы учение о вечном рождении Сына Божия и сущности Отца не когда не было, а Он из вечности слова Отца (которое существует рядом с Отцом), но сказать, что Он рождается от Отца нельзя – стали говорить они, и Сыном Он называется с момента воплощения. У них вот такая теория существует. И именно против этого евангелического движения набрали аргументацию «Свидетели Иеговы», против нас (православных) она не работает. Мы говорим, - «Да, конечно Он рожден от Отца, прежде всякой твари – все правильно». И продолжаем, «ибо Им создано все, что на Небесах и на земле, видимое и невидимое, Престолы ли Господства, Начальства ли Власти Им и для Него создано, и Он прежде всего и все Им стоит». Да, да, да, говорите вы, рожденный прежде всякой твари, и конечно не сотворенный. Написано сотворенный? Генезис? Протогенезис? Написано перворожденный. Когда говорят, что Он первородный, - Да!, между многими братьями. Он рожденный, а все остальные рождаются от воды и Духа Святого, как и Его младшие братья. Мы братья Божия – чистая правда. Не вы конечно (обращено к сектантам), вы конечно не рожденные, а мы (православные) вот дети Божии. Чистая правда! Первенец среди нас Христос. Он не стыдится называть нас братьями, говоря «Возвещу имя Мое, братья, посреди Церкви».
Аргументация. Перворожденный – Да! Но не сотворенный!
5) Еще один текст, который используется сектантами против учения о св. Троице, это Евангелие от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мар. 13: 32). Мы должны помнить, что не сказано Сын Божий, а просто сказано Сын. В силу того, что не знание здесь дня и часа, указывается по – человечеству. Хотя большая часть отцов считала, что и по – человечеству не знала, а в педагогических целях, чтобы не лезли куда не надо их ограничил. Что касается знания дня и часа, помните, что во-первых, Евангелие говорит «Господи! Ты все знаешь» (Ин. 21: 17), и «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1: 2). Если века сотворены Христом, неужели Он конца этих веков не знает, как Бог? Для простоты разговора с сектантами, говорите, что идет речь о не знании Христа по – человеческой природе, ибо у Христа два ума. Божественный и человеческий (самосознание одно).
6) Указание на то, что Христос молился. Они (сектанты) говорят, то что не может Бог молится. Аргумент решается очень просто. По Иоанну Дамаскину, молитва – это обращение ума и сердца к Богу. К своему Отцу Христос разве не может обратиться? Это разные личности, но конечно же молился Он как человек, безусловно. Потому что мы знаем случаи, когда Он молился не только прославляя Отца своего «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10: 21). Здесь Он как Бог прославляет своего Отца. Но мы знаем и о просительных молитвах, «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12: 27), или «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Маар. 14: 26). Здесь конечно же Он говорит как человек. Иисус - Он и Бог, и человек. Мы знаем, что Христос сотворен по Своей человеческой природе. И конечно мы знаем, что Он не сотворен по Своей Божественной природе. Он сотворен как человек, не сотворен как Бог.
7) Что касается Духа Святого, обычно сектанты борются не с божественностью Святого Духа (хотя они Ее не признают), а в основном они борются с Его Личностью, чаще всего. Но когда заходит речь чтобы отрицать Его божественность, обычно ссылаются на слова Евангелия от Иоанна «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3). Следовательно они говорят, что Дух Святой сотворен. В чем ошибка? А никто не сказал, что Он начал быть. Через слово все начало быть. В тексте сказано «Через Него (через слово, через Христа) все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть», если бы мы на этом закончили, но далее сказано «что начало быть». Текст прямо показывает, что идет речь не об том, что все без исключения создано, а с того, что начало быть. Потому что здесь можно логически продолжить так, что если мы говорим, что все что вообще существует (без исключения) начало быть через слово, значит сам Отец тоже сотворен словом. Здесь предварительно требуется доказать, что Дух Святой, Он имеет начало, что не доказано, что Он Дух Божий. Получается, что когда – то был бездушным Бог. Если Дух Святой начал быть, значит Бог когда – то был бездушным, как камень. Если никогда не было Сына, то Бог был бессловесным.
Да, является. «Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48: 12 – 16); «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16) и др.
Да, является. «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5: 3-4).
Об этом говорится в книге Псалмов, «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо—Ты там; сойду ли в преисподнюю—и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7 – 10).
Евангелие от Иоанна: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16: 13).
Евангелие от Иоанна: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22 – 23).
Евангелие от Луки: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Да, участвует. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11); «пошлешь дух Твой – созидаются. И Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103: 30).
Самое главное указание на то, что Дух Святой имеет бытие от Отца, это Евангелие от Иоанна: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15: 26).
Святой Дух – возрождает людей для Бога (избавляет от всех грехов, оправдывает и освящает)
14 12 2014
1 стр.
Одним из главных показателей морфо-функциональной деятельности всех систем организма является состояние копытец животного
27 09 2014
9 стр.
В новом Завете сказано, что верующие должны получить Святого Духа «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иис
27 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Списки учебной литературы, рекомендуемой обучающимся в качестве основной и дополнительной по темам лекций
15 09 2014
1 стр.
Сальваторе Тумино родился в г. Рагуза (Сицилия) в 1959г., был рукоположен в сан священника в 1987 г. Основал общину «Вот я, пошли меня», посвященную евангелизации. С 1982 г участво
02 10 2014
6 стр.
Русские химики Каблуков И. А. и Кистяковский В. А. применили к объяснению процесса электролитической диссоциации химическую теорию растворов Менделеева Д. И
15 12 2014
1 стр.
Чем заменить молочные продукты в рационе ребёнка, если он отказывается их есть или они ему противопоказаны?
14 12 2014
1 стр.