Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Городской научно – практический марафон «Шаги в науку»

II этап


Этюды Карла Черни

как средство развития техники пианиста.

Исследовательская работа

Выполнила ученица

7 «А» класса

Боброва Ольга

Руководитель

Волкова Елена Александровна,

преподаватель музыкальной литературы

г. Заречный, 2011

Содержание

Введение…………………………………………...3

Глава 1. Анализ литературы………………………4

Глава 2. Результаты анкет…………………………6

Глава 3. Анализ этюдов из сборника «Школа беглости» (опус 299) …….. ………………………………………………..7

Заключение………………………………………….

Литература…………………………………………..

Приложение 1.



Введение

Известно, что без развития техники исполнитель не может в полной мере передать художественный образ музыкального произведения. С первых лет обучения игре на фортепиано преподаватели уделяют особое внимание систематической работе над этюдами. Поэтому тема нашей научно-исследовательской работы «Этюды Карла Черни как средство развития техники пианиста» актуальна для учащихся музыкального профиля нашей школы.



Цель работы – проанализировать особенности строения фактуры этюдов К. Черни опуса 299, составить справочник для учащихся по развитию разных видов техники.

Задачи: 1. выяснить какие из этюдов Черни исполняются учащимися чаще других;

  1. проанализировать фактуру этих этюдов;

  2. составить справочник.

Объектом исследования стали этюды Карла Черни.

Предметом исследования – строение музыкальной ткани.

Методы: анкетирование, анализ, описание, обобщение.

Литература по данному вопросу: Н. Терентьева «Карл Черни и его этюды», Н. Мельникова «Фортепианное исполнительское искусство как культурологический феномен», учебник истории фортепианного искусства А. Алексеева. Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960.

Наша работа отличается подробным описанием этюдов ор.299. Этюды именно этого сборника пользуются наибольшим спросом у преподавателей и учащихся нашего отделения.



Гипотеза: этюды К. Черни ор.299 предназначены для развития разносторонней техники пианиста, поэтому они пользуются особым спросом в педагогической практике.

Практическая направленность: материал может быть использован в самостоятельной работе учащихся над фортепианной техникой.

Анализ литературы

В работе над темой мы познакомились с биографией К. Черни, его педагогическими принципами и сочинениями. Среди них: «Ежедневные упражнения», «Большая фортепианная школа» (опус 500), «Школа беглости» (опус 299), «Искусство беглости пальцев» (опус 740).

Изучив литературу, мы можем выделить основные педагогические принципы К. Черни, причем в каждом из них видна преемственность с методическими взглядами Бетховена, у которого Черни учился. Во-первых, Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во-вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством. В-третьих, Черни развивал в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств. С каждым конкретным учеником Черни намечал свою последовательность в овладении пианистическим мастерством. От простого к сложному - этот принцип лежал не только в основе системы воспитания пианистической техники, но и всех этюдных сборников Черни. В первых этюдах из опуса 299, 636, 821 или опуса 849 гаммаобразные фигурации охватывают не более одной - двух октав. В заключительных представлены длинные гаммаобразные диатонические и хроматические последовательности, а также гаммы терциями, квартами, секстами.

В книге Н. Терентьевой «Карл Черни и его этюды» автор дает классификацию этюдов по видам техники и артикуляции. Мы же выделим из них основные: пассажные фигурации (прежде всего гаммаобразные, а также ступенчато-образные и состоящие из ломанных терций), всевозможные формы арпеджио и трельная техника.

Среди видов пианистической артикуляции назовем легато – связно. Благодаря этой краске, как считал Черни можно достичь пения на инструменте, подражать человеческому голосу или духовым инструментам. Легатиссимо - очень связно, применяется чаще всего в многоголосных напевных по складу произведениях. Hон легато - промежуточная ступень между легато и стаккато. Стаккато - отрывистое исполнение. Стаккатиссимо - самый быстрый и короткий способ звукоизвлечения. Маркато - подчеркнутое произнесение звуков с некоторым ударением. Черни стремился максимально расширить у учеников палитру артикуляционных приемов, побуждал их овладевать не только основными видами фортепианного туше, но и его промежуточными формами.

В результате изучения литературы мы выяснили, что этюды Черни ставят перед собой следующие цели:



  1. развитие и укрепление технической базы исполнителя;

  2. приобретение технического “резерва”: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки;

  3. позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения;

4. помогают скоординировать игровые движения.

Для нас стало очевидно, что формирование столь разных по художественному облику музыкантов, как Ф. Лист и Т. Лешетицкий, Т. Куллак и Т. Дёлер, стало возможным именно благодаря педагогическому таланту К. Черни.



Результаты анкетирования

При дальнейшем изучении темы мы провели опрос учащихся классов музыкального профиля нашей школы и выяснили:

1. Из всех этюдов К. Черни чаще всего учащиеся исполняют этюды из опуса 139, 821, 261, 777, 139. Особой популярностью пользуется «Школа беглости» (опус 299), поэтому мы и решили сделать подробный анализ фактуры в этюдах этого сборника.

2. Среди исполняемых учащимися этюдов встречаются разные виды фактуры: гаммаобразная, арпеджированная, октавная, аккордовая, трельная, смешанная.

3. На вопрос о том, на сколько сложно работать над этюдами, ребята ответили:А) Сложно исполнять этюды -

Б) Не очень сложно, но приходится потрудиться -

В) Легко исполнять -

4.Отношение к этюдам у пианистов тоже различное. Нравится преодолевать трудности в работе над этюдами 50% учащихся. Любят исполнять другие пьесы, но понимают, что этюды необходимы как упражнения – 30% учащихся. Любят исполнять этюды 20% учащихся.

5. Многие из ребят (83%) почти ничего не знают о педагогическом творчестве Черни и хотели бы о нём узнать.

Вывод: в средних и старших классах музыкального отделения школы чаще других исполняются этюды Черни опуса 299. Большинство учащихся осознанно относятся к изучению этюдов, понимая их пользу, обращая внимание на художественную сторону произведения. Есть необходимость провести внеклассное мероприятие с рассказом о творческом пути К.Черни.



Анализ этюдов из сборника «Школа беглости» (опус 299)

Дальнейшей задачей для нас стал анализ строения музыкальной ткани (фактуры) этюдов опуса 299. Беседы с нашими педагогами, их методические советы помогли нам в составлении рекомендаций для исполнителей этюдов № 1,3, 5, 6, 13, 22, 25, 27, 38. Приложение3

Наш анализ нотного текста показал, что первое место среди прочих видов фактуры занимают гаммообразные пассажи. Это не случайно. Как считал Черни, гаммы развивают легкость, беглость пальцев, в них сосредоточены основные правила аппликатуры, благодаря гаммам познаются все лады и, наконец, если ежедневно играть гаммы «отчетливо, упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом.

На второе место можно поставить технику арпеджио. Черни разрабатывает ее в самых различных вариантах; это – длинные, короткие, ломаные арпеджио, арпеджио чередующимися руками. Во многих этюдах встречается сочетание арпеджио с каким-либо другим видом техники. Кроме того, в кодах большинства этюдов арпеджированным пассажам принадлежит роль завершающего, скрепляющего материала. Невозможно переоценить необходимость и обязательность владения техникой арпеджио. Она широко распространена в фортепианной литературе. Без владения техникой арпеджио не возможно исполнение сонат, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Именно она помогает раскрепостить руки пианиста, способствует развитию самостоятельности, независимости, крепости пальцев.

Встречается в сборнике октавная техника, овладение которой открывает доступ к сложным октавным построениям в произведениях Бетховена, Листа, Рахманинова. Октавы развивают гибкость руки, четкость и активность пятого и четвертого пальцев, точность и ловкость большого пальца.

Терцовой технике в данном опусе посвящен один Этюд №38. Сложность овладения терциями заключается в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Это наиболее сложный вид пианистической техники, он чрезвычайно полезен в плане развития активности, самостоятельности пальцев.



Заключение

Подводя итог можно сказать: этюды К. Черни опуса 299 с разнообразным строением музыкальной ткани предназначены для развития многих видов техники пианиста. Творчество Черни - блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда можно назвать кладовой пианистических навыков. Этюды являются незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством. Они требуют многократных проигрываний, в результате которых только и можно по-настоящему преодолеть все трудности и, главное, приобрести необходимую выдержку. Сознательная, умная тренировка здесь так же необходима, как в спорте.

Однако, эта работа не должна ограничиваться выполнением нотного текста и технически чистой игрой в быстром темпе. Не следует рассматривать этюды только как учебный материал. Многие этюды Карла Черни – это своего рода художественные зарисовки, полноценные концертные произведения.

Литература и источники

1. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологи активности. М., 1996.

2. Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960.

3. www.mediaget.ru

4. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М., 1967.

5. Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. Издательство «Музыка», 1978.

6. https://noti.narod.ru/etiud_1.htm.

7. Юргенсон М. Школа для фортепиано. М., 1987.



Приложение 1



Приложение 2

Сборники этюдов Черни





Приложение 3

Этюд №1. Представленные гаммаобразные пассажи в стремительном движении на форте требуют от учащихся ровной беглости, виртуозности, выносливости пальцев. Относительно большой звуковой диапазон этюда требует широты, свободы дыхания, состояния «окрыленности» рук. Беглость, ровность и независимость пальцевых движений должны сочетаться со свободными, пластичными, объединяющими движениями всей руки (при обязательной самостоятельности пальцев и точности прикосновения их к клавишам). Постоянная непрерывность этюда требует от учащегося выносливости, поэтому необходимо определить моменты “отдыха” в партии правой руки, например, 10 – 13 такты. Именно в этих тактах прекращаются скачки и в игре используются только пальцы, гаммообразные пассажи становятся ломаными, не такими длинными. Появление более частого аккордового сопровождения в кульминации способствуют яркому и крепкому завершению этюда.

Этюд №3 Исполнению Этюда одинаково необходима и легкость, и эластичность, которые не должны утрачиваться из-за однообразного движения шестнадцатыми. Использование арпеджированной фактуры попеременно в правой и в левой руке с одной стороны, облегчает техническую задачу, с другой - способствует цельности образно – художественного восприятия этюда и наиболее полному рациональному решению технических задач во многих произведениях фортепианной литературы (от Баха до Прокофьева). Мерности движения, легкому покачиванию должно соответствовать внутреннее состояние удобства, постоянного мягкого вращения кисти. Рука должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы первый палец всегда оказывался над нужной клавишей. На f необходимо использовать гибкое и свободное движение кисти и предплечья, а также может использоваться принцип свободной весовой игры. Мягкое и глубокое дыхание может помочь в достижении наполненности звучания инструмента, избегая жесткости и резкости. Важно следить за ясным произнесением всех нот в арпеджио.

Этюд №5 Этюд отличает насыщенная фактура. Охват практически всех регистров фортепиано, требует выразительности, сочности и плавности звучания. В этом Этюде необходимо уделить внимание характеру звукоизвлечения. Ведение мелодической линии шестнадцатых предусматривает непрерывность движения от начала Этюда до его завершения. При этом нужно отметить достаточно большой объем произведения. Работа над техникой именно в этом Этюде заключается не только в достижении качественности и быстроты, но и в разнообразии звучания (на что указывает авторская динамика от p до ff, обилие crescendo и diminuendo, резких sf). В партии сопровождения прослеживается мелодическая линия, которую также необходимо услышать. Аккорды на f и sf должны исполняться глубоким певучим звуком всей рукой от плеча.

Этюд №6 чрезвычайно полезный Этюд для развития пластичности, гибкости и мягкости ладони, кисти и запястья. Фигурационное, неостанавливающееся развитие шестнадцатых правой руки, четкий, упругий ритм сопровождения создают ощущение вечного движения, кругового вращения. Трудность Этюда состоит в интонировании первых двух нот в каждой группе шестнадцатых. Важное условие – мягкая, относительно глубокая опора на первый палец с опусканием запястья и подъемом его (запястья) на вторую, третью и четвертую шестнадцатые. Таким образом, кисть и локоть совершают плавные круговые движения. При игре первым пальцем учащийся должен чувствовать, что весь вес руки и локтя приходится именно на него (1-й палец). Для развития большей гибкости и плавности движений и звучания, желательно при опоре на первый палец разворачивать тыльную сторону ладони влево (т.е. к 1-ому пальцу). Кроме того, важно следить за тесным контактом 4-3-2; 5-4-3 пальцев с клавиатурой. Эти пальцы должны быть свободными и немного вытянутыми. Необходимо следить за отсутствием толчков, рваных, резких движений рук.

Этюд №13 формирует октавное тремоло в правой руке. Этот прием часто встречается в фортепианной литературе (особенно в произведениях Бетховена) и требует развития легких, свободных и быстрых боковых движений кисти и предплечья. В процессе исполнения октавного тремоло очень важно обрести свободу движений. Трудность почти всегда связана с зажатостью в кисти и, особенно, в локте. В p тремоло исполняется меньшими размаховыми движениями, в f – большими. Для большего удобства и свободы в игре кисть должна, по возможности, сохранять форму свода. Тремоло можно учить с акцентами: то на первый палец, то на пятый (поочередно).

Этюд №22-пример репетиционной техники. Часто репетиции используются в произведениях Листа, Чайковского, Равеля, Сен-Санса. Этот вид техники можно считать одним из наиболее действенных способов достижения гибкости и беглости пальцев. В этом виде техники основным является скольжение пальцев под ладонь, действия пальцев напоминают “царапание”. Палец действует резким движением и после удара мгновенно уходит под ладонь, уступая место следующему пальцу. Пальцы быстро снимаются с клавиш и не погружаются в них глубоко. При этом используется репетиционная механика фортепиано, позволяющая пальцам лишь “задев” клавишу получить звук. Необходимо обратить внимание на то, что рука не участвует в звукоизвлечении и должна оставаться абсолютно свободной. Обязательное условие репетиций – собранная форма ладони. Репетиции следует вырабатывать в разных темпах, начиная от относительно медленного до быстрого. Медленный темп необходим для оттачивания пальцевого удара; чем скорее темп репетиций, тем ближе к клавишам должны быть пальцы, при этом движении размах уменьшается и заменяется скольжением концов пальцев под ладонь. Главная метрическая опора Этюда сосредоточена в левой руке, в мягких, но точных и цепких кончиках пальцев.

Этюд №25 играет важное значение в воспитании координации рук, являющуюся залогом двигательно-технической свободы. Этюд построен на согласованных движениях обеих рук в гаммообразных пассажах. В работе нужно добиваться ровности и певучего звучания шестнадцатых нот, пальцевого legato. “Переступать” с пальца на палец нужно без толчков; кисть направляется в сторону движения, и к моменту начала каждого звука палец оказывается над нужной клавишей. Огромное значение имеет выбор правильного темпа. В его основе должно лежать стремление к качеству, а не к рекордной быстроте. Очень полезна форма использования контрастной динамики при разучивании пассажей, изложенных в одновременном, параллельном движении в партиях обеих рук. Только осмысленная работа над Этюдом будет способствовать развитию ровности и беглости пальцев при соблюдении координации обеих рук.

В Этюде №27 используется техника трели. Трель, также как и мелизмы, можно отнести к разряду мелкой пальцевой техники. Как известно, Черни уделял большое внимание этому виду техники, ее важному свойству активизировать пальцы. Трудность Этюда – многослойность фактуры. Светлый, мягкий колорит Этюда определяет прозрачность звукоизвлечения. Четырехголосная фактура Этюда должна быть четко дифференцирована по звуку, динамике, тембру, штрихам. Характер туше крайних голосов должен ассоциироваться с выразительным пением человеческого голоса (мужского и женского) или мягким, легатным исполнением струнных инструментов, а исполнение трели в средних голосах требует легкости и чуткости кончиков пальцев. Данный Этюд требует гибкости и пластичности ладони и кисти. Ладонь должна быть широко открытой и свободной. Крайние голоса рекомендуется играть чуть вытянутыми пальцами (ощущение “длинных” пальцев). Вдумчивая, кропотливая работа над этим Этюдом помимо технических навыков развивает у учащихся мышление, творческое воображение, тембровый слух, а исполнение может выйти далеко за рамки учебного этюда.



Этюд № 38 в данном опусе посвящен терцовой технике. Сложность овладения терциями заключается в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Это наиболее сложный вид пианистической техники, он чрезвычайно полезен в плане развития активности, самостоятельности пальцев. Терции позволяют почувствовать больший контакт с инструментом, способствует внутреннему ощущению удобства, уверенности, устойчивости рук пианиста. Все терции и двойные ноты в данном Этюде объединены трельной техникой, что создает дополнительные трудности. Трудность овладения терцовой фактурой в данном Этюде состоит в ровности, плавности и гибкости ведения терцовой линии. Яркость артикуляции мелодической линии терции и двойных нот требует приготовленных, активных пальцев, работающих от запястья. При этом нужно найти более естественное положение кисти. На протяжении всего Этюда движение терций или двойных нот не останавливается. Подобное ритмическое остинато может вызвать у учащегося скованность пианистического аппарата, неудобство исполнения. Чтобы избежать этого, необходимо делать “микровздохи” запястьем во время шестнадцатой паузы, которую заполняет левая рука, сбрасывая накопившуюся усталость, зажатость в кисти, пальцах и локте. Двойные ноты, как и терции должны исполняться legato. Г. Нейгауз рекомендует для этого поиграть каждый голос отдельно, сохраняя аппликатуру двойных нот. Следует не забывать о роли аккомпанемента, регулирующего плотность, “цвет” звуковой фактуры.

Приложение 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТЮДОВ ЧЕРНИ соч.299

этюда

Вид техники

1. Мелкая пальцевая техника

1.1. Гаммаобразное движение

1

Длинные пассажи для правой руки

2

Длинные пассажи для левой руки

5

Длинные пассажи для левой и правой рук в отдельности и совместного движения обеих рук

25

Длинные пассажи в обеих руках одновременно

36

Сходящееся и расходящееся движение обеих рук

1.2. Фигурационное движение

6, 11

Для правой руки

7, 10, 18

Для левой руки

16

Ломаные интервалы для левой руки

1.3. Смешанное движение

8

Гаммаобразные пассажи, фигурации, короткие арпеджио для правой руки

9

Гаммаобразные пассажи, фигурации для каждой руки в отдельности

15

Мелкие ступенчатые фигурации с репетиционным движением, хроматические пассажи, арпеджио для правой и левой рук в отдельности

33

Мелкие ступенчатые фигурации, гаммаобразное движение, длинные арпеджио.

1.4. Репетиционное движение

22

Для обеих рук (квартоли)

1.5. Мелизматические группы

4

Мелкие фигурации разложенного мордента для правой руки

14

Мелкие фигурации двойного мордента для правой руки

27

Трельное движение в обеих руках одновременно

2. Арпеджио

3

Короткие арпеджио для правой руки

12

Длинные арпеджио для обеих рук

19

Смешанное движение: ломаные, длинные и короткие арпеджио

30

Ломаные арпеджио для обеих рук

32

Длинные арпеджио для обеих рук

39

Арпеджио доминантсептаккордов и их обращений

3. Терцовая

8

Элементы трели терциями, двойные ноты

4. Октавная техника

13

Тремолирующее движение в правой руке

20

Тремолирующее движение по разложенным интервалам в обеих руках

28, 35

Ломаные октавы

37

Октавы со скачками в левой руке

21, 34

Октавы, гаммаобразное движение, скачки




Литература по данному вопросу: Н. Терентьева «Карл Черни и его этюды»

Охватывают не более одной двух октав. В заключительных представлены длинные гаммаобразные диатонические и хроматические последовательности, а также гаммы терциями, квартами, секста

162.72kb.

25 12 2014
1 стр.


Примерная программа №1 Бах И. С. Прелюдия и фуга c-moll, хтк, I т. Черни К. Этюды op. 740, №№3 и 12. Бетховен Л. Соната №6, I ч

При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» исполняются

146.99kb.

25 12 2014
1 стр.


Област: хасково община: ивайловград

Кметство: с. Черни рид секция 013 вкл с. Черни рид, с. Горноселци, с. Долноселци

664.27kb.

25 12 2014
3 стр.


К. Бугаев Новичок с любовью к ближнему Частное сообщение

Мне не безразлична судьба моего народа, в частности – казачества. Поэтому приводится дискуссия по данному вопросу. Конечно, данная тема, строго говоря, не относится к предмету сайт

265.23kb.

11 10 2014
1 стр.


Письмо от 19 декабря 2011 г. N 28497-оф/Д09 о порядке

Минэкономразвития России рассмотрело обращение о порядке переоформления лицензии в случае одновременного изменения нескольких адресов мест осуществления лицензируемого вида деятель

38.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Телефон для справок: 89127946516 «Карл Маркс»

«Карл Маркс» комфортабельный трехпалубный теплоход проекта 588 (модернизированный). Длина – 95,8 м. Ширина – 14,3 м. Осадка – 2,4 м. Скорость – 23 км/ч. Место постройки – Германия

257.29kb.

13 12 2014
1 стр.


Литература «Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности сми в России»
22.41kb.

08 10 2014
1 стр.


Теодор Нетте: человек и пароход

Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; выяснить причины гибели Теодора Нетте; изучить историю одноименного корабля. Ги

18.78kb.

15 09 2014
1 стр.