Перейти на главную страницу
II этап
Выполнила ученица
7 «А» класса
Боброва Ольга
Руководитель
Волкова Елена Александровна,
преподаватель музыкальной литературы
г. Заречный, 2011
Содержание
Введение…………………………………………...3
Глава 1. Анализ литературы………………………4
Глава 2. Результаты анкет…………………………6
Глава 3. Анализ этюдов из сборника «Школа беглости» (опус 299) …….. ………………………………………………..7
Заключение………………………………………….
Литература…………………………………………..
Приложение 1.
Известно, что без развития техники исполнитель не может в полной мере передать художественный образ музыкального произведения. С первых лет обучения игре на фортепиано преподаватели уделяют особое внимание систематической работе над этюдами. Поэтому тема нашей научно-исследовательской работы «Этюды Карла Черни как средство развития техники пианиста» актуальна для учащихся музыкального профиля нашей школы.
Наша работа отличается подробным описанием этюдов ор.299. Этюды именно этого сборника пользуются наибольшим спросом у преподавателей и учащихся нашего отделения.
В работе над темой мы познакомились с биографией К. Черни, его педагогическими принципами и сочинениями. Среди них: «Ежедневные упражнения», «Большая фортепианная школа» (опус 500), «Школа беглости» (опус 299), «Искусство беглости пальцев» (опус 740).
Изучив литературу, мы можем выделить основные педагогические принципы К. Черни, причем в каждом из них видна преемственность с методическими взглядами Бетховена, у которого Черни учился. Во-первых, Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во-вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством. В-третьих, Черни развивал в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств. С каждым конкретным учеником Черни намечал свою последовательность в овладении пианистическим мастерством. От простого к сложному - этот принцип лежал не только в основе системы воспитания пианистической техники, но и всех этюдных сборников Черни. В первых этюдах из опуса 299, 636, 821 или опуса 849 гаммаобразные фигурации охватывают не более одной - двух октав. В заключительных представлены длинные гаммаобразные диатонические и хроматические последовательности, а также гаммы терциями, квартами, секстами.
В книге Н. Терентьевой «Карл Черни и его этюды» автор дает классификацию этюдов по видам техники и артикуляции. Мы же выделим из них основные: пассажные фигурации (прежде всего гаммаобразные, а также ступенчато-образные и состоящие из ломанных терций), всевозможные формы арпеджио и трельная техника.
Среди видов пианистической артикуляции назовем легато – связно. Благодаря этой краске, как считал Черни можно достичь пения на инструменте, подражать человеческому голосу или духовым инструментам. Легатиссимо - очень связно, применяется чаще всего в многоголосных напевных по складу произведениях. Hон легато - промежуточная ступень между легато и стаккато. Стаккато - отрывистое исполнение. Стаккатиссимо - самый быстрый и короткий способ звукоизвлечения. Маркато - подчеркнутое произнесение звуков с некоторым ударением. Черни стремился максимально расширить у учеников палитру артикуляционных приемов, побуждал их овладевать не только основными видами фортепианного туше, но и его промежуточными формами.
В результате изучения литературы мы выяснили, что этюды Черни ставят перед собой следующие цели:
Для нас стало очевидно, что формирование столь разных по художественному облику музыкантов, как Ф. Лист и Т. Лешетицкий, Т. Куллак и Т. Дёлер, стало возможным именно благодаря педагогическому таланту К. Черни.
При дальнейшем изучении темы мы провели опрос учащихся классов музыкального профиля нашей школы и выяснили:
1. Из всех этюдов К. Черни чаще всего учащиеся исполняют этюды из опуса 139, 821, 261, 777, 139. Особой популярностью пользуется «Школа беглости» (опус 299), поэтому мы и решили сделать подробный анализ фактуры в этюдах этого сборника.
2. Среди исполняемых учащимися этюдов встречаются разные виды фактуры: гаммаобразная, арпеджированная, октавная, аккордовая, трельная, смешанная.
3. На вопрос о том, на сколько сложно работать над этюдами, ребята ответили:А) Сложно исполнять этюды -
Б) Не очень сложно, но приходится потрудиться -
В) Легко исполнять -
4.Отношение к этюдам у пианистов тоже различное. Нравится преодолевать трудности в работе над этюдами 50% учащихся. Любят исполнять другие пьесы, но понимают, что этюды необходимы как упражнения – 30% учащихся. Любят исполнять этюды 20% учащихся.
5. Многие из ребят (83%) почти ничего не знают о педагогическом творчестве Черни и хотели бы о нём узнать.
Вывод: в средних и старших классах музыкального отделения школы чаще других исполняются этюды Черни опуса 299. Большинство учащихся осознанно относятся к изучению этюдов, понимая их пользу, обращая внимание на художественную сторону произведения. Есть необходимость провести внеклассное мероприятие с рассказом о творческом пути К.Черни.
Дальнейшей задачей для нас стал анализ строения музыкальной ткани (фактуры) этюдов опуса 299. Беседы с нашими педагогами, их методические советы помогли нам в составлении рекомендаций для исполнителей этюдов № 1,3, 5, 6, 13, 22, 25, 27, 38. Приложение3
Наш анализ нотного текста показал, что первое место среди прочих видов фактуры занимают гаммообразные пассажи. Это не случайно. Как считал Черни, гаммы развивают легкость, беглость пальцев, в них сосредоточены основные правила аппликатуры, благодаря гаммам познаются все лады и, наконец, если ежедневно играть гаммы «отчетливо, упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом.
На второе место можно поставить технику арпеджио. Черни разрабатывает ее в самых различных вариантах; это – длинные, короткие, ломаные арпеджио, арпеджио чередующимися руками. Во многих этюдах встречается сочетание арпеджио с каким-либо другим видом техники. Кроме того, в кодах большинства этюдов арпеджированным пассажам принадлежит роль завершающего, скрепляющего материала. Невозможно переоценить необходимость и обязательность владения техникой арпеджио. Она широко распространена в фортепианной литературе. Без владения техникой арпеджио не возможно исполнение сонат, фортепианных концертов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Именно она помогает раскрепостить руки пианиста, способствует развитию самостоятельности, независимости, крепости пальцев.
Встречается в сборнике октавная техника, овладение которой открывает доступ к сложным октавным построениям в произведениях Бетховена, Листа, Рахманинова. Октавы развивают гибкость руки, четкость и активность пятого и четвертого пальцев, точность и ловкость большого пальца.
Терцовой технике в данном опусе посвящен один Этюд №38. Сложность овладения терциями заключается в одновременном проведении двух голосов разными по строению и силе пальцами. Это наиболее сложный вид пианистической техники, он чрезвычайно полезен в плане развития активности, самостоятельности пальцев.
Подводя итог можно сказать: этюды К. Черни опуса 299 с разнообразным строением музыкальной ткани предназначены для развития многих видов техники пианиста. Творчество Черни - блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда можно назвать кладовой пианистических навыков. Этюды являются незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством. Они требуют многократных проигрываний, в результате которых только и можно по-настоящему преодолеть все трудности и, главное, приобрести необходимую выдержку. Сознательная, умная тренировка здесь так же необходима, как в спорте.
Однако, эта работа не должна ограничиваться выполнением нотного текста и технически чистой игрой в быстром темпе. Не следует рассматривать этюды только как учебный материал. Многие этюды Карла Черни – это своего рода художественные зарисовки, полноценные концертные произведения.
Литература и источники
1. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологи активности. М., 1996.
2. Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960.
3. www.mediaget.ru
4. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
5. Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. Издательство «Музыка», 1978.
6. https://noti.narod.ru/etiud_1.htm.
7. Юргенсон М. Школа для фортепиано. М., 1987.
В Этюде №27 используется техника трели. Трель, также как и мелизмы, можно отнести к разряду мелкой пальцевой техники. Как известно, Черни уделял большое внимание этому виду техники, ее важному свойству активизировать пальцы. Трудность Этюда – многослойность фактуры. Светлый, мягкий колорит Этюда определяет прозрачность звукоизвлечения. Четырехголосная фактура Этюда должна быть четко дифференцирована по звуку, динамике, тембру, штрихам. Характер туше крайних голосов должен ассоциироваться с выразительным пением человеческого голоса (мужского и женского) или мягким, легатным исполнением струнных инструментов, а исполнение трели в средних голосах требует легкости и чуткости кончиков пальцев. Данный Этюд требует гибкости и пластичности ладони и кисти. Ладонь должна быть широко открытой и свободной. Крайние голоса рекомендуется играть чуть вытянутыми пальцами (ощущение “длинных” пальцев). Вдумчивая, кропотливая работа над этим Этюдом помимо технических навыков развивает у учащихся мышление, творческое воображение, тембровый слух, а исполнение может выйти далеко за рамки учебного этюда.
№ этюда |
Вид техники |
1. Мелкая пальцевая техника | |
1.1. Гаммаобразное движение | |
1 |
Длинные пассажи для правой руки |
2 |
Длинные пассажи для левой руки |
5 |
Длинные пассажи для левой и правой рук в отдельности и совместного движения обеих рук |
25 |
Длинные пассажи в обеих руках одновременно |
36 |
Сходящееся и расходящееся движение обеих рук |
1.2. Фигурационное движение | |
6, 11 |
Для правой руки |
7, 10, 18 |
Для левой руки |
16 |
Ломаные интервалы для левой руки |
1.3. Смешанное движение | |
8 |
Гаммаобразные пассажи, фигурации, короткие арпеджио для правой руки |
9 |
Гаммаобразные пассажи, фигурации для каждой руки в отдельности |
15 |
Мелкие ступенчатые фигурации с репетиционным движением, хроматические пассажи, арпеджио для правой и левой рук в отдельности |
33 |
Мелкие ступенчатые фигурации, гаммаобразное движение, длинные арпеджио. |
1.4. Репетиционное движение | |
22 |
Для обеих рук (квартоли) |
1.5. Мелизматические группы | |
4 |
Мелкие фигурации разложенного мордента для правой руки |
14 |
Мелкие фигурации двойного мордента для правой руки |
27 |
Трельное движение в обеих руках одновременно |
2. Арпеджио | |
3 |
Короткие арпеджио для правой руки |
12 |
Длинные арпеджио для обеих рук |
19 |
Смешанное движение: ломаные, длинные и короткие арпеджио |
30 |
Ломаные арпеджио для обеих рук |
32 |
Длинные арпеджио для обеих рук |
39 |
Арпеджио доминантсептаккордов и их обращений |
3. Терцовая | |
8 |
Элементы трели терциями, двойные ноты |
4. Октавная техника | |
13 |
Тремолирующее движение в правой руке |
20 |
Тремолирующее движение по разложенным интервалам в обеих руках |
28, 35 |
Ломаные октавы |
37 |
Октавы со скачками в левой руке |
21, 34 |
Октавы, гаммаобразное движение, скачки |
Охватывают не более одной двух октав. В заключительных представлены длинные гаммаобразные диатонические и хроматические последовательности, а также гаммы терциями, квартами, секста
25 12 2014
1 стр.
При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» исполняются
25 12 2014
1 стр.
Кметство: с. Черни рид секция 013 вкл с. Черни рид, с. Горноселци, с. Долноселци
25 12 2014
3 стр.
Мне не безразлична судьба моего народа, в частности – казачества. Поэтому приводится дискуссия по данному вопросу. Конечно, данная тема, строго говоря, не относится к предмету сайт
11 10 2014
1 стр.
Минэкономразвития России рассмотрело обращение о порядке переоформления лицензии в случае одновременного изменения нескольких адресов мест осуществления лицензируемого вида деятель
23 09 2014
1 стр.
«Карл Маркс» комфортабельный трехпалубный теплоход проекта 588 (модернизированный). Длина – 95,8 м. Ширина – 14,3 м. Осадка – 2,4 м. Скорость – 23 км/ч. Место постройки – Германия
13 12 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи: изучить литературу по данному вопросу; выяснить причины гибели Теодора Нетте; изучить историю одноименного корабля. Ги
15 09 2014
1 стр.