Агентство образования администрации
Красноярского края
КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»
Кафедра педагогики и психологии
Теория и методика воспитания
Методическое пособие
Канск
2006
Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа.
Автор – составитель: В.В. Титова
Теория и методика воспитания: Методическое пособие, Канск: Канский педагогический колледж, 2006. - 42 с.
Содержание дисциплины «Теория и методика воспитания» соответствует государственному образовательному стандарту. Пособие состоит из двух частей: теоретической и практической.
В теоретическую часть включены: содержание тематических разделов дисциплины, рекомендуемая литература по каждому разделу, вопросы для размышления и самоконтроля.
В практическую часть включены планы семинарских занятий с практическими заданиями, предложена тематика рефератов и курсовых работ, итоговый тест для контроля и самоконтроля знаний.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений.
© Автор – составитель:
В.В. Титова
© КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»
Оглавление
Пояснительная записка 5
Содержание тематических разделов дисциплины 7
Литература: 14
Литература: 16
Планы семинарских занятий 20
Материалы для контроля знаний учащихся 28
Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ 30
Контрольный тест по разделу педагогики «Теория и методика воспитания» 31
Пояснительная записка
Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисцилина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста.
Программа учебной дисциплины «Теория воспитания» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 0300 Образование среднего профессионального образования.
Цель изучения курса - повышение качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- особенности содержания и организации учебно-воспитательного процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
- основные теоретические подходы, современные концепции воспитания;
- закономерности, принципы, содержание и структуру целостного учебно-воспитательного процесса;
- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания;
- современные инновационные технологии в сфере образования.
Уметь:
- создавать воспитательную среду;
- применять психолого-педагогические знания;
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
- анализировать, планировать (проектировать) и оценивать воспитательный процесс и его результаты;
- осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями и коллегами;
- осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности.
Содержание тематических разделов дисциплины
Раздел 1. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания
Тема № 1.1. Сущность процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как условие развития личности.
Терминологический минимум: воспитание, самовоспитание, перевоспитания, цель воспитания, задачи воспитания, современная парадигма воспитания, отношение, деятельность, личность.
Основные вопросы темы:
-
Роль воспитания в истории человечества.
-
Воспитание глазами учителей и воспитанников.
-
Современная парадигма воспитания.
-
Основные характерные признаки воспитания.
-
Личность. Деятельность. Отношение.
-
Самовоспитание и перевоспитание.
Задания для самостоятельной работы:
-
«Сегодня ясно только одно: время отрицания воспитания как важнейшей задачи образования прошло. И школа должна найти формы и методы решения этой задачи, адекватные нашей действительности». (В.Д.Шадриков.) Прокомментируйте это высказывание.
-
Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?
-
Какова, на Ваш взгляд, природа трудностей и неуспешности воспитания в зависимости от понимания отношения как педагогической категории?
Тема № 1.2. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа формирования базовой культуры личности.
Терминологический минимум: воспитательный идеал, ценности воспитания, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, задачи воспитания.
Основные вопросы темы:
-
Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях.
-
Взаимосвязь ценностей и целей воспитания.
-
Становление и развитие цели воспитания.
-
Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание.
Задание для самостоятельной работы:
Опишите идеально воспитанную личность. Возможно ли в жизни достичь идеала?
Тема 1.3. Воспитание как педагогический компонент социализации.
Терминологический минимум: социализация, культура, субкультура.
Основные вопросы темы:
-
Социализация школьников в учебно-воспитательном процессе.
-
Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
-
Детская и молодежная субкультура.
Задание для самостоятельной работы:
-
Возможная ли «педагогика среды»? Если да, то в чем она состоит? Испытали ли вы на себе ее влияние или, может быть, наблюдали?
-
При каких условиях социокультурная среда воспитания может быть позитивной, а при каких негативной?
Тема 1.4. Классические и современные концепции воспитания.
Терминологический минимум: принципы воспитания, концепции воспитания.
Основные вопросы темы:
-
Проблемы, связанные с воспитанием на современном этапе.
-
Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания.
-
Гуманизация пространства детства: теория и практика.
Задание для самостоятельной работы:
-
Как отразились цели, задачи и принципы воспитания конкретных исторических эпох в соответствующих им концепциях воспитания.
-
Охарактеризуйте принципы воспитания, лежащие в основе гуманистической концепции воспитания.
Тема 1.5. Социокультурные основания современных концепций воспитания.
Терминологический минимум: социокультурные основания, гуманно-личностный подход, самовоспитание, самореализация, самоактуализация.
Основные вопросы темы:
-
Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании (Ш.А. Амонашвили).
-
Концепция самовоспитания и самореализации личности (Л.И. Рувинский).
-
Концепция воспитания творческой личности (Б.Т.Лихачев).
-
Концепция гуманного воспитания (А.А. Бодалев).
-
Научно-методическая обоснованность и практическая применимость концепций воспитания.
Задание для самостоятельной работы:
-
Проанализируйте конкретные воспитательные концепции, отметьте их позитивные и негативные, на Ваш взгляд, стороны.
Литература
-
Берне Р. Развитие я - концепции и воспитание. М., 1986.
-
Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М., 1992.
-
Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М., 2002.
-
Зимняя И.И., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М, 1999.
-
Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
-
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. М., 2001.
-
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.Воспитание? Воспитание... Воспитание? М., 1996.
-
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
-
Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000.
-
Смелзер Н. Социология. М., 1994.
-
Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань, 1996.
Раздел 2. Воспитание в различных видах деятельности школьников. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
Тема 2.1. Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Терминологический минимум: внеклассная, внешкольная воспитательная работа, воспитывающий характер обучения.
Основные вопросы темы:
-
Воспитание учащихся в процессе обучения.
-
Отличие обучения от воспитания.
-
Воспитательный потенциал личности учителя.
-
Система дополнительного образования.
-
Воспитание в системе дополнительного образования.
Задание для самостоятельной работы:
-
Как следует понимать воспитательную функцию обучения и принцип воспитывающего обучения?
-
В чем вы видите основные направления и формы взаимодействия школы и внешкольных учреждений?
Тема 2.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса.
Терминологический минимум: педагогическое взаимодействие, функции педагогического взаимодействия, учебная и внеучебная деятельность.
Основные вопросы темы:
-
Типы воспитательного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
-
Особенности взаимодействия школьников разного возраста.
Задание для самостоятельной работы:
-
Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника.
Тема 2.3. Детские общественные объединения как институт воспитания.
Терминологический минимум: детские общественные объединения, неформальные объединения, вариативно-программный подход.
Основные вопросы темы:
-
Функции детских общественных объединений.
-
Особенности детских общественных объединений.
-
Типы и структура детских общественных объединений.
-
Неформалы. Кто они?
-
Классификация неформальных объединений.
-
Неформалы. Что делать?
Задание для самостоятельной работы:
-
Молодежная субкультура – позитив или негатив?
-
Неформальные объединения: бороться или …
Тема 2.4. Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
Терминологический минимум: коллектив, личность, воспитание, диалектика.
Основные вопросы темы:
-
Детский воспитательный коллектив.
-
Диалектика коллективного и индивидуального в развитии личности.
Тема 2.5. Воспитательные функции коллектива. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.
Терминологический минимум: коллектив, личность, воспитание.
Основные вопросы темы:
-
Воспитательные функции коллектива.
-
Теория коллектива А.С.Макаренко.
-
Теория коллектива в трудах Шацкого С.Т., Сухомлинского В.А., Крупской Н.К.
Тема 2.6. Современные концепции коллектива (И.П.Иванов, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова и др.).
Терминологический минимум: концепция, коллектив, личность, развитие.
Основные вопросы темы:
-
Разработка теории коллектива на современном этапе.
-
Современные концепции коллектива (И.П.Иванов, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.).
-
Модели развития отношений между личностью и коллективом.
Тема 2.7. Основные условия развития детского коллектива.
Терминологический минимум: коллектив, личность, детский воспитательный коллектив, развитие, уровни развития коллектива.
Основные вопросы темы:
-
Основные условия развития детского коллектива.
-
Педагогическое руководство воспитательным коллективом.
-
Реализация воспитательных функций коллектива.
-
Требования к организации работы с детским коллективом.
Тема 2.8. Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.
Терминологический минимум: коллективное творческое дело (КТД), самоуправления, актив.
Основные вопросы темы:
-
Методика и технология организации развития детского самоуправления в коллективе.
-
Технология коллективного творческого дела.
-
Воспитательные возможности КТД.
Литература:
-
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы детского коллектива. М., 1978.
-
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. Соч.: в 8 т. Т.1. М., 1983.
-
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.
-
Педагогика \ Под ред. Г.М. Коджаспировой. – М., 2003
-
Педагогика: курс лекций и семинарские занятия \ Под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов-на-Дону, 2002
-
Педагогический словарь \ Под ред. Г.М.Коджаспировой. – М., 2003
-
Теория и методика воспитания: Учебное пособие \ Под ред. Л.И.Маленковой. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. Н.В.Бордовской и А.А.Реан. – Санкт-Петербург, 2000
-
Подласый П.П. Педагогика: Учеб. Пособие: В 2 т. – М., 2000.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1988.
Раздел 3. Воспитательная система школы
Тема 3.1. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика.
Терминологический минимум: воспитание, система, воспитательная система школы, становление, развитие.
Основные вопросы темы:
-
Воспитательная система: понятие, структура, характеристика.
-
Движущие силы развития воспитательной системы школы.
-
Этапы становления воспитательной системы школы.
Тема 3.2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Терминологический минимум: воспитание, система, воспитательная система школы, становление, развитие.
Основные вопросы темы:
-
Воспитательная система вальдорфских школ
-
«Справедливое сообщество»
-
«Воспитательная система общей заботы»
-
Воспитательная система «школы диалога культур»
-
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы
Тема 3.3. Методы воспитания и проблема их классификации.
Терминологический минимум: воспитание, метод, форма, прием, средство.
Основные вопросы темы:
-
Методы формирования сознания.
-
Методы организации деятельности и опыта проведения.
-
Методы стимулирования.
-
Средства и формы воспитательной работы.
-
Проблема выбора методов и форм воспитания.
Тема 3.4. Технология и методика организации воспитательного процесса в школе.
Терминологический минимум: воспитание, воспитательная система, процесс, цели, задачи воспитания.
Основные вопросы темы:
-
Воспитательный процесс.
-
Технология и методика организации воспитательного процесса в школе.
-
Целеполагание в воспитательной работе: система целей и задач, этапы целеполагания.
Тема 3.5. Планирование воспитательного процесса.
Терминологический минимум: воспитание, воспитательный процесс, планирование, цели, задачи, виды планов.
Основные вопросы темы:
-
Назначение плана воспитательной работы, требования к планированию.
-
Виды и структура планов.
-
Организация планирования воспитательной работы в школе.
-
Программы воспитания школьников.
Литература:
-
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина А.В. Методика воспитательной работы. – М., 2001.
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1986.
-
Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под ред. Н.Е.Щурковой. М., 1998.
-
Дмитриев А.Е., Фатеева Н.И., Львов М.Р. Дидактика. – М., 1990.
-
Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.
-
Педагогика \ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988
-
Педагогика: Учебное пособие \ Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. И.П.Подласого. – М., 2003
-
Практикум по общей педагогике: Учебное пособие \ Под ред. А.С.Агафоновой. – М., 2003.
Раздел 4. Роль классного руководителя в воспитательном процессе. Эффективность воспитательной работы
Тема 4.1. Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Терминологический минимум: классный руководитель, воспитательный процесс.
Основные вопросы темы:
-
Роль классного руководителя в воспитательном процессе.
-
Вариативность классного руководителя.
-
Задачи и функции классного руководителя.
Тема 4.2. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса.
Терминологический минимум: социальный педагог, психолог, педагогическое взаимодействие.
Основные вопросы темы:
-
Взаимодействие классного руководителя с ученическим коллективом, педагогическим коллективом и родителями школьников.
-
Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, психологом, учителями предметниками.
Тема 4.3. Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное.
Терминологический минимум: планирование, прогнозирование, виды планов: перспективный, текущий, оперативный.
-
Прогнозирование в деятельности классного руководителя.
-
Планирование воспитательной работы классного руководителя.
-
Виды планов воспитательной работы. Принципы планирования.
Тема 4.4. Изучение и оценка уровня воспитанности школьников.
Терминологический минимум: воспитанность, критерии воспитанности, диагностика воспитанности.
Основные вопросы темы:
-
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
-
Изучение и оценка уровня воспитанности школьников
-
Понятие воспитанности в педагогической теории и практике.
-
Проблема критериев и норм воспитанности.
Тема 4.5. Результативность и эффективность воспитательного процесса.
Терминологический минимум: анализ, диагностика, коллектив, воспитательный процесс, результативность и эффективность воспитательного процесса.
Основные вопросы темы:
-
Изучение и анализ результатов и эффективности воспитательного процесса.
-
Показатели воспитанности школьников.
-
Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.
Тема 4.6. Анализ эффективности воспитательной работы классного руководителя.
Терминологический минимум: классный руководитель, эффективность, результативность, критерии эффективности, показатели результативности, диагностика.
Основные вопросы темы:
-
Анализ эффективности воспитательной работы классного руководителя.
-
Виды и уровни анализа воспитательной работы.
-
Критерии эффективности воспитательной работы классного руководителя.
Литература:
-
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина А.В. Методика воспитательной работы. – М., 2001.
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1986.
-
Дмитриев А.Е., Фатеева Н.И., Львов М.Р. Дидактика. – М., 1990.
-
Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.
-
Педагогика \ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988
-
Педагогика: Учебное пособие \ Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. И.П.Подласого. – М., 2003
-
Практикум по общей педагогике: Учебное пособие \ Под ред. А.С.Агафоновой. – М., 2003.
-
Педагогика \ Под ред. Г.М.Коджаспировой. – М., 2003
-
Педагогика: курс лекций и семинарские занятия \ Под ред. О.А.Абдуллиной. – Ростов-на-Дону, 2002
-
Педагогический словарь \ Под ред. Г.М.Коджаспировой. – М., 2003
-
Теория и методика воспитания: Учебное пособие \ Под ред. Л.И.Маленковой. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. Н.В. Бордовской и А.А.Реан. – Санкт-Петербург, 2000
-
Подласый П.П. Педагогика: Учеб. Пособие: В 2 т. – М., 2000.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие № 1
Сущность воспитания и его место в целостной структуре формирования человека
-
Общие признаки воспитания.
-
Воспитание как компонент социализации человека.
-
Воспитание как управление развитием личности.
-
Воспитание как средство трансляции культуры.
-
Цели воспитания (реальные цели и процессуальные).
Вопросы для обсуждения:
-
Как соотносятся понятия «развитие», «воспитание», «социализация» и «инкультурация»?
-
В чем заключается целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса?
-
Смешение реальных и идеальных целей как педагогическая проблема.
-
В чем отличие реальных целей от процессуальных.
-
Как взаимосвязаны цели воспитания с социокультурными условиями и возрастом учащихся?
Практическое задание:
-
Опишите, как осуществлялось воспитание в различные исторические эпохи. Охарактеризуйте цели воспитания каждого исторического периода.
-
В чем заключается проблема определения целей воспитания на современном этапе?
Семинарское занятие № 2
Классические и современные концепции воспитания
Классические концепции воспитания:
1) Древнегреческие философы о воспитании.
2) Воспитание в Древнем Риме.
3) Воспитание в эпоху Возрождения.
4) Современные концепции воспитания.
А) Начало 90-х годов:
А.А. Бодалева, З.И. Малькова, Л.И. Новикова;
О.С. Газман, А.В. Иванов;
И.М. Ильинский;
Л.М. Таланчук;
И.А. Колесникова, А.С. Навагина, Е.Н. Барышников;
М.И. Рожков.
Б) Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском Крае.
Вопросы для обсуждения:
-
В чем отличие различных концепций развития личности?
-
Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи?
-
Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?
-
Чем отличается концепция Н.М.Таланчука от других?
-
Что понимают под синергетическим подходом к воспитанию?
Практические задания:
-
Составьте таблицу целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции.
-
Приведите примеры из художественных произведений, где отражалась бы та или иная концепция.
Семинарское занятие № 3
Воспитание в учебной и внеучебной
деятельности школьников
-
Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
-
Система внешкольных воспитательных учреждений.
-
Типы детских общественных объединений.
-
Неформальные объединения детей и молодежи.
Вопросы для обсуждения:
-
Обучение и воспитание: общее и различное.
-
Воспитывающий характер системы дополнительного образования.
-
Современное состояние системы дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы.
-
Неформалы: кто они? Война или взаимодействие?
Практическое задание:
Защита и презентация проекта детского общественного объединения.
Семинарское занятие № 4
Взаимоотношение коллектива и личности
-
Классические концепции коллектива:
А.С.Макаренко
С.Т.Шацкий
В.А.Сухомлинский
Н.К.Крупская
-
Современные концепции коллектива:
И.П.Иванов
Л.И.Новикова
Н.Е.Щуркова
Вопросы для обсуждения:
-
Диалектика коллективного и индивидуального в развитии личности.
-
Роль коллектива в формировании личностных качеств.
-
Опыт и перспективы технологии КТД.
Практические задания:
-
Составить сравнительную характеристику понимания сущности коллектива в различных педагогических теориях.
-
Разработать план-сценарий КТД.
Семинарское занятие № 5
Воспитательная система школы
-
Воспитательная система школы: понятие, структура, характеристика.
-
Методы воспитания и проблема их классификации.
-
Технология и методика организации воспитательного процесса в школе.
Вопросы для обсуждения:
-
Целеполагание в воспитательной работе: система целей и задач, этапы целеполагания.
-
Проблемы создания ВС школы и класса.
-
Отечественные и зарубежные воспитательные системы: Вальдорфская система школ, «Справедливое сообщество», «Воспитательная система общей заботы», «Школа диалога культур». «Справедливое сообщество», Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы (В.А.Караковский).
Практические задания:
-
Сравнительный анализ зарубежных и отечественных воспитательных систем.
-
Составить примерный план работы школы и программы воспитания школьников.
Семинарское занятие № 6
Функции, основные направления и формы деятельности классного руководителя
-
Вариативность классного руководства.
-
Направления деятельности классного руководителя.
-
Задачи и функции классного руководителя.
-
Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса: учащимися, учителями предметниками, психологом, социальным педагогом, родителями учащихся.
-
Прогнозирование результатов и планирование воспитательной работы: перспективное, текущее и оперативное.
Вопросы для обсуждения:
-
Чем обусловлена вариативность деятельности классного руководителя? Подтвердите своими примерами.
-
В чем суть аналитической деятельности классного руководителя? Что анализирует классный руководитель?
-
Обоснуйте и подтвердите примерами взаимосвязь анализа, целеполагания и планирования в работе классного руководителя?
-
Какими положениями необходимо руководствоваться классному руководителю, взаимодействуя с семьей?
-
Как определяется тематика классных часов? Как подготовить и провести классный час?
Практические задания:
-
Разработать план воспитательной работы для конкретного класса по одному из направлений деятельности (здоровье, досуг, общение и т.д.), либо комплексный, учитывающий все направления.
-
Разработать план-конспект внеклассного воспитательного занятия.
Семинарское занятие № 7
Оценка уровня воспитанности школьников
-
Понятие воспитанности в педагогической теории и практике: в историческом аспекте и на современном этапе.
-
Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической науке и практике.
-
Показатели воспитанности школьников.
Вопросы для обсуждения:
-
Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.
-
Анализ и самоанализ воспитательной работы в классе.
-
Показатели результативности воспитательной работы классного руководителя.
-
Проблемы диагностики уровня воспитанности школьников.
Практические задания:
-
Разработать примерные критерии и нормы воспитанности.
-
Составить характеристику собственной воспитанности.
Литература:
-
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина А.В. Методика воспитательной работы. – М., 2001.
-
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1986.
-
Дмитриев А.Е., Фатеева Н.И., Львов М.Р. Дидактика. – М., 1990.
-
Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. – Ярославль, 1995.
-
Педагогика \ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988
-
Педагогика: Учебное пособие \ Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. И.П. Подласого. – М., 2003
-
Практикум по общей педагогике: Учебное пособие \ Под ред. А.С. Агафоновой. – М., 2003.
-
Педагогика \ Под ред. Г.М. Коджаспировой. – М., 2003
-
Педагогика: курс лекций и семинарские занятия \ Под ред. О.А. Абдуллиной. – Ростов-на-Дону, 2002
-
Педагогический словарь \ Под ред. Г.М.Коджаспировой. – М., 2003
-
Теория и методика воспитания: Учебное пособие \ Под ред. Л.И.Маленковой. – М., 2002
-
Педагогика \ Под ред. Н.В. Бордовской и А.А.Реан. – Санкт-Петербург, 2000
Материалы для контроля знаний учащихся
Вопросы к зачету и экзамену:
-
Воспитание: сущность, назначение, современные идеи.
-
Цели, задачи и движущие силы воспитания.
-
Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание.
-
Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях. Взаимосвязь ценностей и целей воспитания.
-
Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
-
Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания.
-
Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике.
-
Социокультурные основания современных концепций воспитания.
-
Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании (Ш.А. Амонашвили).
-
Концепция самовоспитания и самореализации личности (Л.И. Рувинский).
-
Концепция воспитания творческой личности (Б.Т.Лихачев).
-
Концепция гуманного воспитания (А.А. Бодалев).
-
Научно-методическая обоснованность и практическая применимость концепций воспитания.
-
Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Система внешкольных воспитательных учреждений.
-
Взаимодействие участников воспитательного процесса. Особенности взаимодействия школьников разного возраста.
-
Детские общественные объединения как институт воспитания.
-
Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
-
Воспитательные функции коллектива. А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.
-
Современные концепции коллектива (И.П.Иванов, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова и др.)
-
Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом.
-
Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.
-
Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы.
-
Методы воспитания и проблема их классификации. Проблема выбора методов и форм воспитания.
-
Технология и методика организации воспитательного процесса в школе. Целеполагание в воспитательной работе.
-
Планирование воспитательного процесса. Виды и структура планов.
-
Вариативность классного руководства. Задачи и функции классного руководителя.
-
Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса.
-
Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное.
-
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Изучение и оценка уровня воспитанности школьников.
-
Понятие воспитанности в педагогической теории и практике. Проблема критериев и норм воспитанности.
-
Показатели воспитанности школьников. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.
-
Эффективность воспитательной работы. Виды и уровни анализа воспитательной работы.
Темы реферативных работ:
-
Воспитание как предмет теории.
-
Общие концепции воспитания.
-
Воспитание как педагогический процесс.
-
Коллектив как средство воспитания.
-
Воспитательные технологии и системы.
-
Подростковая среда и субкультура.
-
Детские общественные объединения.
-
Воспитательная система школы.
-
Технология деятельности классного руководителя.
Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ
-
Воспитание как педагогический компонент социализации.
-
Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
-
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
-
Социально-педагогические условия определения воспитательного идеала в современных условиях.
-
Педагогическое обеспечение реализации задач воспитания (умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое).
-
Сопоставительный анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
-
Педагогические условия комплексного использования учебной и внеучебной деятельности в воспитании школьников.
-
Педагогические условия развития детского коллектива.
-
Развитие детского самоуправления.
-
Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка.
-
Условия реализации требований к организации работы с детским коллективом.
-
Детские и молодежные объединения как компонент воспитательной системы российского общества.
-
Проблема критериев и норм воспитанности в педагогической теории и практике.
Контрольный тест по разделу педагогики «Теория и методика воспитания»
-
Дополните. Слова «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени» принадлежат…
-
Выберите правильный ответ. Кто сказал, что ответственность привить нельзя, она воспитывается делами?
А) В.А. Сухомлинский
Б) А.С. Макаренко
В) Л.И. Новикова
-
Выберите правильный ответ. Можно ли наказывать весь детский коллектив?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
-
Дайте определение понятия «педагогическая деятельность».
-
Иногда педагоги ставят детям «неудовлетворительно» за поведение в «профилактических целях». Правильно ли это?
А) да
Б) нет
В) можно, но не часто
-
Кто написал работу «Методические проблемы формирования коллектива»?
А) Л.И.Новикова
Б) В.А.Сухомлинский
В) Я.Л. Коломинский
-
Дайте определение понятия «эстетическое воспитание».
-
Дополните. Слова «Педагогическая техника – это те умения, которые помогают учителю через то, что «видят и слышат» воспитанники, донести до них свои мысли и душу» принадлежат…
-
Дополните. Закон параллельного действия разработал…
-
Установите соответствие.
Методы
|
Основные приемы
|
1. Методы формирования сознания
|
А) требование, общественное мнение, постановка перспективы, поощрения
|
2. Методы организации деятельности
|
Б) упражнения, приучения, поручения, игра, игровые ситуации
|
3. Методы стимулирования положительного поведения
|
В) разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут
|
-
Отметьте правильный ответ. Дайте правильное определение понятия «развития коллектива»:
А) процесс сплачивания хорошо организованного и подготовленного актива;
Б) процесс развития коллективных отношений детей и педагогических требований
В) процесс организации коллективной деятельности, формирование изменения отношений, процесс развития мотивов поведения.
-
Отметьте правильный ответ
Детский коллектив:
а) постоянная, стабильная величина;
б) развивающиеся, функционирующие связи детей;
в) зависимости объединения детей.
-
В трудовую деятельность детей младшего школьного возраста вовлекают постепенно.
Установите правильную последовательность вовлечения детей в эту деятельность:
А) коллективный труд;
Б) поручения;
В) дежурство.
-
Дополните. Физиологической основой режима является учение о …
-
Установите соответствие.
Группы задач
|
Содержание
|
1. Задачи, направленные на развитие эстетического сознания, эстетических чувств
|
А) развитие творческого воображения, сенсорно-моторное развитие
|
2. Задачи, направленные на освоение эстетической деятельности
|
Б) развитие эстетического восприятия, эстетического сознания, эмоциональной отзывчивости
|
3. Задачи, направленные на развитие эстетических и художественных способностей
|
В) умение вносить прекрасное в жизнь, использовать средства выразительности того или иного вида искусства
|
-
Установите соответствие.
Виды наказаний
|
Характеристика
|
1. Словесные осуждения.
|
А) Перевод из класса в класс, из школы в школу; крайняя мера – исключение.
|
2. Ограничение в правах.
|
Б) Испортил – почини; плохо сделал – переделай.
|
3. Изменение отношения к детям.
|
В) Замечания, порицания, просьба встать из-за стола, парты. Выговор в приказе директора.
|
4. Форма естественных последствий
|
Г) Встать у доски.
Д) Лишение удовольствия
|
-
Выберите правильный ответ.
Программу изучения ученического коллектива и личности в коллективе разработал…
А) Я.Л.Коломинский
Б) В.А.Сухомлинский
В) Н.И.Болдырев
-
Оценка результативности воспитательной работы определяется конкретными критериями.
Отметьте наиболее правильно отражающий критерий этой оценки:
А) систематическое и последовательное совершенствование личности ребенка;
Б) уровень воспитанности детей;
В) хорошо организованный коллектив.
-
К какой группе методов относятся требование, общественное мнение, постановка перспективы, поощрение и наказание?
а) Методы организации деятельности детей.
б) Методы формирования общественного сознания.
в) Методы стимулирования положительного поведения.
-
Кому принадлежат следующие слова: «Как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»?
А) В.А.Сухомлинскому
Б) А.С.Макаренко
В) Н.К.Крупской
-
С каким видом барьеров взаимопонимания людей мы встречаемся, если общаются «подлый и порядочный», «добрый и злой»?
А) Моральный барьер.
Б) Мотивационный барьер.
В) Барьер несходства характеров.
-
Ведущим фактором в развитии личности является:
А) наследственность
Б) наследственность и среда
В) воспитание.
-
К какой группе методов относятся пример и его разновидности, диспут, рассказ, беседа, лекция?
А) Методы формирования общественного сознания.
Б) Методы стимулирования положительного поведения.
В) Методы организации деятельности детей.
-
Кому принадлежат следующие слова: «Дети – это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права»?
-
Афоризм «Пустые глаза – пустая душа» принадлежат:
А) В.А. Сухомлинскому
Б) К.С.Станиславскому
В) А.С.Макаренко
-
Лектории, кинолектории, факультативы, встречи с деятелями искусств и прочее – это:
А) средства
Б) методы
В) формы
-
Для классовой сущности воспитания характерно:
А) определение господствующим классом целей, содержания и методов воспитания;
Б) угнетение подчиненных, присвоение продуктов их труда;
В) существование двух систем воспитания.
-
Мысль «Женщина – естественный воспитатель» принадлежит двум известным педагогам:
А) К.Д.Ушинскому, Н.К.Крупской;
Б) Я.А.Коменскому, К.Д.Ушинскому;
В) Я.А.Коменскому, Н.К.Крупской.
-
Главная роль воспитания детей принадлежит:
А) сверстникам;
Б) семье;
В) общественности.
-
Воспитание детей в Спарте носило характер:
А) военно-физический;
Б) гармоничный;
В) общинный.
-
Свои педагогические взгляды в книге «Некоторые мысли о воспитании» изложил:
А) Демокрит
Б) Аристотель
В) Дж.Локк.
-
Кто автор труда «Эмиль, или о Воспитании»?
-
К какой группе методов относятся приучения, поручения, упражнения, игровые ситуации?
А) методы формирования сознания.
Б) методы организации деятельности детей.
В) методы стимулирования положительного поведения.
-
Воспитание в узком педагогическом смысле – это:
А) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, норм и правил поведения в обществе, формирования мировоззрения;
Б) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки ее к трудовой жизни;
В) общественно-политическая категория, выражающаяся в передаче накопленного опыта.
-
Равное воспитание для всех членов общества характерно:
А) для феодального строя;
Б) для рабовладельческого строя;
В) для первобытно-общинного строя.
-
Дополните. На основе культурно-гигиенических навыков у детей формируются…
-
Слово «воспитание» по смыслу близко…
А) питанию;
Б) становлению;
В) испытанию;
Г) формированию;
Д) перевоспитанию.
-
Содержанием среды как фактора социального развития личности выступает окружение…
А) предметно-пространственное;
Б) социально-поведенческое;
В) межличностное;
Г) событийное;
Д) информационное
-
Отметьте правильный ответ. Коллектив – это…
А) группа людей, объединенная общими целями, интересами;
Б) группа людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций;
В) группа людей, объединенная на какой-то непродолжительный промежуток времени общими целями, интересами, общением, не противоречащими общественным нормам.
-
Установить соответствие классификационных признаков форм внеурочной деятельности и содержания:
1. По времени проведения
|
А. Индивидуальные;
групповые
массовые
|
2. по субъекту организации
|
Б. кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
традиционные (регулярно повторяющиеся)
|
3. по числу участников
|
В. организаторами детей выступают педагоги и другие взрослые;
деятельность организуется на основе сотрудничества;
инициатива и ее реализация принадлежит детям
|
Ответ: 1-__________; 2-______________;
3-_____________.
-
Наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.
А) история педагогики
Б) дидактика
В) теория воспитания
Г) педагогика
-
... - активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных личностных качеств (Дополните понятие).
-
Для поддержания порядка и дисциплины И.Ф.Гербарт предлагал использовать в школе:
А) запреты
Б) соревнование
В) наказания (телесные)
Г) поощрения
Д) ограничения
Е) свободное посещение
-
Функция педагогического процесса направленная на формирование определенных качеств, свойств и отношений человека:
А) образовательная
Б) воспитательная
В) развивающая
Г) целесообразная
Д) необходимая
Е) традиционная
-
Формированию умений, навыков, воли и характера способствуют:
А) упражнения
Б) педагогическое требование
В) лекция
Г) пример
Д) рассказ
Е) поручения
-
Соответствие метода и его сущности
1. соревнование
|
А. стимулирование положительного поведения
|
2. поощрение
|
Б. мера воздействия против грубого нарушения норм поведения
|
3. наказание
|
В. участники стремятся превзойти друг друга в мастерстве
|
-
Метод устранения нежелательного поведения ребенка - грубый, неэффективный.
А) физические наказания
Б) отрицательное подкрепление
В) смена мотивации
Г) связь поведения с определенным стимулом
-
Установить соответствие классификационных признаков форм внеурочной деятельности и содержания:
1. по видам деятельности
|
А) без включения учащихся в предварительную подготовку;
интерактивные (подготовку учащихся, включение учащихся в подготовку дела)
|
2. по способу влияния педагога
|
Б) Учебная;
Трудовая;
Спортивная;
Художественная;
|
3. по времени подготовки
|
В) Непосредственные;
опосредованные
|
-
Подчинение ребенка воле взрослого предусматривает.
А) авторитарная педагогика
Б) личностно-ориентированная педагогика
В) гуманно-личностная педагогика
Г) социально-ориентированная педагогика
-
Методы педагогического исследования:
А) наблюдение
Б) изучение и анализ литературы
В) эксперимент
Г) анкетирование
Д) беседа
Е) социометрия
Ж) все ответы верные
З) изучение документации и предметов деятельности
Ключ к тестовым заданиям:
-
А.С.Макаренко
-
А
-
Б
-
Деятельность направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания и развития личности. Структурные элементы: профессиональное сознание, профессиональные педагогические технологии, педагогическая техника.
-
Б
-
А
-
Целенаправленное взаимодействие воспитателей и детей по выработке и совершенствованию в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
-
А.С.Макаренко
-
А.С.Макаренко
-
1-в, 2-б, 3-а.
-
В
-
Б
-
Б, В, А
-
динамическом стереотипе.
-
1-б, 2- в, 3 – а.
-
1-в, 2-а, 4-б.
-
В
-
А
-
В
-
Б
-
А
-
В
-
А
-
А.С.Макаренко
-
Б
-
В
-
А
-
В
-
Б
-
А
-
В
-
Ж.-Ж. Руссо
-
Б
-
А
-
В
-
привычки
-
А
-
Г
-
Б
40. 1-б. 2-в, 3-а
41. Г
42. самовоспитание
43. А,В,Д
44. Б
45 А,Б,Г,Е
46. 1-в, 2-а, 3-б
47. А
48. 1-б, 2-в, 3-а
49. А
50. Ж.
Оригинал – макет и компьютерная верстка:
А.П. Афанасьева, Т.Н Вахрушева, Е.Н.Федоров