Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Файл 7: Русский язык и литература

Проблемно-ориентированный анализ работы ГМС по русскому языку и литературе за 2011-2012 учебный год
В 2010-2011 учебном году городским методическим советом учителей русского языка и литературы осуществлялась работа по содержательной линии «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность».

Перед членами ГМС были поставлены следующие задачи:



  1. расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов;

  2. внедрение в практику всех образовательных учреждений системы внешней оценки образовательной деятельности, обязательности публичных отчетов о результатах своей работы.

  3. повышение конкурентоспособности и эффективности муниципальной системы образования, более полное удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах;

  4. повышение доступности и качества образования и, как следствие, повышение функциональной грамотности выпускников всех ступеней обучения;

  5. развитие дистанционного образования детей-инвалидов;

  6. создание здоровой и комфортной школьной среды.

В течение 2011-2012 учебного года работа осуществлялась по теме: «Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности учителя в соответствии с проектом «Наша новая школа» в г. Иркутске».

Задачи:

1.Расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с потребностями развивающейся системы образования.

2.Более полное обеспечение поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы в образовательных учреждениях г. Иркутска.

3.Создание условий для повышения  профессионального мастерства молодых  учителей и реализации творческого потенциала опытных педагогов

4.Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей.

5.Реализация дифференцированного подхода к работе с учителями в соответствии с их индивидуальными  профессиональными потребностями.

6. Освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе

7. Проведение диагностики уровня обученности учащихся, выявление возможных сложностей при подготовке к ГИА и ЕГЭ, вовлечение широкого круга учителей в аналитическую деятельность.

8. Обеспечение условий, способствующих внедрению ФГОС второго поколения в преподавание русского языка в начальной школе.

9.Изучение опыта использования информационных технологий и активное внедрение Интернет и здоровьесберегающих технологий в практику работы учителей

10. Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности учителей

11. Укрепление деловых связей и сотрудничество с ВУЗами (ИГЛУ, ИГПУ, ИГУ), театрами города Иркутска.

Для решения данных задач была проведена работа по организации и планированию деятельности ГМС на 2011-2012 учебный год:


  1. создание условий для повышения квалификации педагогических кадров,

  2. организация методического сопровождения педагогических работников в период подготовки к аттестации и проведение аттестации,

  3. создание условий для перехода на новые образовательные стандарты,

  4. содействие повышению уровня качества знаний обучающихся по предмету и поддержки талантливых детей.

Эту работу можно проследить по тем мероприятиям, которые были проведены в течение всего учебного года.

Одно из главных направлений работы Городского методического совета - повышение квалификации педагога. Каждый учитель имеет возможность повышать свою квалификацию через прохождение курсовой подготовки, через посещение городских семинаров. Так за текущий учебный год было проведено 6 плановых городских семинаров:

1. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в г. Иркутске (база проведения МБОУ СОШ №63, количество участников - 105).

На семинаре (конференции) был представлен творческий отчет в сопровождении мультимедийной презентации по работе Городского методического совета. Из отчета было видно, насколько серьезно и творчески подошли к своим обязанностям члены ГМС под руководством методиста Прокофьевой Н.В. Был отмечен высокий уровень проделанной работы за 2010-2011 учебный год.

Здесь выступили со своими докладами и представители из Государственного лингвистического университета, кандидаты филологических наук: Никитина А.Х. и Кузьмищева Н.М. (Темы выступлений: «Организация научно-исследовательской работы в школьной аудитории», «Повышение квалификации учителей – словесников»), Юрьева О. А., зам. директора по УВР МБОУ СОШ №4 («Воспитание социальных и коммуникативных компетенций средствами учебных дисциплин. Реализация вариативной части учебного плана ОУ»), Косенко П. А., педагог дополнительного образования МБОУ лицей -интернат №1 («Создание условий для самореализации личности. Школьная театральная студия «Отражение»).

Во второй части были подведены итоги конференции, состоялось награждение учителей за активную работу, подготовку победителей и призеров олимпиад, организацию различных городских мероприятий и т.д, выработана резолюция, в которой отметили:



  1. Признать работу Городского методического совета за 2010-2011 уч.г. удовлетворительной;

  2. Активно включиться в работу по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в г. Иркутске:

- усовершенствовать технологии проведения современного урока, организацию учебной деятельности учащихся, с целью обеспечения наиболее высоких результатов в реализации действующих Государственных образовательных стандартов;

- обобщать, пропагандировать и распространять опыт работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;

- каждому учителю в организации и проведении урока учитывать наличие в содержательной его части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

школьников;

- обеспечивать благоприятные условия для развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Были внесены предложения:

-Обеспечивать повышение квалификации учителей в области изучения и овладения современными образовательными технологиями и их внедрением в учебно-воспитательный процесс школы;

-Внедрение в образовательный процесс инновационных разработок;

-Освещение деятельности педагогов на сайте МКОУ ДПО ЦИМПО.

-Представление опыта работы на научно-практических конференциях педагогов разных уровней.

-Отметить качественную подготовку всех докладчиков.

2. Роль методической службы учителей русского языка и литературы в модернизации школьного образования (в связи с переходом на ФГОС) (база проведения МБОУ СОШ №4, количество участников - 50).

На семинаре были представлены мастер-классы и рассмотрены следующие вопросы:

А) Новые учебно- методические комплексы по русскому языку и литературе издательства «Русское слово» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта

(методист МОУ ДПО ЦИМПО Скребкова М.Д.)

Б) Роль методической службы учителей русского языка и литературы в развитии и поддержке профессионального потенциала педагогов в условиях введения в ФГОС

(заместитель директора по УВР Юрьева О.А.)

В) Системно-деятельностный подход в обучении – основа стандартов второго поколения

(рук. МО учителей рус. яз. и литературы А.Д.Кожевникова)

Г) Мастер-класс «Формирование языковой компетентности на уроках русского языка»

( учитель русского языка Соснова С.В.)

Д) Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка» ( учитель русского языка Черняева Е.В.)

Е) Мастер-класс «Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка» ( учитель русского языка Дворяшина И.В.)

Ж) Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» (учитель русского языка Давыденко О.В.)

3. Инновационный подход Культуроведческий подход в обучении русскому языку и литературе в интеграции основного и дополнительного образования (база проведения МБОУ СОШ №35, количество участников -26)/

На семинаре обсуждались важные вопросы, связанные с использованием регионального компонента в процессе обучения школьников русскому языку и литературе, а также во внеурочное время. Было отмечено, что при применении материалов краеведения повышается эффективность педагогического процесса, развиваются творческие способности учащихся, расширяется их кругозор, появляется стремление более глубоко изучать произведения земляков.

На семинаре был представлен опыт работы учителей – словесников: Бобровой Н.Н., Доржипалановой Х.Ш., Гарифулиной Л.М., Шабалиной Е.Г.

В конце семинара были подведены итоги:

1.Краеведение помогает учителю вызвать у учащихся чувство нового, пробудить в них высокую впечатлительность, углубляет понимание причинной зависимости между новыми понятиями. Последовательное введение новых элементов в процессе объяснения, в основу которого положен местный материал, способствует раскрытию признаков новых понятий, в результате чего степень усвоения учебной программы значительно возрастает. 2. Использование краеведческого материала в процессе передачи новых знаний создает условия для вовлечения школьников в активную творческую работу, что формирует их глубокий интерес к тем фактам, явлениям, в “открытии” которых они принимали участие. Влияние краеведческого материала на процесс передачи новых знаний выражается в усилении умственной активности учащихся на уроке, мобилизации силы воли и укреплении их уверенности в научности полученных знаний.



4.Инновационные образовательные технологии – инструмент для формирования ключевых компетенций. «Жить - значит участвовать в диалоге» (М.Бахтин). Диалог писателя, учителя и ученика. (база проведения МБОУ СОШ №67, количество участников -35).

Проведённое мероприятие выполнило поставленные задачи: совершенствовать профессиональное мастерство учителей-словесников, способствовать повышению интереса учащихся к изучению русского языка, литературы и культуры в целом и к творчеству А. Вампилова и В. Распутина в частности.



  1. Гражданско – нравственные аспекты обучения и воспитания в ОУ в соответствии с идеологией ФГОС. «Лишь слову жизнь дана» (И.Бунин). Славянское слово: вчера, сегодня, завтра. (база проведения МБОУ СОШ №23, количество участников -45).

Цель – создание условий для профессионального общения педагогов, распространения передового педагогического опыта, выявления и поиска путей решения актуальных проблем преподавания русского языка и литературы, позитивное решение которых будет способствовать развитию образовательных учреждений города в соответствии с Законом «Об образовании» РФ; популяризация русского языка, русской литературы и русской культуры, повышение статуса русского языка.

В ходе семинара была представлена педагогическая концепция школы как «Школы русской культуры» (Андреева Татьяна Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы), даны два мастер-класса финалистами городского конкурса «Учитель года»: «Использование опорных схем на уроках литературы» (Бурова Галина Викторовна, председатель ГМС, учитель МБОУ СОШ №55), «Использование технологии «Переводчик» на уроках русского языка» (Серогодская Татьяна Владимировна, учитель МБОУ Гимназии №25), проведена деловая игра «Сила слова или яд сквернословия» (Соболева Марина Петровна, МБОУ СОШ №23). Космаковой Зоей Васильевной была подготовлена интересная презентация школьного проекта «Говорим по-русски», Лямкина Руслана Владимировна поделилась опытом проведения элективного курса «Русский язык СМИ».

Все участники семинара отметили высокий уровень проведенного мероприятия.

Здесь состоялся серьёзный конструктивный разговор о защите и охране русского языка.

По окончании семинара были вынесено следующее решение:

-Искренне поблагодарить администрацию МБОУ СОШ №23 во главе с директором Бобенко Галиной Михайловной и коллектив учителей русского языка и литературы за плодотворную работу в области экологии речи;

-Принять за основу проект школы «Говорим по-русски»;

-Обобщить опыт работы учителей русского языка и литературы города Иркутска по данной теме, провести учительскую конференцию;

-Выработать рекомендации по дальнейшей работе и подготовить публикации;

-Ввести в систему работы образовательных учреждений мероприятия по формированию речевой грамотности;

-Усилить вариативную часть часами факультативных и элективных курсов по риторике, культуре речи;

-Обобщить опыт работы учителей русского языка и литературы города Иркутска по данной теме, провести учительскую конференцию;

-Выработать рекомендации по дальнейшей работе и подготовить публикации;

-Ввести в систему работы образовательных учреждений мероприятия по формированию речевой грамотности;

-Усилить вариативную часть часами факультативных и элективных курсов по риторике, культуре речи;

-Подготовить стенды для родителей с памятками (речевыми клише для общения с ребенком);

-Проводить тренинговые занятия с родителями;

-Проводить беседы с родителями о влиянии ненормативной лексики на здоровье детей;

-Проводить мероприятия, посвященные Русскому слову;

-Развивать совместную деятельность с редакциями газет по пропаганде русского языка.



  1. Лингвистическая компетентность как результативно-целевая основа гражданского воспитания и образования (в рамках реализации программы развития) (база проведения МБОУ СОШ №64, количество участников -65).

В ходе анкетирования участников семинаров было отмечено, что все семинары прошли на высоком уровне. Информация о проведении семинаров размещена на сайте МКОУ ДПО ЦИМПО.

Во втором полугодии было проведено 2 внеплановых семинара совместно с издательством «Русское слово», каждый из которых был тщательно продуман и подготовлен.



  1. Реализация требований ФГОС в УМК «Литература» издательства «Русское слово» (база проведения МБОУ СОШ №26, количество участников - 25)

  2. «Современные УМК по русскому языку, литературе издательства «Русское слово» и новые стандарты. Подготовка к ЕГЭ» (база проведения МБОУ СОШ №55, количество участников - 51)

В ходе семинаров обсуждались важные вопросы: какие цели преследуют новые стандарты и как сориентированы на эти цели новые УМК? Каковы новые образовательные результаты обучения русскому языку и как сориентированы УМК на данные результаты? С особенностями новых стандартов и новых учебников по русскому языку, включенных в Федеральный перечень, познакомила присутствующих методист издательства «Русское слово» Кузнецова Т.А.. Ею было проанализировано содержание следующих учебников с точки зрения формирования новых результатов: предметных, метапредметных и личностных: учебник русского языка. 5-9 класс, под редакцией М.В.Панова. (М.,«Русское слово», 2011г.); учебник русского языка. 5-9 класс, под редакцией Быстровой Е.А. (М., «Русское слово», 2012);
учебники литературы, под редакцией Обернихиной, Меркина Г.С. (М., «Русское слово», 2011).
Был сделан вывод, что содержание этих учебников соответствует целям, которые ставит перед учителем программа по русскому языку и литературе, составленная на основе новых стандартов.

Таким образом, всего за текущий учебный год было проведено 8 городских семинаров, и все они прежде всего способствовали повышению профессионального уровня учителей.

К сожалению, не всегда на городских семинарах бывает высокая явка учителей. В первую очередь это связано с тем, что в большинстве образовательных учреждений у учителей русского языка и литературы нет методического дня, который бы позволил им посещать проводимые семинары, не всегда администрация ОУ информирует учителей о предстоящем мероприятии.

Повышению профессионального уровня учителей способствуют и вебинары – одна из новых форм общения с издательствами дистанционно. Так, например, в текущем учебном году для учителей русского языка и литературы состоялся вебинар с представителями издательства «Просвещение» по теме «Роль линий УМК по литературе издательства «Просвещение», на котором присутствовало 8 человек:



  1. Чанцева Татьяна владимировна, МБОУ СОШ №28;

  2. Космакова Зоя Васильевна, МБОУ СОШ №23

  3. Хохлова Нина Францевна, МБОУ СОШ №22

  4. Дрыга Оксана Вячеславовна, МБОУ СОШ №20

  5. Нефедова Анна Валерьевна, МБОУ СОШ №3

  6. Войцешко Елена Андреевна, МБОУ СОШ №80

  7. Нечаева Елена Викторовна, МБОУ СОШ №45

  8. Винокурова Мария Михайловна, МБОУ лицей №3

Повысили свой профессиональный уровень через курсовую подготовку 77 учителей русского языка и литературы: из них 10 человек прошли курсовую подготовку по информационно-коммуникационным технологиям на базе института развития образования, 67 человек – предметные курсы на базе института повышения квалификации работников образования.

В 2011-2012 учебном году прошло 7 заседаний ГМС.

1. Выработка стратегических направлений деятельности Городского методического совета учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год в рамках проекта «Новая школа (07.09.2012г.)

2. Подготовка к городскому семинару «Роль методической службы учителей русского языка и литературы в модернизации школьного образования (в связи с переходом на ФГОС)», о качественном анализе олимпиад школьного и муниципального тура. Подготовка к дистанционной олимпиаде «Планета вокруг нас» (02.11. 2011г);

3. Аналитический отчет по результатам олимпиад. Аттестация педагогов. (14.12.2011г.);

4. Создание условий для реализации профессионального и творческого потенциала учителей русского языка и литературы МОУ г. Иркутска (13.03. 2012г.);

5. Выявление педагогических затруднений педагогов для дальнейшего определения задач на следующий учебный год. Анализ работы по дидактическим пособиям для обучающихся 9-11 классов под редакцией Л.И.Мальцева. Н.М.Смерчинской «Все для ЕГЭ» (книги1,2) и «Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2012.» (18.04.2012г)

6. Рассмотрение адаптационных и авторских образовательных программ учителей русского языка и литературы и их утверждение на ГКМС (12.05.2012г.)

7. Итоговое заседание ГМС учителей-филологов «Поиски, проблемы, находки в развитии качества образования МОУ г. Иркутска» (13.06.2012г).

На заседаниях, как правило, присутствовали практически все члены ГМС. Каждый имел возможность высказать свою точку зрения.

В текущем году в составе ГМС произошли изменения. Войцешко Елена Андреевна (МБОУ СОШ №80), Нанава Тамара Федоровна (МБОУ СОШ №39), Мышева Елена Геннадьевна (МБОУ СОШ №73), Соболева Марина Петровна (МБОУ СОШ №23), Рухадзе Вера Алексеевна (МБОУ СОШ №28)-учителя, которые вошли в состав ГМС и проявили высокую активность в работе.

В Городском методическом совете среди учителей русского языка и литературы нет равнодушных людей. Все подходили к своим обязанностям творчески, ответственно и серьезно. Несмотря на высокую занятость, каждый проявлял активность и мобильность.

Большая часть членов ГМС является региональными экспертами по проведению аттестации педагогов: Бурова Галина Викторовна (МБОУ СОШ №55), Дырда Наталья Владимировна (МБОУ СОШ №9), Ильина Светлана Викторовна (МБОУ лицей-интернат №1), Пикерская Алла Эдуардовна (МБОУ СОШ №34), Плотникова Светлана Владимировна (МАОУ ЦО №47, Шабалина Елена Геннадьевна (МБОУ СОШ №43), Шушакова Оксана Витальевна (МБОУ СОШ №40), Яннаева Ирина Васильевна (МБОУ СОШ №12). Среди региональных экспертов по проведению аттестации педагогов есть учителя, не являющиеся членами ГМС: Сенькова Александра Ивановна (МБОУ СОШ №7), Орловская Людмила Николаевна (МБОУ СОШ №17), Корсакова Тамара Ивановна (МБОУ Гимназия №25), Кондратьева Ирина Николаевна (МБОУ СОШ №14). Все эксперты оказывали помощь аттестующимся педагогам в виде консультаций, а также посещали открытые уроки и мероприятия, работали с документацией, писали экспертные заключения. Благодаря им большинство учителей прошли аттестацию успешно. Всего в текущем учебном году аттестовалось на высшую категорию 23 учителя, на первую - 18.



Всего 51 человек.

На заседании ГМС были рассмотрены адаптационные и авторские образовательные программы учителей русского языка и литературы.







ОУ

ФИО

ОБЛАСТЬ

ТИП ПРОГРАММЫ

РЕЦЕНЗИЯ

НАЗВАНИЕ

1

МБОУ СОШ №22

Токарева

Анастасия Владимировна

3экз.


литература

Авторская адаптационная факультатив

11- класс, 68ч



Внутренняя

Поиски смысла жизни героями русской литературы XX века

2

МБОУ СОШ №40

Мамуркова Алла Викторовна

Русский язык

Элективный курс 8-9 классы

34ч.


Внутренняя

Внешняя


Создание сжатого изложения

3

МБОУ СОШ №15

Баландина Екатерина Васильевна

литература

Элективный курс 5-9 классы

170ч.


Внутренняя

Внешняя


Литературно-драматическая гостиная «За гранью урока литературы»

Члены ГМС, ознакомившись с адаптационными и авторскими образовательными программами учителей русского языка и литературы, отметили важность программы элективного курса для обучающихся 8-9 классов «Создание сжатого изложения» Мамурковой Аллы Викторовны. Данная программа является актуальной, поскольку она способствует формированию психологической и практической готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Данная программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ подобного типа, поэтому она была рекомендована к представлению ее на заседании ГКМС.

Адаптационная программа «Поиски смысла жизни героями русской литературы ХХ

века» для обучающихся 11 класса является продолжением адаптационной программы

«Поиски смысла жизни героями русской литературы Х1Х века» для обучающихся 10

класса, которая была утверждена в 2010-2011 учебном году. Токарева А.В., автор данной

программы, считает, что перед учителем-словесником стоит очень важная задача:

приобщение обучающихся к духовно-нравственному наследию русского народа,

воспитание любви, уважения к Родине и т.д. В связи с этим ею была разработана

программа, которая составлена на основе пособий М.Дунаева, А. Собенникова, В.

Резникова.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к

составлению программ подобного типа, но она требует серьезной доработки,

поскольку в ней представлено очень много художественных произведений, которые

должны изучить обучающиеся 11 класса.

Программа элективного курса «Литературно-драматическая гостиная «За гранью

урока литературы» (автор Баландина Екатерина Васильевна, учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №15) интересна и актуальна. Ее актуальность определяется и в

том, что она направлена на развитие познавательных, созидательных и креативных

способностей, и в том, что в ней проработана преемственность, т.к. курс рассчитан на 5

лет (всего на 170 часов, по 34 часа в каждом блоке). Данный курс отвечает требованиям

современного школьного образования, т.к. он реализует одно из основных положений

ФГОС об интеграции общего (литературы) и дополнительного (театр) образования.


следующая страница>


Литература Проблемно-ориентированный анализ работы гмс по русскому языку и литературе за 2011-2012 учебный год

В 2010-2011 учебном году городским методическим советом учителей русского языка и литературы осуществлялась работа по содержательной линии «Современное образование: новые требовани

431.92kb.

17 12 2014
3 стр.


Методическое обеспечение учащихся Кадетской школы-интерната №11 на 2011-2012 уч год по русскому языку и литературе

В. А. Чалмаев, О. Н. Михайлов, А. И. Павловский под ред. В. П. Журавлева литература в 2-х частях

227.32kb.

10 09 2014
1 стр.


Анализ работы школы за 2011 2012 учебный год

Блок А: Swot-анализ работы школы за 2011-2012 учебный год

158.92kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок 6 Обучающее изложение Пусть птица выводит птенцов

Измерители, контроль знаний по русскому языку на 2011- 2012 учебный год в 4 классе

62.83kb.

12 10 2014
1 стр.


Анализ деятельности оу за 2009-2010 учебный год

Г(И)А с одной двойкой по русскому языку, двое обучаемых 7 класса оставлены на второй год

524.06kb.

25 12 2014
4 стр.


Отчет о проведении в 2011/2012 учебном году

Олимпиада прошла по 15 предметам: физике, истории, математике, английскому языку, немецкому языку, русскому языку, литературе, биологии, технологии, обж, физической культуре, общес

296.6kb.

08 10 2014
1 стр.


Анализ работы библиотеки гбоу сош №396 за 2011-2012 учебный год
88.21kb.

08 10 2014
1 стр.


Анализ работы мо начальной школы за 2011- 2012 учебный год

Методическое объединение учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году состояло из 15 учителей и 2 воспитателей гпд

190.88kb.

16 12 2014
1 стр.