Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Литературная игра «От А. Островского до А.П. Чехова»

11 класс
Добрый день, дорогие наши выпускники. Вот и настал важный день вашей жизни, когда каждому придется задуматься о том, какую память о себе оставить в доме, который жил по законам добра, любви и творчества. Отмечая вашу неординарность мысли, литературные пристрастия и активность оргкомитет клуба посодействовал тому, чтобы первый урок литературы прошел за игровыми столами интеллектуального клуба «ВУНДЭР». Сегодняшняя литературная игра носит название «От Островского до Чехова». Это одна из запланированных в этом году игр серии «Уроки русской классики» историко-филологической кафедры ПТКЛ.

Наша игра целенаправленна на умение в режиме четкого времени находить правильный ответ, естественно, что для этого нужно оживить в памяти курс русской словесности 10-го класса.

Ваше литературное содружество на ринге создает великолепные условия для общественного и творческого самовыражения в вашей будущей не лицейской жизни.

Условия нашей игры требуют компетентности, беспристрастия со стороны жюри. В жюри приглашены признанные авторитеты заведения – знатоки своего дела, преподаватели словесности.

Естественно, что они желают нам азартной и успешной игры.

Пока не прозвучали позывные нашего клуба, капитаны команд, представьте свои команды и поприветствуйте друг друга.



(слово капитанам)
Звучат позывные клуба.

Дорогие игроки, уважаемые гости клуба, время начинать игру. Для проведения игры на интеллектуальный ринг приглашается преподаватель русской словесности Феофанова Любовь Андреевна.


Здравствуйте, мною воспитанные интеллектуалы. Нашу первую игру я рассматриваю как мотивацию к улучшению результатов учебного труда на предстоящих уроках словесности. И если правду сказать, мы знаем жизнь только по литературе. Разумеется, за исключением тех, кто её (литературу) не знает. Никогда не поверю, что их можно найти в нашем зале.

Итак, наши азартные игроки, вопрос 1-го раунда.



1 игровой раунд

Вопрос 1. Ф.М. Достоевский – самый трудный в мире классик, который своим творчеством привлек внимание специалистов разного профиля – литераторов, философов, юристов, психологов, психиатров. Внимание вопрос: Почему всю свою сознательную жизнь Достоевский снимал квартиру в угловых домах?

Ответ: В выборе квартир сказался характер Достоевского: в угловых домах как бы разъединение с другими, «угловой дом как символ свободы».

Вопрос 2. С именем какого писателя связана история о муравейных братьях? Кто такие муравейные братья? И что такое зелёная палочка?

Ответ: По воспоминаниям Льва Николаевича, старший брат Николенька объявил своим младшим братьям, что у него «есть тайна, посредством которой, когда она откроется все люди сделаются счастливыми…», станут муравейными братьями. Мальчики Толстые играли в муравейных братьев, спрятавшись под стулья. По словам Николая, тайна его была записана на зеленой палочке, зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа. Л.Н.Толстой был похоронен именно там.

Вопрос 3. Печальная история с тургеневскими портретами общеизвестна, хотя их великое множество и среди авторов – самые знаменитые русские художники: Илья Репин, Василий Перов, Владимир Маковский. Но они не передают ни красоты, ни обаяния Тургенева, ни его аристократизм. Исключение составляют портретные зарисовки непрофессионального художника, на которых, по замечанию очевидцев, он необыкновенно красив. Не поддаваясь фотографии и живописи, лицо Тургенева подчинилось карандашу, преодолевшему «сопротивление материала». Назовите автора этих рисунков.

Ответ: Полина Виардо. Только ей оказалось подвластно то, перед чем были бессильны профессиональные художники. Она завоевала не только его сердце – ей были подвластны даже невидимые другими нюансы его внешности. Она открывала в нем нечто, недоступное никому, а он – «послушный как ягненок» открывался перед ней, как ни перед кем другим.

Вопрос 4. Лариса Огудалова в пьесе Островского «Бесприданница» приводит в восторг всех своим пением. На каком инструменте она себе аккомпанирует, и какой романс она исполняет в пьесе?

Ответ: романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды» или «Разуверение». Правда, два последних четверостишия драматург опустил.

Вопрос 5. За какое произведение Чехов был взят под негласный надзор полиции? Какая книга Чехова имеет географическое название?

Ответ: «Остров Сахалин»

До сих пор вызывает удивление то обстоятельство, что уже известный писатель в 1890 году в опасный, полный лишений и риска путь, что он один составляет перепись населения каторжного острова, вникает в мельчайшие подробности тяжкого тюремного бытия. Желание проникнуть туда, где страдание народа невыносимы и сказать всю правду о современной действительности – это побудительный массив предпринятой поездки.



Вопрос 6. Каким рассказом Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе XIX века? Назовите предшественников Чехова, отразивших эту тему в литературе?

Ответ: рассказом «смерть чиновника». Пушкин «Станционный смотритель», Гоголь «Шинель», Достоевский «Бедные люди»

Ну что ж, игра первого раунда подошла к концу. Слово предоставляется нашему жюри.



2 раунд

Георг Лихтенберг – немецкий писатель-сатирик, а также ученый-физик изрек великую мудрость «Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». Мне кажется что наша литературная игра является подтверждением этой гениальности.

Но для этого нужно провести суперблиц.

2 игровой раунд Суперблиц


Для участия в конкурсе команды выделяют из своего состава по одному суперзнатоку, который должен будет ответить на три вопроса подряд; на обдумывание каждого вопроса дается двадцать секунд (без права совещания с командой). Суть задания: вставить в предложенную цитату ключевое слово. За каждый правильный ответ знаток получает один балл. При наличии хотя бы одного неправильного ответа весь конкурс считается проигранным.

Достоевский вложил в уста своих героев немало афористичных высказываний, иногда весьма ироничных, иногда чрезвычайна значительных по глубине мысли и степени обобщения.

Внимание, на ринг приглашаются суперзнатоки команд.

Вопрос команде №1


  1. Порфирий Петрович, проницательно подметил: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя ….теперь не считает? (Наполеоном)

  2. Разумихин иронизирует, что … единственная человеческая привилегия перед всеми организмами есть. (Вранье.)

Раскольников подытоживает свои раздумья над человеческой природой: «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете …(великую грусть).

Вопросы команде №2


1. Любопытное высказывание принадлежит Свидригайлову: «…человек вообще очень и очень даже любит быть ... . Но у женщин это в особенности.. (оскорбленным)

2. Важнейшая христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Лужин переосмысливает эту заповедь: «Возлюби прежде всех…» (Одного себя.)

3. «А знаешь ли, Саня, - говорит Раскольников - что низкие потолки душу и ум ... !» (теснят.)

Вопросы команде №3


  1. «0, низкие характеры! - в сердцах восклицает Раскольников, - Они и любят, точно …» (Ненавидят.)

  2. В разговоре с Соней Раскольников делится своими наблюдениями: «…власть дается только тому, кто посмеет .... .» (наклониться и взять ее.)

  3. Свидригайлов в «Преступлении и наказании» утверждает: «…величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех да единой, без всякого исключения. Эта средство известное … »(Лесть.)

Жюри внимательно наблюдало за нашей игрой и готово сообщить промежуточные результаты.

Слово жури



3 игровой раунд

Чтобы приступить к следующему раунду, я проведу маленькую разминку «Знатоки творчества». Я зачитываю командам по очереди отрывки стихов – вам необходимо назвать их автора. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.



Пора, мой друг, пора!

Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.


(А. С. Пушкин.)

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож В руке его дрожит.

(Ф. Тютчев)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель добрый,

Красою тихою, блистающей смиренно.

(А. С. Пушкин.)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

(М Лермонтов.)

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М. Лермонтов.)

Я встретил, Вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

(Ф. Тютчев)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

(А. Фет)

на севере диком стоит одиноко

на голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она

(М. Лермонтов)

Гремят раскаты молодые.

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И дождик нити золотит.

(Ф. Тютчев)

Уважаемые игроки, как вы себя чувствуете после такой сосредоточенной игры? Такое интеллектуальное испытание на ринге не каждому под силу! Молодцы!



Внимание игра!

«Да вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии» фантазией одарены наши лицеисты. Поэтому третий раунд – это творческий конкурс.

Внимание задание: Вспомните финальную сцену в драме «Гроза». С уст Тихона, склонившегося над телом жены, срываются страшные слова: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…» Итак, богатая купчиха Кабанова Марфа Игнаьевна обвиняется в доведении до самоубийства своей невестки Катерины Кабановой. Уважаемые интеллектуалы, вам предстоит выступить сейчас в роли прокуроров, подготовив за одну минуту обвинительную речь в адрес этой героини. Время!
Жюри оценивает выполнение этого задания по 10-ой системе.

Итак обвинительная речь. Слово вам господин прокурор.


Спасибо!
Интеллектуальная игра закончилась, мы благодарим команды, которые согласились быть на интеллектуальном ринге соперниками, а в нашей повседневной жизни – это увлеченные лицеисты ПТКЛ.

Любая наша игра, по традиции, завершается пожеланиями на прощание, но к дальнейшим литературным встречам.

(слово командам)

Наступил тот момент, когда жюри озвучит итог нашей игры, выражаясь языком цифр.

Слово жюри

Награждение победителей



Ну а мне на прощание хочется обратиться к индийской мудрости: «Какой прок в книге тому, кто не обладает собственным умом? Разве зеркало – в помощь слепому?

Литературная игра «От А. Островского до А. П. Чехова» 11 класс

«вундэр». Сегодняшняя литературная игра носит название «От Островского до Чехова». Это одна из запланированных в этом году игр серии «Уроки русской классики» историко-филологическо

74.2kb.

14 09 2014
1 стр.


О языке А. П. Чехова, s. 33-38

Ирина Гитович, Литературная репутация Чехова в пространстве российского XX века: реальность и аберрации (к постановке вопроса), s. 15-26

68.59kb.

06 10 2014
1 стр.


Тамара Кузьмина Паэ гимназия, Таллинн 2-4 класс Литературная игра по повести-сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Литературная игра по повести-сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

37.79kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок литературы в 10 классе по теме: «Драма А. Н. Островского

Познакомить учащихся со сложной и противоречивой борьбой, развернувшейся вокруг драмы А. Н. Островского

70.41kb.

03 09 2014
1 стр.


Инвестиционный паспорт Островского муниципального района Костромской области

Параметры социально-экономического развития Островского муниципального образования

2203.8kb.

25 12 2014
7 стр.


Литературная игра по стихотворению М. Ю. Лермонтова

Отвечайте на вопрос и вписывайте в горизонтальный ряд букву, которая стоит напротив правильного ответа

13.14kb.

16 12 2014
1 стр.


Чехов а п. Рецензия на повесть а п. чехова

Чехова в тот период, вошли в сложное идейно-художественное единство повести. Именно в “Дуэли” он обосновал своеобразие задач своего творчества. “Дуэль” можно рассматривать как свое

55.64kb.

15 12 2014
1 стр.


Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф. В путешествие с Нильсом. Литературная тест-игра по книге С. Лагерлёф. Цель
42.49kb.

09 10 2014
1 стр.