Перейти на главную страницу
И озаренье, и работа.
Глаза цветов, глаза ребенка,-
Все начинается с любви».
Книжная выставка, где представлены произведения любовной лирики ( по выбору библиотекаря).
На журнальном столике стоит подсвечник и портреты: Н.Г.Чернышевского и О.С.Васильевой; Ф.И.Тютчева и Елены Денисьевой; В.А.Жуковского и Марии Протасовой; А.С.Грибоедова и Нины Чавчавадзе.
В сердцах хранятся наши тайны
От посторонних душ и слов,
Тот мимолетный взгляд случайный
И первый аромат цветов!
Куда уходят наши чувства?
Поверьте, в нас они всегда!
Звучит музыка: Музыка «Истории любви…»
Ты-свёрнутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Он жжёт огнём, едва в уста проник:
Но пьющий пламя подавляет крик;
И славословит бешено средь пыток!
От века убрана короной звёздной,
Ты в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века-на тебя!
«Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье». «Мой образ мысли таков, что раньше или позже я непременно попадусь, - поэтому я не могу связать ничьей судьбы со своей».
Решившись на «серьезный разговор» с невестой, Чернышевский шел на риск разрыва. Из записок дневника:
« С моей стороны было бы низостью, связывать со своею жизнью еще чью-нибудь и потому, что я не уверен в том, долго ли буду пользоваться жизнью и свободою. У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в крепость, бог знает на сколько времени…»
Ответ Ольги: «Не испугает и меня»
«Я люблю ее, как Ромео любит Джульетту…»
Запись 28.03.1853г.
«Я повинуюсь тебе.
Я жду своего счастья от своих отношений к тебе.
Я нахожу в них, и теперь свое счастье, всю свою радость.
Ты будешь, довольна и счастлива, насколько это в моей власти.
Ты будешь счастлива.
Как весна, хороша
Ты невеста моя».
Влюбленный Чернышевский цитирует строки из томика стихов Кольцова, подаренного невесте, эта книга станет символом его любви. Трехмесячный роман завершился свадьбой 29.04.1853г. И вскоре они с женой переехали в Петербург. По дороге в Петербург Чернышевский ухаживал за женой, как за малым ребенком. Это чувство любви и нежности Чернышевский пронесет до конца жизни. А впереди долгая дорога жизни. 21 год пробыл Николай Гаврилович на сибирской каторге и в Вилюйской ссылке. Просьба родных вернуть его из Сибири были удовлетворены лишь при Александре III. Ему разрешили поселиться в Астрахани, здесь он прожил с 18883г. по 1889г. Вскоре его перевели в Саратов. На родине он прожил с 27 июня по 17 октября 1889г. (всего лишь 4 месяца).
Звучит песня Визбора « Мне бы только знать…».
Вед.3: Федор Иванович Тютчев влюбился в 24-х летнюю Елену Денисьеву,
Когда ему было 50. Она натура пылкая и впечатлительная глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил страстной привязанностью. В глазах высшего петербургского общества их открытая 14-летняя связь (за это время у них родилось трое детей) была вызывающе, скандальной. Причём вся тяжесть осуждения пала на плечи женщины. От неё отрёкся отец, тётка вынуждена оставить Смольный (где она была инспектрисой), перед ней закрылись двери светских гостиных.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я, молча в стороне
И пасть готов был на колени,
И страшно грустно стало мне
Как от присущей милой тени. (1858 г.)
Вед. 4: Драматизм ситуации усугублялся тем, что Тютчев сохранил привязанность к законной жене, детям. Всё это ускорило ход её болезни. И в возрасте 38 лет она умерла от чахотки. Пережитая поэтом драма запечатлелась в стихах «денисьевский цикл», это одно из вершинных достижений любовно-психологической лирике в русской и мировой культуре.
Чтец:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим.
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл-спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались воспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось.
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Биб-рь: А в жизни можно быть любимым и счастливым одновременно? Конечно, ведь настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. Любовь бессмертна во все века и времена. И если это чувство глубокое, чистое, светлое, оно живет.
***
Ты-рядом и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер
Спасибо тебе мой ясный,
За то, сто ты есть на свете
Мы – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить
Единственный мой. Спасибо,
За то, что ты есть на свете!
Вед.5: « Он сердцем прост,
Он нежен был душою» - скажет о Василии Андреевиче Жуковском его ученик А.С.Пушкин.
Василий Андреевич почти юношей становится знаменитым. Внебрачный отпрыск, сын русского и турчанки. Ребенком, еще до школы, говорил на нескольких языках. Доброта и верность-вот две сестры, стоявшие у изголовья поэта. Он всегда был изящен и учтив, красив и ласков. И печален. Только близкие друзья знали истоки его печали. Представьте себе 22-летнего поэта, уже известного. Он делит время между столицей и деревней. Семья его сводной сестры Екатерины Протасовой все больше нищает, не на что учить ей двух девочек-Машу и Сашеньку. И Жуковский становится их домашним воспитателем. 4 года будут продолжаться эти упоительные занятия, он вылепит их по своему образу и подобию. Ученицы подросли. Они столь же обаятельны и женственны, сколь и бедны. Он продает то, что может продать и вырученные деньги отдает Екатерине Протасовой, человеку, причинившему ему так много зла и чуть не погубившему его жизнь. Матери-деньги, Саше-поэму «Светлана» - свадебный подарок. Вскоре он продает свое имение за 115 тыс., и делит деньги Маше и Сашеньке. Рядом с младшей сестрой, взрослеет старшая - Машенька, девочка становится девушкой. Да кто же знает - когда, как и зачем приходит любовь? И что делать с ней, с этой проклятой, окаянной, невыносимо сладостной любовью? И можно ли влюбиться в ученицу?
Вед. 6: Когда я был, любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,-
Где счастья провиденье?
Ах! Счастием моим любовь твоя была!
Вед. 6: Машенька Протасова никогда не забывала его. Ни девочкой, боготворившей учителя. Ни девушкой, необычайно обаятельной. Что бы уйти из дома от сестры, от ее мужа изверга(где она тогда жила) она была вынуждена выйти замуж за умного, порядочного, преданного ей, но нелюбимого человека. Последнее, не дописанное, его письмо Жуковскому: «Друг мой! Это письмо получишь ты тогда, когда меня подле вас не будет, но когда я еще буду к вам душою. Тебе обязала я самым живейшим счастьем, которое только ощущала! Не огорчайтесь, что меня потеряли. Я с вами! Теперь, прощай! Будь счастлив! Она умерла в 30 лет.
Он писал Маше в 25 лет:
«Мой друг, хранитель – ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой…
Была еще одна девушка во всей этой истории. Дуняша Елагина. Это она носила записочки от Жуковского к Машеньке, это она гнала коней, чтобы умолить Протасову не губить жизни Жуковского и Машеньки, расстроить свадьбу девушки с другим, провалилась под лед, опоздала, заболела и всю жизнь не могла простить себе этого. Это она безмерно, безнадежно любила Василия Андреевича - и не говорила ему об этом.
Музыка Бетховена.
Биб-рь: Немного больше хотелось бы уделить внимания истории любви Александра Сергеевича Грибоедова и Нины Чавчавадзе.
Вед. 7: Однажды любимица князя Чавчавадзе, дочь Нина, который и десяти лет еще не исполнилось, вбежала в кабинет отца со слезами на глазах.
- Папа, накажи-ка дядю Сандра. Он смеется надо мной.
- Как это, смеется? – удивился отец.
- А вот так! Я играла и не взяла ни одной фальшивой ноты. Он говорит: «Если и дальше будешь так стараться. То я женюсь на тебе». А.С.Грибоедов служивший тогда в коллегии иностранных дел секретарем только что образованной русской миссии при дворе персидского шаха. Пользуясь любым предлогом, Грибоедов выбирался из персидского края в Тифлис (Тбилиси). Заимел здесь друзей-Чавчавадзе. Грибоедов, как человек одинокий, не знавший ни дома, ни семейного тепла, с особым чувством возился и ладил не только с Ниной, но и с Катей и Давидом.
- И я вас. Уже давно!
Летом 1857 г. в Тифлисе перед самой кончиной забытье оставило ее, глаза прояснились, собрав на это последние силы:
-Меня…рядом с ним.
Вед. Из последнего письма Грибоедова жене, 24.12.1829 г. «Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Потерпи еще несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам никогда не разлучаться».
На фоне музыки звучит стихотворение А.С.Кочеткова
« Баллада о прокуренном вагоне».
Чтецы: 1-мальчик; 1- девочка.
-Как больно, милая, как странно,
Раздваиваться под пилой
Не зарастёт на сердце рана-
Прольёмся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана-
Прольёмся пламенной смолой.
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду-
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесешь с собой повсюду-
Не забывай меня, любимый,
Ты понесёшь с собой повсюду
Родную землю, милый дом
От жалости не исцелимой
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты.
-За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба - я и ты.
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звёздный пояс, в млечный дым?
-Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне.
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал.
В одном давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них-
И каждый раз на век прощайтесь!
И каждый раз на век прощайтесь!
И каждый раз на век прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Мы любовь свою схоронили,
Крест поставили на могиле.
«Слава, Богу!»- сказали оба.
Только встала любовь из гроба
Укоризненно нам кивая,
«Что ж вы сделали…
Я – живая!». Юлия Друнина.
Цели: формирование эстетического чутья у учащихся, совершенствование духовного мира, развитие нравственных качеств учащихся через мелодекламацию, выразительное чтение
10 09 2014
1 стр.
Под фонограмму песни Д. Тухманова и В. Харитонова “День Победы” в зал входят участники литературно-музыкальной композиции
29 09 2014
1 стр.
Литературно – музыкальная композиция «75 лет со дня рождения выдающегося музыканта, поэта и актера Владимира Высоцкого»
25 12 2014
1 стр.
На сцену выбегают дети с игрушками в руках, беззаботно играют. Выходят ведущие, берут детей за руки
10 10 2014
1 стр.
Звучит мелодия песни "Школьные годы" (музыка Д. Кабалевского, слова Е. Долматовского). Входят выпускники и садятся за парты
25 09 2014
3 стр.
Ведущий 1: Ходит по земле маленькая, босая женщина память… Ее не увидишь в тронных залах и у помпезных монументов, на пышных празднествах и на сайтах Интернета
15 12 2014
1 стр.
Ведущий: Эту встречу мы посвящаем памяти солдат Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести, и Вам, дорогие ветераны
08 10 2014
1 стр.
«А музы не молчали» посвящен поэтам, писателям, чье творчество отразило героическую борьбу нашего народа с фашистами. Юлия Друнина юной ушла на войну, вынесла все ее трудности
12 10 2014
1 стр.