Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
САДЧЕНКО Татьяна Дмитриевна —

учитель средней школы № 22 с. Обильного

ОКОПНАЯ ЗВЕЗДА

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Была я рядовою на войне

В поэзии останусь рядовою.

Литературный праздник «А музы не молчали» посвящен поэтам, писателям, чье творчество отразило героическую борьбу нашего народа с фашистами. Юлия Друнина юной ушла на войну, вынесла все ее трудности. Поэзия поэтессы — это подвиг всей ее дальнейшей жизни, стремление сохранить память о тех, кто не вернулся с фронта.

Цели и задачи композиции «Окопная звезда» — открыть имя детям, которое так хорошо знакомо старшему поколению. Почтить память женщины, выдержавшей испытания войной, но не нашедшей смысла жизни и ответа на многие вопросы сегодня...

Оформление. На журнальном столике портрет Ю. Друниной, свеча.

Солистка под аккомпанемент фортепиано исполняет песню «Журавли» (стихи Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля).

1-й чтец. «Была я рядовою на войне...»

Уже давно предельно ясно мне,

Ни от себя, ни от других не скрою:

Была я рядовою на войне —

В поэзии осталась рядовою.

(Музыкальный фон; Томазо Альбиони. «Адажио» из Концерта для скрипки.)

2-й чтец. «...По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл...

Оно и лучше — уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по свой воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства... Но если Бог есть, Он поймет меня...»



3-й чтец. Написаны были эти трагические строки 20 ноября 1991 года. В хмурый, зябкий осенний день поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни — по собственной воле. Почему же? Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями и невзгодами, вдруг теряет точку опоры и сознательно идет на невозвратный, непоправимый шаг?

4-й чтец. Лучше, точнее всего ответила бы нам, читателям, поклонникам ее поэтического дара, сама Юлия Владимировна, потому что и в прощальном письме много недосказанного. Ответить уже не сможет. Уходя в небытие, человек уносит с собой все с ним связанное — известное многим и навсегда остающееся тайной.

3-й чтец. Памяти Юлии Друниной, талантливой поэтессе и прекрасной женщине посвящается...

4-й чтец. «Друня».

«Друня» — уменьшительная форма от древнеславянского имени «Дружина»



Это было в Руси былинной,

В домотканый сермяжный век:

Новорожденного «Дружиной»

Светлоглазый отец нарек.

В этом имени - звон кольчуги,

В этом имени - храп коня,

В этом имени слышно:

- Други,

Я вас вынесу из огня!..

Пахло сеном в ночах июня,

Уносила венки река.

И смешливо и нежно

«Друня»

Звали девицы паренька.

Расставание у перелаза,

Ликование соловья...

Светлорусы и светлоглазы

Были Друнины сыновья.

Пролетали, как миг, столетья,

Царства таяли словно лед...

Звали девочку «Друней» дети –

Шел тогда сорок первый год.

В этом прозвище, данном в школе,

Вдруг воскресла свитая Русь,

Посвист молодца в чистом поле,

Хмурь лесов, деревенек грусть.

В этом прозвище - звон кольчуги,

В этом прозвище - храп коня,

В этом прозвище слышно:

- Други,

Я вас вытащу из огня!..

Пахло гарью в ночах июня,

Кровь и слезы несла река.

И смешливо и нежно

«Друня»

Звали парни сестру полка.

Словно эхо далекой песни,

Как видения или сны,

В этом прозвище вновь воскресли

Вдруг предания старины.

В этом прозвище - звон кольчуги,

В этом прозвище - храп коня,

В этом прозвище слышно:

- Други,

Я вас вынесу из огня!

5-й чтец. «Из фронтового дневника».



Четверть роты уже скосило...

Распростертая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: «Не могу!»

Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет...

(Санитарочке той усталой

Восемнадцать сравнялось лет.)

Отлежишься, обдует ветром,

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –

До чего же хрупки они...

Ты приди же, солдат, в сознанье,

На сестренку хоть раз взгляни!

Если вас не найдут снаряды,

Не добьет диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду –

Человека опять спасешь.

Он вернется из лазарета –

Снова ты обманула смерть,

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь себя будет греть...
Солистка исполняет песню «Синий платочек» (1-й куплет с припевом) (стихи Э.Галицкого, Г.Максимова, музыка Г.Петербургского).

6-й чтец. «Голос Клары». Клару Давидюк и Кузьму Гнедыша похоронили вместе — в центре белорусского города Слоним

Никогда и никто

Разлучить нас друг с другом

Не сможет.

Нас война повенчала

В солдатской могиле одной.

Кто за право быть вместе

Платил в этом мире дороже?

За него заплатили мы

Самой высокой ценой.

Каждый год по весне

К нам сбегаются маки, алея,

Полыхают пионы,

Тюльпаны сгорают дотла.

Ни о чем не жалею,

Нет, я ни о чем не жалею -

Я счастливой была,

Я счастливою, мама, была?

2-й чтец. «Ты вернешься».



Машенька, связистка умирала

На руках беспомощных моих.

А в окопе пахло снегом талым,

И налет артиллерийский стих.

Из санроты не было повозки,

Чью-то мать наш фельдшер величал...

...О, погон измятые полоски

На худых девчоночьих плечах!

И лицо - родное, восковое,

Под чалмой намокшего бинта!..

Прошипел снаряд над головою,

Черный столб взметнулся у куста...

Девочка в шинели уходила

От войны, от жизни, от меня.

Снова рыть в безмолвии могилу,

Комьями замерзшими звеня...

Подожди меня немного, Маша!

Мне ведь тоже уцелеть навряд...

Поклялась тогда я дружбе нашей:

Если только возвращусь назад,

Если совершится это чудо,

То до смерти, до последних дней,

Стану я всегда, везде и всюду

Болью строк напоминать о ней -

Девочке, что тихо умирала

На руках беспомощных моих.

И запахнет фронтом - снегом талым,

Кровью и пожарами мой стих.

Только мы - однополчане павших,

Их, безмолвных, воскресить вольны.

Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -

Песней возвратишься ты с войны!
Солистка исполняет песню «В лесу прифронтовом» (стихи М.Исаковского, музыка М.Блантера).

1-й чтец. «Окопная звезда».

И вот она - родного дома дверь.

Придя с войны, в своих неполных двадцать,

Я верила железно, что теперь,

Мне, фронтовичке, нечего бояться.

Я превзошла солдатский курс наук -

Спать на снегу, окопчик рыть мгновенно,

Ценить всего превыше слово «друг»,

И слову «враг», понятно, знала цену.

Изведала санбатов маету...

Одно не знала - никому не надо

Теперь мое уменье налету,

По звуку различать калибр снаряда,

Ужом на минном поле проползать,

А если нужно, в рост идти под пули.

(В хвосте за хлебом у меня опять -

В который раз! - все карточки стянули...)

Меня соседки ели поедом:

- Раззява, растеряха, неумеха! -

Меня в свой черный список управдом

Занес как неплательщицу, со вздохом.

Но главное, что сеяло испуг

Во мне самой и подрывало силы -

Неясность, кто же враг тебе, кто друг:

На фронте это невозможно было...

И все-таки сейчас, через года,

Я поняла, солдаты, слава Богу -

Окопная суровая звезда

В то время освещала нам дорогу.

И все-таки она нам помогла,

Там, где житейские бушуют войны,

Не вылететь из тряского седла

И натиск будней выдержать достойно.

Уметь спокойно презирать иуд,

Быть выше злости, зависти, наживы,

Любить любовь, благословлять свой труд

И удивляться, что остались живы.
(Музыкальный фон: Т.Альбиони. «Адажио» из Концерта для скрипки.)

7-й чтец.

Покрывается сердце инеем -

Очень холодно в судный час...

А у вас глаза, как у инока -

Я таких не встречала глаз.

Ухожу. Нету сил.

Лишь издали

(Все же крещеная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы, -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны,

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не хочу, не могу смотреть!

6-й чтец. Из воспоминаний о жене и друге поэта Николая Старшинова: «...крымские астрономы Николай и Людмила Черных открыли свою малую планету, получившую порядковый номер 3804, и ее назвали именем поэтессы. "Более всего сожалею, — написала Людмила Ивановна, — что Юлия Владимировна так и не успела узнать о планете. Нет, она не ушла от нас. Она обернулась звездою и теперь плывет в вечность и будет напоминать грядущим поколениям о поэтессе, которая оставила нам свое сердце и свои чудесные, мужественные стихи"».



(Зажигает свечу около портрета Юлии Друниной. Музыка постепенно умолкает.)

Окопная звезда литературно-музыкальная композиция

«А музы не молчали» посвящен поэтам, писателям, чье творчество отразило героическую борьбу нашего народа с фашистами. Юлия Друнина юной ушла на войну, вынесла все ее трудности

96.54kb.

12 10 2014
1 стр.


Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Побед

Под фонограмму песни Д. Тухманова и В. Харитонова “День Победы” в зал входят участники литературно-музыкальной композиции

57.04kb.

29 09 2014
1 стр.


Конкурс плакатов «Славься, Отечество» 5-11 классы 3-я неделя

Литературно – музыкальная композиция «75 лет со дня рождения выдающегося музыканта, поэта и актера Владимира Высоцкого»

152.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Меч победы ковал сталинград (литературно-музыкальная композиция)

На сцену выбегают дети с игрушками в руках, беззаботно играют. Выходят ведущие, берут детей за руки

233.38kb.

10 10 2014
1 стр.


Сценарий на Последний звонок Литературно-музыкальная композиция

Звучит мелодия песни "Школьные годы" (музыка Д. Кабалевского, слова Е. Долматовского). Входят выпускники и садятся за парты

593.61kb.

25 09 2014
3 стр.


Литературно-музыкальная композиция Измайловской средней школы Знаменского района

Ведущий 1: Ходит по земле маленькая, босая женщина память… Ее не увидишь в тронных залах и у помпезных монументов, на пышных празднествах и на сайтах Интернета

85.62kb.

15 12 2014
1 стр.


Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на земле"

Ведущий: Эту встречу мы посвящаем памяти солдат Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести, и Вам, дорогие ветераны

89.44kb.

08 10 2014
1 стр.


Литературно – музыкальная композиция: «В сердцах хранятся наши тайны…»

Цели: формирование эстетического чутья у учащихся, совершенствование духовного мира, развитие нравственных качеств учащихся через мелодекламацию, выразительное чтение

124.2kb.

10 09 2014
1 стр.