Технологическая карта. 7 класс. Раздел I. Главные особенности природы Земли.
Тема I.
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ.
Тема урока |
Литосфера. Земная кора.
|
Рельеф Земли.
|
Цели и задачи
урока
|
- разобрать с учащимися новые термины, понятия и определения;
- продолжить формирование знаний о строении литосферы;
- познакомить учащихся с особенностями формирования, строения и развития земной коры;
- дать представление о теориях происхождения Земли и развития земной коры /теория дрейфа континентов и литосферных плит /;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами
|
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия;
- продолжить формирование знаний о литосфере и рельефе Земли;
- обосновать причины разнообразия рельефа Земли как результат взаимодействия внешних и внутренних сил;
- разобрать особенности размещения крупных форм рельефа по земной поверхности;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами.
|
Учебно- наглядный
комплекс
|
Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др.
|
Карты мира – физическая и тектоническая, картины, таблицы, справочно-информационный материал и др.
|
Формы проведения
урока.
|
-проблемное изложение гипотез происхождения Земли;
-знакомство с новыми терминами, понятиями и определениями;
-беседа: формирование знаний об особенностях строения различных участков земной коры, об устойчивых платформах и подвижных /сейсмических/ участках земной коры;
-рассказ учителя о сущности гипотезы дрейфа материков и теории литосферных плит;
-практическая работа с новыми источниками информации – тектонической картой и схемой для формирования представления о сущности теории литосферных плит.
|
-беседа: формирование знаний о внешних и внутренних причинах, меняющих рельеф Земли;
-самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и справочно-информационным материалом к уроку;
-закрепление новых понятий, терминов и их определений;
-определение особенностей расположения крупных форм рельефа на поверхности Земли;
-практическая работа с контурной картой и картами атласа "Выявление зависимости форм рельефа Земли от ее
внутреннего строения".
|
Термины и
понятия
|
Гипотеза, земная кора /материковая и океаническая/, гипотеза дрейфа материков, теория литосферных плит, литосферные плиты, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба,
платформы, сейсмические пояса, гидротермы.
|
Рельеф, медленные вертикальные перемещения, горизонтальные движения, внутренние и внешние процессы формирования рельефа.
|
Географические
объекты
|
Исчезнувшие океаны и моря: Тетис, Пангея, Лавразия и Гондвана. Плиты: Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Антарктическая; Курильский желоб, Японские острова, Анды, Гималаи, Средиземное море.
|
Кордильеры, Бразильское плоскогорье, Амазонская низменность, Восточно-Африканское плоскогорье, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, плоскогорье Декан, Аппалачи, Уральские горы, Альпы, Кавказ.
|
Имена
|
А.Вегенер, О.Ю.Шмидт
|
|
Справочно-информационный материал
Основные геологические теории /современные и исторические/.
Теория
|
Кто и когда
предложил
|
Сущность теории
|
Значение теории
|
Нептунизм
|
А.Вернер, немецкий геолог, 1870-е гг.
Д.Геттон, шотландский геолог, 1795г.
|
Все горные породы Земли произошли из вод первичного Мирового океана.
Ведущую роль в геологическом прошлом Земли играли внутренние силы.
|
Развивает исторический подход к изучению Земли.
Представляет Землю как систему, находящуюся в динамическом, подвижном равновесии.
|
Плутонизм
Теория
контракции
|
Ж. Эли де Бомон,
Французский геолог, 1852 г.
|
Так как Земля остывает и уменьшается в объеме, земная кора сминается в складки.
|
Объясняет процессы складкообразования
|
Фиксизм
|
|
Решающую роль в развитии Земли имели вертикальные тектонические движения; горизонтальных почти не было
|
Обосновывает неизменность положения материков на поверхности Земли
|
Мобилизм
/дрейф материка/
|
А.Вегенер, немецкий геолог, 1912 г.
|
Большие участки земной коры совершают горизонтальные перемещения
|
Объясняет динамику развития земной коры и рельефа
|
Теория тектоники литосферных
плит
|
Середина ХХ в.
|
Плиты перемещаются по астеносфере в горизонтальном направлении за счет поступления вещества мантии
|
Развивает теорию дрейфа материков
|
Справочно-информационный материал
Внутренние и внешние процессы, формирующие земную кору.
Вид процесса | Проявление в рельефе | Сущность процесса |
I. Внутренние /эндогенные/
1.Тектонические движения
2.Землетрясения
3. Вулканизм
|
Образование гор, равнин, желобов срединных хребтов
Образование трещин, сдвигов, оползней
Образование вулканов, лавовых покровов
|
Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломов
Толчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере
Излияния магмы на поверхность Земли
|
II. Внешние /экзогенные/
1. Выветривание
2. Действие ветра
3. Действие воды
|
Образование осыпей, "каменных рек"
Образование песчаных гряд, барханов, дюн
Образование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней
|
Разрушение горных пород
Перенос ветром рыхлых отложений
Перенос или размыв пород водой
|
Вопросы для проверки знаний по теме "Литосфера и рельеф земли".
1. Определите соответствие между тектонической структурой и формой рельефа. Обозначьте
пару цифрой и буквой.
1- Восточно-Евопейская равнина а- Тихоокеанский сейсмический пояс
2- Среднесибирское плоскогорье б- Африкано-Аравийская платформа
3- Амазонская низменность в- Русская платформа
4- Великие равнины г- Альпийско-Гималайский сейсмический пояс
5- Анды д- Сибирская платформа
6- Гималаи е- Северо-Американская платформа
7- Альпы ж- Южно-Американская платформа
8- Курильский желоб
9- Перуанский желоб
10- Эфиопское нагорье
2. Определите, какие из указанных объектов относятся к горам, а какие – к равнинам?
1- Альпы 6- Великая Китайская
2- Тибет 7- Гималаи а - равнины
3- Среднерусская 8- Скандинавские б - горы
4- Анды 9- Кавказские
5- Аравийское 10- Среднесибирское
3. Укажите характеристику срединно-океанических хребтов:
а- мощные поднятия на дне океанов;
б- протягиваются вдоль всех океанов;
в- соединяются друг с другом;
г- общая протяженность 75 тыс.км;
д- являются центральной частью литосферных плит;
е- сопровождаются глубокими разломами.
4. К чему привело сближение Евразийской, Аравийской и Индостанской литосферных плит?
а- возникло Армянское нагорье и Кавказ;
б- уничтожен древний океан Тетис;
в- возникло высочайшее в мире нагорье Тибет;
г- возникли горные цепи Гималаев, Памира и Каракорума.
5. Какие из следующих литосферных плит входят в состав современного материка Евразии?
а- Австралийская
б- Антарктическая
в- Евроазиатская
г- Аравийская
д- Индостанская
6. Установите соответствие между платформами и формами рельефа.
1- Южно-Американская а- плоскогорье Декан
2- Индийская б- Центральные равнины
3- Китайско-Корейская в- Русская равнина
4- Восточно-Европейская г- Амазонская низм., Бразильское плоскогорье
5- Сибирская д- Великая Китайская равнина
6- Северо-Американская е- Среднесибирское плоскогорье
7. Установите взаимосвязь между возрастом и высотой горных стран:
1- Анды от 30 млн. лет до наст.времени а- 1000-3000 м
2- Аппалачи от 460 млн. лет до 230 млн. лет б- более 5000 м
3- Кордильеры от 160 млн. лет до 70 млн. лет в- 500-1000 м
Практическая работа на контурной карте
Выявление зависимости форм рельефа от внутреннего строения Земли.
Цель работы:
- продолжить работу по изучению карты мира;
- научить сравнивать информацию карт разного содержания;
- выявить зависимость рельефа от внтреннего строения Земли.
Ход работы:
1. Подпишите самые крупные платформы /красным цветом/, используя карту в атласе "Строение земной коры".
2. Согласно "Физической карте мира", подпишите равнинные формы рельефа- низменности, равнины, плоскогорья /зеленым цветом/.
3. Сделайте вывод, зависят ли равнинные формы рельефа от внутреннего строения
земной коры и как?
4. Создайте самостоятельно условные знаки и покажите на карте зависимость от
строения Земли таких форм рельефа как горы. Сделайте вывод.