Перейти на главную страницу
Начинать заниматься логоритмикой рекомендовано со среднего возраста. Логоритмика предполагает решение:
- оздоровительных;
- образовательных;
- воспитательных;
- коррекционных задач.
Систематически вводя элементы логоритмики в своей работе я убедилась, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Логоритмические занятия, на мой взгляд, стали продуктивнее, проходят на более высоком эмоциональном уровне. Дети ждут их с радостью, активно включаются в игровые действия речевых упражнений.
В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.
Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова. Например:
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо ( опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
Структура логоритмического занятия
Этапы |
Содержание этапа |
Организационный |
Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения |
Основная часть |
Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без. Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма, координации движений. Подвижные игры Игра на музыкальных инструментах Танцевальные упражнения. |
Заключительная часть |
Заключительные упражнения. Завершение игровой ситуации. Оценка детской деятельности. |
Виды деятельности на логоритмических занятиях
• устное народное творчество
• песенное творчество
• танцевальное творчество
• игра на музыкальных инструментах
• театрально-игровой фольклор
ЛИТЕРАТУРА
• Аникин В, И К мудрости ступенька. М., 1988.
Я предлагаю несколько конспектов логоритмических занятиях. Разработанных и проведенных совместно с другими специалистами работающими в логопедической группе нашего детского сада.
Учитель-логопед МБДОУ «Зернышко» Розаева Т.Н.
Конспект логоритмического занятия ОНР. В гости к бабушке Алене.
Логопедическая группа возраст 5-6 лет
Подготовила и провела: учитель-логопед Розаева Т.Н.
23.01. 2013 года
- развитие основных движений;
- развитие координации движений;
- развитие музыкальной памяти;
- развитие слухового внимания, слуховой памяти;
- развитие подражательности, воображения, мимики, образных движений;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие координации речи, движения и музыки;
- развитие динамического, тембрового, звуковысотного слуха;
- развитие чувства ритма;
- развитие зрительного внимания;
- развитие певческого голоса, дыхания, диапазона голоса.
Коррекционные цели:
- активизация предметного словаря;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие продолжительного речевого выдоха;
- развитие воображения;
- развитие пальчиковой моторики;
- развитие репродуктивной памяти.
Воспитательные цели:
- воспитание доброжелательности, взаимопомощи;
- воспитание доброго отношения к живой природе;
- воспитание коммуникативных навыков;
- воспитание умения совершать коллективные действия: двигаться вместе, петь вместе.
Оборудование:
- цветок;
- медвежьи следы;
- мимические карты;
- картинки с изображением дом. животных;
- замок /из картона/ на фланелеграф;
- бубен;
- кот — игрушка;
- кассета с «Деревенской песенкой» и голосами животных и маршем;
- печенье /угощение/.
Ход занятия:
1) Организационный момент, сообщение темы:
далеко за городом. Мы поедем к ней на поезде. Давайте оденемся и пойдем
на станцию.
Андрей, какое время года сейчас? /Весна/. Еще не совсем тепло и нам
нужно одеться.
«Одеваемся» /имитационные движения, самомассаж/ муз. Соколова
Педагог: Пошли.
2) Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие чувства
3) Развитие речевого дыхания, слитности и плавности речи, развитие диапазона
4) Развитие координации движений рук и ног:
5) Развитие диафрагмального дыхания:
Какой в лесу чистый, свежий воздух! Давайте подышим.
6) Развитие продолжительного речевого выдоха на материале слов:
Вова, воздух свежий, весенний? /воздух свежий, весенний/
и так далее до 5 слов: воздух свежий, весенний, прозрачный, чистый,
прохладный.
7) Перераспределение мышечного тонуса, развитие мышц туловища и шеи, развитие
найдем тропинку.
8) Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве, переключаемости
и делайте так же.
9) Координация музыки, движения и речи, воспитание речевого дыхания, речевого
Педагог: Встаньте в круг, мы будем передавать его друг другу.
10) Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации:
на полянку? Узнаете, покажите...
11) Развитие слуховой памяти, внимания, воображения, творческой инициативы:
«Лиса» образные движения муз. Е. Тиличеевой
12) Координация речи, музыки и движения:
13) Развитие слухового внимания, памяти, воображения, творческой инициативы:
14) Развитие фонематического слуха, фонематического анализа, слухового внимания:
15) Развитие зрительного внимания, координации движений и музыки:
16) Развитие оптико-пространственных представлений, слухового внимания,
17) Развитие речевого дыхания, развитие музыкального слуха, диапазона голоса:
18) Развитие слухового внимания, воображения, творческой активности:
«Заяц» образные движения муз. Е. Тиличеевой
19) Развитие слухового внимания, репродуктивного слуха, умения воспроизводить
ритмический рисунок:
Упражнение «Ритмическое эхо»
20) Развитие пространственной ориентировки:
змейкой извивается между деревьями.
21) Развитие репродуктивной памяти:
/Конечно хочу/
Ребята, расскажите, кого мы встретили в лесу...
22) Развитие общей моторики:
с человеком? /Домашние/
Тогда пойдемте тихонечко, на носочках, чтобы их не напугать...
«Ходьба на носках» муз. Ломовой «Прогулка»
23) Развитие мелкой моторики, мимики:
/мнемокарта — удивление/ Покажите как вы удивляетесь.
/мнемокарта — рассердились/ А теперь — рассердились.
Педагог: Не сердитесь. Лучше улыбнитесь /мнемокарта — улыбка/
И помогите бабушке открыть замок.
24) Развитие слухового внимания:
музыку услышат, отзовутся...
25) Развитие лексики — активизация предметного словаря:
26) Развитие артикуляционной моторики
27) Развитие речевого дыхания, слитности и плавности речи, развитие моторики,
Вот, послушай...
Слышен голос кошки и звук бубна.
28) Развитие тембрового слуха, слуховой памяти, ритма и темпа речи:
Бабушка: Ой, кто это? /Кошка/ Не моя ли это Муська балуется? С чем это она
там играет? /С бубном/
29) Координация речи, музыки и движения, воспитание просодии речи:
30) Релаксация:
31) Развитие чувства ритма, координации движений, чувства равновесия,
Ребята, попрощаемся с бабушкой /До свидания/
Сели на лошадку, натянули поводья. Лошадка звонко — звонко зацокала
копытами.
«Язычком щелкаем» — арт. моторика
Поехали...
32) Организация окончания занятия. Итог:
Где мы были? /_______________/
Что видели? /_______________/
Педагог положительно оценивает детей.
Логоритмическое занятие «САД. ФРУКТЫ»
по лексической теме: «сад, фрукты».
Логопедическая группа возраст 5-6 лет
Подготовила и провела: учитель-логопед Розаева Т.Н.
10. 10 2012 года
1. Учить детей ходить и бегать в колонну.
2. Учит соотносить движения с ритмом музыки.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Развивать умение определять фрукт на вкус.
5. Активизировать импрессивный и экспрессивный словарь за счёт слов, обозначающих фрукты.
6. Развивать мышление, внимание.
Коррекционные:
7. Корригировать медленный и быстрый темп речи, формировать умение сознательно контролировать его.
8. Воспитывать умение соотносить движения в соответствии с данными инструкциями и движениями других детей.
9. Воспитывать выдержку, дисциплинированность.
Образовательные:
10. Расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, обращая внимание на умение описывать предмет по форме, цвету, величине.
11. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Словарная работа:
Существительные: фрукты, яблоки, груши, сливы, лимон, мандарины, сад, овощи, помидоры, огурцы, лук.
Прилагательные: осенний, фруктовый, твёрдый, мягкий, кислый, сладкий, румяный, сильный, ловкий.
Глаголы: растёт, собрать, есть, закрой, угощать, отгадайте, поспевают.
Оборудование: картинки по лексической теме «Фрукты», фигурка языка, фрукты, мяч, ленты.
Часть занятия |
Инструкция логопеда |
Действия детей |
1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть 6 часть |
Ритмическая разминка. - Дети входят в зал под бодрый марш, бегут друг за другом, образуют круг. Солнышко не хочет землю согревать, Листья пожелтели, стали опадать. Часто дождик льётся, птицы улетают Отгадайте, дети, когда это бывает? Сегодня мы с вами отправимся в осенний сад. А что растёт в саду? В саду растут разные фруктовые деревья. Сад бывает большой и маленький. В нём всегда особый воздух. А чем богат осенний сад? Молодцы ребята! А сейчас нам нужно подготовиться к прогулке по осеннему саду.
- Идём по узкой тропинке. - Идём через густой кустарник. - Обходим сухие опавшие ветки. - Выбегаем на солнечную полянку. 2. Осень щедрою рукою Одарила нас с тобою И на каждой грядке Выросли загадки. - Ребята, сейчас, мы с вами отгадаем загадки и узнаем, какие же фрукты растут в саду. 1) Круглое румяное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки. 2) Я Румяную матрёшку От подруг не оторву. Подожду пока матрёшка Упадёт сама в траву. 3) Синенькие детки Висят в саду на ветке. Сладкие и вкусные С косточками узкими. 4) Небольшой, овальный, жёлтый, А на вкус он кисловат, Помогает при простуде, Витаминами богат. 5) Мы их едим на новый год. Их покупает весь народ: Круглые и сладкие, Жёлтые и гладкие. Вот молодцы! Все загадки отгадали. 3.Для того чтобы собрать урожай фруктов нужно быть сильным, ловким, выносливым, давайте потренируемся, чтобы стать такими. - Ходьба «змейкой». - Ходьба на носочках. - Ходьба на пяточках. - Ходьба на внутренней стороне стопы. - Ходьба на внешней стороне стопы.
- Посмотрите, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости: Он во рту у нас живёт, Никогда не устаёт, Что это? - Язычок очень любит есть фрукты, хотите поесть их в месте с ним? У меня на подносе кусочки фруктов. Закройте глаза, я буду вас угощать ими, а вы отгадайте, что я вам дала. И отвечайте на вопрос: какой это фрукт (твёрдый, мягкий, сладкий, кислый). Пение. - Осенью поспевают не только фрукты, а что ещё поспевает? Какие фрукты вы знаете? - Давайте споём песню «Урожайную» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филипенко)
Дети становятся в круг. Логопед становится в центре с мячом и бросая мяч одному из детей называет фрукт ребёнок должен изменить слово с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса. Яблоко – яблочко, виноград – виноградинка, слива – сливанька, лимон – лимончик.
|
Дети выполняют ходьбу, бегут друг за другом и образуют круг.
Дети отвечают на вопросы об осени. Ходьба на носочках. Ходьба в полуприсяде. Ходьба с высоким подниманием колена. Лёгкий бег на носочках. Дети переходят на ходьбу, а затем садятся на стулья.
Дети отгадывают загадки. Дети выполняют упражнения. Дети: Это язык. Дети: Созревают овощи. Отвечают на вопросы. |
17 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх под прямым углом – это «молоточки», которые заколачивают гвозди
24 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Добрынина Э. Г. учитель-логопед мбдоу «Яйский д/с «Ромашка», п г т. Яя, Кемеровской обл
13 10 2014
1 стр.
Результат: через 4-12 недель (если выполнять упражнения 4-5 раз в неделю). Необходимо комбинировать упражнения на пресс с кардионагрузками и диетой
30 09 2014
1 стр.
Необходимой составной частью процесса физического воспитания являются самостоятельные занятия. Эти занятия служат не только существенным дополнением к занятиям в школе, но должны
11 09 2014
1 стр.
И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или
08 10 2014
1 стр.