Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

www.logoped.ru

Мастер-класс: открытое логопедическое занятие

в старшей группе детей с ФФНР и ФНР.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».


(Дифференциация звуков С- З)

Добрынина Э. Г. учитель-логопед МБДОУ «Яйский д/с «Ромашка», п.г.т. Яя, Кемеровской обл.
Цель занятия:

  • Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);

  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).

  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

  • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.

  • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

  • Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение умения отвечать на вопросы полным предложением.

  • Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.

  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

  • Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».

  • Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

  • Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: 

Зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Рога», картинки для физ.минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.

Ход занятия

1. Организационный момент 

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(дети встают в круг и называют свои имена)

Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля) А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды) – С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия 

Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки» -

у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки» -

у них на медальках символ «звоночек».



свисток 2 звенелочки

А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных героев».

Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в именах которых есть звуки нашего занятия. Давайте назовём их и выберем, кто из них со звуком С, а кто из них со звуком З.

(С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах, Слонёнок, Снегурочка, Свинка;

З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.)

Герои выставляются на 2 наборных полотна.

Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.
3. Психогимнастика и массаж лица:
Логопед:
 
«Сегодня, 1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».


Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко» (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения оп лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

-улыбка, заборчик,

-хоботок, - бублик

- чередование улыбка – бублик;

- лопатка;

-горочка,

-язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем - выдох ;

-орешки;

-часики;

-качели;

-лодочка. (убрали зеркала на край стола)

5. Упражнение на сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Снег, снег кружится, белая вся улица…

Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У нас на столах лежит фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Чтобы отогреть пальчики после снежка сделаем ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Массаж пальчиков «Обезьянка мыла...»

Обезьянка мыла мылом лапку

Каждый пальчик оп порядку.

Вот намылила БОЛЬШОЙ,

Сполоснув его водой.

Не забыла и УКАЗКУ,

Смыв с него и пыль и краску.

СРЕДНИЙ мылила усердно:

Самый грязный был наверно.

БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –

Кожа стала сразу красной.

А МИЗИНЧИК быстро мыла:

Видно, он боялся мыла.

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З. Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)



С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;
З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

(Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками - КАРТИНКАМИ –

синее – для звука С, зелёное – для звука З):

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. ) сканирование0035 сканирование0037

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

1 полочка: (картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.
3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.



Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

(С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

(З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)



не звенит!!!!!!! звенит
ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Работой голосовых складок.

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/.
 
«с», «а» - «са»;
 
«с», «и» - «си»;
 
«с», «у» - «су»;
 
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8. Давайте разомнёмся и произнесём вместе с Совой чистоговорки (использую картинки):

за – за – за – вот забавная козакозочка


за – за – за - началась грозагроза

гроза и зонт

Зы – зы - зы – я боюсь грозы

гостей до дома довезу

Зу – зу – зу – гостей до дома довезу

9. Я приглашаю Зайку объяснить вам его задание «Найди пару» (работа со словами-паронимами):

Дело в том, что некоторые слова очень похожи и зовут их паронимы. Нужно найти пары слов, которые отличаются звуками С, З. А вот эти слова (картинки) – роза, коза, зайка, зуб, роса, коса, сайка, суп.

Давайте найдём пары? Роза-роса, зайка-сайка, зуб-суп, коза-коса.




копия розароза

росинки3 роса

заинька морковь грызёт зайка

сайка 1 сайка

10. Со Снегурочкой поиграем в игру Игра «Подскажи словечко».

Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

11. Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке

Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.



Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
12. С Разбойником разучим скороговорку (работа со стихотворным текстом):

c:\documents and settings\admin\appdata\local\temp\finereader10\media\image38.png
Роса легла на розы,

Роса блестит, как слёзы.

13.Пальчиковая гимнастика:

У козы – как две косы.

У быка – как два штыка.

У барана – как две баранки.

У лося – как корни сосен.

У оленя – как кусты сирени.

И рога им нужны не чтобы бодаться, а чтобы защищаться.

14. А Змей Горыныч любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру «Один – много» НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС

15. Кот в сапогах просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова с о звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

16. Обезьянка предлагает игру «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.
БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

17. ФИЗМИНУТКА :

Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас

Сколько видишь ты замочков -

Столько сделаем прыжочков.



коза!коза!коза! зайказайказайказайка замочки

18. Незнайка предлагает игру «Незнайкины предложения». Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол

Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.

19. А теперь Василиса Премудрая просит вас выполнить самое трудное задание



«Слово правильно назови и в сундук или корзину положи» (Звуковой и слоговой анализ): Посмотрите, что она принесла.

scan0006 scan0042

На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:





О












О












О


























У вас картинки. Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным

обозначением места звука в слове.

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..


20.(Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква.



Золушка предлагает нам запомнить образ буквы З и проговорить с ней стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)


А Солдатик любит букву С: мышкасканирование0005

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)


Что за буква светится

Жёлтым ясным месяцем?

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой С повис над домом.конь


Шёл конь копытами звеня, сканирование0004

Как будто С следы коня.


21. Итог занятия: На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.

А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.




Занятие в старшей группе детей с ффнр и фнр. «Звуки с з. Свистелочки и Звенелочки»

Добрынина Э. Г. учитель-логопед мбдоу «Яйский д/с «Ромашка», п г т. Яя, Кемеровской обл

127.81kb.

13 10 2014
1 стр.


Занятие в старшей группе по теме: «Сказка в музыке»

Развивать образное восприятие, интерес к музыке, умение сравнивать характер музыки с характером сказочного героя

38.49kb.

15 12 2014
1 стр.


Занятие по ознакомлению детей с татарским народным орнаментом. В образовательной области Музыка дети познакомились с песенным и танцевальным творчеством

В группе проведено занятие по ознакомлению детей с татарским народным орнаментом

126.38kb.

13 12 2014
1 стр.


Развитие музыкально-сенсорных способностей в старшей группе. Игры на развитие звуковысотного слуха

Цель: Развивать у детей способность различать регистры

113.29kb.

15 12 2014
1 стр.


Занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с обычаями празднования Пасхи и искусством миниатюры на яйце

34.42kb.

26 09 2014
1 стр.


Занятие по математике в подготовительной группе

Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по словесному указанию

42.99kb.

10 09 2014
1 стр.


«Работа над словосочетанием.»

Открытое занятие, проведённое в средней в группе №9 на семинаре «Формирование связной речи у детей с онр. Видовое разнообразие работы с детьми разного возраста.»

42.56kb.

17 12 2014
1 стр.


Техника чтения обучающихся в старшей группе в мае 2011г
85.16kb.

11 10 2014
1 стр.