Перейти на главную страницу
Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки» -
у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки» -
у них на медальках символ «звоночек».
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения оп лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это.
(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:
-улыбка, заборчик,
-хоботок, - бублик
- чередование улыбка – бублик;
- лопатка;
-горочка,
-язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем - выдох ;
-орешки;
-часики;
-качели;
-лодочка. (убрали зеркала на край стола)
5. Упражнение на сильного выдоха и развитие мелкой моторики:
Снег, снег кружится, белая вся улица…
Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У нас на столах лежит фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.
Чтобы отогреть пальчики после снежка сделаем ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:
Массаж пальчиков «Обезьянка мыла...»
Обезьянка мыла мылом лапку
Каждый пальчик оп порядку.
Вот намылила БОЛЬШОЙ,
Сполоснув его водой.
Не забыла и УКАЗКУ,
Смыв с него и пыль и краску.
СРЕДНИЙ мылила усердно:
Самый грязный был наверно.
БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
Кожа стала сразу красной.
А МИЗИНЧИК быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
6. Характеристика и артикуляция звуков С-З. Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас узнаете.
Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?
(использую картинки – звуковые символы)
Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?
(Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками - КАРТИНКАМИ –
синее – для звука С, зелёное – для звука З):
Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,
(У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. )
А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).
1 полочка: (картинки НАСОС – КОМАР)
Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,
когда мы произносим звуки С, З?
С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.
2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))
С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.
3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)
С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.
4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)
А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.
5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)
Работой голосовых складок.
Давайте дадим характеристики нашим звукам.
С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).
З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).
А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?
Только повторим правило:
Если сомневаешься, какой звук – не спеши,
Руку ты на горлышко положи!
7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».
Аналогично произносятся слоги со звуком «З»
8. Давайте разомнёмся и произнесём вместе с Совой чистоговорки (использую картинки):
за – за – за – вот забавная коза ![]() |
за – за – за - началась гроза ![]() |
![]() Зы – зы - зы – я боюсь грозы |
![]() Зу – зу – зу – гостей до дома довезу |
9. Я приглашаю Зайку объяснить вам его задание «Найди пару» (работа со словами-паронимами):
Дело в том, что некоторые слова очень похожи и зовут их паронимы. Нужно найти пары слов, которые отличаются звуками С, З. А вот эти слова (картинки) – роза, коза, зайка, зуб, роса, коса, сайка, суп.
Давайте найдём пары? Роза-роса, зайка-сайка, зуб-суп, коза-коса.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).
Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).
На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).
Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
11. Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке
Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово
прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.
Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.
Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
12. С Разбойником разучим скороговорку (работа со стихотворным текстом):
Роса легла на розы,
Роса блестит, как слёзы.
13.Пальчиковая гимнастика:
У козы – как две косы.
У быка – как два штыка.
У барана – как две баранки.
У лося – как корни сосен.
У оленя – как кусты сирени.
И рога им нужны не чтобы бодаться, а чтобы защищаться.
14. А Змей Горыныч любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру «Один – много» НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС
15. Кот в сапогах просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова с о звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)
Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.
16. Обезьянка предлагает игру «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.
БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .
17. ФИЗМИНУТКА :
Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.
Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас
Сколько видишь ты замочков -
Столько сделаем прыжочков.
18. Незнайка предлагает игру «Незнайкины предложения». Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол
Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.
19. А теперь Василиса Премудрая просит вас выполнить самое трудное задание
На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:
О |
|
|
|
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
У вас картинки. Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах
находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным
обозначением места звука в слове.
А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове
частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.
Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)
З – зуб, коза, забор, кузнечик…..
Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква.
З – завиток на завиток,
З – закрывается замок,
З – в зарослях змея ползёт,
З – заинька морковь грызёт.
(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(С какой стороны откусан бублик? (справа)
Жёлтым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном,
Буквой С повис над домом.
Как будто С следы коня.
«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!
Чем мы занимались на занятии?
(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).
Что вам понравилось на занятии?
Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.
А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.
В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.
Добрынина Э. Г. учитель-логопед мбдоу «Яйский д/с «Ромашка», п г т. Яя, Кемеровской обл
13 10 2014
1 стр.
Развивать образное восприятие, интерес к музыке, умение сравнивать характер музыки с характером сказочного героя
15 12 2014
1 стр.
В группе проведено занятие по ознакомлению детей с татарским народным орнаментом
13 12 2014
1 стр.
Цель: Развивать у детей способность различать регистры
15 12 2014
1 стр.
Цель: познакомить детей с обычаями празднования Пасхи и искусством миниатюры на яйце
26 09 2014
1 стр.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по словесному указанию
10 09 2014
1 стр.
Открытое занятие, проведённое в средней в группе №9 на семинаре «Формирование связной речи у детей с онр. Видовое разнообразие работы с детьми разного возраста.»
17 12 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.