Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан
Автор
Қойлыбай Әбдіғаппар Женісұлы
КазНУ им. аль-Фараби
Высшая школа экономики и бизнеса
Основы права и экономики
студент 3го курса
|
Научный руководитель
Аубакирова Жанара Яхияевна
Д.э.н, профессор
КазНУ им. аль-Фараби
Высшая школа экономики и бизнеса
Кафедра экономики
|
Аннотация: В статье анализируется инновационное развитие в сфере малого и среднего бизнеса. Для примера приводятся зарубежные страны. Уделяется внимание вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, инновационного развития в Казахстане.
Ключевые слова: инновационный бизнес, малый и средний бизнес, инновационное развитие, EXPO 2017.
Инновационные технологии всегда считались прерогативой крупного бизнеса, серьезные научные исследования под силу тем компаниям, которые могут позволить себе направлять значительную часть средств на внедрение инноваций.
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора [1].
Есть ли возможность у малого и среднего бизнеса заниматься инновационными разработками?
Малый инновационный бизнес развит, прежде всего, в сфере научно-технических разработок, доводки и внедрения в производство открытий и изобретений, различных инноваций, имеющих рисковый, но перспективный характер. Термин «инновация» в мировой экономической литературе интерпретируется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Малый инновационный бизнес в инновационном процессе выполняет консолидирующую функцию, взаимодействуя не только с крупными корпорациями, но и научным сектором (университетами, академическими институтами, государственными лабораториями и т.д.). Именно создание малых фирм позволяет реализовать определенный объем новых знаний, возникающих в научно-исследовательских учреждениях [2].
Таким образом, мы видим, что малые и средние инновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов. С учетом сложившихся современных условий развития экономики и наблюдаемой тенденции усиления зависимости благосостояния страны от инновационного потенциала возникает необходимость создания малых предприятий нового типа, соответствующих инновационной экономике, это могут быть малые инновационные предприятия.
Основным двигателем индустриально-инновационного развития является частный сектор, а государство выступает катализатором и инициатором в вопросах повышения конкурентоспособности экономики, и способствует созданию и модернизации малых и средних предприятий вовлекая их в инновационный процессы.
Преимущества малых и средних предприятий в области нововведений:
- быстрая адаптация к изменяющимся внешним условиям хозяйственной деятельности;
- гибкость управления процессом производства, достигающаяся за счет минимизации формальных критериев оценки и упрощением различного рода процедур;
- гибкость внутренних коммуникаций;
- узкая специализация научных поисков и разработка небольшого круга творческих идей [3].
Возникновение и развитие инновационного предпринимательства в сфере малого бизнеса вызвано рядом социально-экономических факторов:
1) ограниченность крупных корпораций в сфере разработки и освоения инноваций (бюрократия, особенности организационной структуры, значительный рост затрат и др.);
2) возникновение новейших наукоемких секторов экономики, где способен оперировать малый бизнес и существует возможность получения высоких прибылей;
3) способность малого бизнеса к осуществлению инновационной деятельности на необходимом уровне на основе использования передовых достижений НТП и склонность к использованию таких достижений;
4) повышение требований к гибкости, ликвидности, мобильности бизнеса;
5) комплексная государственная поддержка с целью ускорения инновационного процесса, увеличения занятости;
6) сегментация потребительского спроса на высокотехнологическую продукцию (индивидуализация запросов потребителей) [4].
Изучение зарубежного опыта имеет больше значение. Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны :
-
развитие на основе факторов производства;
-
развитие на основе инвестиций;
-
развитие на основе инновационной деятельности.
Каждая страна использует все источники развития. Так, например, во многих развитых странах малые предприятия создаются и финансируются за счет различных бюджетных программ.
В США действует несколько программ поддержки инноваций: «Инновационные исследования в малом бизнесе» (SBIR) и «Трансферт технологий для малого бизнеса».
Основа программы SBIR – это тематические научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые выполняют малые инновационные предприятия, субсидируемые государственными структурами.
Другая программа стимулирования развития в США – «Трансферт технологий для малого бизнеса» - направлена на создание совместных предприятий и инновационных проектов между научными и коммерческими организациями.
Израиль имеет достаточно большой багаж инновационных разработок, которые довольно трудно было вывести на рынок ввиду отсутствия нужного количества средств у частных предпринимателей. Для решения этой проблемы государство предприняло ряд конструктивных попыток помощи инновационному сектору экономики.
Рассмотрим Программу израильского венчурного фонда Yozma. Большая часть средств сформированного фонда направлялась исключительно на финансирование стартапов, вовлеченных в развитие технологических инноваций в таких отраслях, как коммуникации, программное обеспечение, информационные технологии, медицинское оборудование и биотехнологии, национальная (внутренняя) безопасность.
Программа Yozma была успешна, потому что в деятельности венчурных фондов государство принимало ограниченное участие, к принятию ключевых решений приглашали иностранных специалистов [5].
Экономика Республики Корея считается одной из самых динамично развивающихся и сильных – сегодня она занимает 4-е место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона по номинальному объему ВВП.
Развитие МСБ характеризуется тем, что правительство Южной Кореи оказывает активную поддержку развитию инновационного МСБ сразу по нескольким стратегическим направлениям:
-
Финансовая поддержка инновационных предприятий МСБ – создание «Фонда фондов», создание фонда «Технология. Доверие. Гарантия» для венчурных фирм, создание биржи «KOSDAQ»;
-
Подготовка кадров и развитие уникальных технологий – создание Деловых инкубационных центров, синтез университетов, лабораторий и компаний;
-
Содействие МСБ через расширение системы госзакупок – создание Системы обязательной конкуренции между предприятиями МСБ, создание Системы повышения процента планируемых закупок;
-
Интеграция крупных компаний с МСБ;
-
Развитие нефинансовых инструментов поддержки МСБ – создание консалтинговых, технических, кадровых центров, проведение тренинг-обучения, программа помощи бизнесу.
В целом, учитывая высокий экономический потенциал Южной Кореи и целеустремленную, направленную на высокий результат инновационную экономическую политику правительства, есть все основания полагать, что страна безболезненно преодолеет последствия современного финансового кризиса и, возможно, совершит очередной экономический рывок, который в будущем могут назвать новым корейским «экономическим чудом».
Поддержка МСБ – одна из приоритетных задач в экономике Франции. В структуре государственной власти есть специальный орган, занимающийся проблемами предпринимателей, – министерство малого и среднего бизнеса, торговли и ремесленничества. правительством и специалистами министерства разрабатываются различные программы помощи малым и средним предприятиям по стимулированию производства и созданию новых рабочих мест.
Об эффективности политики поддержки МСБ во Франции следует судить по достигнутым результатам. Во Франции около половины предприятий относится к малому бизнесу. Всего в малый бизнес во Франции вовлечено более 15 млн. человек, что составляет 54% общей численности занятых. Доля выпуска продукции малых предприятий в ВВП страны колеблется в промежутке от 55 до 62%.
Для малого бизнеса Франции характерны крепкие связи с крупными компаниями. Работают гарантийные фонды, которые оказывают помощь в поиске источников финансирования начинающим предпринимателям.
Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенного налогообложения для малых предприятий. Малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, и только начиная с 6 года существования, выплачивают этот налог в полной мере.
Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 году объединившая Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. Миссия OSEO заключается в оказании помощи и финансовой поддержки МСБ. Разделяя риск, компания облегчает доступ МСБ к финансированию через партнерство с банками и инвесторами.
Основными направлениями деятельности OSEO являются:
-
поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами;
-
гарантирование;
-
финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками.
Через свою региональную сеть OSEO охватывает все регионы Франции [6].
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что главным финансовым инструментом инновационной политики в МСБ является использование средств государственного бюджета, хотя косвенный инструмент государственной поддержки НИОКР через налоговое стимулирование также имеет большое значение.
Таким образом, ведущая роль государства в становлении инновационного процесса должна проявляться не только в прямом его финансировании, но и налоговом стимулировании высокотехнологичных форм бизнеса. А также в поощрении инвестиций в наукоемкие производства [7].
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что роль малого инновационного бизнеса определяется такими важными аспектами как вклад в производство ВВП, влияние на структуру экономики, создание конкурентной среды, рост платежеспособного спроса, развитии научно-технического прогресса, а также в решении социальных и политических проблем.
Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится в постоянном центре внимания Главы государства и Правительства страны [8].
Новое качество роста должно обеспечиваться переходом на инновационное содержание развития. В этой связи Президент РК Н.А. Назарбаев заострил внимание на правильном понимании инновации. Это – новая технология, которая ощутимо улучшит качество жизни населения и снизит цену доступа к этому качеству по сравнению с той старой технологией, которая была.
Развития, поддержка и защита МСБ, а также инновационного развития очень хорошо отражены в ежегодных посланиях Главы государства РК народу Казахстана, Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития 2010-2014гг, Программе «Дорожная карта бизнеса 2020», «Концепции развития инновационной деятельности до 2020 года». К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране» [9].
Необходимо также стимулировать частные компании вкладывать свои средства в исследования и инновации. Хотел бы особо подчеркнуть: внедрение инноваций очень важно, но это не самоцель. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики. Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований.
Особую роль в дальнейшей развитии малого инновационного бизнеса в Казахстане сыграет международная выставка EXPO 2017, которая пройдет в Астане. Новый серьезный импульс к развитию получит малый и средний бизнес. Ожидается высокая активность в развитии определенных направлений: внедрение инноваций в государственном секторе, формирование инновационной среды, повышение эффективности науки, развитие эффективной системы коммерциализации технологий, стимулирование инновационной активности бизнеса, построение региональных инновационных систем, развитие инновационной инфраструктуры и международная интеграция для развития инноваций [10].
Для владельцев малого и среднего бизнеса проведение «EXPO-2017» в Астане может стать хорошей возможностью для ознакомления и последующего внедрения новых энергосберегающих технологий, для поиска инвесторов и идей дальнейшего развития бизнеса. Таким образом, роль малого инновационного бизнеса определяется такими важными аспектами как вклад в производство ВВП, влияние на структуру экономики, создание конкурентной среды, рост платежеспособного спроса, развитии научно-технического прогресса, а также в решении социальных и политических проблем.
Таким образом, малый и средний бизнес выступает основой стабильности современного гражданского общества, и от его развития будет зависеть благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
Литература
-
Малый и средний бизнес. Двое с ложкой, не считая банкиров. Редакционный обзор. Международный деловой журнал KAZAKHSTAN №5/6, 2008 год
-
Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. – 2002. – №2. – 34 c.
-
Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: уч. пособие для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
-
Гончаров В.В. Новые прогрессивные формы организации в промышленности. – М.: МНИИПУ, 1998. – 45 c.
-
Отчет по выработке предложений по стимулированию инноваций и технологий, в том числе по вопросам венчурного финансирования инновационных проектов в рамках совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан. АО «Национальный инновационный фонд» Центр аналитического сопровождения инновационных процессов, 2011. 7-13 с.
-
Международный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Аналитические материалы. Интернет-ресурс: https://www.dkb2020.kz/ru/materials/883886_1284298804_Report_Business_Development_2010-6.pdf
-
Тургимбаева А.Н. «Инновации и риски»//Учеб. пос.КазНУ.2008.- 37 с.
-
Интернет-ресурс: https://www.keden.kz/ru/bussines_kz.php
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 29 января 2010 г. Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана;
-
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012г. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства