Марафон-2009 5 класс 2 тур
ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Задача.
Турист проехал весь путь на поезде и теплоходе. Средняя скорость поезда 60 км/ч, а теплохода – 25 км/ч. Сколько времени турист ехал на поезде и сколько – на теплоходе, если известно, что на теплоходе он ехал на 3 ч меньше, чем на поезде?
Достаточно ли у нас информации, чтобы ответить на вопрос задачи?
_____________________________________________________________________________
Задание 2.
Проверяем умение определять причины явлений и событий.
Соедини причину и следствие с помощью стрелок.
Причина
|
|
Следствие
|
Энергия давления, деформации, удара частично переходит в тепловую.
|
Образование всех небесных тел.
|
Под действием силы тяготения происходит расслоение веществ: более тяжелые вещества опускаются к центру планеты, а легкие всплывают к её поверхности.
|
В отсутствие других тел поблизости частицы воды будут притягиваться только друг к другу.
Вода, осторожно вылитая из бутылки в невесомости, примет форму единого шара.
|
В отсутствие других тел поблизости частицы воды будут притягиваться только друг к другу.
|
Образование железного ядра, каменной мантии и трехслойной оболочки Земли.
|
Частицы космической пыли и газа под действием взаимного притяжения частиц собрались в газово-пылевую туманность. Она постепенно сжималась, а притяжение отдаленных космических тел вызвало ее постепенное раскручивание.
|
Штампованные детали выходят из-под пресса горячими.
|
Задание 3.
Проверяем умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Прочитай слова с орфограммами к корне слова. Определи тип орфограммы в словах и заполни таблицу.
Слова: большая, объезд, коробка, сонливый, съемка, ненастный, поговорили, капелька, грустный, загадка, веселье, сестренка, косьба, изморось, искусный, гигантский, друзья.
Проверяемые гласные в корне слова
|
Проверяемые согласные в корне слова
|
Непроизносимые согласные в корне слова
|
Ь на конце и в середине слов после букв, обозначающих мягкие согласные
|
Разделительные
ь и ъ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4.
Проверяем умение извлекать информацию из текста.
Прочитай текст и отметь «+» все верные высказывания, а «++» только те из них, о которых говорится именно в этом тексте.
Первое государство на территории Китая возникло в ХVΙΙΙ веке до н. э. К середине
Ι тысячелетия до н. э. здесь было уже около десятка самостоятельных рабовладельческих государств, которые вели между собой кровопролитные войны. Они продолжались несколько столетий и завершились объединением страны под властью правителя государства Цинь. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство империей, а себя «первым циньским императором» – Цинь Шихуанди. Цинь Шихуанди уничтожил границы прежних царств и разделил всю империю на области, во главе которых поставил своих наместников – чиновников высокого ранга.
Придя к власти, Цинь Шихуанди пришлось вести борьбу с кочевыми племенами гуннов. Чтобы обезопасить свои новые рубежи, император повелел возвести на всем их протяжении оборонительные укрепления. Строительство велось в течение 10 лет, не прекращаясь ни днем ни ночью. Всего здесь работало около 2 миллионов человек. Их руками была возведена Великая Китайская стена.
|
На территории Китая к середине Ι тысячелетия до н. э. было около десятка самостоятельных рабовладельческих государств.
|
|
Цинь Шихуанди приказал заново отстроить свою столицу.
|
|
Чиновники высокого ранга управляли своими областями.
|
|
Император Цинь Шихуанди имел большую семью.
|
|
Кочевые племена гуннов тревожили границы страны.
|
|
Император выстроил новый дворец, превосходивший роскошью и убранством все, созданное ранее.
|
|
Цинь Шихуанди повелел возвести Великую Китайскую стену как архитектурный памятник.
|
|
Великая Китайская стена была возведена руками людей.
|
Задание 5.
Проверяем умения сравнивать и группировать факты и явления.
Прочитай имена великих русских поэтов и писателей, вспомни их произведения и особенности того времени, в которое они жили. Ответь на вопросы.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
Гаврила Романович Державин (1743–1716)
Константин Николаевич Батюшков (1787–1855)
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
Вопросы:
1. Действительно ли во время жизни Ломоносова правили 8 императоров? Если так, назови хотя бы трёх.___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Перед тобой два отрывка из произведений о Полтавской битве. Как ты думаешь, какое из них написано Ломоносовым и кто автор второго отрывка?
«И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча».
_____________________________________________________________________________
«Там кони бурными ногами
Взвивают к небу прах густой,
Там смерть меж готфскими полками
Бежит, ярясь, из строя в строй,
И алчну челюсть отверзает,
Их гордый исторгая дух…»
_____________________________________________________________________________
3. Что общего между Атосом, Портосом, Арамисом, Д,Артаньяном и русским поэтом
Г.Р. Державиным? _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Известно, что поэт К.Н. Батюшков участвовал в трёх войнах. Назови хотя бы одну. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Кому В.А. Жуковский подарил свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»? ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________