





Разработка внеклассного мероприятия ориентирована на развитие познавательного интереса учащихся. Применение игровой технологии в обучении и воспитании расширяет возможности сплочения детского коллектива путем вовлечения детей в групповую деятельность. Данное мероприятие рассчитано на семиклассников.
Математическая игра «Счастливый случай»
Из учеников класса формируются две команды по 5 человек, остальные ребята – болельщики.
I тур: «Заморочки из бочки».
На столе ведущего стоит бочонок. Команды поочередно тянут из бочонка листочки с вопросами. На ответ дается не более 1 минуты. За верный ответ команде начисляется 5 баллов.
Вопросы на листочках:
-
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (среда)
-
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
-
Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? (Юра играл на гитаре)
-
На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (три)
-
Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько было людей? (трое – муж, жена, брат жены)
-
У Марины было целое яблоко, две половины и 4 четвертинки. Сколько было у нее яблок? (три)
-
Батон разделили на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
-
Мальчик Пат и собачонок весят два пустых бочонка. Собачонок без мальчишки весит три больших коврижки. А с коврижкой поросенок весит – видите – бочонок. Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят (мальчик весит столько, сколько 2 поросенка)
-
Один мальчик говорит другому: «Если ты дашь мне половину своих денег, я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика? (установить невозможно)
-
Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Чернов и Миша Белов)
-
Человек, стоявший в очереди перед вами, был выше человека, стоявшего после того человека, который встал перед вами. Был ли человек, стоявший перед вами выше всех? (да)
-
Как в древние времена называли «нуль»? (цифра)
-
Может ли при сложении двух чисел получиться нуль, если хотя бы одно из чисел не равно нулю? (нет, не может)
-
В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (когда второе слагаемое – нуль)
-
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов)
-
В семье я рос один на свете, и это правда, до конца. Но сын того, кто на портрете, сын моего отца. Кто изображен на портрете? (мой отец)
II тур: «Счастливый случай».
Вопросы задаются в быстром темпе каждой команде. За верный ответ команда получает по 2 баллу.
Вопросы для первой команды:
-
Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? (радиус).
-
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны? (медиана).
-
Два созвездия, по форме напоминающие ковш? (Большая и Малая медведицы).
-
Аппарат для подводного плавания? (акваланг).
-
Утверждение, требующее доказательства? (теорема).
-
График линейной функции? (прямая).
-
Цифровая оценка успехов? (балл).
-
Множество точек плоскости, равноудаленных от конца данного отрезка? (серединный перпендикуляр).
-
Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине? (внешний угол).
-
Прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат).
-
Мера веса драгоценных камней? (карат).
-
Угол, меньший прямого? (острый).
-
Вычислить
(не существует)
-
Вычислить 2+2*2 (6).
Вопросы для второй команды:
-
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности? (хорда).
-
Утверждение, не требующее доказательства? (аксиома).
-
Самая знаменитая звезда в созвездии Малой медведицы? (Полярная).
-
Множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки? (окружность).
-
Вычислить -
(-6).
-
Сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр).
-
Ромб, у которого все углы прямые? (квадрат).
-
Самая большая хорда в круге? (диаметр).
-
Простейшее геометрическое понятие? (точка).
-
Часть прямой, ограниченная с одной стороны? (луч).
-
Зажим для присоединения, закрепления проводов? (клемма).
-
Вычислить I-10I (10).
-
Прямоугольник – параллелограмм? (да).
-
Решить уравнение
(2и-2).
III тур: «Темная лошадка».
Это конкурс капитанов. Победившему начисляется 5 баллов.
Если числа – «слова», то цифры в них - «буквы». Впишите все эти «слова» в числобус, следуя правилу кроссвордов: в местах пересечения «слов» буквы» должны быть одинаковыми.
2: 49,54
3: 157,204, 322, 489, 522, 534, 551, 719, 722, 943
4: 1050, 3330, 5137, 7984, 8884, 9381, 9895
5: 48319, 68033, 98258
6: 129235
7:3778621, 3995541, 7729888, 8101644
IV тур: «Ты – мне, я – тебе».
Команды заранее готовят по три вопроса своим соперникам, дается время на обсуждение ответа. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.
V тур: «Гонка за лидером».
Ведущий задает по одному вопросу каждой команде по очереди. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы для первой команды:
-
Результат сложения? (сумма).
-
Сколько цифр вы знаете? (10).
-
Наименьшее трехзначное число? (100).
-
Сотая часть числа? (процент).
-
Прибор для измерения углов? (транспортир).
-
Сколько сантиметров в 2 метрах? (200).
-
Сколько секунд в часе? (3600).
-
Результат деления? (частное).
-
Сколько лет в одном веке? (100).
-
Наименьшее простое число? (2).
-
Сколько нулей в записи числа миллион? (6).
-
Величина прямого угла? (90).
-
Когда произведение равно нулю? (когда один из множителей равен нулю, а второй при этом определен).
-
График прямой пропорциональности? (прямая, проходящая через начало системы координат).
-
Что больше 2 метра или 201 см? (201).
-
Что меньше
или 0,5? (
).
-
Радиус окружности равен 6 см. Диаметр? (12 см).
-
Какую часть часа составляют 20 минут? (
)
-
Сколько см. составляют 3% метра? (3 см).
-
Корень уравнения IхI=-1? (не существует).
Вопросы для второй команды:
-
Результат вычитания? (разность).
-
На какое число делить нельзя? (на 0).
-
Наибольшее двузначное число? (99).
-
Прибор для построения окружности? (циркуль).
-
Сколько граммов в килограмме? (1000).
-
Сколько минут в 10 часах? (600).
-
Сколько часов в сутках? (24).
-
Результат умножения? (произведение).
-
Сколько дней в году? (365 или 366).
-
Наименьшее натуральное число? (1).
-
Сколько нулей в записи числа миллиард? (9).
-
Величина развернутого угла? (180).
-
Когда частное равно нулю? (когда делимое равно нулю).
-
График обратной пропорциональности? (гипербола).
-
Что больше 2 дм или 23 см? (23).
-
Что меньше 0,7 или
? (0,7).
-
Диаметр окружности 8 см, а ее радиус? (4).
-
Какую часть минуты составляет 15секунд? (
).
-
Найдите 10% от тонны (100 кг).
-
Корень уравнения IхI=7 (7,-7).
V тур: «Физкультминутка».
Пока жюри подводит итоги игры, включаем энергичную музыку и устраиваем танцевальный конкурс.
Если по результатам игры получается ничья и ребята с этим не согласны, то победитель определяется на последнем вопросе:
-Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались? Брать в руки можно только один стакан.
1 2 3 4 5 6
(Взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на свое место).
Новикова Светлана Николаевна, учитель математики, МБОУ «Европейский лицей»
п. Пригородный, Оренбургский район, Оренбургская область