I. Анализ лабораторной работы.
II. Изучение нового материала.
1. Демонстрация:
-
Движение свободно падающего шарика.
-
Движение шарика, брошенного под углом к горизонту.
-
Вращение шарика на нити в горизонтальной плоскости.
-
Вращение шарика на нити в вертикальной плоскости.
-
Движение шарика, брошенного вертикально вверх.
-
Выстрел из баллистического пистолета.
-
Изменение направления движения шарика под действием магнита.
2. Обсуждение вопросов:
Каково основное отличие прямолинейного движения от криволинейного?
— Приведите примеры криволинейного движения тела (вращение Земли вокруг Солнца, движение искусственных спутников Земли, движение снаряда, вылетевшего из орудия).
— Предложите способ описания криволинейного движения тела.
3. Формирование понятия о направления мгновенной скорости в каждой точке траектории, введение формулы для определения линейной скорости. Определение периода, частоты вращения, связь между ними, единицы этих величия.
4. Вывод формулы центростремительного ускорения. Направление вектора ускорения.
III. Решение задач.
-
Шарик перемещается слева направо по изогнутому желобу. Нарисуйте векторы скорости и ускорения шарика в точках А, В, С.
2. Определите период вращения вала токарного станка, если его частота вращения 125 с-1 . (0,008 с)
3. Определите скорость вращения точки земной поверхности, вызванной вращением Земли, если радиус Земли 6400 км. Точка находятся на экваторе. (465 м/с)
4. Автомобиль движется по выгнутому мосту, имеющему радиус кривизны 30 м, со скоростью 36 км/ч. Чему равно ускорение автомобиля? Куда оно направлено? (3,3 м/с2)
I V. Итоги урока.
V. Домашнее задание: § 18, 19, упр.18 (1,2).
Урок 22.
Тема: « Решение задач»
Цель:
1. Совершенствовать навыки решения экспериментальных, качественных и расчетных задач на определение величия, характеризующих криволинейное движение тела.
-
Сформировать умения применять теоретические знания при решении задач.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Заполните пропуски в тексте:
Любую кривую линию можно представить как совокупность... различных радиусов. Скорость материальной точки при движения по окружности направлена... к ней в любой точке окружности.
Движения, которые... через равные промежутки времени, называют периодическими движениями. При равномерном движении по окружности скорость тела по направлению..., модуль же остается неизменным. Ускорение тела в любой точке окружности направлено..., поэтому называется.... Период обращения — это время, за которое материальная точка совершает..., обозначается буквой..., измеряется в...,
определяется по формуле.... Частота обращения — это..., совершенных за единицу времени.
II. Решение экспериментальных задач.
Групповая работа учащихся.
-
Возьмите шарик на нити и, поместив его над линейкой (рис.1), приведите в равномерное движение по окружности с заранее заданным радиусом движения. для устойчивого движения шарика локоть руки, удерживающей нить, поставьте на стол. Измерьте время 10 полных оборотов. Определите период обращения шарика по формуле Т =
. Вычислите линейную скорость шарика относительно стола.
2. Определите скорость равномерного движения конца секундной стрелки своих часов. С какой частотой вращается эта стрелка?
З. Определите мгновенную скорость конца минутной стрелки своих часов. Рассчитайте частоту вращения стрелки, ее центростремительное ускорение.
4. Вращающийся диск с помощью штатива закрепите в вертикальной плоскости. Муфту штатива опустите так, чтобы диск касался поверхности подкрашенной воды в кювете. Приведите диск во вращение и наблюдайте за движением капель в момент отрыва ах от диска. Какое положение теории доказывает опыт?
III. Отчет групп о проделанной работе. Обсуждение результатов эксперимента.
I V. Решение задач.
1 Как изменится модуль центростремительного ускорения шарика, если радиус его вращения увеличить в 2 раза, скорость движения шарика уменьшить в 2 раза?
2. С какой скоростью велосипедист проходит закругление велотрека радиусом 50 м, если он имеет центростремительное ускорение 2 м/с2. (I0м/с)
3. С каким ускорением вращается в сушильном барабане белье, находящееся на расстоянии 20 см от оси вращения, если частота вращения 14 с-1? (1546м/с2)
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание: § 19, упр.18 (4, 5).
Урок 23.
Тема: « Искусственные спутники Земли»
Цель:
1. Дать представление об искусственных спутниках Земли.
2. Раскрыть понятие и значение первой, второй и третьей космических скоростей.
3. Сформировать умение рассчитывать первую космическую скорость.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа.
1. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью в направлении по часовой стрелке (рис.1):
а) Какое направление имеет вектор скорости в точке М? (I вариант)
б) Какое направление имеет вектор ускорения в точке М? (II вариант)
2. Как изменится центростремительное ускорение тела, если:
а) оно будет двигаться равномерно по окружности вдвое большего радиуса с той же скоростью (I вариант)
б) если оно будет двигаться равномерно по окружности того же радиуса со скоростью в 2 раза больше по модулю (I I вариант).
3. 1 вариант. Линейная скорость некоторой точки на грампластинке 0,3 м/с, а центростремительное ускорение 0,9 м/с2. Найдите расстояние этой точки от оси вращения. (1 м)
II вариант. Конькобежец движется со скоростью 10 м/с по окружности радиусом 20 м. Определите его Центростремительное ускорение. (5 м/с2)
I I. Изучение нового материала.
Людей всегда манили дали
Их вечно океаны звали.
И космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
(А. Семенов)
1. Формирование представлений о первой космической скорости как минимальной скорости, которою нужно сообщить телу у поверхности Земли, чтобы превратить его в искусственный спутник.
2. Формирование понятия о второй космической скорости, которую надо сообщить телу для преодоления силы тяготения Земли и безвозвратного ухода в космос. Знакомство с формулой для определения II космической скорости без вывода;

=11,19 км/с
При такой скорости тело становится спутником Солнца.
З. Информация о третьей космической скорости, равной 16,7 км/с, которая необходима для преодоления телом притяжения Солнца и выхода за пределы Солнечной системы.
4. Исторические сведения о запусках первых искусственных спутниках Земли, пилотируемых космических кораблях.
III. Решение задач.
Образец решения задач.
-
Определите первую космическую скорость для Луны. (Мл=71022кг,Кл 1,74’106м).\
-
Какую скорость должен иметь спутник, чтобы двигаться вокруг Земли по круговой орбите на высоте 3600 км над ее поверхностью? Радиус Земли 6400 км, масса Земли 6 10 кг.
I V. Итоги урока.
V. домашнее задание: § 20, упр.18 (1,2).
Урок 24
Тема: «Электромагнитные силы»
(Урок-игра «Слет специалистов»)
Цель: повторить основные виды электромагнитных сил: упругости, вес тела, сила реакщш опоры, треняя, показать их практическое значение.
Условия игры.
Изучается и разрабатывается рядом научных учреждений. Однако каждое из них недостаточно знакомо с работами соседнего коллектива. Задача участников слета: ознакомить присутствующих с теми вопросами, которые в данном научном коллективе разработаны наиболее подробно. Класс делится на четыре группы, назначаются демонстраторы (1 — 2 чел.), обсуждается регламент работы участников слета и их выступлений.
Группы специалистов в специально отведенное время кратко конспектируют свой вопрос, используя учебники, дополнительную литературу, подготовленные заранее, отмечают главное; демонстраторы проводят эксперименты, коллективно составляют план изложения
<предыдущая страница