Перейти на главную страницу
Родная внучка по материнской линии художника В. И. Сурикова, дочь художника П. П. Кончаловского. Детство будущей писательницы протекало в обстановке широких культурных интересов ее семьи, где бывали Шаляпин и Нежданова, Игумнов, Скрябин, Софроницкий, Прокофьев. В доме звучала музыка, пение, стихи на разных языках. Ежегодно семья на несколько месяцев уезжала за границу − Италия, Испания, Франция. Жизнь Натальи Петровны, во многом, сложилась под влиянием домашних традиций, среди которых, может быть, главная − неустанный творческий труд. Впоследствии Кончаловская написала романтическую быль «Дар бесценный» (1964) − историю семей Суриковых и Кончаловских, «Сын земли сибирской» (1960) − о Сурикове. Она занималась серьезной музыкой, особенно любила Баха, Рахманинова. Ею были написаны русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси. Она изучала современную французскую эстраду, подготовила две пластинки «Поет Эдит Пиаф, рассказывает Наталья Кончаловская», выступала по всей стране с музыкально−литературными концертами−импровизациями, сборы от которых шли в фонд Мира. Посещение мемориала в Хатыни было творческим импульсом к созданию за несколько дней поэмы «Хатынская поляна», композитор Эмиль Олах написал музыку к ней, и вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. Наталье Кончаловской была вручена Золотая медаль за многолетнюю деятельность в борьбе за мир. Разнообразные интересы писательницы нашли воплощение в ее книгах − сборнике стихов «Цвет» (1961), «Песня, собранная в кулак» (1965) − об Эдит Пиаф, «Трубадуры и святые Марии» (1971). «Магнитное притяжение. Рассказы о встречах» (1976), «В поисках Вишневского» (1981) − жизнеописание знаменитого хирурга.
К детской литературе обратилась сравнительно поздно, во второй половине 30−х годов. Увлекшись переводами английской детской поэзии, стала и сама писать стихи для детей. Ее первые книжки для детей «Сосчитай-ка!» (1944), «Нотная азбука» (1945) получили одобрение в критике. Выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки. Для детей были написаны книги прозы «Суриково детство» (1977), «Деревянные сказки» (1982), поэма «Славен град Москва» (1983).
Самая известная книга Н. Кончаловской, вошедшая в круг детского чтения, − «Наша древняя столица». Она выходила частями, начиная с 1947, когда отмечалось 800-летие Москвы, по 1953. Более пятнадцати лет она посвятила поэме о Москве, охватив период от 1147 (основание Москвы) до 1671 (казнь Степана Разина). Кончаловская хорошо знала новую и старую Москву, и в своей поэме рассказала и о событиях далекого прошлого, и о современной московской топографии.
Во всех рассказах заметно стремление к предельной точности, наглядности изображения. Эпиграфы−обращения, предпосланные каждой из трех частей, внушают юному читателю уважение к отечественной истории. Все стихотворные рассказы датированы и озаглавлены. Стихотворные размеры, разнящиеся по главам, напоминают те или иные шедевры классической русской поэзии, народной эпической песни. Иллюстрации В. А. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской придают книге художественную завершенность.
Замысел книги о строительстве Петербурга, к сожалению, остался невоплощенным.
Интерес к этим областям получил широкое распространение в буржуазных кругах Западной Европы вместе с быстрым ростом промышленности. С этой эпохой совпадает и начало колониальной политики Франции и ее вмешательство в дела Южной и Центральной Америки. Научно-географические исследования направляются преимущественно в неизвестные области центральной Африки, Полинезии и в глубь материка Южной Америки. Все это получило самое яркое отражение в занятиях Верна. Но его богатая фантазия не позволяла ему удовлетворяться уже достигнутыми результатами, уносила его к будущим открытиям и в неведомые страны. Он задумал целую серию научных романов совершенно нового типа.
Первый роман этой серии − «Пять недель на аэростате» − появился в 1863 году и сразу завоевал симпатии самых широких кругов читателей. Опытный издатель и сам выдающийся писатель для детей и юношества, Гетцель (S. Hetzel), писавший под псевдонимом Сталь (Stahl), сразу оценил значение этого нового вида литературы и, предугадав будущий успех Верна, предложил ему услуги своего издательства для издания всех последующих романов, с тем, чтобы автор давал их по два в год. Одновременно он пригласил его к участию в редактировании своего журнала «Вестник воспитания» (Magasin d’education).
С 1863 по 1907, под общим заглавием «Необыкновенные путешествия» (Voyages extraordinaires), было выпущено в свет 58 названий романов Верна, которые и получили чрезвычайно широкое распространение по всему свету как в оригинале на французском языке, так и в переводах. Каждый из них имеет своею целью ознакомление читателя с какой-нибудь географической областью (в некоторых романах и астрономической), ставит и разрешает какую-нибудь научную проблему. Материал Верн черпал из географической литературы и научных сочинений и был всегда на высоте последних достижений в этих областях, но фантазия уносила его вперед, и он описывает открытие таких стран, которые в его время еще не были открыты, и такие изобретения, которые еще не были сделаны.
Но и в том, и в другом случае он стоит на научной базе и изобретает и открывает возможное. В целом ряде своих романов он предвосхитил изобретения, сделанные значительно позднее. Его рассказ всегда ведется очень живо, хотя и перемежается большими отступлениями, изложением географических, этнографических и т. п. данных. Действие развивается сразу, с первых страниц. Автор держит читателя в напряженном ожидании развязки, которая иногда наступает самым неожиданным и, в то же время, самым естественным образом.
Своих героев Верн характеризует не рассуждениями, а в процессе их действий, в их речах и поступках. Галерея его типов богата и разнообразна, хотя некоторые из них часто повторяются под иными именами в разных романах. Чаще всего − это энергичный капитан или предводитель научной экспедиции, чудак-путешественник, ученый, или ловкий и преданный слуга. Любит он выводить также исключительных по энергии и силе воли людей, порвавших с окружающей их средой и создавших свой мир силою знания и богатства. Таковы: капитан Немо, Робур-победитель и некоторые другие.
Произведения Верна подымают над общим уровнем его среды и придают им широкое значение и для нашего времени тот энтузиазм, с которым он относится к успехам науки и техническим изобретениям и который позволяет ему открывать перед читателем широкие перспективы будущего.
Библиография:
Ю. Коваль известен не только как детский писатель, но и как сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.
Родился в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина, факультет русского языка и литературы. Первые рассказы − «Зайцы» и «Дождь» опубликовал в институтской газете «Ленинец» в 1956 году. После института был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории и пения. В 1963 году снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме «Улица Ньютона, дом 1». До 1966 года работал преподавателем русского языка и литературы в школе рабочей молодежи. Затем поступил на работу в журнал «Детская литература», однако через полгода был уволен. В 1968 году получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». В 1972 году стал членом Союза писателей СССР. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.
Юрий Иосифович Коваль умер дома в Москве от обширного инфаркта. Ему было 57 лет. Похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями. В 2008 году редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей.
**********
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. А его раннее творчество было высоко оценено поэтом А. Безыменским. Затем Сергей вместе с родителями переселился в Ставропольский край. Именно там, в 1928 году впервые было опубликовано стихотворение Сергея Михалкова.
Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал внештатным сотрудником газеты «Известия». В то время стихи Сергея Михалкова печатались в самых известных газетах и журналах страны: «Огонек», «Правда», «Комсомольская правда», «Известия» и т.д. Однако после появления в печати поэмы «Дядя Степа» (1935). И еще более прославился. В этот же год Михалков начинает учебу в Литературном институте. И через два года он входит в «Союз писателей СССР». Буквально за несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Союзу. Тогда же, в 1939, он получил высшую награду СССР – орден Ленина.
Когда же началась Великая Отечественная война, Сергей работал военным корреспондентом. Разработал сценарий фильма «Фронтовые подруги», за который получил Государственную премию. После окончания войны сменил направление творчества. Появились известные стихи для детей, детские пьесы, сценарии к мультфильмам. В это же время Михалков работал над сценариями фильмов, с которыми стал очень известным, «Три плюс два» и «Большое космическое путешествие». В 1944 году после решения правительства сменить гимн, Михалков стал одним из авторов текста новой версии. Вторая редакция текста гимна вышла из−под пера Михалкова в 1977. Третья – в 2000. В 1962 по его инициативе начал выходить киножурнал «Фитиль».
Со временем Михалков продвигался по карьерной лестнице. Он стал секретарем Союза писателей, а также секретарем СП РСФСР (позже − председателем). Проявил себя как политический деятель, будучи депутатом Верховного Совета. Многие критики утверждают, что стихи Сергея Михалкова и его деятельность были угодничеством, лукавством. Он принял участие в гонениях диссидентов, истинно считая, что этот процесс оправдан. Позже стал одним из членов комиссии по вопросам Государственной премии. Начиная с 1992 года, был одним из председателей Общества писательских союзов. Произведения Сергея Михалкова были настолько популярны, что к 2008 году по общим подсчетам их тираж составил 300 млн. В 2008 году за выдающиеся литературные заслуги был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного
Писатель и поэт был дважды женат. Первой женой Сергея Михалкова была Наталия Кончаловская. С ней Сергей прожил 53 года. Лишь через девять лет после ее смерти женился еще раз, на Юлии Субботиной. Дети Сергея Михалкова от первого брака: известные кинорежиссеры Никита Михалков, Андрей Михалков−Кончаловский.
Сергей Михалков умер 27 августа 2009 года.
Библиография:
Берестов Валентин Дмитриевич − поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторских песен, историк – родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К. И. Чуковским и А. А. Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботой.
Дружба с С. Я. Маршаком и А. Н. Толстым сыграла важную роль в становлении В. Д. Берестова как писателя.
В 1951 г. окончил Московский государственный университет, по специальности археолог. Помимо литературы, увлекался историей, много путешествовал, участвовал в археологических раскопках в Новгороде, в Средней Азии.
Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым – «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
Главная работа Берестова в девяностые годы – это составление вместе с женой, архитектором Н. И. Александровой «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Валентин Берестов − лауреат Государственной премии Российской Федерации (1990), имеет почетный диплом IBBU (1988), Дипломы университетов разных стран. Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000 г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области.
Уроженка орловской деревни Елена Благинина не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск−I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же − в годы студенчества − в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.
Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя − Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи − прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», − вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень».
Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.
Ақмоланың қақаған қаһарлы қысы. Үлкен базар маңындағы саман үйдің іші ығы−жығы адам. Өздері әзер сыйысып, қысылып отырған екі семьядан басқа бұл үйде апта сайын алыстан қалаға база
25 12 2014
5 стр.
15 10 2014
1 стр.
Давыдычев Л. И. «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника» 1962
10 09 2014
1 стр.
Жауапты ұйымдастырушы: «Жұлдыз» балалар қоғамдық ұйымдарының одағы «Ақмола облысы Білім басқармасының, «Нұр Отан» Халық-Демократиялық партиясының
25 12 2014
1 стр.
Писатели дикой природы. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2006. — 168 с. —
14 10 2014
10 стр.
Предмет и задачи истории Казахстана. Периодизация истории Казахстана. Основные источники и методика их изучения и интерпретации
17 12 2014
1 стр.
Кіріспе сөз: Балалар, бүгінгі тәрбие сағатымыз өзіміз өмір сүріп отырған туған еліміз –Қазақстан Республикамыз туралы болмақ
14 12 2014
1 стр.
Баланың педагог һәм башка балалар белән төрле хәбәрләр уртаклашасы килү теләген хуплау, алынган мәгълүматның чыганагын (телетапшыру, якын кешенең сөйләве, күргәзмәдә, балалар спек
11 10 2014
8 стр.