Перейти на главную страницу
разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в «диалогах культур»; развивать коммуникативную культуру обучающихся.
№ |
Мероприятие |
Задание |
1. |
Вступительное слово учителя: Ученики, мы с вами в ходе уроков познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы понять и открыть сущность характера Печорина предлагаю вам вспомнить из татарской литературы роман З.Бигиева «Меннэр, яки гузэл кыз Хэдичэ». Попробуем через сравнение героев открыть Печорина, как социально-психологический образ. Предлагаю провести параллели между двумя произведениями для раскрытия причины смерти Бэлы и Зулейхи. Кто является вспомогательным героем в обоих произведениях, какова их роль? Давайте вместе вспомним основные моменты жизни каждого главного героя в обоих произведениях. (Беседа с учащимися по отдельным эпизодам произведения) |
Запись на доске : 1. Печорин и Муса Салихов, как социально-психологические образы. 2. Причина смерти Бэлы и Зулейхи. 3. Казбич, Грушницкий и Габденнасыйр, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев. Работа над текстом Анализ отдельных эпизодов из текста |
2. |
Вопрос: Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным? Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"? Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина? Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам? В чем заключается сходства образов Печорина и Муса Салихова ? Найдите в тексте описание портрета Печорина и Муса Салихова, сравните оба портрета.
|
Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий. Рассуждения учащихся Печорин и Муса Салихов в произведениях раскрываются, как безжалостные эгоисты, по вине которых погибают женщины. У обоих героев одинаковые духовные ценности, психологические портреты. Работа над текстом. |
3. |
Вывод: Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей? А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы:
|
Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не друг) Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель). Поняли его желание подчинять себе других, более слабых людей.
|
4. |
Вопрос: Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина? Что поможет? Ответ: Композиция!
|
Особенности композиции. Ответы учащихся |
5. |
Слово учителя: Раскройте причины смерти Бэлы и Зулейхи. |
- Равнодушие и эгоизм, целеустремленность Печорина, Мусы Салихова. - Любовь Бэлы и Зулейхи. - У Печорина возникает азарт завоевания женщины, а у Мусы Салихова азарт к деньгам.
|
6. |
Давайте попытаемся раскрыть образы Казбича, Грушницкого и Габденнасыйра, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев. |
Дается сравнительная характеристика героям. |
7. |
Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки? |
Распечатанные выдержки текста |
8. |
Ответим на этот вопрос: "Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?" Как бы вы ответили на этот вопрос?
|
Деление учащихся на группы Работа в группах |
9. |
Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты |
Работа в группах: 1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила. 2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет. |
10 |
Пленарная часть с фиксацией на доске. |
Выступление учащихся Высказывание аргументов |
11. |
Вопрос: И так, обобщим сходства героев, поднятые проблемы в обоих произведениях. |
Ответы учащихся. |
12. |
Вывод: Печорин – герой эпохи, портрет составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. |
|
13. |
Домашнее задание: Написать сочинение по теме «Психологический портрет» Печорина» |
|
|
|
|
1. Обобщить знания учащихся по главе «Бэла» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
2. Развивать умения анализировать эпизод, переводить тексты на родной язык, выявлять черты характера героев, исходя из их портрета, поступков, речи.
3. Совершенствовать работу учащихся по переводу художественного литературного текста
4. Воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
Тип урока:
лекция с элементами беседы, перевода.
ХОД УРОКА
№ |
Фамилия, имя ученика |
А |
Б |
В |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..»
- Кто такая Бэла?
- Какой мы впервые увидели её?
- Какую деталь в описании её внешности выделяет автор? Как эта деталь характеризует её? (глаза, которые «так и заглядывают в душу»).
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Орг.момент Целеполагание |
1 минута |
Знакомит с темой урока и целью |
Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок |
2 |
Работа с разноуровневыми карточками |
20 минут |
Раздает вопросы, объясняет |
Отвечают на вопросы |
3 |
Беседа по вопросам |
20 минут |
Организация дискуссии |
Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения. |
4 |
Рефлексия |
3 минуты |
Подводит итог беседе, анализирует таблицу |
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом |
5 |
Индивидуальное дом.задание |
1 минута |
Дает задание найти в тексте портретные характеристики героев |
Желающие записывают задание |
15 12 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Составитель: А. В. Слонова социальный педагог первой квалификационной категории, методист
01 10 2014
9 стр.
Методические разработки предназначены для студентов 2-4 курсов фия, изучающих английский язык как первую специальность
02 10 2014
3 стр.
27 09 2014
1 стр.