Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Методические разработки уроков

по русской литературе
Учитель русского языка и литературы

Баева Гульнара Исламовна

Методические разработки уроков по художественной прозе М.Ю.Лермонтова в IX классах

Тема:

Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Меннэр, яки гузэл кыз Хэдичэ».


Цель:

разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в «диалогах культур»; развивать коммуникативную культуру обучающихся.



Задачи:

Образовательная:

  • создать целостную картину произведения как миропонимания;

  • развить умение работать с текстом художественного произведения в сравнении с другим произведением родного языка.

Развивающая:

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;

  • формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;

  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;

  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению;

  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательная:

  • развитие культуры ведения дискуссии;

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;

  • воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Роман М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени", роман З.Бигиева «Меннэр, яки гузэл кыз Хэдичэ»

  • Толковый словарь

  • Рабочие тетради

Методы и приемы:

  • Мотивация к устному высказыванию.

  • Групповая работа.

  • Проверка знаний и умений учащихся.

Приемы умственной деятельности учащихся:

  • анализ текста литературного произведения;

  • создание проблемной ситуации;

  • работа с противоречием;

  • построение причинно-следственных связей;

  • обобщение причин;

  • выявление значения событий;

  • обоснование своих выводов фактами;


Ход урока



Мероприятие

Задание

1.

Вступительное слово учителя:

Ученики, мы с вами в ходе уроков познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы понять и открыть сущность характера Печорина предлагаю вам вспомнить из татарской литературы роман З.Бигиева «Меннэр, яки гузэл кыз Хэдичэ».

Попробуем через сравнение героев открыть Печорина, как социально-психологический образ. Предлагаю провести параллели между двумя произведениями для раскрытия причины смерти Бэлы и Зулейхи.

Кто является вспомогательным героем в обоих произведениях, какова их роль?

Давайте вместе вспомним основные моменты жизни каждого главного героя в обоих произведениях.

(Беседа с учащимися по отдельным эпизодам произведения)



Запись на доске :

1. Печорин и Муса Салихов, как социально-психологические образы.

2. Причина смерти Бэлы и Зулейхи.

3. Казбич, Грушницкий и Габденнасыйр, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.

Работа над текстом

Анализ отдельных эпизодов из текста



2.

Вопрос:

Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным?

Что в основе характера Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?

Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?

Что или кто виноват в трагедии Печорина - общество, обстоятельства или он сам?

В чем заключается сходства образов Печорина и Муса Салихова ?

Найдите в тексте описание портрета Печорина и Муса Салихова, сравните оба портрета.


Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий.

Рассуждения учащихся

Печорин и Муса Салихов в произведениях раскрываются, как безжалостные эгоисты, по вине которых погибают женщины.

У обоих героев одинаковые духовные ценности, психологические портреты.

Работа над текстом.



3.

Вывод:

Получается, что Печорин - герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей?

А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы:


Мы "оправдали" его отношение к М.М:(не друг)

Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель).

Поняли его желание подчинять себе других, более слабых людей.


4.

Вопрос:

Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина?

Что поможет?

Ответ:

Композиция!


Особенности композиции.
Ответы учащихся

5.

Слово учителя:

Раскройте причины смерти Бэлы и Зулейхи.



- Равнодушие и эгоизм, целеустремленность Печорина, Мусы Салихова.

- Любовь Бэлы и Зулейхи.

- У Печорина возникает азарт завоевания женщины, а у Мусы Салихова азарт к деньгам.


6.

Давайте попытаемся раскрыть образы Казбича, Грушницкого и Габденнасыйра, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.


Дается сравнительная характеристика героям.

7.

Вспомните, слова " назначение", " предопределение", " судьба" встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки?

Распечатанные выдержки текста

8.

Ответим на этот вопрос:

"Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?"

Как бы вы ответили на этот вопрос?


Деление учащихся на группы

Работа в группах




9.

 Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты

Работа в группах:

1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила.

2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность

будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет.



10

Пленарная часть с фиксацией на доске.

Выступление учащихся

Высказывание аргументов



11.

Вопрос:

И так, обобщим сходства героев, поднятые проблемы в обоих произведениях.



Ответы учащихся.

12.

Вывод:

Печорин – герой эпохи, портрет составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.






13.

Домашнее задание:

Написать сочинение по теме «Психологический портрет» Печорина»












 



Урок-перевод

по теме «Бэла из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова»
Цель:

1. Обобщить знания учащихся по главе «Бэла» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

2. Развивать умения анализировать эпизод, переводить тексты на родной язык, выявлять черты характера героев, исходя из их портрета, поступков, речи.

3. Совершенствовать работу учащихся по переводу художественного литературного текста

4. Воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.
Тип урока:

лекция с элементами беседы, перевода.


Оборудование урока:

    1. Карточки с вопросами.

    2. Текст романа « Герой нашего времени»

 ХОД УРОКА



  1. Организационный момент. Учитель: На уроках мы познакомились с биографией и поэтическим творчеством Михаила Лермонтова. На последующих четырех уроках мы откроем Лермонтова как мастера прозы. Нам предстоит знакомство с его великим романом «Герой нашего времени». Этот роман интересен и на сюжетном, и на композиционном уровнях. В ходе работы над произведением мы должны выяснить, почему автор нарушил хронологию повествования, почему выбрал в качестве главного героя такого человека, как Печорин, и, наконец, разобраться, почему роман называется «Герой нашего времени». Дома вы прочитали первую главу романа, которая называется «Бэла». Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трех уровней: А, Б, В. На это вам дается 20 минут. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения. (Ученики ставят перед собой цель разобраться в вопросах и приступают к выполнению).





Фамилия, имя ученика

А

Б

В

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

  1. Работа с разноуровневыми карточками.

А

  1. От чьего имени идет повествование в повести «Бэла»

  2. Найдите описание Бэлы и переведите на татарский язык.

  3. При каких обстоятельствах знакомятся Печорин и Бэла?

  4. Как заканчивается жизнь Бэлы? Найдите этот отрывок в произведении и попробуйте его перевести на родной язык.

Б

  1. Переведите портрет Печорина на родной язык.

«…офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно.

Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..»



  1. Как менялось отношение Печорина к Бэле?

  2. Почему рассказ о Бэле композиционно делится на две части (между двумя частями описание переезда через Крестовую гору)?

В

  1. Любил ли Печорин Бэлу? Обоснуйте свою точку зрения.

  2. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Попробуйте проанализировать следующий отрывок из романа и перевести его на родной язык.

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она…»

  1. Связные ответы детей и дополнения к ним. Беседа по вопросам.

- Кто такая Бэла?

- Какой мы впервые увидели её?

- Какую деталь в описании её внешности выделяет автор? Как эта деталь характеризует её? (глаза, которые «так и заглядывают в душу»).



- Как в Бэле проявляются национальные черты её характера?

  1. Рефлексия.

Учитель: Мы разобрались в мотивах и поступках центральных героев повести «Бэла». Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Проанализируем карту достижений. (В классе 5 человек, из них уровня В достигли 3 человек, уровня Б – 1, уровня А - 1 человек). Видим, что есть к чему еще стремиться: внимательнее читать текст, сравнивать героев и их поступки и привлекать, конечно же, свой личный житейский и читательский опыт. Вы впервые попробовали перевести определенные отрывки из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Подводя итог, хочу сказать, что среди переведенных текстах есть очень даже успешные работы. Так же хочу вас проинформировать, что к числу ранних татарских переводов эпических произведений Лермонтова относится перевод главы «Бэла» из романа «Герой нашего времени» (1907). В роли переводчика выступил тогда Г. Карим, назвавший свое произведение «Черкез кызы. Хикая», т.е. «Черкешенка. Повесть».

5. Индивидуальное домашнее задание

Учитель: Желающие могут выполнить задание по данной главе, а именно: найти портретные характеристики героев повести «Бэла», что поможет в раскрытии образа главного героя – Печорина, знакомство с личностью которого мы продолжим на следующем уроке (желающие записывают задание).



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг.момент
Целеполагание

1 минута

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2

Работа с разноуровневыми карточками

20 минут

Раздает вопросы, объясняет

Отвечают на вопросы

3

Беседа по вопросам

20 минут

Организация дискуссии

Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения.

4

Рефлексия

3 минуты

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

5

Индивидуальное дом.задание

1 минута

Дает задание найти в тексте портретные характеристики героев

Желающие записывают задание

 

Методические разработки уроков по художественной прозе М. Ю. Лермонтова в IX классах
117.72kb.

15 12 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

117.65kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

43.64kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

115.29kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

126.97kb.

24 09 2014
1 стр.


Сборник включены методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, литературных вечеров педагогов школы

Составитель: А. В. Слонова социальный педагог первой квалификационной категории, методист

1634.83kb.

01 10 2014
9 стр.


Методические разработки по курсу «Домашнее чтение»

Методические разработки предназначены для студентов 2-4 курсов фия, изучающих английский язык как первую специальность

233.01kb.

02 10 2014
3 стр.


Любовь и ее изображение в поздней художественной прозе Л. Толстого
173.54kb.

27 09 2014
1 стр.