Перейти на главную страницу
Составитель: А.В. Слонова - социальный педагог первой квалификационной категории, методист.
Т.А. Шмидт - учитель-логопед первой квалификационной категории;
Л.В. Белых – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;
А.В. Слонова – социальный педагог первой квалификационной категории;
С.А. Аксарина – заместитель директора по воспитательной работе первой квалификационной категории;
Л.В. Зверек – учитель трудового обучения первой квалификационной категории;
А.К. Долгушина – заведующая библиотекой.
В сборнике представлен опыт работы учителей, классных руководителей по организации и проведению уроков, классных часов, литературных вечеров в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы разработанных мероприятий объединены проблемами нравственности, духовности.
Материалы сборника могут быть использованы в работе педагогами образовательных учреждений.
1 |
"Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: "Новый год" - логопедическое занятие во 2-м классе школы VIII вида с детьми со стертой формой псевдобульбарной дизартрии по теме .............................................................................................................. |
5
|
2 |
«Дифференциация звуков и букв С и З в слогах, в словах» - логопедическое занятие во 2 классе с учащимися школы VIII вида со стёртой формой псевдобульбарной дизартрии………………………………………………………………………………….. |
10
|
3 |
«Веселая карусель» - логопедический праздник для младших школьников в форме игры………………………………………………………………………………………… |
15
|
4 |
"Колобок"- логопедическое занятие для детей 1 класса школы VIII вида (со стёртой форой псевдобульбарной дизартрии) по теме: "Автоматизация звука [л]» ………….. |
21
|
5 |
«Зимняя сказка» - интегрированное логоритмическое занятие……………………………………………………………………………………... |
26
|
6 |
«Утро на берегу озера» - интегрированный урок по стихотворному произведению И.С.Никитина для учащихся 8 класса…………………….............................................. |
31
|
7 |
«Взаимосвязь между рассказами Л.Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире» ……………………………………………………….. |
35
|
8 |
«Любовь – поэтическое – возвышенное, чистое и прекрасное чувство» …………….. |
39 |
9 |
«Я – гражданин России» - классный час………………………………………………… |
41 |
10 |
«Афганистан- незаживающая рана»- урок мужества…………………………............. |
44 |
11 |
«Дети и Великая Отечественная война» ………………………………………………... |
46 |
12 |
«Книжкины именины» - литературный праздник для учащихся 1-5 классов…… |
50 |
13 |
«Сын медовой оби»- литературный вечер для учащихся 5 -9 классов к 70-летию со дня рождения Микуля Шульгина………………………………………………………... |
55
|
14 |
«Земли Уральской сказочник» - КВН-Путешествие по сказам П.П. Бажова…………. |
60 |
15 |
«Сын своей земли» - литературный вечер, посвященный 70-летнему юбилею Романа Ругина……………………………………………………………………………... |
65
|
16 |
«Непридуманные герои» - урок мужества для учащихся 5-6 классов………………… |
75 |
17 |
«Удаль молодецкая» - развлекательно – игровая программа посвящённая Дню народного единства………………………………………………………………………. |
78
|
18 |
« Я, ты, он, она – вместе дружная семья» - итоговое мероприятие специалистов службы сопровождения………………………………………………………………….. |
80
|
19 |
«Человек и его здоровье» - викторина………………………………………………….. |
83 |
20 |
«Мы за здоровый образ жизни – спортивная эстафета…………………………………. |
86 |
21 |
«Зона риска» -классный час………………………………………………………. |
91 |
Приветствие.
Психологический настрой (на фоне музыки).
- Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня всё получится!”
- Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.
II. Комплекс упражнений
В одной деревне жили-были дед и бабка. Однажды замесила бабка тесто. Как она его месила?
Мы его катаем, колобок спечём.
- И испекла бабка колобок. А время года было такое же, какое у нас сейчас. Какое было время года? Назовите признаки зимы. А какой праздник мы скоро встречаем? (Новый год) Но дед, бабка и колобок были очень грустные. (покажите, какие они были ). Почему, как вы думаете? Без чего не будет праздника? (Без хорошего настроения и подарков). «Я схожу за хорошим настроением и подарками!» - сказал колобок. Испугались дед с бабкой. Ведь путь был не близкий. Но колобок не из пугливых. Сказано – сделано.
Утро вечера мудренее,… а пока все улеглись спать.
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянись, улыбнись …
Влево наклонись, вправо наклонись
И тихонечко садись.
- Колобок пошёл умываться.
Игра «Чудесный мешочек» - (в мешочке пластмассовая буква Л).
- Сегодня мы будем продолжать учиться правильно и красиво произносить звук [Л] в слогах, в словах, в предложениях.
- Выпил стакан молоко, налил молочка кошке Мурлыке.
- Как кошечка лакала молоко?
- Упражнение «Кошечка лакает молоко»
- Взял он лыжи, вышел из дома, сильный ветер подул ему в лицо. Как подул ветер?
- Пошёл снег. Снежинки падали прямо на варежки.
- Упражнение “Снежинки” (материал для поддувания – варежка, снежинка).
- Упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу – д-д-д.
Червяка добыть хочу – д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д,
Всё равно он будет мой –д-д-д.
- Увидел он лошадку и удивился, какая она большая и красивая (удивление).
- Упражнение «Лошадка»
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Сена поела
И опять за дело. (после каждой строчки цок-цок-цок)
Услышал колобок разговор птиц. А что это за птицы? (Индюки).
- Как они лопочут? (магнитофонная запись)
- Упражнение «Индюки болтают»
II. Работа по теме занятия.
Произношение изолированного звука
Идёт колобок дальше. Вот уже и деревню не видно. Слышит, в небе самолёт гудит. Как гудит самолёт?
- Упражнение “Самолёт гудит”. Гул самолёта был то громче, то тише.
Самолет летит: л-л-л…
- Самолёт приближается л-л-Л-Л…
- Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…
(Дети произносят перед зеркалом звук [Л] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата хором, цепочкой, индивидуально).
Анализ артикуляции по плану.
- Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [Л]?
- губы растянуты;
- зубы сближены;
- кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам), боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
- голосовые связки работают.
- Звук [Л] согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
- Какая буква соответствует звуку Л?
-
Л л
• рассматривание демонстрационной таблички с изображением буквы;
• из скольких элементов состоит буква Л;
- На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
• обводка в воздухе правой рукой, левой, обеими;
• письмо буквы в тетради.
- Игра «Поймай звук»
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л в л т л н с л л ф л
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
- Я буду произносить слоги, а вы топните ногой, когда услышите слог со звуком Л
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
Игра с мячом.
- Я буду произносить слова, а вы поймайте мяч, если услышите слово со звуком Л.
- Идёт колобок дальше, а навстречу ему грустный заяц (грусть).
- Заяц, ты почему грустный?
- Я грустный потому, что не с кем мне играть в хоккей. Я вот и ворота поставил, и шайба у меня есть.
Стал колобок на ворота, а заяц был нападающим. (Игра «Забей гол»)
- Поиграли заяц и колобок в хоккей, стало настроение у зайца и у колобка хорошее, радостное! (радость). А когда хорошее настроение, то обязательно поют. Наши герои сначала потренировали голосок:
- Упражнение «Губы-художники»: пропевание гласных звуков а, о, у, и.
А потом запели.
- Повторите слоги:
ла-ла-ла ла-ло-лу лы-ло-ла
- Повторите слоги с ударением (грустно, радостно, вопросительно):
ал'-ол-ул ал-ол'-ул ал-ол-ул'
- Повторите слоги, отстучите карандашом по столу ритмический рисунок:
ол-ол - ол-ол-ол
ил-ил-ил - ил-ил
ыл-ыл-ыл - ыл-ыл
пла-пла - пла-пла-пла
бла-бла - бла-бла-бла
сла-сла - сла-сла-сла
хла-хла-хла - хла-хла-хла
фла-фла-фла - фла
- Почему его так прозвали?
- Что ещё белого у зайца? (У зайца белые уши, у зайца белые лапы, у зайца белое туловище, у зайца белый хвост, у зайца белая голова).
- Почему заяц белого цвета?
- Куда ты идёшь? - спросил заяц колобка.
- За подарками и хорошим настроением - ответил колобок.
- Удачи тебе, будь осторожен.
Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью
- Что взял с собой в дорогу колобок? Назовите предметы и выберите те, в которых есть звук л (лыжи, ананас, яблоко, свёклу, стакан, лук, клубнику, кефир, молоко). (Колобок взял лыжи, взял яблоко...).
Игра «Найди лишнее»
- Определите, что лишнее в этом ряду (лыжи, яблоко, свёкла, лук, клубника, молоко).
Игра «Зоркий глаз».
- Определить, что исчезло или появилось в ряду.
яблоко, свёкла, клубника, молоко
яблоко, лук, клубника, молоко
яблоко, свёкла, лук, клубника, молоко, шоколад
- Игра «Молчанка».Логопед называет слово, а дети, молча, показывают карточку с цифрой, обозначающей количество слогов в слове.
Идёт колобок, слышит, кто-то шуршит на дереве. Испугался.
Загадка: Быстрый маленький зверёк,
Он по веткам скок-поскок.
- Вы догадались, кто это? (белка)
- Как называется жилище у белки? (дупло)
Анализ слова – белка
- Есть в этом слове звук [л]?
- Где стоит звук [л]: в начале, в середине или в конце слова?
- Какой звук у него – сосед слева? справа?
- Выложите на парте схему слова белка, начертите её в тетради.
- Сколько слогов в слове дупло?
- Выложите слоговую схему на парте под схемой слова, начертите с помощью карандаша и линейки в тетради.
- Назовите первый слог в слове белка. - Назовите первый звук в этом слоге. - Он гласный или согласный? - Обозначьте этот звук синим кружком. |
- Назовите второй звук в слоге бел. - Он гласный или согласный? - Обозначьте этот звук красным кружком.
|
- Назовите второй слог в слове белка. - Назовите первый звук в этом слоге. - Он гласный или согласный? - Обозначьте этот звук синим кружком. |
- Назовите третий звук в слоге бел. - Он гласный или согласный? - Обозначьте этот звук синим кружком.
|
- Назовите второй звук в слоге ка. - Он гласный или согласный? - Обозначьте этот звук красным кружком.
|
- Начертите звуковую схему слова белка в тетрадях. |
- Составьте предложение со словом белка. Белка прыгает по веткам.
- Составление графической схемы предложения.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово? второе? третье? четвёртое?
- С какой буквы начинается предложение?
- Каким знаком заканчивается предложение?
- А эта полоска у тебя обозначает, какое слово?
- Запишите предложение. Подчеркните в слове белка букву л.
- Составьте графическую схему этого предложения в тетради.
Обрадовалась белка, что вы про неё помните и всё про неё знаете, пожелала колобку удачи и попрыгала дальше по веткам деревьев.
Не успела белка отблагодарить колобка, как из-за кустов появился волк.
- Я съем тебя, колобок - сказал волк.
- Не ешь меня, волк, мне за подарками и хорошим настроением надо.
- Если выполнишь моё задание, то я не съем тебя. Составь предложение из слов: лес, зима, волк, в, бродит, голодный.
- Да, я хожу зимой в лесу злой и голодный. Но тебя я не буду, есть, ты мне понравился. А куда путь держишь?
- Я иду за хорошим настроением для бабушки и деда и за подарками.
- Скажи, почему про меня так говорят, и я покажу, куда тебе надо идти. Волка ноги кормят.
- Иди вперёд, потом пойдёшь направо, а потом свернёшь налево. Увидишь большую ёлку. Она волшебная! Возле этой ёлки и поищи подарки.
Идёт колобок прямо, затем пошёл направо, потом свернул налево, смотрит – большая ёлка стоит. А возле ёлки лиса крутится. Говорит она колобку:
- Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, ответил колобок, я за хорошим настроением для бабушки и деда иду и за подарками им.
- У меня вот тоже настроение не праздничное. Огоньки на ёлочке не горят. Я забыла волшебные слова, которые надо сказать, чтобы огни на ёлочке зажглась.
- Наверно, это такие слова (скороговорка) Ёлка, ёлка, ёлочка, зелёная иголочка.
И засверкала Волшебная ёлочка разноцветными огоньками. Под большой ёлкой лежали подарки: жёлтые лапти, голубой платок, новые лыжи, сладкая свёкла, тёплое одеяло. Смотрит колобок и не поймёт, кому что?
Игра «Кому, что?»
(бабке - голубой платок, деду - жёлтые лапти, волку - новые лыжи, зайцу - сладкая свёкла, белке - тёплое одеяло)
И про тебя не забыла Волшебная ёлка, ведь ты очень хорошо научился произносить звук л.
Загадка: Раз ему работу дашь, —
Зря трудился карандаш.
- Какую сказку мы сегодня вспомнили?
- Назовите сказочных героев.
- Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?
- В каком положении находятся губы, зубы, кончик языка при произнесении звука [л]?
Рефлексия. Было ли интересно?
Поднялось ваше настроение? Покажите картинку, какое у вас сейчас стало настроение.
Учитель: Все хорошо работали, старались. Молодцы!
Разработала:
Шмидт Т.А., учитель-логопед
Логопедическое занятие во 2 классе с учащимися
школы VIII вида со стёртой формой псевдобульбарной дизартрии
- Какое сегодня число, месяц, время года, время суток.
- Назовите весенние месяцы. Садитесь.
Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня все получится”.
У вас обязательно всё получится.
Упражнения:
- Весной на небе появляются облачка.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните, выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, руки, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – ни будь чудесное и волшебное…
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Помашите ему рукой. Потянитесь, выпрямитесь и будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Составитель: А. В. Слонова социальный педагог первой квалификационной категории, методист
01 10 2014
9 стр.
В данный сборник вошли материалы выступлений учителей средней школы №1 по вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка, а также методические разрабо
16 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
На основании приказа отдела образования №636 от 2 октября 2008 года в районе с октября по декабрь 2008 года проводился районный конкурс внеклассных мероприятий, посвященных Году се
14 12 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.