Перейти на главную страницу
Цель: Познакомить детей с творчеством знаменитого земляка – поэта Романа Ругина.
Задачи:
Обобщить полученные знания о поэте
Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь);
Воспитывать любовь к родной природе, труду, людям труда.
Подготовительная работа:
1.Организовать книжную выставку «Бард снежной державы»
2. Подготовить и раздать детям стихи для заучивания.
3. Подготовить танцы для выступления на вечере.
4. Подготовить костюмы для исполнения танцев.
4. Организовать слайдшоу по биографии Р.Ругина
1 Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с творчеством известного Ямальского писателя, поэта, сказочника, главного редактора журнала «Ямальский меридиан» , нашего земляка Романа Прокопьевича Ругина. А наша встреча посвящена Юбилею писателя, 31января ему исполнилось 70 лет.
Отчая земля, леса и недра,
Я всю жизнь перед тобой в долгу!
Ты всегда мне помогала щедро.
Чем тебе сегодня помогу?
Так написал Роман Ругин о любви к своему любимому краю, Ямалу.
2 Ведущий: Как хорошо, что на свете есть поэты! Они помогают лучше понимать жизнь, быть добрее и мудрее. Они своим творчеством согревают, пробуждают добрые чувства. В этом, наверное, их высшее назначение. И если они выполняют его, то их доброе имя надолго останется в памяти людей.
Именно таким поэтом стал для ямальцев лауреат литературной премии Союза писателей России, член Союза писателей России Роман Прокопьевич Ругин.
«Я родился в рыбацком хантыйском селенье». Это о Питляре.
31 января 1939 года в поселке Ханты-Питляр, что на берегу Большой Оби, в зимний январский день, в обычной хантыйской семье родился мальчик, которого назвали Романом. Не думала тогда бабка-повитуха, что из этой обычной семьи рыбаков, в мир пришел необычный человек, который стал поэтом, писателем Ямальского Севера.
Когда-то отец принес стопку книг и сказал: «Вот дети, хотите себе другой жизни, читайте эти умные книги. Я с детства оленей пас, рыбу ловил, родители мои хотели одного: чтобы из меня хороший оленевод, рыбак вышел, чтобы семью свою мог обеспечить. Я старался. Бедно мы живем, но не голодаем, пищу, природа нам дает. А вот с одежонкой плохо, купить не на что, за труд мой гроши получаю. Учительница ваша грамотная и ей большие деньги платят. Поэтому старайтесь, дети, получить образование, я вам такой тяжелой доли, как моя не желаю».
Среди книжек, что принес отец, были стихи А.С.Пушкина,
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Роман прочел их и был искренне потрясен: как правильно все сказано! Где нашел Пушкин такие верные слова? Десятилетний любознательный Ромка тогда не понимал, что маленькая книжка стихов великого русского поэта и есть указатель к той дороге, которая поведет его в большое будущее.
Здесь, на берегах Оби стояли горты – селения ханты. И весной, когда уходил лед, трогались на реку рыбацкие семьи.
Уникальная Питлярская сторона, зеркальные воды величавой Оби, глубокое раздолье речек и озер, смолистый запах кедровых шишек, красавицы – сосны и кедры-великаны, голубая черника и «сверкающая багрянцем брусника» – вся эта лесная сказка воспитала в обычном хантыйском мальчишке поэтическую душу и глубокую любовь к родным местам. Эта любовь навсегда связала его с родным краем, растворила его в природе.
1 ведущий: «Кто видел край,
где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега» - эти строки Пушкина также потрясли Ругина в детстве. И рассказать также красиво о своем родном севере стало его тайной мечтой.
Через много лет найдет он свои слова, чтобы рассказать всем, как прекрасен его далекий, но такой родной Северный край:
Мне любезна севера природа,
Восхищаюсь ею с детских лет,
Как съезжают звезды с небосвода,
Как за ними остывает след.
Тех маршрутов нет на звездных картах,
Но зато отлично помню я:
«Ездят в гости звездочки на нартах»,-
Объясняла матушка моя.
О любви к своей родной земле, природе у Романа Прокопьевича много стихов и рассказов. Одно стихотворение мы сейчас услышим.
Звучит стихотворение
Родная земля
С той поры, когда в родном селенье Стал я понимать людскую речь, Врезалось мне в память наставленье Нашу землю вечную беречь. Мать с отцом негромко и спокойно Помогали истину постичь: По земле всегда ступай достойно, Попусту ножом в нее не тычь. Сердцем от нее не отдаляйся, Радость и печали с ней деля, Пляшешь - не куражься, не кривляйся, Помни: под ногой твоей – земля. |
От нее – и зверь лесной и рыба, И кедровых шишек урожай. Говори ей мысленно: «Спасибо». Словно мать родную, уважай. Как она добра, щедра, красива – Достоянье отчее твое! И не только мускульная сила, Ум и сердце – тоже от нее. Отчая земля, леса и недра! Я всю жизнь перед тобой в долгу. Ты всегда мне помогала щедро – Чем тебе сегодня помогу? |
Звучит стихотворение «Пойдем со мной в наш тихий лес»
Пойдем со мной в наш тихий лес, Там есть черника и морошка, Там всевозможнейших чудес Сто тысяч и еще немножко . Смотри: на скулах у ложбин Сквозь листья светится сморода- Так звезды светят из глубин Таинственного небосвода. Мы соберем их в туесок, А сердце выпустим на волю: Пусть погуляет хоть часок, Как скажешь ты, как я позволю. |
Присев под кедром отдохнуть, Вздохнем смолистый запах шишек, И пусть ровней задышит грудь, Стряхнув усталости излишек. Садится солнце вдалеке, И день, собравшийся в дорогу, Как ягодка на языке, Истаивает понемногу. Пора и нам. Спасибо, лес! Бежит, как ручеек, дорожка. Теперь ты знаешь: здесь чудес Сто тысяч – и еще немножко! |
Всех деревьев ты нарядней В шали нежно золотой, Всех красивей, всех приглядней- На ветру шумишь листвой. Ведь недаром, в самом деле, Предки наши столь мудры, Стали делать колыбели из березовой коры. Есть рассказ, давно известный, Что береза та была Дочкой радуги небесной – И на землю к нам сошла. Потому-то в белой роще Поброжу я – и уже Станет чище, легче, проще И светлее на душе. |
Нет следа заботы черной, Неудачи – все не в счет, Будто в теле животворный Сок березовый течет. Я б тебя укрыл, береза, Белоствольная сестра, От метели, от мороза, От шального топора. Ведь недаром даже грозы, Радуясь красе такой, Редко-редко ствол березы Ранят огненной рукой! |
Может, есть красивей где-нибудь, Но любимей рек на свете нет! Обь-река, ты жизненный мой путь Мне указывала с детских лет. Разжигая дерзкие мечты, В дали заповедные маня, Мудрости меня учила ты, Человеком сделала меня. В солнечные дни, когда тебя Гладит солнца теплая рука, - Как меня ласкала ты, любя, Смуглого мальчишку – рыбака! |
Ты меня учила: «Сильным будь! Будь упорней всех штормов и бед!» Обь-река, ты жизненный мой путь мне указывала с детских лет. И течешь, как море, широка, И нетороплива, и строга, И, как будто два материка, Друг на друга смотрят берега. |
Совсем еще маленьким Роман услышал тяжкий женский плач. Война. Северяне, что могли, делали для фронта, для Победы, и она пришла. В своих детских воспоминаниях о войне, он написал несколько стихов. И сегодня мы услышим одно из них.
Память о войне во мне осталась, И ничем ее не отскрести. Все при мне, что в детстве мне досталось Перевидеть и перенести. Хлебные едва увижу крошки – Вспомню, как в лихие времена Мать, собрав, глотала их с ладошки, Будто целовала их она. |
Я теперь и сам уже не молод, Но и нынче, в мирной тишине, Зимний холод, мимолетный голод Мне напоминают о войне. Много лет прошло, но если ныне Женский плач услышу в стороне, - По какой бы ни был он причине, Он напоминает о войне. |
-Раннее летнее утро. Сквозь крепкий сон мальчик слышит тихий, ласковый голос матери: -«Вставай, Ромка, уже рассвет пришел…» - мама гладит его по голове, целует. Конечно, ей было жаль его, маленького, худенького, как тростиночка, но отец уже ждал своих сыновей на берегу, и надо было быстрей ехать на рыбалку.В семье рыбаков родился и вырос Ругин. Сам рыбачил, чтобы помогать взрослым. И поэтому в дальнейшем в своем литературном творчестве, тема рыбалки, жизни рыбаков, одна из главных.
На Оби опять путина, Эй, рыбак, быстрей за дело! Мчатся лодки на быстрины, Как нацеленные стрелы. Снасти разного обличья И людей разноголосье. Дизеля поют по-птичьи, Широки ладони весел. Плеск и грохот у причала. Людям сон не в сон, как будто Весь покой у них украла Ночь, белесая как утро. Второпях перекусили Даже губ не облизали, На бегу перекурили, Обь кипит перед глазами! |
Вся отложена работа И на пастбищах, и в доме. Тяжко дышат мотоботы,- До чего ж косяк огромен! Может не было на свете Ни одной такой путины! Ух! – и вытащили сети, Разогнуть не могут спины. И катились слезы градом Над удачей, над добычей, Рыбу первую из стада Целовать велел обычай. Под водою мчится, мчится Косяком великим рыба. Шевелится, шевелится Серебра живая глыба. |
Север учил, ничего не тая.
Помню его попечение!
Что же в ответ подарю ему я?
Чем расплачусь за учение?
После института Роман Ругин вернулся в родной край, на Ямал. Начал работать учителем в школе с. Восяхово, затем ее завучем, директором. Но его звала поэзия. Талантливого юношу заметили еще в институте, в Ленинграде. Там он начал впервые печататься в газете. Затем в Салехарде встреча с известными Ямальскими поэтами Петром Хатанзеевым, Леонидом Лапцуем, Иваном Истоминым. Многое от них получил начинающий поэт. По сей день вспоминает своих наставников, бережно хранит их подарки.
Мамины руки, Проворные смуглые руки, Как они быстро Вскрывали муксуну нутро. Как пластовали Нежнейшее мясо хитро, Плавили жир По законам древнейшей науки. Мамины руки Сновали, как два горностая, Чтоб на широком сохале Узоры плелись, - Пела игла Серебристою нитью блистая, Тонкие руки Стелились и прыгали ввысь Как мама моя Наутро со всем управлялась? Сколько я помню – Всегда хлопотуньей была. Множество кисов, Которые с ночи валялись, Мама сушила и мяла, А эти дела вовсе не легкие. |
Легкие руки Потом с топорищем взлетали – Звонкий топор На морозе полено колол. Эти же руки Подледные сети считали И замерзали, Но рыба была за столом. Мамины добрые руки в мозолях С детства привыкли К нелегкой работе мужской, Тонко из кожи Кроили на утренних зорях Впрок украшенье из шуб. Человек городской Так бы не смог. А ее небольшие ладони Время еще находили погладить меня. И становилось уютней от этого в доме- Даже когда я сидел у огня |
Когда Роман стал поэтом, он записал сказки, легенды, мифы, которые слышал в детстве.
Одну из них мы сейчас посмотрим.
Инсценировка сказки «Заяц и медведь»
2 Ведущий:
Мой народ в былые годы
Праздников не знал
Знал обряды в честь природы
Пляской духов заклинал.
И когда валила рыба
В сети к предку моему,
Говорил реке «спасибо»,
Предок мой. Хвала ему!
Так, лесами окруженный,
Он заботился о том,
Чтобы нартой нагруженной
Приходило счастье в дом.
У народа ханты есть много старинных обычаев, обрядов. Об одном из них, медвежьем празднике Роман Прокопьевич написал стихотворение, а композитор Юрий Юнкеров написал музыку.
Маленький народ мой, вечное спасибо,
Что в тебе, родиться мне дано!
Добротой велик ты, щедростью высок,
Помыслы и чувства от людей не прячешь,
Ты ладонь открытой,
подаешь при встрече…
Звучит стихотворение «Язык ханты»
Отчий язык мой, зовущий К правде и свету язык! В малом народе живущий, Разве он впрямь невелик? Кладези немеркнущих знаний: В нем сохранились, точны, Сотни для снега названий, Сотни – для резвой волны. Сотня имен и для ветра В нем на сегодня жива… Нет, не впустую так щедро Он расточает слова! |
Наша за ними природа, В них никогда не умрут Нашего – ханты – народа Опыт, и разум, и труд. Мощен, как прежде, и волен Северный древний язык, Кто говорит, что он болен, Высох, зачахнул и сник? Отчий язык мой, зовущий К счастью и свету язык! В братстве народов живущий, Разве ты впрямь невелик? |
Передовой олень, ты самый умный в стаде. Всю тундру изучил я по твоим следам. Сегодня снова я, мечтая о награде, Упряжку молодых во власть твою отдам. Ты не бесись пока, побереги силенки, Все страсти впереди, еще не кончен спор. Вот скоро прозвучит сигнал начала гонки, Тогда и рви вперед, лети во весь опор. |
Тогда и покажи, на что способна ярость. Не жди, пока тебя коснётся мой хорей. Пусть бьется над тобой, как белокрылый парус, Густой свистящий пар из пламенных ноздрей. Передовой олень, ты чести не уронишь. Уж мне ль тебя не знать, напарник мой родной! Соперников своих опять легко обгонишь, Легко опередишь, как прошлою весной. |
Сейчас Роман Прокопьевич живет в Салехарде. Он также полон сил, пишет свои литературные произведения и работает главным редактором журнала «Ямальский меридиан» с 1992 года, со дня его основания. Этот журнал все вы знаете и любите.
Книги Романа Прокопьевича переведены на многие языки мира: английский, итальянский, французский, финский, польский и другие. Поэтому можно с уверенностью сказать, что обычный хантыйский мальчик, стал всемирно признанным поэтом.
В дни празднования своего юбилея он получает поздравления со всех концов нашей большой России, а также из многих других стран мира. В преддверии юбилея Романа Ругина, журнал «Ямальский меридиан» опубликовал анкету, посвященную его творчеству, в которой приняли и ребята из нашей школы, это девочки 9 класса, также там напечатано наше поздравление Роману Прокопьевичу. И в №1 за этот, 2009 год напечатана статья, где редакция журнала благодарит всех участников этой анкеты. По этим результатам девочки будут награждены памятными дипломами.
Сегодня прозвучали только некоторые его стихотворения, исполнены не все песни на его стихи, не прочитаны рассказы и повести, и поэтому у вас еще есть большая возможность познакомиться с творчеством Романа Ругина, прочитав его книги.
Подготовила и провела
А.К. Долгушина – библиотекарь
Урок мужества для учащихся 5-6 классов
«От того, как относится человек в годы детства
к героическому подвигу своих отцов и дедов,
зависит его нравственный облик, отношение
к общественным интересам, к труду на благо
Родины»
В.А.Сухомлинский
Задачи:
Я думаю о тех, кого нет с нами.
Они за всех – и за тебя, и за меня-
Когда-то жизни отдавали.
Здесь тихо. Только ветерок
Играет пламенем огня.
Стою и чувствую, как боль
Сжимает сердце у меня.
Огонь священный, пред тобой
Мы низко голову склоняем,
И то, что здесь сраженья шли,
Мы никогда не забываем.
Войну я видела в кино.
Еще о ней читала в книжках,
Но, не сдержавшись, все равно,
Я плакала о тех мальчишках.
На сцене ребята 1940-х годов:
Нет в истории народов более печальной страницы, чем та, которую вписала в нее война с немецкими оккупантами. В пожарах гибли мирные жители, уничтожались культурные ценности, которые веками создавались россиянами. Немцы постепенно вытеснили всех жителей в подвалы, развалины и землянки. С наступлением холодов деревянные дома растаскивались фашистами для отопления своих казарм. Каменные дома подрывали. Школы были закрыты. Запретили исполнение музыки русских композиторов, русских песен и танцев. Немцы занимались грабежами, издевались над мирными жителями. На столовых, магазинах появились надписи «Вход русским воспрещен». Позже 17 часов нельзя было выходить на улицу, навещать соседей. За любое противодействие немцам человека ожидала смертная казнь.
У немецких солдат была «памятка», в которой фашистское командование напоминало: «Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик». Выстрелы звучали повсюду. 15-летнего Ваню Куликова расстреляли за появление у ворот больницы после комендантского часа, после 17 часов. Евдокию и Анну Данилиных – за то, что не отдали корову озверевшим немцам.
Измученных и голодных людей посылали на самые тяжелые работы. Вместо лошадей заставляли впрягаться в сани и возить воду из реки, даже когда было 30—35 градусов мороза, а у большинства людей не было теплой одежды и обуви.
По замыслу фашистов эта война должна была не только сокрушить нашу Армию, но и своей чудовищной беспощадностью морально подавить весь наш народ, внушить людям ужас, парализовать всякую мысль о сопротивлении.
Замысел Гитлера и его генералов потерпел крах. Не только мужчины, но и женщины, старики, дети в ответ на кровавый террор захватчиков вступили в борьбу с ними, взяв в руки оружие. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Был – и больше нет.
А сейчас посмотрите, как жили дети в блокадном Ленинграде. Ленинград был окружен немцами, в городе закончились продукты, было нечего есть.
Шли навстречу из города сотни детей…
Сотни детей! Замерзали в пути…
Одинокие дети на взорванном льду –
Эту теплую смерть распознать
Не могли они сами.
Фотографии детей-героев с экрана
Дети похожи на маленьких старичков: замкнутые неподвижные. Они могли сутками молчать, часами сидеть у печки. Они не хотели гулять, не хотели двигаться. Вот до такого состояния детей доводил голод.
Война вручила людям похоронки. Скрипела ось обугленной земли. Худющие мальчишки и девчонки, Мы помогали взрослым как могли. Мы ведрами домой таскали воду И на зиму кололи кучу дров. Работали – не через пень колоду, А вкалывали так, что будь здоров. В ту пору было нам годков немного, Нам, допризывным гражданам страны. И матери на нас глядели строго, Латая наши драные штаны. |
Как беженцев обоз, тянулось время, Шум эшелонов замирал вдали, А нам хотелось, чтобы поскорее Отцы домой Победу принесли. Голодные, мечтали мы, бывало, Забившись в пыльный угол чердака, Что наедимся хлеба до отвала И что напьемся вдоволь молока. М.Пляцковский
|
Шла война. Над поселком, где жил Саша, надрывно гудели вражеские бомбардировщики. Родную землю топтал вражеский сапог. Не мог с этим мириться Саша Бородулин, пионер с горячим сердцем. Он решил бороться с фашистами. Раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету. За выполнение опасных заданий, за проявленное мужество, находчивость и смелость Саша Бородулин зимой 1941 года был награжден орденом Красного Знамени. Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя. Саша Бородулин погиб, но память о нем жива. Память о героях вечна!
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею... Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
За операцию по разведке и взрыву ж/д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
1 чтец: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные, Вечную славу поет вам народ! Смерть сокрушившие, доблестно павшие, Память о вас никогда не умрет!
|
2 чтец: Вечная слава и вечная память Павшим в жестоком бою! Бились отважно и стойко с врагами Вы за Отчизну свою!
|
Слава! Слава! Слава!
- познакомить детей с этим праздником;
- воспитывать патриотизм и гордость за нашу Родину;
- формирование стремления к здоровому образу жизни.
Под гимн д/о «Радуга» в зал входят все отряды в сопровождении своих воспитателей.
Руководитель Д/О:
- Школа внимание!
Общешкольный сбор д/о «Радуга», посвящённый «Дню народного единства» считать открытым.
Школа смирно!
Право внести флаг д/о «Радуга» предоставляется заместителю главы самоуправления школы __________
Школа к поднятию флага Российской Федерации стоять смирно! Равнение на флаг!
Право поднять флаг РФ предоставляется главе детского самоуправления школы
__________________________________________________________________
Школа вольно!
И по традиции, давайте исполним нашу песню.
Песню д/о «Радуга» запевай!
«Доброе утро, здравствуйте».
1 куплет Заглянуло солнышко К нам с тобой в окошко Прыгнул Зайчик солнечный Нам с тобой в ладошки
Доброе утро, здравствуйте! Добрый день, добрый вечер Нам с тобой совсем не лень Говорить при каждой встрече.
|
2 куплет Пусть погода хмуриться Не испортит радости Дождь пройдёт по улице Но подарит Радугу.
Доброе утро, здравствуйте! Добрый день, добрый вечер Нам с тобой совсем не лень Говорить при каждой встрече.
|
(перекличка команд)
Молодцы! Спасибо!
Ребята, давайте все вместе, скажем девиз д/о «Радуга».
Не жалейте ни сил ни труда
И не ждите тревожного зова
Помогайте друг другу всегда
Помогайте и делом и словом.
Ведущий 2. Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулась!
|
Ведущий 1. Уж и есть за что, Русь могучая Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!
|
Всем! Всем! Всем!
На радость всего мира
первая команда «Муромцы», вторая команда «Поповичи». Прошу команды построиться.
Музыкальная пауза прозвучит песня «Мой моряк».
Из каких цветов состоит флаг РФ и что символизирует каждый цвет? (белый, синий, красный).
Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
Имя воина пронзающего дракона, изображённого на гербе России? (Георгий Победоносец)
На посту и в дождь и в град в бой за нас пойдёт …….. (солдат).
Для солдат своих пример храбрый смелый ……(офицер).
Итак все этапы пройдены, пока жюри подводит итоги посмотрите танцевальную «Тиктоник».
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!
Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго.
Заключительная песня «Вместе весело шагать».
Разработала:
А.В.Слонова - социальный педагог
Итоговое мероприятие специалистов службы сопровождения
Цель: устранение негативных факторов способствующих формированию у учащихся позитивных ценностных ориентаций в процессе профилактической работе.
Задачи:
Звучит музыка. Показ презентации «Искусство быть счастливым» (В это время учащиеся рассаживаются по своим местам. В зале нет зрителей. Для каждого класса приготовлены по 2-3 парты и расставлены стулья вокруг. С каждым классом рядом, классный руководитель, воспитатель.)
Вот и закончилась неделя под девизом «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Сегодня мы отметим всех активных участников недели. Вручим сладкие призы, как группам, так и отдельным учащимся. Но вначале немного поиграем.
А скажите: Что сегодня в нашем зале не так? (в зале нет зрителей, а только участники)
Правильно сегодня мы все будем участниками игры. И постараемся отлично провести время.
Внимание, внимание! Друзья!
Старт конкурсам объявляю я,
На вопросы смело отвечайте,
В игры разные играйте.
На скамейках не зевайте.
Фишки своей команде добывайте.
Психолог: Сейчас ребята мы поиграем в игру. Эта игра на внимание «Кони на поле ипподрома» (эмоциональный разогрев учащихся).
Ребята, покажите ладошки – молодцы!
А теперь опустите их на колени – так скачут кони на поле ипподрома.
Хлопаем ладошками по коленям.
Кони мчатся по мостовой. Трем ладошки – по песочку, по болоту.
По болоту, по болоту. Хлопаем в ладоши с интервалом (хлапок, колени).
Кони мчатся мимо трибун девочек. Девочки – УРА!
Кони мчатся мимо трибун мальчиков. Мальчики – УРА!
(повторяется несколько раз)
Соцпедагог:
Молодцы ребята! Самый активный класс получает фишку.
Хорошо скакали. Молодцы!
Сейчас вам раздадут листки с ребусами, и вы постараетесь быстро и правильно выполнить задания. (Звучит музыка, ребята выполняю задания. Класс, выполнивший быстрее всех задание и правильный ответ получает фишку.)
Внимание! Послушайте итоги за интеллектуальную игру «Всезнайка»
Внимание! Послушайте итоги за игру «Следопыт»
В игре «Следопыт» под номером 9 был вопрос: Сколько ребят могут разместиться на лавочке в темном коридоре?
Так вот дерзайте. Перед вами 5 скамеек. Начнем 2 – 5 класс на старт. Вам дается 1 минута, чтоб уместиться на скамейке. Молодцы!
Теперь 6 – 9 класс.
Конечно все молодцы и самый активный, оригинальный класс получает фишку.
Игра «Маленький участок суши, дружбе не помеха»
(команде из 6 человек (от классов), надо поместиться на маленьком островке, который заливает водой) «остров» становиться меньше и меньше. Газету постепенно складываем, количество участников не уменьшаем. Учащимся дается возможность решить проблему, как всем поместится на небольшом «острове».
Соцпедагог: Все молодцы и самый активный, оригинальный класс получает фишку.
Внимание! Послушайте итоги за спортивное соревнование «Волшебная скакалка»
Еще хочется отметить педагогов
Дипломы за первые места в спортивном турнире «Волшебная скакалка»
вручаются:__________________________________________________
Давайте все вместе крикнем МОЛОДЦЫ!
На заумную затею,
Приглашаем грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди да попотей!
Волшебное слово перед тобой
Найди в нем много новых слов
Самые хорошие, самые простые.
У кого какие?
Логопед:
Ребята составьте из слова, которое лежит перед вами как можно больше слов из тех букв, из которых состоит слово. Кто быстрее соберет слово, тому классу дается фишка.
Участники игры повторяют слова и движения, которые говорит и показывает ведущий.
Пожми руку соседа слева, пожми руку соседа справа.
Обними соседа справа, обними соседа слева.
Пощекочи соседа с лева, пощекочи соседа справа.
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
- формировать тенденции установки к здоровому образу жизни у учащихся.
Заранее выбрать членов жури, от класса 1 ребенок (8-го и 7-го кл.), и один из педагогов.
Написать пословицы об алкоголе, табаке.
Подготовить ромашку с 10 лепестками на обратной стороне надписи (см. в тексте)
Приготовить сладкие призы за 1-е и 2-е место.
Вводная часть:
Здравствуйте ребята, жури, гости.
С давних времен человек пытается продлить свою жизнь. Каждому хочется пожить подольше, и не болеть. Много врачей, пытаются найти лекарство, которое бы продлевало жизнь человеку. На это уходит большое количество времени, денег. Разработано много препаратов от разных болезней, это вы конечно знаете. Если, что у вас заболело вы сразу идете в медицинский кабинет к врачам и просите таблетку. Ведь это так?
Но иногда человек не хочет быть здоровым, и не следит за своим здоровьем и думает, что он никогда не заболеет. А это напрасно.
Сейчас внимательно посмотрите на экран, там зашифрованная тема нашей викторины:
льогдчеловеклйыфиюжэхъёгьегоъосчябьтвздоровьеюджуцв
Подумайте и найдите полные слова, которые спрятаны среди букв и прочитайте их в слух.
(дети отгадывают слова и называют тему викторины, «Человек и его здоровье»)
Молодцы! Правильно тема сегодняшней викторины это «Человек и его здоровье». ………
Именно здоровье человека сегодня главное. Если мы не будем здоровыми, значит, мы не сможем жить полноценной жизнью, учится, работать, воспитывать детей.
Сейчас много детей, подростков – курят, употребляют алкогольные напитки и не задумываются, что с самой первой выкуриной сигареты или выпитого пива организм начинает страдать. Постепенно организм слабеет, он перестает правильно работать, бороться с вирусами, различными инфекциями. И начинает привыкать и требовать все большие дозы никотина, алкоголя. Наступает зависимость.
Ответы детей ______________________________________
Правильно,
Именно поэтому все-таки мы должны с вами задуматься, нужно ли детям курить и употреблять алкоголь.
Ведь можно и без этого прожить и оставаться всегда здоровым.
А сейчас я вам объясню, чем мы с вами будем заниматься.
У нас присутствуют две команды из 7-го 8-го классов, вот они заняли свои места.
Послушайте условия викторины.
Члены жури: по одному ученику от класса (2 ч.)
Условие викторины:
участвуют две команды, команда 7-го класса и команда 8-го класса.
команды внимательно выслушивают задания, советуются между собой и только после этого отвечают на вопросы.
участники викторины должны быть внимательны друг к другу, не выкрикивать.
оцениваться правильный ответ будет в 5 баллов
на обсуждение вопроса дается 1 минута, если ответы сразу готовы не выкрикивайте, поднимите руку, покажите готовность команды к ответу.
вопросы поделены на две темы:
- «Брось сигарету»
- «Алкоголь – яд!»
Ну, что ребята начнем, всем все понятно
Вопросы викторины:
Составитель: А. В. Слонова социальный педагог первой квалификационной категории, методист
01 10 2014
9 стр.
В данный сборник вошли материалы выступлений учителей средней школы №1 по вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка, а также методические разрабо
16 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
На основании приказа отдела образования №636 от 2 октября 2008 года в районе с октября по декабрь 2008 года проводился районный конкурс внеклассных мероприятий, посвященных Году се
14 12 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.
Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение
24 09 2014
1 стр.