Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

ВЕД: Микуль Шульгин входил в литературу незаметно. Первые стихи начал писать еще в школе.

Звучит Стихотворение «Северный олень»

Вот он – северный олень,

Белый, словно снег.

Пусть сугробы до колен-

Легок его бег.
Я сожму в руках хорей,

Только кину взгляд,

Только лихо крикну: «Эй!»-

Все скорее и скорей

Нарты полетят.


Среди снежной кутерьмы

В тундре голубой,

Сквозь дыхание зимы-

Солнечной стрелой!


Друг мой – северный олень,

Белый словно снег,

Он в сугробах до колен

Не убавит бег.




Его стихи печатались в газетах «Ленинский путь (ныне «Северная панорама»), «Красный Север», «Ленин пан юш Хуват» , в крупных журналах «Огонек», «Смена», «Север», «Дружба народов» и других. В марте 1961 года на первой конференции писателей Севера были отмечены его первые произведения. В 1962 году в городе Салехарде прошло совещание молодых писателей народностей Обского Севера, по итогам которого был издан сборник «Северные россыпи». В том же году Тюменское книжное издательство выпустило книгу стихов на ханты языке «Мава Ас». В 1986 году литературное объединение «Красный Север» выпускает сборник произведений местных авторов: М.Шульгина, И.Истомина, Р.Ругина и других. В этот сборник вошло стихотворение «Зимний лес».

Звучит стихотворение «Зимний лес»



В серебре-огне

Мой кедровый лес,

Головой достал

До седых небес.


Он в снегу по грудь,

Словно заяц, бел.

И ему под стать

Лунный свет, как мел.


Он не просто лес –

Он вселенский мост:

Корни тут, в земле,

Кроны там, средь звезд.


Чутко замер лес,

Словно чуда ждет.

По стволам его

Долгий гуд идет.
Чу! Олений бег,

Громкий говор вдруг.

-Эй, садись, подвезу!

- Эй, не мешкай, друг!




ВЕД: После учебы в Санкт Петербурге, Микуль служит в рядах Советской Армии и продолжает писать. В своих стихах М.Шульгин своеобразно, лирично повествует о ратном труде, учебе, буднях, о высоком патриотизме и воинском долге солдата. Его отец – Иван Филиппович Шульгин, гвардии рядовой стрелкового полка, с оружием в руках отбивал яростные атаки гитлеровских захватчиков, защищал Ленинград. Его ратному подвигу , своим родителям Микуль посвятил поэму «Макар Осьманов» и много стихов. Вот одно из них.

Звучит стихотворение «ОТЕЦ»



Я так горжусь своим отцом-

Охотником и рыболовом.

Он у Невы в сорок втором

Стоял в равнении суровом…


Осталась за спиной тайга,

Но, как в тайге

Под свист метели,

Отец мой лютого врага

Держал на снайперском прицеле!


Он бил врагов не в бровь, а в глаз,

Как серых белок на охоте,-

Недаром помнят и сейчас

Отца товарищи по роте…


Я не забыл, как в старый чум

Вернулся он из Ленинграда:

Лицо – серьезное от дум,

И на груди блестят награды.




Он снял шинель и сапоги

И мне сказал: -сынок, мы снова-

Охотники и рыбаки,

И грех теперь желать иного.



ВЕД: Мама, мама… Сколько незабываемых минут подарила она своим детям, сколько песен спела им. Затаив дыхание они слушали ее бесконечную удивительную сказку. Простая хантыйская женщина, великая труженица и певунья, она безмерно любила своих детей. Ведь в семье было еще двое детей, брат Василий и сестра Вера.

А вот как красиво и лирично он воспевает свою мать.

Звучит стихотворение «МАМА»

В маме души не чаю,

Нежности не таю.

В радости и в печали

Песню о маме пою.


Ни устали и ни скуки

Не признает она,

Словно стрижи ее руки

Мелькают с темна до темна.


Снежными, злыми ночами,

Лютый мороз не кляня,

Эти руки качали,

Выхаживали меня.



А ветер ревел медведем,

Трещал примороженный чум.

Ты все отдавала детям…

Тебе поклониться хочу!


Если бы не было мамы,

Не было бы жизни.

Вечно жить ты будешь

В облике детей своих.




ВЕД: После службы в Армии он работает в Ханты-Мансийском геофизическом тресте, много ездит по родному краю. Затем научным сотрудником в Ханты-Мансийском краеведческом музее и также пишет свои стихи.

Звучит Стихотворение «Вертолет».



Вместе с отцом и дедом

Смотрим во все глаза:

Висит вертолет над кедром,

Словно бы стрекоза.


Вот повисел иходко

Пошел бочком в облака,

Точно крылатая лодка

От свежего ветерка.




Не говорим как о чуде.

Почту привез, и – привет!

…такое придумали люди,

Чего и в сказаниях нет!


Вместе с отцом и дедом

Смотрим во все глаза:

Висит вертолет над кедром,

Словно бы стрекоза.




Последние годы своей жизни, он жил в своем родном крае, где он родился и вырос, здесь, в нашем поселке Горки, работал в совхозе «Горковский».

Звучит Стихотворение «Родное»



Здравствуй, край ты мой родимый,

Алый флаг на небосводе!

Пусть, разламывая льдины,

Песни хлынут половодьем.


Оживут в них наши предки,

Что умели ладить луки,

Да стрелу пускали метко

Их удачливые руки.


И в тайге, среди заносов,

Я храню лесной обычай.

Мои лыжи остроносы

И легки совсем по-птичьи.



Я выслеживаю зверя,

Будь то белка или соболь,

Неподвластный суеверьям,

Я не жду судьбы особой.


Здравствуй, мой народ свободный,

Край, где в чаще небосвода

По-над Обью полноводной –

Песни моего народа!




ВЕД: Некоторые стихи М. Шульгина положены на народную музыку. К нам пришли гости, и сейчас они исполнят песни на его на родном языке.

ВЕД: Микуль Шульгин - поэт. Источник его вдохновения – преобразование родного сурового северного края, родная природа. Он показывает красоту человеческих отношений, радуется переменам в обской тундре и тайге, где родился, вырос и живет. Он также воспевает в своих стихах красоту родной , природы, реки, ратный труд рыбаков и охотников. Красоту северной труженицы-женщины.

Звучит Стихотворение «Рыбачка»



Ох, ты, девушка – рыбачка,

Ох, гордячка-сибирячка!

Не дают покоя мне

Косы твои длинные.

Часто вижу я во сне

Брови соболиные.





Руки, словно крылья птицы,

Ловкие и быстрые.

Ты работать мастерица-

Пред тобой не устоять.

Запоешь и заворожишь,

Просто залюбуешься.

Ты высокая и статная,

В дом ты счастье принести стремишься.

Ты любить заставить можешь,

А сама не влюбишься.



Сейчас произведения Микуля Шульгина изучают в школе на уроках родного языка. Его сказка «Жадная мышка» любима многими детьми. Её дети любят инсценировать.

Инсценировка сказки «Жадная мышка»

Просторам родной реки Оби, он посвятил много своих стихов. Вот одно из них.

Звучит Стихотворение «Медовая Обь»



Я стою над высокою кручей,

Я любуюсь моею страной,

Слышу всплеск Оби могучей,

Слышу каждый шорох лесной.


Где найдешь аромат чудесней,

Чем дымок костров из тайги?

Теплоходы гудком, как песней,

Нарушают покой реки.


Самолет серебристой пикой

Чертит белым синь высоты,

И подарком для тундры дикой

По реке сплывают плоты.


Прилетев, не узнают птицы

Полудиких приобских вод,

Здесь мечта моя воплотится

В светлый город, в порт и завод.




Над рекой кружит перед нами

Парусов и чаек метель:

Там в рубашках алых, как знамя,

На путину вышла артель.


С высоты отрога лесного

Мне видны Урала хребты,

Пусть же льются мне в песни снова

Сила, Мужество и Мечты!


Солнце бьет сквозь лесные кроны,

Вся тайга отгоняет сны,

И кричит на заре ворона –

Вековечный вестник весны.




Микуль Шульгин был истинным поэтом от природы, от народа.

Звучит Стихотворение «Рыбаки»



Веселее на веслах! Лето…

Порыбачим сегодня всласть!

Голубая, в прическу леса,

Словно лента, река вплелась…


Осетры, покидая море,

Входят в реку, как в дом родной,-

Над водою пылают зори,

Косяки плывут под водой.



Раздувается рыбье брюхо

От тяжелой и жирной икры.

Нерест! Плещут хвостами глухо

Богатырские осетры…


Обь вскипает на перекатах,

Сеть добычей моей полна!

Под кровавым крылом заката

Блещет, как чешуя, волна.




ВЕД: Он один из первых поэтов, который начал переводить на хантыйский язык сказки А.С.Пушкина. А для этого надо было иметь смелость и веру в свои силы. У него это замечательно получилось. Дети ханты начали читать Пушкина на родном языке. Все удивлялись и радовались. Пушкин и Шульгин!

Мой Пушкин, ты задел во мне струну

И мысли пробудил во мне, и чувства,

И мне твоей поэзии искусство

Сложить поможет песню не одну.

ВЕД: Как же радостно за Пушкина, что его сказка звучит теперь по – хантыйски. Как же радостно за Микуля, что именно он подарил мальчишкам и девчонкам своего хантыйского народа эту сказку.

Звучит Отрывок из сказки Пушкина на хантыйском языке.

Он писал на родном языке, который знал и любил. Благодаря своему дарованию, он стало первым профессиональным поэтом среди литераторов народа ханты, был первым принят в Союз писателей. По тем временам это значило много, это уже всеобщее литературное признание.

Звучит Стихотворение «Ночь»



Небо голубое,

Ночь светлым – светла.

Помолчим с тобою,

Тихая ветла.

Птицы попритихли

Но зато звончей –

Это не про них ли

Все журчит ручей?



В тонях дремлют сети.

Лодки – кверху дном…

Только на рассвете

Мы с тобой уснем.




ВЕД: Последние годы своей жизни Микуль Шульгин прожил здесь, в Горках. У него остались многочисленные родственники, которых он любил и почитал. В городе Ханты-Мансийске проживают его жена, дети, внуки, которые в этом году приезжали сюда, в Горки и Мужи и подготовили к изданию книгу «Медовая Обь» . В память о Микуле местный поэт Виктор Коротенько написал такое стихотворение :

Памяти Микуля Шульгина.

Не так давно поэта схоронили,

Простого мужичонку-чудака.

Над ним, бывало, весело шутили:

«У нас не плут, похож на дурака»

Душа-рубаха, тонкая из ситца,

Ушла туда, засыпана песком.

Его стихи годами будут биться

За справедливость старым батогом.

Кусок любви его, совсем не малый,

Прекрасным слогом выпадет тебе.

И этот мужичонка захудалый

Ещё не раз напомнит о себе.

Микуль Шульгин был талантливым поэтом. Его поэтические образы светлы, самобытны. Сегодня прозвучали только некоторые его стихотворения, исполнены не все песни на его стихи, и поэтому, у вас еще есть большая возможность познакомиться с творчеством Микуля Шульгина, прочитав его книги. Сейчас поэта нет с нами, но мы надеемся, что его стихотворные строки еще долго будут проникать в душу читателя. После земной жизни истинный поэт начинает жить в памяти народной. Поэзия Микуля Шульгина – лучшая

память о нем.



Составила и провела

А.К. Долгушина– библиотекарь





КВН-Путешествие по сказам П.П. Бажова

Цель: Расширить знания детей о творчестве писателя, научить их любить книгу для становления духовно богатой личностью.



Задачи:

1.Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных особенностей.

2.Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

3.Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Подготовительная работа

Разработка сценария мероприятия

Организация и оформление книжной выставки «Колдун уральский бородатый»

Создание презентации по творчеству писателя

Организованное чтение произведений Бажова

Изготовление творческих поделок и иллюстраций к сказам Бажова

Разучивание стихотворений и народных танцев

Изготовление сценических костюмов

Ход праздника:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена русскому сказочнику Уральской земли Павлу Петровичу Бажову.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, люди добрые!

Ящерка: Здравствуйте, ребята!

Я детство помню по Уральским сказам,

И время это в памяти свежо.

Не видела я автора ни разу,

Но знала, автор – дедушка Бажов.

И в сердце, в самых дальних закоулках,

Как память детства будет жить поэт

Богатством «Малахитовой шкатулки»,

Где каждый сказ – уральский самоцвет.

Звучит стихотворение

Мудрый сказ. Д.Бедный

Колдун уральский бородатый,

Бажов дарит нам новый сказ.

«Живинка в деле» - сказ богатый

И поучительный для нас.

В нем слово каждое лучится,

Его направленность мудра,

Найдут, чему здесь поучиться,

Любого дела мастера.

Важны в работе ум и чувство,

В труде двойное естество


«Живинкой в деле» мастерство

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела,

Не оторвать тогда от дела

Ни мастеров, ни мастериц.

Их вдохновение безмерно,

Глаза их пламенем горят.

Они работают? Неверно,

Они творят.


Звучит Рассказ - презентация о жизни и творчестве П.П Бажова

Звучит стихотворение

У. Хоринская. Домик писателя



Недалеко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.


Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…


След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи.


Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.



А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть еще такой обычай

У ребят у свердловчан:


Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Попросить в саду Бажова

Маленькое деревцо.


И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и веселым

Это дерево росло.


И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастет.



Хозяйка Медной горы: Я – владычица горных недр, драгоценных каменных залежей, Хозяйка Медной горы. Окружают меня слуги верные и помощницы змейки да ящерки.

Ящерка:

Будем мы гостей встречать

И во владения к Медной горы Хозяйке провожать.

Вот мы сейчас с вами и пойдем к ней в подземное царство.



Хозяйка Медной горы:

Ой, вы камни мои, самоцветики,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле спородилися

И в шкатулке приютилися.



Библиотекарь: Пора начать наш необычный КВН и проверить, хорошо ли вы, ребята, знаете сказы Павла Петровича Бажова.

Хозяйка Медной горы: За ответы на вопросы мудреные вы, ребята, будете получать из моей шкатулки камни-самоцветы.

Библиотекарь: Давайте договоримся о правилах:

На обсуждение вопроса дается время не более 1 минуты

Представитель команды отвечает на вопрос

Если команда затрудняется или дает неправильный ответ, то право ответить предоставляется другой команде



В игре есть и свои законы:

«Закон 00» - закон точности

«Закон поднятой руки» – этот закон все знают –

через 10 секунд замолкают

«Закон времени» - время не трать напрасно,

говори коротко и ясно.

«Закон всеобщего уважения» - хочешь, чтобы услышали тебя,

умей услышать другого.

На нашей игре присутствуют гости, которым предоставляется право выбрать лучшего игрока и назвать самую дружную , лучшую команду.

Представление жюри.

А теперь познакомимся с командами.



Представление команд. Команды «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка.

Библиотекарь: Итак, в путь! Какая команда первой начнет наш КВН, мы сейчас определим. Та команда, которая первой отгадает загадку:

В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь.

Что это за горы? (Уральские горы)

Разминка

Командам предлагается соединить карточки так, чтобы получились названия сказов.



Часть 1

Малахитовая

Каменный

Горный


Хрупкая

Две


Таюткино

Голубая


Синюшкин

Серебряное

Золотой


Часть 2

Цветок


Веточка

Ящерки


Копытце

Шкатулка


Зеркальце

Змейка


Волос

Мастер


Колодец


Команда-победительница первой получает задание.
«Вопросы командам: (по очереди)

Как звали мастера, вызнавшего тайну цветка и смастерившего каменный цветок невиданной красы (Данило)

Какой работой занимался Данило до того, как попал к Прокопьевичу? ( Был прислугой, потом пастухом)

Какая птица захохотала, «девчонки не стало»? (Филин)

Что можно найти в том месте, где плясала Огневушка? (Золото)

Что наказала передать приказчику Хозяйка Медной горы? ( Чтобы убирался с Красногорского рудника)

Как дразнили Федюньку и деда Ефима после встречи с Огневушкой? (Ефим Золотая Редька, а Федюньку – Тюнькой Поскакушкой)

Как называют в народе Хозяйку Медной горы? (Малахитница)

Как звали парня, который на богатство не позарился, за что в награду получил малахитовую шкатулку? (Степан)

Что было в руке умершего Степана? (Медный изумруд – слезы Хозяйки)

Из скольких веточек рожки у козла? (из пяти)

Как звали старика, девочку-сиротку и кошку? (Кокованя, Даренка и Муренка)

«Такую звонкую… не взять. Вместо балалайки она у нас в избе будет». О ком это? (О кошке)

Угадай, кто это?

«Сиротка круглый был этот парнишко. Годов тогда двенадцать, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки». (Данилка Недокормыш из сказа «Каменный цветок»)

«У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно». (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа «Серебряное копытце»).



Исполняется танец-сценка «Огневушка поскакушка»
Викторина командам: «Чудесная шкатулка»

Кому принадлежат эти вещи:

Малахитовые серьги (Танюшке, «Малахитовая шкатулка»)

Голубой платок (Поскакушке, «Огневушка-поскакушка»)

Зеркальце (Таютке, «Таюткино зеркальце»)

Шапка с зелеными камешками (Коковане, «Серебряное копытце»)

Команды по очереди отвечают.

Загадки для зрителей: Отгадайте загадки, отгадки найдете в сказах Бажова:

Лежит веревка,

Шипит , плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно? (змея)

Маленькая, легонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (лиственница)

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка)

Кто на своей голове лес носит? (олень)

Сам он худ, голова с пуд,

Как ударит – крепко станет. (молоток)



Зрителям: «Кто поет?»

«У меня тепло!

У меня светло!

Красно личико! («Огневушка-поскакушка»)

«Пр-р-р-равильно пр-р-р—идумала, Пр-р-р-аввильно! Пр-р-равильно говоришь, Пр-р-р-авильно!» (Кошка Муренка, «Серебряное копытце»)

«Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колесиком покрутись!» (Лейко, «Голубая змейка»)
Жюри подводит итоги.

(В это время исполняется русский народный танец)

Звучит стихотворение

В.Радкевич. Земля Бажова



То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнем гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнем,

Отшлифованы самоцветы


Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Награждение победителей.




<предыдущая страница | следующая страница>


Сборник включены методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, литературных вечеров педагогов школы

Составитель: А. В. Слонова социальный педагог первой квалификационной категории, методист

1634.83kb.

01 10 2014
9 стр.


Шет тілдеріне оқытудағы ақпараттық технологияны пайдалану

В данный сборник вошли материалы выступлений учителей средней школы №1 по вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка, а также методические разрабо

304.98kb.

16 12 2014
1 стр.


График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий мо учителей гуманитарного цикла
33.02kb.

10 09 2014
1 стр.


Методические разработки уроков по художественной прозе М. Ю. Лермонтова в IX классах
117.72kb.

15 12 2014
1 стр.


Конкурса внеклассных мероприятий

На основании приказа отдела образования №636 от 2 октября 2008 года в районе с октября по декабрь 2008 года проводился районный конкурс внеклассных мероприятий, посвященных Году се

48.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

115.29kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

43.64kb.

24 09 2014
1 стр.


Конкурс «Учитель Учителю»

Методические разработки уроков математики в 6 классе по учебно – методическому комплекту под редакцией Г. В. Дорофеева «Математика 6», 2006, М: Просвещение

126.97kb.

24 09 2014
1 стр.