Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

АО « МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА »


КАФЕДРА: психиатрии и наркологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для практических занятий

ТЕМА: Организация наркологической помощи. Особенности исследования и методы диагностики наркологических заболеваний. Виды экспертиз.


ДИСЦИПЛИНА: наркология
КУРС: 5
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: общая медицина

Составила: асс. Джантлиева А.М.


Астана – 2011


    1. Тема: Организация наркологической помощи. Особенности исследования и методы диагностики наркологических заболеваний. Виды экспертиз.




    1. Цель: Раскрыть вопросы организации наркологической помощи в РК, её правовые основы. Объяснить показания и виды госпитализации в наркологический стационар. Обучить методам диагностики наркологических заболеваний, основным из которых является клинический метод. Дать понятие о видах экспертиз при наркологических заболеваниях, о медицинском освидетельствовании как методе установления факта алкогольного и наркотического опьянения и медицинском обследовании, имеющим своей целью установление диагноза. Объяснить правила установления диагноза наркологического заболевания.

    1. Задачи обучения:

3.1. Дать понятие о клиническом методе, как основном методе исследования в наркологии и других методах исследования для установления факта алкогольного и наркотического опьянения и наркологического заболевания.


3.2. Разъяснить организационную структуру наркологической помощи и принципы её оказания, правовые основы оказания наркологической помощи (Кодекс РК «О системе здравоохранения и здоровье народа»)

3.3. Дать понятие о видах экспертиз, медицинском освидетельствовании как методе установления факта алкогольного и наркотического опьянения.

3.4. Разъяснить качественные и количественные методы выявления алкоголя и наркотических средств в организме (проба Рапопорта, Мухова-Шинкаренко, метод газожидкостной хромометрии, экспресс-тест на наличие наркотиков, иммуноферментный метод на наличие наркотиков).


    1. Основные вопросы темы:

4.1. Методы исследования в наркологии

4.2. Клинический метод как основной метод выявления наркологического заболевания

4.3. Экспертиза алкогольного и наркотического опьянения. Понятие о медицинском освидетельствовании.

4.4. Качественные и количественные методы выявления алкоголя и наркотических средств в организме (проба Рапопорта, Мухова-Шинкаренко, метод газожидкостной хромометрии, экспресс-тест на наличие наркотиков, иммуноферментный метод на наличие наркотиков).

4.5. Организационная структура наркологической помощи, правовые основы её оказания.

4.6. Виды госпитализации в наркологический стационар, показания. Этапы оформления принудительного лечения.

4.7. Трудовая, военная, судебно-психиатрическая экспертиза при наркологических заболеваниях.


    1. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия включают в себя устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач; обсуждение основных вопросов темы практического занятия, демонстрация и курация пациентов с наркологическими заболеваниями с целью обучения клиническому методу обследования.


Контроль:


1. Заболеваемость населения определяют как показатель, отражающий:

а) общее число обратившихся за медицинской помощью в данном году;

б) общее число посещений мед. учреждений в данном году;

в) общее количество больных с данным конкретным заболеванием, стоящих на учете;

г) совокупность вновь возникших в данном году заболеваний;

д) вероятность возникновения заболевания в определенном регионе.


2. Поводом для отказа в медицинском освидетельствовании на опьянение может служить:

а) отказ освидетельствуемого от выполнения инструкций;

б) отсутствие бланков протоколов;

в) отсутствие реактивов или приборов для лабораторной диагно¬стики;

г) личное обращение без документа, удостоверяющего личность;

д) отсутствие сопровождающего.


3. В случае отказа освидетельствуемого от выполнения тех или иных инструкций или от лабораторных исследований необходимо:

а) убедить его в целесообразности и необходимости прохожде¬ния экспертизы;

б) насильственно выполнить лабораторные исследования

в) заполнить все пункты протокола с пометкой об отказе;

г) госпитализировать его для проведения соответствующего обследования;

д) отказать в проведении экспертизы.

4. Клинические признаки алкогольного опьянения начинают отчетливо проявляться при концентрации алкоголя в крови:

а) 0,2 промилле;

б) 0,3 промилле;

в) 0,5 промилле;

г) 1,0 промилле;

д) 2,0 промилле.


5. При решении вопроса о годности к службе в армии больной наркоманией:

а) годен к службе без ограничений;

б) годен к нестроевой службе;

в) годен после прохождения лечения;

г) не годен;

д) вопрос решается дифференцированно.



Рекомендуемая литература:


Основная:

1) Наркомании. Шабанов П.Д. и др. Лань, 2001

2) Наркомании и токсикомании. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. М., 1990г.

Дополнительная:

1) Клиническая наркология. Пятницкая Н.И., Портнов А.А. М. 1994г.;

2) Наркомания, патопсихология, клиника, лечение. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Спб. 1998г.;

3) Лекции по наркологии. Иванец И. М., 2000г.;

4) Психиатрия, наркология, сексопатология. Шувалов А.В. М.,

Наркомания Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., М., 1987г

АО «Медицинский университет Астана»




КАФЕДРА: психиатрии и наркологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для практических занятий


ТЕМА: Классификация психоактивных веществ (ПАВ). Наркоманический синдром.
ДИСЦИПЛИНА: наркология
Курс: 5
Специальность: Общая медицина


Составитель: асс. Изотова Н.Г.




Астана – 2011

1.Тема: Классификация психоактивных веществ (ПАВ). Наркоманический

синдром.



2. Цель: Обучить студентов основным понятиям темы. Ознакомить с основными принципами классификации (ПАВ). Дать понятие об наркоманическом синдроме. Его содержании , диагностике.

Научить обнаруживать и ставить предварительный диагноз согласно критериям МКБ Х.



3. Задачи обучения:

1. Изучить принципы и содержание классификации.

2. Изучить основные симптомы наркоманического

синдрома принципы диагностики.

3. Собрать объективный и субъективный анамнез.

4. Уделить внимание сбору наследственного анамнеза.

5.Научиться выявлять и разделять диагностические симптомы

наркоманического синдрома



4. Основные вопросы темы:




  1. Медицинское , юридическое и бытовое определение ПАВ.Принципы различия.

  2. Определение и понятие наркоманического синдрома определение, этио-патогенез синдрома

  3. Диф.диагностические критерии наркоманического синдрома

  4. Важность наркоманического синдрома в диагностике наркологических заболеваний.


5. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия включают в себя: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач; обсуждение основных вопросов темы практического занятия. демонстрация и курация пациентов с симптомами наркоманического синдрома.

  1. Контроль:

1.Психотропное действие психоактивных веществ (ПАВ) на организм человека представляет собой:

А. Временное токсическое поражение

Б. Специфическое влияние на ЦНС,изменяющее психическое состояние человека и вызывающее развитие пристрастия

В. Патогенное влияние ПАВ на потомство

Г. Необратимую токсическую интоксикацию

Д. Поражение всех органов и систем


2. Понятие "первичное патологическое влечение к алкоголю" соответствует утверждению:

А.активное стремление больных алкоголизмом к употреблению алкоголя вне интоксикации

Б. неспособность больного прекратить употребление спиртных напитков в пределах алкогольного эксцесса, независимо от изначально выпитой дозы и ситуации

В. неодолимое стремление больных продолжить выпивку после определенной дозы

Г. стремление к употреблению алкоголя на фоне психических расстройств после абузуса

Д. диктуется компульсивным влечением


3. К ПАВ относятся:

А. нейролептики

Б. антидепрессанты

В. БАДы


Г. каннабиоиды

Д. ноотропы

4. Что отражает отношение больного к болезни и к наркотикам:

А. Идеаторный компонент

Б. Аффективные нарушения

В. Сенсорные нарушения

Г. Поведенческие нарушения

Д. Вегетативные расстройства


5. Осевой синдром зависимости от ПАВ , представляющий собой доминантную структуру сверхценного регистра:

А. Синдром патологического влечения

Б. Депрессивно-бредовый

В. Нейролептический

Г. Синдром острого чувственного бреда

Д. Параноидный



Рекомендуемая литература:

Основная:

1) Наркомании. Шабанов П.Д. и др. Лань, 2001

2) Наркомании и токсикомании. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. М., 1990г.

Дополнительная:

1) Клиническая наркология. Пятницкая Н.И., Портнов А.А. М. 1994г.;

2) Наркомания, патопсихология, клиника, лечение. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Спб. 1998г.;

3) Лекции по наркологии. Иванец И. М., 2000г.;

4) Психиатрия, наркология, сексопатология. Шувалов А.В. М.,

Наркомания Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., М., 1987г

АО «Медицинский университет Астана»


КАФЕДРА: психиатрии и наркологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для практических занятий


ТЕМА: Алкоголизм. Возрастные особенности.
ДИСЦИПЛИНА: наркология
Курс: 5
Специальность: Общая медицина


Составитель: асс. Мукашева Г.Р.




Астана – 2011

1.Тема: Алкоголизм. Возрастные особенности.

2. Цель: Обучить студентов основным понятиям темы.

Научить обнаруживать и ставить предварительный диагноз согласно критериям МКБ Х.



3. Задачи обучения:

1. Изучить этиологию и патогенез алкоголизма.

2. Изучить основные симптомы алкоголизма, принципы диагностики.

3. Собрать объективный и субъективный анамнез.

4. Уделить внимание сбору наследственного анамнеза.

5.Научиться выявлять и разделять диагностические симптомы

наркоманического синдрома

6. Показания для госпитализации в стационар



4. Основные вопросы темы:

1. Острая алкогольная интоксикация.

2. Формы алкогольного опьянения.

3. Этиология и патогенез алкогольной интоксикации

4. Основные диагностические критерии алкоголизма, согласно МКБ 10
5. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия включают в себя: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач; обсуждение основных вопросов темы практического занятия. демонстрация и курация пациентов с симптомами алкоголизма.

  1. Контроль:

1. Средняя степень алкогольного опьянения коррелирует с концентрацией алкоголя в крови


А. 0,5-1,0 ‰

Б. 1,5-2,5 ‰

В. 2,5-3,0 ‰

Г. 3,0-5,0 ‰

5,0-6,0 ‰

2. Алкогольный абстинентный синдром – это:


А. Психические и сомато-нврологические расстройства, возникающие после приема значительных доз спиртного и сохраняющиеся в течение многих часов после прекращения приема алкоголя

Б. Симптомокомплекс сомато-неврологических и психических расстройств, возникающих при прекращении употребления алкоголя и сопровождающихся стремлением к опохмелению.

В. Нарушения функций центральной нервной системы и внутренних органов, обусловленные алкогольной интоксикацией.

Г. Стремление к алкогольному опьянению, несмотря на социальные препятствия.

Д. Неспособность контролировать свой прием алкоголя.

3. Алкоголь в организме в основном всасывается в:

А. желудке

Б. двенадцатиперстной кишке

В. толстом кишечнике

Г. тощей кишке

Д. печени
4. Для первой стадии алкоголизма наиболее характерна форма пьянства в виде:

А. Постоянного пьянства на фоне повышенной толерантности

Б. Коротких двух-трехдневных псевдозапоев

В. Частых однодневных эксцессов

Г. Перемежающегося пьянства

Д. Истинных запоев


5. Рецидив алкоголизма – это возобновление приема алкоголя в период ремиссии

А. С продолжительностью более одного дня

Б. С выпивкой более 20 г в пересчете на чистый алкоголь

В. С обострением симптомов влечения к алкоголю

Г. С повышением толерантности к алкоголю

Д. С появлением признаков повышенной возбудимости



Рекомендуемая литература:

Основная:

1) Наркомании. Шабанов П.Д. и др. Лань, 2001

2) Наркомании и токсикомании. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. М., 1990г.

Дополнительная:

1) Клиническая наркология. Пятницкая Н.И., Портнов А.А. М. 1994г.;

2) Наркомания, патопсихология, клиника, лечение. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Спб. 1998г.;

3) Лекции по наркологии. Иванец И. М., 2000г.;

4) Психиатрия, наркология, сексопатология. Шувалов А.В. М.,

Наркомания Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., М., 1987г


АО «Медицинский университет Астана»




КАФЕДРА: психиатрии и наркологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для практических занятий


ТЕМА: Лечение и профилактика алкоголизма и алкогольных психозов
ДИСЦИПЛИНА: наркология
Курс: 5
Специальность: Общая медицина

Составитель: асс.Мукашева Г.Р.




Астана – 2011
1.Тема: Лечение и профилактика алкоголизма и алкогольных психозов

2. Цель: Обучить студентов основным понятиям темы. Объяснить принципы лечения.
3. Задачи обучения:

1. Выявить диагностические симптомы и синдромы алкоголизма

2. Определить показания для госпитализации.

3. основные принципы лечения



4. Основные вопросы темы:


1.принципы лечения алкоголизма.

2. методы лечения алкоголизма

3. основные лекарственные средства применяемые для лечения алкоголизма

4. роль психотерапии в лечении алкоголизма

5. основные принципы реабилитации у лиц с зависимостью от алкоголя


5. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия включают в себя: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач; обсуждение основных вопросов темы практического занятия. демонстрация и курация пациентов с алкоголизмом

6.Контроль:
1. Для купирования состояния отмены (алкогольного абстинентного синдрома) обычно используются:

А. витаминные препараты, ноотропы, транквилизаторы;

Б. циклодол;

В. противосудорожные;

Г. антибиотики;

Д. трихопол, фуразолидон.


2. К транквилизаторам относятся:

А. производные бензамида;

Б. производные бензодиазепина;

В. производные ГАМК;

Г. витамиы группы В;

Д. ингибиторы моноаминооксидазы.


3. При терапии алкогольных делириев с особой осторожностью следует назначать:

А. полиионные растворы;

Б. крово- и плазмозаменители;

В. транквилизаторы;

Г. нейролептики;

Д. ноотропы.


4. Какой из препаратов наиболее предпочтителен для купирования тревоги в структуре алкогольного абстинентного синдрома?

А. Аминазин

Б. Галоперидол

В. Феназепам

Г. Мелипрамин

Д. Трихопол



5. Какие из перечисленных групп психотропных препаратов предпочтительнее использовать при лечении алкогольного делирия?


А. фенотиазины

Б. бензодиазепины

В. бутирофеноны

Г. тимоаналептики

Д. антидепрессанты

Рекомендуемая литература:

Основная:

1) Наркомании. Шабанов П.Д. и др. Лань, 2001

2) Наркомании и токсикомании. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. М., 1990г.

Дополнительная:

1) Клиническая наркология. Пятницкая Н.И., Портнов А.А. М. 1994г.;

2) Наркомания, патопсихология, клиника, лечение. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Спб. 1998г.;

3) Лекции по наркологии. Иванец И. М., 2000г.;

4) Психиатрия, наркология, сексопатология. Шувалов А.В. М.,

Наркомания Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., М., 1987г

АО «Медицинский университет Астана»


КАФЕДРА: психиатрии и наркологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для практических занятий


ТЕМА: Эпидемиология наркоманий и токсикоманий. Соматические нарушения при болезнях зависимости.
ДИСЦИПЛИНА: наркология
Курс: 5
Специальность: Общая медицина


Составитель: асс.Мукашева Г.Р.


Астана – 2011

1.Тема: Эпидемиология наркоманий и токсикоманий. Соматические нарушения при болезнях зависимости.
2. Цель: Обучить студентов основным понятиям темы. Ознакомить с этиологией и патогенезом заболеваний. Научить обнаруживать и ставить предварительный диагноз согласно критериям МКБ Х.
3. Задачи обучения:

1. изучить основные этиологические факторы в возникновении болезней зависимости

2. изучить этиологию, патогенетические механизмы формирования наркозависимости, а также факторы способствующие формированию наркотической зависимости

3. Определить основные соматические нарушения при наркоманиях и токсикоманиях.



4. Основные вопросы темы:




  1. патофизиологические механизмы интоксикации

  2. распространенность алкоголизма по СМИ.

  3. Этиологические аспекты наркозависимости

  4. Патогенетические механизмы формирования наркозависимости

  5. Влияние личностных особенностей на формирование наркозависимости

  6. Влияние социальных аспектов на формирование наркозависимости


5. Методы обучения и преподавания:

Практические занятия включают в себя: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач; обсуждение основных вопросов темы практического занятия. демонстрация и курация пациентов с болезнями зависимости.


  1. Контроль:

1. В формировании зависимости значение имеют следующие психофармакологические эффекты ПАВ:

А. подъем эмоционального фона;

Б. благоприятный сдвиг в физическом самочувствии;

В. благоприятный сдвиг в психическом самочувствии;

Г. ощущение общего подъема жизнедеятельности;

Д. угнетение ЦНС, депрессивное состояние
2. Чаще всего зависимость от ПАВ формируется у лиц:

А. страдающих хронической интоксикацией ;

Б. с органическими заболеваниями головного мозга;

В. с нарушениями социальной адаптации;

Г. с невысоким уровнем профессиональной ориентации;

Д. с невысоким интеллектом.


3. К группе факторов высокого риска по формированию зависимости от ПАВ у подростков не относят:

А. социально-неблагополучные семьи;

Б. алкоголизм, наркомании у родителей, ближайших родственников;

В. патологические формы поведения;

Г. гипертимность;

Д. психический инфантилизм.


4.Чаще всего наркомания формируется у лиц:

А. с дефектом воспитания

Б. с личностными девиациями

В. с нарушениями социальной адаптации

Г. с неблагополучным окружением

Д. с психическими заболеваниями


5. Подростки употребляют одурманивающие средства преимущественно со следующими действиями::

А. вызывающие грубое опьянение

Б. тонизирующие

В. «развлекательные»

Г. успокаивающие

Д. снижающие фон настроения


Рекомендуемая литература:

Основная:

1) Наркомании. Шабанов П.Д. и др. Лань, 2001

2) Наркомании и токсикомании. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. М., 1990г.

Дополнительная:

1) Клиническая наркология. Пятницкая Н.И., Портнов А.А. М. 1994г.;

2) Наркомания, патопсихология, клиника, лечение. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю., Спб. 1998г.;

3) Лекции по наркологии. Иванец И. М., 2000г.;



4) Психиатрия, наркология, сексопатология. Шувалов А.В. М.,

Наркомания Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х., М., 1987г

Методические рекомендации для практических занятий тема: Организация наркологической помощи. Особенности исследования и методы диагностики наркологических заболеваний. Виды экспертиз

Разъяснить организационную структуру наркологической помощи и принципы её оказания, правовые основы оказания наркологической помощи

201.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Отдельные виды острых гнойных заболеваний (фурункул, фурункулез, карбункул, гидроаденит, панариций, абсцесс, флегмона, рожа, эри-зипелоид). Лимфангоит, лимфаденит, тромбофлеб

58.55kb.

24 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий Тема : «Визуальные методы исследования в эндокринологии (рентгенологический, узи, кт, мрт, рид и др.). Лучевая анатомия желез внутренней секреции. Особенности у детей»

Тема: «Визуальные методы исследования в эндокринологии (рентгенологический, узи, кт, мрт, рид и др.). Лучевая анатомия желез внутренней секреции. Особенности у детей»

59.75kb.

25 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации для студентов II курса математического факультета часть 2 Екатеринбург 2008

В него включены: программа курса, тематические планы лекций и практических занятий, материалы для практических занятий, домашних заданий и контрольных работ, а также вопросы к колл

136.51kb.

24 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий

Тема: Загипсовка моделей в окклюдатор. Постановка искусственных зубов. Проверка конструкции бюгельного протеза в полости рта на фантоме. Замена воска на пластмассу, обработка шлифо

36.04kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий тема: Пневмокониозы. Количество часов: 2 Курс: 2 Специальность: 5В110400 «Медико-профилактическое дело»

Цель: Закрепить на практике морфологические изменения возникающие в легочной ткани при различных формах пневмокониозов

31.3kb.

25 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий Тема: Лихорадка. Специальность: 051302 «Стоматология» Дисциплина: Патологическая физиология Курс: ІІІ

Цель: Оценить значение нарушений терморегуляции для организма, выяснить механизм перестройки терморегуляции при лихорадке и выявить патологическую и защитно- приспособительную стор

70.99kb.

27 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации для практических занятий тема: Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Ишемическая болезнь сердца. Количество часов: 2 Курс: 2

Цель: Закрепить на практике клинико- морфологические формы атеросклероза, гипертензивной болезни и их осложнения. Разобрать классификацию ишемической болезни сердца и морфологическ

43.82kb.

10 09 2014
1 стр.