Перейти на главную страницу
Надеева Е.П.
Надеева Е.П. Тезисы аналитического отчета: методические рекомендации / Е.П. Надеева – Екатеринбург: ИРРО, 2006. – 9с.
Представленные материалы содержат методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период.
Методические материалы предназначены для педагогических и руководящих работников, участвующих в процессах аттестации.
Автор: Надеева Е.П., доцент кафедры социально-гуманитарного образования ИРРО.
© - Институт развития регионального образования, 2006
2005-2006 аттестационный год является годом массовой аттестации педагогов Свердловской области. Анализ проведения аттестации в 2004-2005 аттестационном году позволил увидеть, что доминирующей формой предъявления результатов деятельности в межаттестационный период был аналитический отчет. В аналитических материалах ИРРО отмечено, что большинство аттестующихся педагогов Свердловской области овладели навыком разработки образовательных проектов, составления аналитических отчетов. Письменные работы педагогов, как правило, представляют собой исследования, проведенные на научных основаниях; в них представлены достигнутые и прогнозируемые результаты, показатели и критерии оценки результата.
В этом году большинство аттестующихся педагогов это те, кто аттестуется повторно или последующий раз. Многие из них представляют в представительство ГАК не полные аналитические отчеты, а их тезисы. Но, довольно часто, тезисы содержат в большей степени введение к полному аналитическому отчету, или авторы злоупотребляют описанием теоретического обоснования своей деятельности, или перечисляют личные достижения, т.е. из тезисов аналитического отчета исчезает особенность этого жанра – представление результатов своей педагогической деятельности.
Таким образом, возникла необходимость определить некоторые примерные требования к такому жанру, как тезисы аналитического отчета о результатах педагогической деятельности.
Работа, представляемая в форме тезисов аналитического отчета, содержит не более трех-четырех страниц, но обязательно имеет титульный лист, на котором указывается учредитель образовательного учреждения, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает автор, жанр работы, сроки межаттестационного периода, Ф.И.О. и должность составителя тезисов, город и год составления тезисов.
Наличие тезисов аналитического отчета позволяет его автору в момент процедуры аттестации развернуть их в любую форму презентации, например, творческого отчета, компьютерной презентации, демонстрации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Данные методические рекомендации адресованы, в первую очередь, тем педагогам, которые аттестуются уже второй или последующий раз, которые хорошо овладели навыком составления подробного аналитического отчета, которые имеют богатый методический материал и могут предъявить свой методический «портфолио».
Также необходимо обратить внимание педагогов на то, что первичная аттестация предполагает разработку и представление педагогического или управленческого проекта. К проектировочной работе данные рекомендации не относятся, так как мы с Вами прекрасно понимаем, что чем детальнее продуман и прописан проект, тем эффективнее будет его реализация.
В словаре В. Даля тезис рассматривается как ученое положение; мысль, проводимая в сочинении.
В словаре иностранных слов дается несколько определений понятия «тезис» и «тезисы». На наш взгляд, наиболее подходящее для нашего случая следующее определение: «Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.».
Значит, тезисы аналитического отчета должны быть кратко сформулированы, но при этом содержать основные положения анализа результатов педагогической или управленческой деятельности за межаттестационный период.
В первом тезисе можно дать краткую информацию о себе, т.е. о том, где, кем работает аттестующийся педагог, каков стаж его работы в данной должности, который раз аттестуется, происходили ли какие либо изменения в этих направлениях за межаттестационный период.
В данном тезисе может содержаться информация об изменении статуса образовательного учреждения или о смене специальности педагога, если такое имеется.
Для полной информации о себе можно указать основные направления своей деятельности. В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки педагога основными направлениями его деятельности являются учебно-воспитательная, методическая и социально-организационная деятельность. Но в жизни эта палитра может быть намного богаче.
Так как аналитический отчет представляют педагоги, выходящие на повторную или последующую аттестацию, то вероятнее всего они осуществляли свою деятельность в межаттестационный период на основе педагогического проекта или, по крайней мере, решали какую-то ключевую педагогическую проблему. Поэтому один из тезисов может быть посвящен этой ключевой проблеме.
В данном тезисе коротко Вы можете указать, какая педагогическая теория (теории) или педагогические технологии лежали в основе вашей деятельности.
Главный тезис обязательно должен давать характеристику результату педагогической деятельности, полученному в течение межаттестационного периода.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32. образовательное учреждение, независимо от типа и вида, несет ответственность за жизнь, здоровье обучающихся и воспитанников и качество образования своих выпускников.
В свою очередь качество образования зависит от состояния процесса образования, с одной стороны, - и от результата образованности (подготовленности, компетентности выпускников), с другой стороны, от его соответствия потребностям и ожиданиям общества. Иными словами, результатом деятельности педагогов и управленцев является как качество образовательного процесса, так и качество его результатов, выраженное в достижениях обучающихся.
На наш взгляд, в данном тезисе необходимо указать, какой аргумент (документ) является для Вас основным для определения качества образования.
Далее необходимо кратко представить количественный и качественный результат своей деятельности. Это могут быть одна - две таблицы, графики или диаграммы, а также комментарии к ним.
Для педагога, претендующего на высшую категорию, на наш взгляд, необходимо включить тезис, посвященный процессу мониторинга качества учебных достижений учащихся, то есть указать, по каким критериям и показателям, с помощью каких методик, контрольно-измерительных материалов автор отслеживает качество достижений обучающихся.
При этом необходимо помнить, что все материалы, подтверждающие Ваши тезисы, при необходимости (по требованию членов аттестационной комиссии) должны быть представлены.
Один из тезисов может быть посвящен характеристике основных условий, позволивших получить указанный выше результат деятельности.
При этом достаточно в краткой форме определить педагогические условия и дать им характеристику. Под педагогическими условиями мы понимаем содержание, особенности коммуникативного процесса, педагогические технологии, формы организации образовательного процесса, методы и приемы, средства обучения и т.д.
Например: одним из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей, является использование при оценке достижений обучающихся рейтинговой системы.
В тексте не обязательно писать про особенности используемой рейтинговой системы, достаточно быть готовым по просьбе комиссии объяснить ее сущность и предъявить материалы, подтверждающие ее использование на практике.
Наличие в тексте такого тезиса подтверждается представлением перечня тематики дебатов и дискуссий в рамках учебного предмета, положений об особенностях проведения этих форм, возможно, конспектов занятий с использованием данных форм, аналитических материалов по результатам их внедрения в образовательный процесс.
При этом педагог может подтвердить документально, что он действительно повышал уровень своей квалификации по этим направлениям и применял свои новые профессиональные знания в образовательном процессе (словесными иллюстрациями с уроков).
При описании педагогических условий, обеспечивающих результат педагогической деятельности, избегайте перечня проводимых мероприятий, старайтесь говорить об основных условиях и давать им краткую качественную характеристику.
При составлении тезисов аналитического отчета необходимо удерживать содержательную связь тезисов, посвященных описанию и оценке результата, условий, его обеспечивающих, и программе мониторинга этого результата.
Один из тезисов может быть посвящен формулировке тех проблем, которые вы выделили в процессе анализа своей деятельности. Как результат педагогической деятельности предъявляется через описание достижений учащихся, так и недостатки необходимо искать в этом же проблемном поле. А вот причины этих недостатков надо искать в своей деятельности, в организации образовательного процесса, в отборе содержания образования.
При этом, Вы можете выделить несколько проблем, проранжировав их по степени значимости, или можете выделить одну, наиболее приоритетную проблему.
Анализ, как правило, заканчивается выдвижением новой цели, направленной на решение выделенных проблем. Эту часть аналитического отчета называют проектной. Проектная часть и составляет последний тезис. В данном тезисе достаточно на уровне моделирования будущей деятельности выделить цель и основные задачи, как пути достижения поставленной цели.
Даже если Вы воспользуетесь рекомендациями и представите информацию в количестве восьми тезисов, то все равно объем текста составит не более трех-четырех страниц.
Так как тезисы в краткой форме дают информацию о результатах деятельности педагога, то целесообразно, с нашей точки зрения, закончить тезисы следующей информацией:
В ходе защиты аналитического отчета автора, которая состоится 24 января 2006 года, можно будет познакомиться со следующими материалами:
Надеева Е. П. Тезисы аналитического отчета: методические рекомендации / Е. П. Надеева – Екатеринбург: ирро, 2006. – 9с
05 09 2014
1 стр.
Образовательные, социальные и иные эффекты введения стандартов нового поколения могут появиться только в случае адекватной профессиональной деятельности работников образования
30 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета. Рекомендована к использованию при составлении умк дисциплин (предметов), практик преподавателям и мастерам
17 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для работников санитарно-эпидемиологической
15 12 2014
4 стр.
Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений
09 10 2014
4 стр.
Генеральный директор Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
16 12 2014
4 стр.
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
16 12 2014
6 стр.
Методические рекомендации к составлению плана-конспекта урока географии с использованием эор
25 12 2014
3 стр.