Методическое пособие представляет собой веселое занимательное приложение к строгим школьным учебникам географии и энциклопедическим изданиям. Оно окажет неоценимую помощь при проведении обобщающих и открытых уроков, познавательных игр, предметной недели, географических КВНов, праздников, конкурсов, практических заданий.
Большое внимание в методическом пособии уделено межпредметным связям, что позволит проводить интересные интегрированные уроки и мероприятия, повысить интерес к географии у тех ребят, которые решили специализироваться в других предметах школьной программы и областях знаний.
Задания, представленные в пособии являются составной частью ЕГЭ и углубляют знания учащихся по географии.
Предназначено пособие учителям-предметникам 6- 11 классов общеобразовательных школ, классным руководителям, организаторам детского досуга.
Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках и во внеурочное время по географии.
Здесь представлены разработки для внеклассных мероприятий по географии. Это и КВН, и географические конкурсы эрудитов, и викторины, чемпион, и остроумные стихотворения, шарады, анаграммы, викторины, пословицы, практические задания и др. Не менее интересен материал, позволяющий существенно дополнить любой урок и занятие. Сведения, содержащиеся в них, не считаются обязательными при изучении по программам предмета. Но они увлекательны и, думаю, помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить в них уверенность в свои силы и, возможно, преуспеть в конкурсах, играх, что в свою очередь, может привести к успехам в учебе и жизни.
Игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшие качества, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, иммитация событий, пресс-конференции, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования и открытия
Нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий практический характер. Происходит активизация познавательной деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце для закрепления материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Познавательные игры желательно включать в учебный процесс во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учебе. Очень важным моментом является то, что учащиеся сами подключаются к составлению познавательных игр, кроссвордов, сканвордов. чайнвордов, ребусов и т.д. Географические игры, как по содержанию, так и по форме могут быть разнообразными. Подготовка игр несложна, но интересна и полезна. При подготовке игры учитель сообщает учащимся её название, объясняет кратко, что должен делать ученик. Игры могут быть различными:
1. Карточки с условными знаками плана местности, карты, погоды. Это топографическое лото и географическое домино.
2. Игра «Составь карту» с различными вариантами содержания.
3. Игры на тему «Знаешь ли ты карту?»
4. Викторины, ребусы, шарады, сканворды.
5. Игры «Третий лишний», «Что такое? Кто такой?»
6. Игры – путешествия, КВН, географические конкурсы и т.д.
Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы.
Значение игр в формировании интереса к предмету очень велико. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их, вместе с другими формами и методами работы учитель достигает главной цели – его ученики будут любить, и знать географию.
При современном уровне информатизации образования появилась возможность пользоваться на уроках географии различными дисками, которые в яркой и красочной форме знакомят учеников с уникальными объектами и явлениями Земли, киносюжетами, текстовыми дополнениями диктора и текстами, поясняющими какой-либо объект или явление. Здесь же предлагаются тестовые задания разных уровней сложности, выполняя которые ученик может получить оценку, выставленную компьютером. Предлагаются мультимедийные задания и игры, где необходимо правильно расставить по местам географические названия объектов или распределить предложенные на слайде животных по разным природным зонам, или расставить на разные участки, предложенные на слайде географические карты, значки полезных ископаемых и разнообразных типов тектонических структур земной коры и т.д.
Данный вид деятельности учащихся формирует высокий познавательный интерес, желание учить и знать больше, чтобы получить высокий балл за реальные знания. Выставленная компьютером оценка побуждает учащихся к систематической, углубленной и увлекательной работе при изучении географии как школьного предмета.
Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету, укрепить сотрудничество учителя и учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.
Условия игры:
Чемпионат проходит в зале, жюри – знатоки от каждого класса, учителя. На стенах развешивают карты, на столах раскладывают атласы, словари. Вопросы составляют учителя географии.
8. »И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Кто автор этих строк и какое явление природы он описал? (А.С.Пушкин «Медный всадник», описал белые ночи).
Для капитанов команд проводится жеребьевка. Во время жеребьевки каждый капитан выбирает один из географических объектов: озеро, остров, реку, город, страну, полуостров, горы.
После жеребьевки каждая команда получает одну минуту на подготовку.
Каждый член команды должен прыгать через скакалку и на каждый прыжок называть названия рек, озер или других географических объектов, которые достались команде во время жеребьевки, Географические названия не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество географических названий без ошибок.
Количество «акций» «консультанта» |
|
Средняя арифметическая оценка группы |
|
Оценка «консультанта» | |||
От 0 до 9 0/0общего Числа «акций» группы От 10 до 24 0/0
|
|
Отлично Хорошо
удовлетворительно |
|
Отлично Удовлетворительно Отлично
| |||
|
Хорошо Удовлетворительно |
|
Удовлетворительно | ||||
|
|
|
|
| |||
От 25 до 40 0/0 |
|
Удовлетворительно |
|
Отлично | |||
|
|
|
|
4. В том случае, если «консультант» оказал помощь «владельцу», тот должен выплатить «консультанту одну «акцию» (один жетон»).
5. В случае если «консультант» группы не может дать ответ на поставленный вопрос и оказать помощь «владельцу», то он имеет право пригласить своего коллегу из другой группы.
6. Если приглашенный «консультант» успешно справляется с заданием, он получает не только (одну акцию), но и с «местного консультанта» (оплата дороги, гостиницы и т. д. – одну «акцию»).
7. При сдаче зачета «владелец» за неверный ответ должен сдать «банкиру» две «акции», если «владелец» не обращался к «консультанту».
8. Если «владелец» по вопросу, на который дал неверный ответ, обращался к «консультанту», то «консультант» дает «банкиру» две «акции».
9. После сдачи зачета подсчитывается количество «акций», ставшихся у «владельца».
От 60 до 75 0/0 «акции» - оценка «удовлетворительно».
От 76 до 90 0/0 «акций» - оценка «хорошо».
От 91 до 100 0/0 «акций» - оценка «отлично».
10.Оценить работу «консультанта» можно различными способами:
а) по количеству заработанных «акций»;
б) по средней арифметической оценке группы.
Можно оценить работу «консультанта» и по совокупности средней арифметической оценки группы, и по количеству «акций»,»консультанта».
Игра «Геобизнес» представляет собой:
а) способ контроля объема подсказок;
б) один из методов отмены подсказок как пути обмана учителя.
Интересен этот вид работы и в психологическом аспекте: (бесплатно подсказывать никто не будет).
Готовя учащихся к этой игре, учитель на уроках обязан объяснить все термины и понятия, которые будут использоваться. Подготовка учителя к игре заключается:
Нет правильных ответов – 0 баллов.
10 – 20 0/0 – 1 балл.
30 – 40 0/0 – 2 балла (неудовлетворительно).
50 – 60 0/0 – 3 балла (удовлетворительно).
70 – 80 0/0 – 4 балла (хорошо).
90 – 100 0/0 – 5 баллов (отлично).
Каждый участник отвечает на вопросы за одну минуту. Зачитываются только правильные ответы.
Класс делится на команды по 4-5 человек. Выбираются помощники, крупье. Помощников столько, сколько команд. Изготовляются денежные купюры. В кабинете вывешиваются картины с изображением гор, вулканов и т. . Каждой команде выдают по 10 денежных купюр (изготовленные учениками). Всего может быть несколько типов вопросов (записанные на доске): землетрясения, вулканы, горные породы, рельеф.
Команды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
… |
ИТОГ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 12 2014
6 стр.
17 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
26 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.