Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Сборник игр по географии

Методическое пособие

Автор : учитель географии

Северной средней общеобразовательной школы

Содержание

1.

2.

3.

Аннотация.

Методическое пособие представляет собой веселое занимательное приложение к строгим школьным учебникам географии и энциклопедическим изданиям. Оно окажет неоценимую помощь при проведении обобщающих и открытых уроков, познавательных игр, предметной недели, географических КВНов, праздников, конкурсов, практических заданий.

Большое внимание в методическом пособии уделено межпредметным связям, что позволит проводить интересные интегрированные уроки и мероприятия, повысить интерес к географии у тех ребят, которые решили специализироваться в других предметах школьной программы и областях знаний.

Задания, представленные в пособии являются составной частью ЕГЭ и углубляют знания учащихся по географии.

Предназначено пособие учителям-предметникам 6- 11 классов общеобразовательных школ, классным руководителям, организаторам детского досуга.

Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках и во внеурочное время по географии.

Здесь представлены разработки для внеклассных мероприятий по географии. Это и КВН, и географические конкурсы эрудитов, и викторины, чемпион, и остроумные стихотворения, шарады, анаграммы, викторины, пословицы, практические задания и др. Не менее интересен материал, позволяющий существенно дополнить любой урок и занятие. Сведения, содержащиеся в них, не считаются обязательными при изучении по программам предмета. Но они увлекательны и, думаю, помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить в них уверенность в свои силы и, возможно, преуспеть в конкурсах, играх, что в свою очередь, может привести к успехам в учебе и жизни.

Игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшие качества, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, иммитация событий, пресс-конференции, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования и открытия

Нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий практический характер. Происходит активизация познавательной деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце для закрепления материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Познавательные игры желательно включать в учебный процесс во время повторения некоторых пройденных тем в конце учебного года, когда теряется интерес к учебе. Очень важным моментом является то, что учащиеся сами подключаются к составлению познавательных игр, кроссвордов, сканвордов. чайнвордов, ребусов и т.д. Географические игры, как по содержанию, так и по форме могут быть разнообразными. Подготовка игр несложна, но интересна и полезна. При подготовке игры учитель сообщает учащимся её название, объясняет кратко, что должен делать ученик. Игры могут быть различными:

1. Карточки с условными знаками плана местности, карты, погоды. Это топографическое лото и географическое домино.

2. Игра «Составь карту» с различными вариантами содержания.

3. Игры на тему «Знаешь ли ты карту?»

4. Викторины, ребусы, шарады, сканворды.

5. Игры «Третий лишний», «Что такое? Кто такой?»

6. Игры – путешествия, КВН, географические конкурсы и т.д.

Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы.

Значение игр в формировании интереса к предмету очень велико. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя их, вместе с другими формами и методами работы учитель достигает главной цели – его ученики будут любить, и знать географию.

При современном уровне информатизации образования появилась возможность пользоваться на уроках географии различными дисками, которые в яркой и красочной форме знакомят учеников с уникальными объектами и явлениями Земли, киносюжетами, текстовыми дополнениями диктора и текстами, поясняющими какой-либо объект или явление. Здесь же предлагаются тестовые задания разных уровней сложности, выполняя которые ученик может получить оценку, выставленную компьютером. Предлагаются мультимедийные задания и игры, где необходимо правильно расставить по местам географические названия объектов или распределить предложенные на слайде животных по разным природным зонам, или расставить на разные участки, предложенные на слайде географические карты, значки полезных ископаемых и разнообразных типов тектонических структур земной коры и т.д.

Данный вид деятельности учащихся формирует высокий познавательный интерес, желание учить и знать больше, чтобы получить высокий балл за реальные знания. Выставленная компьютером оценка побуждает учащихся к систематической, углубленной и увлекательной работе при изучении географии как школьного предмета.

Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету, укрепить сотрудничество учителя и учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.


Условия игры:



1. Выделить по два знатока от каждого класса.

2. Вспомнить самое - самое глубокое, высокое, холодное, жаркое и т. п.

3. Составить краткий устный увлекательный рассказ о путешествии по родному краю (по одному рассказу от класса).

4. Подготовить для соперников два вопроса на географическую тематику.

5. Ответить на вопросы викторины.

6. Итоги.

Чемпионат проходит в зале, жюри – знатоки от каждого класса, учителя. На стенах развешивают карты, на столах раскладывают атласы, словари. Вопросы составляют учителя географии.



Вопросы викторины географического чемпионата:

1. Когда было основано Русское географическое общество в России? Кто был его первым президентом? (в 1845 году, Ф.П.Литке).

2. Какой период в исследовании Земли принято называть эпохой великих географических открытий? ( Период с середины 15 века до середины 17 века).

3. Ясная звездная ночь, но Полярной звезды не видно. В каком полушарии мы находимся? (В Южном).

4. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго- Заир).

5. В «Избранных произведениях» М.В.Ломоносова есть такие строки: « Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается? ( Ломоносов писал о полярном сиянии, которое обычно наблюдается в высоких широтах Земли).

6. Где на земном шаре можно считать точным любое время, показываемое часами? (На полюсах, где сходятся меридианы).

7. Можно ли полететь от Северного полюса по направлению на север, юг, запад, восток? (Только на юг).

8. »И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Кто автор этих строк и какое явление природы он описал? (А.С.Пушкин «Медный всадник», описал белые ночи).



9. Показать на карате три Европы. (Европа – часть света. Остров Европа расположен в Мозамбикском проливе Индийского океана, мыс Европа – на юге Пиренейского полуострова).

10. Какие государства расположены в разных частях света? (Россия – в Европе и Азии, Египет – В Азии и Африке, Дания – в Европе и Америке).

11. Какие широты на Земле зовут «ревущими», какие «конскими», и почему? («Ревущими» называют 40- е широты Южного полушария, для которых характерны сильные, устойчивые ветры, чистые штормы; «конские; - это области между 30-35 градусов с.ш. и ю.ш., где, напротив, очень слабые ветры, частые штили. Названия возникли в период парусного мореплавания).

Для капитанов команд проводится жеребьевка. Во время жеребьевки каждый капитан выбирает один из географических объектов: озеро, остров, реку, город, страну, полуостров, горы.

После жеребьевки каждая команда получает одну минуту на подготовку.

Каждый член команды должен прыгать через скакалку и на каждый прыжок называть названия рек, озер или других географических объектов, которые достались команде во время жеребьевки, Географические названия не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество географических названий без ошибок.





Для проведения «Геобизнеса» необходимо:

  1. Составить вопросы по теме зачета по вариантам. Количество вариантов должно соответствовать количеству учащихся, сдающих зачет (не считая «консультанта»), в каждой группе.

  2. Изготовить заранее «жетоны» (акции и т. д., что подскажет фантазия учителя).

  3. Определить состав учащихся в группах. Учитель разбивает класс на группы по своему усмотрению (в алфавитном порядке, по уровню знаний, по желанию учащихся и т. д.).

  4. Назначить «консультанта» группы. Им может стать любой учащийся, изъявивший желание. Если желающих не оказалось, то учитель назначает из числа «сильных» учеников.

Ход зачета

  1. «Банкир» (учитель) вручает «владельцу», (ученику, сдающему зачет), пакет «акций» (векселей, комплект жетонов) из расчета 2xx (x – количество вопросов) и лист с вопросами зачета.

  2. »Владелец» приступает к работе: изучает вопросы зачета, вспоминает ответы, которые может записать на листе. Использует разрешенную литературу и справочник.

Количество «акций»

«консультанта»






Средняя арифметическая оценка группы




Оценка

«консультанта»



От 0 до 9 0/0общего

Числа «акций» группы

От 10 до 24 0/0





Отлично

Хорошо


удовлетворительно




Отлично

Удовлетворительно

Отлично





Хорошо

Удовлетворительно






Удовлетворительно
















От 25 до 40 0/0




Удовлетворительно




Отлично













3. Если «владелец» испытывает затруднение при ответе на поставленный вопрос, то «владелец» обращается за помощью к «Консультанту».

4. В том случае, если «консультант» оказал помощь «владельцу», тот должен выплатить «консультанту одну «акцию» (один жетон»).

5. В случае если «консультант» группы не может дать ответ на поставленный вопрос и оказать помощь «владельцу», то он имеет право пригласить своего коллегу из другой группы.

6. Если приглашенный «консультант» успешно справляется с заданием, он получает не только (одну акцию), но и с «местного консультанта» (оплата дороги, гостиницы и т. д. – одну «акцию»).

7. При сдаче зачета «владелец» за неверный ответ должен сдать «банкиру» две «акции», если «владелец» не обращался к «консультанту».

8. Если «владелец» по вопросу, на который дал неверный ответ, обращался к «консультанту», то «консультант» дает «банкиру» две «акции».

9. После сдачи зачета подсчитывается количество «акций», ставшихся у «владельца».

От 60 до 75 0/0 «акции» - оценка «удовлетворительно».

От 76 до 90 0/0 «акций» - оценка «хорошо».

От 91 до 100 0/0 «акций» - оценка «отлично».

10.Оценить работу «консультанта» можно различными способами:

а) по количеству заработанных «акций»;

б) по средней арифметической оценке группы.

Можно оценить работу «консультанта» и по совокупности средней арифметической оценки группы, и по количеству «акций»,»консультанта».

Игра «Геобизнес» представляет собой:

а) способ контроля объема подсказок;

б) один из методов отмены подсказок как пути обмана учителя.

Интересен этот вид работы и в психологическом аспекте: (бесплатно подсказывать никто не будет).



Готовя учащихся к этой игре, учитель на уроках обязан объяснить все термины и понятия, которые будут использоваться. Подготовка учителя к игре заключается:



  • в составлении карточек – заданий;

  • оформление достаточного количества карточек с учетом наполняемости заданий;

  • разработке вариативности заданий;

  • составление ключа для проверки заданий.

Ход зачета

  1. Учитель раздает карточки – задания учащимся. Учащиеся, сидящие за одной партой, должны получить различные задания.

  2. Учащийся пишет ответы в тетради для самостоятельных и практических работ.

  3. В зависимости от степени подготовленности класса, учащимся можно разрешить использование своих собственных карт.

  4. Решенную карточку учащийся сдает учителю и получает новую карточку.

  5. Выполнив все задания, учащийся сдает свою тетрадь с ответами учителю на проверку.

  6. Для сильных учащихся можно составить «суперзадание», чтобы они не имели возможности «помочь» другим. Если это необходимо, учащиеся, решающие «суперзадания», могут использовать данные атласа, энциклопедического словаря, справочника.

  7. Выполнение заданий проверяется после сдачи всеми учащимися работ. За каждое задание выставляется отдельная оценка. Общую оценку можно выставить, рассчитав среднюю арифметическую.

Можно предложить следующие критерии оценок за отдельные задания:

Нет правильных ответов – 0 баллов.

10 – 20 0/0 – 1 балл.

30 – 40 0/0 – 2 балла (неудовлетворительно).

50 – 60 0/0 – 3 балла (удовлетворительно).

70 – 80 0/0 – 4 балла (хорошо).

90 – 100 0/0 – 5 баллов (отлично).

Каждый участник отвечает на вопросы за одну минуту. Зачитываются только правильные ответы.



  • Река, на которой находится город Багдад? (Тигр).

  • Голландский мореплаватель, первым совершивший путешествие вокруг Австралии? (Тасман).

  • Языковая группа, к которой относятся чуваши? (Алтайская).

  • Ширина, на которой солнце находится в зените23 сентября? (Экватор).

  • Что западнее: Киев или Минск? (Минск).

  • Страна, столицей которой является город Монтевидео? (Уругвай).

  • Самое мелководное озеро в мире? (Азовское).

  • Два крупнейших города Австралии? ( Сидней, Мельбурн).

  • Штат США, через который проходит Северный полярный круг? (Аляска).

  • Русский путешественник, доказавший, что Сахалин – остров? (Невельской).

  • Прибор для определения силы ветра? (Анемометр).

  • Самая высокая вершина Северной Америки? (Гора Мак – Кинли).

  • Путешественник, которого называли «российским «Колумбом»? (Григорий Шелихов).

  • Столицей какой республики в составе РФ является город Кызыл? (Тува или Тыва).

  • Прибор для измерения количества выпавших осадков? (Дождемер или осадкомер).

  • Самое пресное море в мире? (Балтийское).

  • Крупнейший по запасам угольный бассейн России? (Тунгусский).

  • Река, на которой стоит город Монреаль? ( Святого Лаврентия).

  • Государство, столицей которого является город Манагуа? (Никарагуа).

  • Что восточнее: Вашингтон или Буэнос – Айрес? (Буэнос – Айрес).

  • Государство, столицей которого является город Доха? (Катар).

  • Русский ученый, первым доказавшим возможность плавания Северным морским путем? ( М. В. Ломоносов).




Класс делится на команды по 4-5 человек. Выбираются помощники, крупье. Помощников столько, сколько команд. Изготовляются денежные купюры. В кабинете вывешиваются картины с изображением гор, вулканов и т. . Каждой команде выдают по 10 денежных купюр (изготовленные учениками). Всего может быть несколько типов вопросов (записанные на доске): землетрясения, вулканы, горные породы, рельеф.



Крупье записывает ставки в соответствующие клетки. Учитель читает вопросы, команды отвечают письменно. Если ответ неверный, команда теряет купюры, и из таблицы их очки стираются.

Команды

1

2

3

4

5

6



ИТОГ

1

























2

























3

























4

























5

























следующая страница>


Методические рекомендации по формированию и развитию познавательного интереса на уроках и во внеурочное время по географии

Оно окажет неоценимую помощь при проведении обобщающих и открытых уроков, познавательных игр, предметной недели, географических квнов, праздников, конкурсов, практических заданий

1112.31kb.

16 12 2014
6 стр.


В этом сборнике собраны стихи моих учеников, которые пробовали себя на предмет стихосложения во 2-4 классах. Стихи писались на уроках и во внеурочное время на заданную тему и не только

Стихи писались на уроках и во внеурочное время на заданную тему и не только. В силу возраста и разной подготовки словарный запас недостаточный, зато есть настроение. Не всегда полу

118.25kb.

17 12 2014
1 стр.


Что? Где? Когда?

Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к точным наукам

53.23kb.

10 09 2014
1 стр.


Развитие познавательного интереса на уроках математики

Одним из эффективных методических приемов в обучении математике, в соответствии со стандартами 2-го поколения, стала собственная деятельность учащихся, опирающаяся на информатизаци

42.92kb.

09 09 2014
1 стр.


Пропедевтика исследовательской работы: Ученические проекты по теме: «Забытые опыты исторических личностей»

В это время у школьников сохраняется исследовательское поведение как средство познавательного интереса. И в то же время можно уже обучать их самостоятельно ставить и достигать цели

118.56kb.

26 09 2014
1 стр.


Технология организации исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время. История вопроса

Ит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа (469—399 гг до н э.). Знаменитое сократовское Исследуем!

147.42kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации по формированию Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области. Белгород 2006г
204.66kb.

13 09 2014
1 стр.


Ретроспектива развития познавательного интереса в приложении к графическим
80.55kb.

14 12 2014
1 стр.