Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРИЛОЖЕНИИ К ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Шевченко О.Н.

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
«Интерес!.. Странное, неуловимое состояние души, то уходящее от нас, оставляющее наедине со скукой, то заставляющее бросаться в омут длительных увлечений, ради которых рвутся привычные жизненные связи». Так начинается книга А. Дусавицкого «Загадка птицы Феникс» о познавательном интересе. Проблема познавательного интереса всегда волновала умы ученых разных времен и народов. Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и опровергались педагогические системы о существовании которых нам помогает узнать история педагогики.

Развитие интереса к изучению графических дисциплин является необходимым условием в инженерном образовании. Объективно сложная дисциплина, требующая формирования высокодифференцированных представлений о пространстве, умственной активности, развитых обще-учебных и интеллектуальных умений, как правило, вызывает трудности у обучаемых. Учение с интересом – это всегда более качественное усвоение знаний, хорошее здоровье и импульс к саморазвитию.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Первое серьезное упоминание об интересе содержится именно в его трудах. Требование учитывать интересы ребенка отвечало духу тех назревающих перемен в обучении, которые были связаны с успехами научного знания. Коменский был убежден в том, что образованный молодой человек «есть драгоценнейшее сокровище всего государства». Выше всего Коменский ценит в образовании человека реальные знания о мире и человеческих отношениях. Коменский не отделяет понятия образования от воспитания. Образованный человек с его точки зрения должен быть вместе с тем и воспитанным человеком. Наряду с лучшими представителями гуманизма Коменский убежден в многосторонности природных задатков человека, в безграничных возможностях их усовершенствования. А потому он считает ненужным принуждение и насилие в процессе обучения. В противоположность господствовавшим в старой школе принудительным и подавляющем ученика средствам воспитательно-образовательной работы, Коменский подчеркивает преимущественное и решающее значение в педагогическом процессе положительных и поощрительных средств, возбуждающих в учащихся интерес, внимание и стремление к подражанию лучшим образцам и вместе с тем вызывающих к деятельности здоровые разнообразные, часто скрытые силы учащихся. Господствовавшей в схоластической школе зубрежке и механической работе памяти Коменский противопоставил идею равномерного вовлечения в педагогический процесс работы сознания, работы органов чувств и действий руки и речи, вследствие чего знания точнее и прочнее закрепляются и в памяти. Уже в заглавии «Великой Дидактики» он подчеркивает необходимость соблюдения в процессе обучения трех положений: во-первых, легкости, т.е. приятности, доступности и интересности для учащихся сообщаемых им знаний и навыков, во-вторых, основательности, т.е. серьезности и глубины самих знаний и, вместе с тем прочности их усвоения, и, в-третьих, краткости обучения, т.е. умения учителей и руководителей школ так организовать учебный процесс, чтобы в короткий срок и при самых многочисленных классах успеть передать учащимся все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания настолько, чтобы в домашней работе учащимся уже не приходилось затрачивать много времени на усвоение учебного материала. Хочется привести некоторые выдержки из текста великого педагога, исследовавшего метод «при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха».

Общественная мысль быстро подхватила идею Коменского о возбуждении жажды знаний, или, как мы сейчас говорим, о развитии познавательного интереса. В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо. Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматизма и схоластики. « Для мальчика не столько важно знать науки, как получить вкус к ним и узнать способы, методы их изучения, чтобы самому применить впоследствии»,- это уже «активное» обучение, ориентация на способ добывания знаний, а не формирование только навыков и умений. О непосредственном интересе Руссо говорит как об очень важной составляющей воспитания и обучения, называет его двигателем, «единственным, который ведет верно и далеко». Говоря об условиях развития интереса, Руссо предлагает отвечать ребенку о предмете не все, а чтобы возбудить любознательность, заставить его искать ответы на возникающие вопросы самостоятельно.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Его книги «Как Гертруда учит своих детей», «Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» и многие другие учат природосообразному подходу к воспитанию и обучению, основная идея которого – гармоническое развитие человека. Особенно значимым для нас является работа по развитию интереса именно через привитие инструментальных, чертежных навыков, способности к наблюдению и воспроизведению геометрической формы тел. «...Внутренняя сущность формирования всех способностей к мастерству и профессии заключается в формировании духовных сил человеческой природы, в формировании способности человека мыслить и судить. Мы не можем не признать ту истину, что если человек хорошо, то есть природосообразно и удовлетворительным образом, обучен считать, измерять и, что с этим связано, чертить, то он в себе самом уже содержит глубокие, важнейшие основы всякого мастерства и всякой умелости». «Вот истина, подтверждающаяся при всех обстоятельствах: действенно, истинно и природосообразно формированию человека способствует лишь то, что захватывает человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности, то есть на сердце, ум и руку».

Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую, особенно немецкую педагогику.

Первая попытка теоретического обоснования интереса в обучении и жизни обучаемого была предпринята в начале XIX века немецким психологом И.Гербартом. Его называли лучшим философом среди педагогов и лучшим педагогом среди философов.

Развитие всестороннего интереса — основная задача обучения. Развитие многостороннего интереса — основная дидактическая идея Гербарта. Эта идея оказалась чрезвычайно плодотворной — со времени Гербарта и вслед за ним проблема интереса становится важнейшей педагогической проблемой. До Гербарта интерес рассматривался как необходимое условие для овладения знанием, со времени Гербарта интерес сам является педагогической целью. Раньше следовали правилу: преподавай интересно для того, чтобы обеспечить более полное и основательное усвоение предмета; теперь это правило звучит так: преподавать так, чтобы преподавание не только стимулировало наилучшее усвоение нового учебного материала, но и побуждало к дальнейшим занятиям, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению.

Если объектом внимания И.Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 –1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, деятелей немецкого просвещения и классической философии.

Дистервег, геометр по образованию, пишет: « Естественные существа могут стать только тем, для чего они созданы. И они созданы для того, к чему имеют задатки... Из желудя при благоприятных обстоятельствах вырастает дуб и ничто другое, а из луковицы гиацинта не что иное, как гиацинт... Точно также обстоит дело и с человеком» - этот «вечный и неизменный закон природы» Дистервег кладет в основу развития способностей и приобретения личностных качеств вслед за Песталоцци. «Обучай природосообразно», «Обучай культуросообразно» - гармоническое сочетание культуры с природой определяет общую цель воспитания в понимании Дистервега. Формулирует он ее как «Самодеятельность на служении истине, красоте, добру».

«не только образование в целом, но и отдельные знания сообщить нельзя. Для их усвоения необходимо напряжение собственной мысли учащихся, их активная умственная деятельность».

Дистервег, обучая геометрии и основам чертежа, создает дидактику развивающего обучения, формулируя задачу развивающего обучения: возбуждать познавательные способности с учетом особенностей развития мышления обучающегося. Важным он считает элементарный, развивающий, эвристический метод обучения, каким является диалогический (вопросный) способ преподавания, в отличие от «научного», сообщающего или излагающего способа. Его призыв «Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)», адресован учителям, которых он, вслед за Коменским, сравнивает с солнцем во Вселенной. Учитель должен быть энергичным, волевым, обладать педагогическим тактом и дидактическими способностями, суть которых есть «сила твердого характера». Уделяя внимание вопросу интереса в обучении, Дистервег пишет: «Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Если мы желаем завладеть нераздельно вниманием толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать ее своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной».

Сделать обучение интересным, по мнению Дистервега, можно во-первых, посредством разнообразия; во-вторых, живостью учителя; в-третьих – всей его личностью вообще. « Разнообразие – услада жизни», - приводит он известную пословицу и призывает: « ...заботьтесь о разнообразии, изменении и перемене!». Особенное внимание уделяет он личности преподавателя: «Но разнообразие не все, и даже не самое главное. Гораздо важнее живость, подвижность, бодрость учителя, его естественная любовь к преподаванию и занятиям с детьми, его радость при успешности даже слабых попыток и т.д. ...искусство обучения заключается не в умении сообщать, но в умении возбуждать, будить, оживлять. ...старайся придать интерес обучению благодаря всей своей личности!». Как афоризм звучит фраза Дистервега: «Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин». «Где начинается скука, прекращается внимание, а, следовательно, и образование».

«Радостное сознание знания и умения!» - восклицает Дистервег, и мы согласны с ним, что нет стимула более действенного в развитии познавательного интереса, чем успех. «Знаток человечества и друг юношества вызывает у ученика желание учиться. Он дает ученику на каждой остановке обзор уже пройденного, так как для него это важнее изучения нового. Так пробуждает он в ученике живительное чувство приобретенной силы. Кто приобрел это чувство, не нуждается ни в каком другом побуждении к прилежанию. Он любит учителя, школу, предмет, а когда покинет школу, у него сохранятся полученные там стимулы. Углубиться в предмет, быть им поглощенным - значит вновь обрести самого себя».

Закончить хочется цитатой из книги А. Дусавицкого, со слов которого эта работа начиналась: «Интерес! Сила, зреющая в ребенке с первых месяцев жизни и сопровождающая наши мысли и чувства до глубокой старости. Иногда мучительно разрывающая человека на части, то вдруг пропадающая, как река в засуху, то вновь возникающая тонким родничком, предвестником безбрежного разлива.

Интерес, как сказочная птица Феникс, сама сжигающая себя на костре и вновь возрождающаяся из пепла.



Откуда он в нас, можем ли мы владеть им или интерес – наш поводырь, и мы лишь слепо подчиняемся его капризам?» Вот те вопросы, которые стоят вечно перед психологами и педагогами, философами и социологами и которые мы попытались рассмотреть в историческом аспекте образования и обучения, в формировании педагогической мысли прошедших веков.
Список литературы

1. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения Гербарта в систематическом извлечении/ И.Ф. Гербарт. - М., 1906 – 365с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения/ А Дистервег. - М., 1956 –374с.

3. Дусавицкий А.Ф. Загадка птицы Феникс/ А.Ф. Дусавицкий. - М., Знание, 1978 –128с.

4. Коменский Я.А. Дидактические принципы/ Я.А. Коменский. - Учпедгиз, М., 1940 –92с.

5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения/ И.Г. Песталоцци. - М., 1963 .

Ретроспектива развития познавательного интереса в приложении к графическим
80.55kb.

14 12 2014
1 стр.


Интеллектуально-краеведческие игры

Для развития и поддержания познавательного интереса, для формирования навыков исследовательской и частично-поисковой деятельности проводятся краеведческие олимпиады и конкурсы

375.95kb.

13 10 2014
2 стр.


Что? Где? Когда?

Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к точным наукам

53.23kb.

10 09 2014
1 стр.


Занятие математического кружка по теме: «Старинные русские меры длины в сказках»

Воспитательная – воспитание самостоятельности в суждениях, развитие познавательного интереса, расширение кругозора

61.69kb.

08 10 2014
1 стр.


«Длина окружности и площадь круга»

Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету, коммуникативной и диалоговой культуры учащихся

89.84kb.

02 10 2014
1 стр.


Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей

59kb.

10 09 2014
1 стр.


Австалия – материк загадка

Цель урока: Развитие познавательного интереса к предмету. Повторение, обобщение, закрепление изученного материала. Формирование умения выступать перед аудиторией

87.05kb.

10 10 2014
1 стр.


Викторина по станциям для первоклассников. Цель. Развитие познавательного интереса первоклассников, сплочение детских коллективов

Оборудование. Карточки с цифрами, картинки-подсказки: лебедь, коса, ласточка, стул

82.43kb.

25 12 2014
1 стр.