«Путешествие в королевство Математики».
(Математическая викторина по станциям для первоклассников.)
Цель. Развитие познавательного интереса первоклассников, сплочение детских
коллективов.
Задачи. Развитие внимания, логического мышления, быстрой реакции детей,
предметных навыков.
Описание. Викторина проходит в виде путешествия по станциям и маршрутным листам.
На каждой станции детям предлагаются задания определённого вида, за
выполнение которых начисляются баллы. Команда, получившая наибольшее
количество баллов, является победителем.
Оборудование. Карточки с цифрами, картинки-подсказки: лебедь, коса, ласточка, стул,
аист или сучок, 2 кружка, замок; геометрические фигуры из картона: большой
жёлтый круг, маленький зелёный квадрат, маленький синий круг, большой
красный треугольник, маленький зелёный треугольник, вывески
с названиями станций, листы с числовыми домиками, мольберт с
заготовленным кроссвордом, фишки за правильные ответы, маршрутные
листы, грамоты.
Ведущий.1,2,3,4,5 – начинаем мы играть. У нас сегодня не просто игра, а путешествие в королевство Математики. Ой, кто-то стучится в дверь. Кто это?
Королева. Здравствуйте, учителя и ребята. Я – королева Математика. Я слышала, что вы хотите отправиться ко мне в гости. Это так? Тогда отгадайте загадки про моих помощников, про цифры.
1-ый ученик. Вот шея гибкая,
Вот тело,
К воде склонилась голова.
. Ты птицу нарисуй умело,
И это будет цифра…(два).
2-ый ученик. Налитая, симпатичная
Цифра самая отличная
Должен сразу ты сказать:
«Ну, конечно, это…(пять).
3-ий ученик. Летом траву я кошу на лугах
Зимою я – на гвозде в сенях. (Семь.)
4-ый ученик. Я – горбатая старушка,
Или стружка – завитушка,
Или ласточка, смотри,
Ну, конечно, это…(три).
5-ый ученик. Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире,
Стул похож стал на…(четыре).
6-ой ученик. Похожа эта цифра на крючок,
А может, на обломанный сучок.
На одной ноге в болоте,
Вы меня легко найдёте. (Один.)
7-ой ученик. Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков.
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружков. (Восемь.)
8-ой ученик. Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь. (Девять.)
9-ый ученик. Цифра эта - дверной замок:
Сверху крюк, внизу - кружок. (Шесть.)
10-ый ученик. Эта цифра – простой кружок,
Но не бросай её, дружок.
Ведь она тоже пригодится,
Если рядом единица. (Ноль.)
Королева. Молодцы ребята. Отгадали загадки. Ну а теперь я приглашаю вас к себе в королевство. Путешествовать вы будете классами со своими воспитателями по станциям. Чтобы вы не запутались, я приглашаю капитанов классов получить маршрутные листы. Удачи всем!
Станция «Геометрия».
Задачи: развитие умения определять и различать геометрические фигуры, развитие внимания и пространственного мышления детей.
Хранитель станции.
-
Дорогие ребята, рад вас приветствовать на станции «Геометрия». Геометрия – это раздел математики о пространственных отношениях и формах. Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете.
-
Вам будет предложено несколько заданий, которые вы должны выполнить за 5 минут. Чем больше заданий вы правильно выполните, тем больше баллов у вас будет.
Задание №1.
Сосчитайте, сколько треугольников на этом чертеже. Покажите их. Какая ещё геометрическая фигура здесь есть?
Ответ: 8 треугольников и 1 четырёхугольник. За каждую найденную фигуру – 1 балл. Всего 9 баллов.
Задание №2.
Используя эти 4 треугольника, составь 1 квадрат, а затем 1 треугольник.

Ответ: см. выше. 2 балла за каждую фигуру; всего 4 балла.
Задание №3.
Среди изображённых пяти фигур четыре имеют в чём-то сходство, а одна из них отличается. Найдите эту лишнюю фигуру. Чем она отличается от остальных?
Ответ: 4-ая фигура лишняя, т.к. состоит из треугольника и круга, а все остальные из квадратов и кругов. За правильный ответ с обоснованием 2 балла.
Задание №4*.
Назовите четыре геометрические фигуры, размещённые внутри каждого квадрата. Проследите за тем, как изменяется расположение этих фигур в первых трёх квадратах. Заполни пустые клетки последнего квадрата так, чтобы продолжалось замеченное вами изменение в расположении фигур.
О
твет:
1 балл за каждую правильно расположенную фигуру. Всего 4 балла.
Хранитель станции. Молодцы ребята. Вы постарались и заработали … баллов. Счастливого вам дальнейшего путешествия.
Станция « Арифметика».
Задачи: отработка знания состава чисел в пределах 10
, сложения и вычитания в пределах 10, развитие быстроты реакции.
Хранитель станции.
-
Рад вас приветствовать на станции «Арифметика». Арифметика – это раздел математики, в котором изучаются числа и действия с ними. А какие арифметические действия вы знаете?
-
А считать вы хорошо умеете? Сейчас я это проверю.
Задание №1.
Перед вами числовые домики. Вы должны их заселить за 1 минуту.
Ответ:
1 балл за каждую верную пару чисел. Всего 13 баллов.
Задание №2.
Предлагаю вам отправиться в полёт. Мне нужны 3 команды по 5 человек. Ваша задача – решить пример, записать ответ, передать мел следующему. Побеждает команда, не допустившая ошибок.
8+2= 10 5+2= 7 6+2= 8
9-3= 6 9-5= 4 9-4= 5
5+4= 9 6+4= 10 4+4= 8
10-3= 7 10-5= 5 10-4= 6
7+0= 7 8+0= 8 9+0= 9
Ответы: см. выше. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 15 баллов.
Задание №3.
-
Запишите число 23.
-
Напишите справа от него другое число, которое будет состоять из тех же цифр, но расположенных в другом порядке.
-
Сравните данные числа и поставьте соответствующий знак.
Ответ: 23<32. За каждый правильно выполненный шаг 1 балл. Всего 3 балла.
Задание №4*. Задачи в стихах.
Ровно в семь часов утра
Собиралась детвора
За грибами в лес пойти.
Ну, счастливого пути!
А к двенадцати часам
Возвратились по домам.
Сколько времени в пути
Были наши малыши? (5 часов.)
Муравьишка шёл домой,
Вёз в тележке груз такой:
Две травинки, две былинки,
Три тяжёлые хвоинки.
Сколько разных вещей
Вёз в тележке муравей? (7.)
День рождения у лисицы.
Это кто к ней в дверь стучится?
Волк, медведь, барсук, енот,
Даже серый Васька-кот!
Прискакала даже белка!
Сколько надо всем тарелок? (6.)
Витя маме помогал:
Он морковку натирал.
Шесть морковок Витя съел.
Сколько натереть успел,
Если мама для салата
Их на тарелку восемь клала? (2.)
У волчицы пять волчат,
У лисицы пять лисят.
Малыши играют дружно,
Обижаться им не нужно.
Кто ответит всех быстрей:
Сколько было малышей? (10.)
Ответы: см. выше. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов.
Хранитель станции. Вы, ребята постарались и заработали … баллов. Успехов вам в дальнейшем путешествии.
Станция «Внимание».
Задача: развитие внимания и пространственного мышления детей.
Хранитель станции. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.
Хочу предложить вам задания на развитие внимания.
Задание №1.
Назовите все предметы на рисунках (см. рис.1, 2).
Ответы:
-
лейка, ведро, стакан, тарелка, бутылка – 1балл;
-
глобус, карандаш, книга, стёрка – 1 балл.
Всего 2 балла.
Задание №2.
Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, что забыл нарисовать художник (см. рис.3).
Ответы:
-
у самовара – краника;
-
у лейки – дырочки для воды;
-
у будильника – минутной стрелки;
-
у замка – дырки для ключа;
-
у жука – левого усика, левой задней лапки, полос на голове и теле слева.
1 балл за каждый правильный ответ. Всего 5 баллов.
Задание №3.
Внимательно посмотрите на верхний и нижний рисунки (см. рис.4). Назовите все отличия, которые вы заметили.
Ответы:
-
один гвоздик заштрихован;
-
заплатка на рукаве;
-
точки на туловище и на ремешке сумки;
-
пряжка на ремешке сумки;
-
у 3-его котика на верхнем рисунке нет носика;
-
нет складок у глаз у 2-ого котёнка;
-
нет бровей у 3-его;
-
на одном ремешке штриховка;
-
на одной коробке цифра 3;
-
отвороты на коробке;
-
нет одного глаза у 5-ого котёнка.
1 балл за каждое найденное отличие. Всего 11 баллов.
Задание №4*.
Внимательно послушайте задание и выполните его:
-
прикрепите к доске большой жёлтый круг,
-
слева от него – маленький зелёный квадрат,
-
под ним – маленький синий круг,
-
справа от него – большой красный треугольник,
-
над ним – маленький зелёный треугольник.
Ответы:
1 балл за каждый правильно выполненный шаг. Всего 5 баллов.
Хранитель станции. Хорошо, ребята, потрудились и заработали…баллов. Удачи вам в дальнейшем!
Станция «Смекалка».
Задачи: развитие смекалки, логического мышления детей.
Хранитель станции. Добрый день, ребята. Вы любите решать задачи на смекалку, сообразительность? Сейчас я вам предложу некоторые из них.
Задание №1.
Это магический квадрат. Если сложить числа, расположенные по горизонтали, по вертикали и по диагонали, получится одно и тоже число. В этом квадрате, нужно разместить числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6.
Ответ: За каждое правильно расставленное число 1 балл. Всего 6 баллов.


Задание №2.
Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади, Один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей?
Ответ: 3 гуся. 2 балла.
Задание №3.
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 8 детей. 2 балла.
Задание №4.
Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?
Ответ: по одному яйцу, т.к. их было трое: дед, отец, сын. 2 балла.
Задание №5.
У Оли, Ани и Яны было три разноцветных шарика: жёлтый, красный и синий. Скажите, у кого, какой шарик. Если жёлтый шарик не у Оли, красный не у Ани и не у Оли.
Ответ: у Оли – синий, у Ани – жёлтый, у Яны – красный. 2 балла.
Хранитель станции. Молодцы ребята. Вы постарались и заработали … баллов. А теперь возвращайтесь в музыкальный зал.
Королева. Подходит к концу ваше путешествие по моему королевству. Ну а пока учителя подводят итоги, я предлагаю вам отгадать кроссворд.
Кроссворд-ребус.
Решите числовые ребусы и назовите ответы.
По горизонтали:
-
7Я
-
3ТОН
-
ПО2Л
-
100Л
-
ГОСП1
-
40А
-
4СТА
-
5ДЕСЯТ
-
6СОТ
-
1000000ЕР
В выделенных клетках
по вертикали:1000000000ЕР.
Ответы:
-
Семья.
-
Тритон.
-
Подвал.
-
Стол.
-
Господин.
-
Сорока.
-
Четыреста.
-
Пятьдесят.
-
Шестьсот.
-
Миллионер.
-
Миллиардер. (По вертикали.)
Подведение итогов. Награждение участников и победителей.
Литература.
-
Горемыкина О.Г. Праздник «От 0 до 10». Журнал «Педагогическое творчество» №2, 2002, с.3.
-
Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя: перевод с болгарского. – М.: Просвещение, 1993.
-
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы – СПб.: Лань,1994.
-
От 1 до 10: Занимательный материал к работе над нумерацией первого десятка на уроках математики в начальной школе. - Йошкар-Ола, МИО, 1992.
-
Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, литературные и математические задания: 1-4 кл. – Тула: ООО Издательство «Родничок», 2004.
-
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998.