Барнаул 2009
Методическое пособие является одним из элементов комплекса учебно-методических материалов, предназначенных для обучения слушателей заочного обучения.
Включает в себя грамматический материал, необходимый для овладения умениями и монологической и диалогической речи, а также навыками чтения и перевода специальной литературы.
Цель пособия – обеспечить слушателей заочного обучения грамматическим материалом, способствующим развитию навыков монологического и диалогического высказывания на немецком языке по изучаемой теме. Пособие содержит теоретический материал, тренировочные упражнения, базирующиеся на юридической лексике.
Данные методические рекомендации являются пособием по практической грамматике немецкого языка для слушателей заочного отделения.
Пособие содержит:
Данное пособие построено на основе лексического материала по теме – Юриспруденция.
Весь грамматический материал разбит на 13 занятий. Каждое занятие содержит теоретическую часть, два тренировочных упражнения по теме и проверочный тест, ключи к которому даны в конце методического пособия.
В пособии рассматриваются следующие грамматические темы:
11)Страдательный залог - Passiv,
12)Распространенное определение;
13)Сложноподчиненное предложение.
1) модальные глаголы,
2) возвратные глаголы;
Занятие № 8. Предлоги, требующие Dat, Akk, Gen
Занятие № 9. Инфинитивные обороты: um+zu+Inf, statt+zu+Inf,
ohne+zu+Inf
В немецком языке существует несколько типов предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное и восклицательное.
1) в повествовательном предложении:
Прямой порядок слов: первое место – подлежащее, второе место – сказуемое, далее – второстепенные члены предложения.
Обратный порядок слов: первое место – один второстепенный член предложения, второе место – сказуемое, третье место – подлежащее, далее второстепенные члены предложения.
Heute mache ich die Übung. Сегодня я выполняю упражнение.
2) в вопросительных предложениях: первое место – сказуемое, второе место – подлежащее, далее второстепенные члены предложения. Machst du die Aufgabe heute? Выполняешь ты сегодня упражнение?
Если есть вопросительное слово, то оно ставится на первое место в предложении; далее порядок слов остается прежним.
Was machst du heute? Что ты сегодня делаешь?
3) в восклицательных предложениях: глагол ставится на первое место в предложении.
Mache die Übung! Выполняй упражнение!
Если есть подлежащее (в вежливой форме), то оно ставится после глагола.
Was- что,
Welcher - который, какой,
Wessen - чей,
Wem- кому,
Wen-кого.
Тема: Склонение личных, притяжательных и указательных местоимений
Единственное число |
Множественное число |
Ich-я |
Wir -мы |
Du - ты |
Ihr - вы |
Er-он |
Sie - они |
Sie - она |
Sie - Вы |
Es - оно |
|
Nom (им.п.) |
ich-я |
du - ты |
er-он |
sie - она |
es - оно |
Gen (род.п.) |
meiner - мой |
deiner -твой |
seiner - его |
ihrer - её |
seiner - его |
Dat (дат.п.) |
mir - мне |
dir - тебе |
ihm - ему |
ihr - ей |
ihm - ему |
Akk (вин.п.) |
mich - меня |
dich - тебя |
ihn - его |
sie - её |
es - его |
Nom (им.п.) |
wir- |
мы |
ihr- |
вы |
sie -они |
Sie - Вы |
Gen (род.п.) |
unser |
-наш |
euer |
-ваш |
ihrer - их |
Ihrer - Ваш |
Dat (дат.п.) |
uns- |
нас |
euch |
-вам |
ihnen - им |
Ihnen - Вам |
Akk (вин.п.) |
uns - |
нам |
euch |
-вас |
sie - их |
Sie - Вас |
Sagen Sie bitte noch einmal. – Скажите это, пожалуйста, еще раз.
Meiner - мой - (чей?)
|
Maskulinum |
Neutrum |
Femininum |
Plural |
Nom (им.п.) |
dein |
dein |
deine |
deine |
Gen (род.п.) |
deines |
deines |
deiner |
deiner |
Dat (дат.п.) |
deinem |
deinem |
deiner |
deinen |
Акк (вин.п.) |
deinen |
dein |
deine |
deine |
Ich helfe meiner Mutter. -Я помогаю своей маме.
Du hilfst deiner Mutter. - Ты помогаешь своей маме.
Er hilff seiner Mutter. - Он помогает своей маме.
Sie hilft ihrer Mutter. - Она помогает своей маме.
Wir helfen unserer Mutter. - Мы помогаем своей маме.
Ihr helft eurer Mutter. - Вы помогаете своей маме.
Sie helfen ihrer Mutter. - Они помогают своей маме.
Sie helfen Ihrer Mutter. - Вы помогаете своей маме.
Übung
Переведите на русский язык
jener - тот
dieser - этот
solcher - такой
es, das - это
Übung
I. Ответьте на вопросы, обращая внимание на местоимения.
1. Das sind unsere Freunde mit... Auto.
a) dein
a) mein
a) meine
b) mein
a) ihre
b) seinen
c) sein
a) meine
c) euer
Местоимение man употребляется в немецком языке вместо одушевленного, выполняя в предложении функции подлежащего, при этом оно не переводится. Сказуемое получает суффикс 3-го лица единственного числа (местоимения - er, sie, es).
Man muß diese Übung machen. - Это упражнение нужно выполнить.
Обратите внимание на перевод:
man darf - можно
man darf nicht - нельзя
man kann - можно
man kann nicht -нельзя
man muß - нужно, необходимо
man soll - надо, нужно, необходимо
1) Переведите предложения на русский язык, обращая внимание на местоимение man:
Тема: Имя существительное и служебные слова при нем (das Substantiv).
1) Типы склонения имен существительных.
В немецком языке все существительные делятся на три рода: существительные мужского рода (Maskulimun), существительные женского рода (Femininum), существительные среднего рода (Neutrum). Существительные мужского и среднего родов делятся на существительные слабого и сильного склонения.
Характерным признаком сильного склонения является - окончание -(e)s в родительном падеже единственного числа.
Склонение существительных мужского рода сильного склонения
|
с определенным артиклем |
с неопределенным артиклем |
Nom (им.п.) |
der Vater |
ein Vater |
Gen (род.п.) |
des Vaters |
eines Vaters |
Dat (дат.п.) |
dem Vater |
einem Vater |
Akk (вин.п.) |
den Vater |
einen Vater |
|
с определенным артиклем |
с неопределенным артиклем |
Nom (им.п.) |
das Kind |
ein Kind |
Gen (род.п.) |
des Kindes |
eines Kindes |
Dat (дат.п.) |
dem Kind |
einem Kind |
Akk (вин.п.) |
das Kind |
ein Kind |
Отличительным признаком слабого склонения является окончание -(е)n во всех падежах кроме именительного.
|
с определенным артиклем |
с неопределенным артиклем |
Nom (им.п.) |
der Junge |
ein Junge |
Gen (род.п.) |
des Jungen |
eines Jungen |
Dat (дат.п.) |
dem Jungen |
einem Jungen |
Äkk (вин.п.) |
den Jungen |
einen Jungen |
По данному типу склоняются существительные мужского рода,
- оканчивающиеся на -е: der Knabe, der Junge;
- оканчивающиеся на -ent, -ant, -and, -ist: der Student, der Doktorant, der Musikant, der Polizist;
- обозначающие профессию: der Biologe, der Diplomat.
Склонение существительных женского рода
|
с определенным артиклем |
с неопределенным артиклем |
Nom (им.п.) |
die Frau |
eine Frau |
Gen (род.п.) |
der Frau |
einer Frau |
Dat (дат.п.) |
der Frau |
einer Frau |
Akk (вин .п.) |
die Frau |
eine Frau |
Характерным признаком женского склонения является то, что существительные не получают окончание. К этому типу относятся все существительные женского рода.
|
с определенным артиклем |
с неопределенным артиклем |
Nom (им.п.) |
der Name |
ein Name |
Gen (род.п.) |
des Namens |
eines Namens |
Dat (дат.п.) |
dem Namen |
einem Namen |
Akk (вин.п.) |
den Namen |
einen Namen |
Отличительным признаком данного типа склонения является прибавление окончания -ns в родительном падеже и окончания -n в дательном и винительном падежах.
Название лиц получают только в родительном падеже -s, если они употребляются без артикля:
Annas Vater, Iras Buch.
2) Cклонение имен существительных во множественном числе.
Все существительные в немецком языке во множественном числе получают одинаковые артикли, независимо от рода.
Nom (им.п.) |
die Väter |
Kinder |
Jungen |
Frauen |
Gen (род.п.) |
der Vater |
Kinder |
Jungen |
Frauen |
Dat (датл.) |
den Vätern |
Kindern |
Jungen |
Frauen |
Akk (вин.п.) |
die Väter |
Kinder |
Jungen |
Frauen |
Во множественном числе существительные мужского н среднего родов получают окончание -е, либо нулевое окончание, исключение -er. Существительные женского рода во множественном числе получают окончание -еn.
3) Употребление существительных без артикля.
В немецком языке без артикля употребляются существительные, обозначающие названия, имена собственные, названия городов, населенных пунктов:
Anna, Olga, Petrow, Barnaul, Russland.
Исключения составляют названия стран (женского рода): die Türkei, Die Tschehische Republik, die Bundesrepublik Deutschland, die Schweiz.
I. Поставьте существительные в скобках в нужном падеже:
1. In diesem Laden verkauft man (der Mantel, das Hemd, das Kleid, der Schuh).
1. Die Firma sucht...
a) Herzen
b) Herzens
c) Herz
a) Flüsse
В немецком языке существует два отрицания: nicht, kein.
Отрицание kein употребляется с существительными, в предложении оно
ставится перед существительным; во всех других случаях употребляется
отрицание nicht, оно может ставится после глагола, либо в конце
предложения.
Er hat heute keine Vorlesung. - У него сегодня нет лекции.
Er übersetzte diesen Text nicht. - Он не перевел этот текст.
I. Употребите отрицание nicht:
1. In unserem Haus gibt es ... Fahrstuhl.
a) kein
b) nicht
a) kein
3. Die Versammlung findet... heute statt.
a) nicht
b) kein
a) nicht
b) kein
5. Dieses Buch bekommst du in ... Bibliothek.
b) nicht
a) kein
b) nicht
7. Du hast in der Übung ... fehlerhaften Satz.
a)kein
b) nicht
a) kein
b) nicht
9. Heute haben wir ... Bummel durch die Stadt.
a) kein
b) nicht
a) kein
Тема: Числительное (Numeralien/Zahlwörter)
Числительные от 0 до 12 являются корневыми.
1 eins |
7 sieben |
2 zwei |
8 acht |
3 drei |
9 neun |
4 vier |
10 zehn |
5 fünf |
11 elf |
6 sechs |
12 zwölf |
Для образования числительных от 13 до 19 к корню числительного прибавляется числительное zehn:
13 drei+zehn=dreizehn |
14 vier+zehn=vierzehn |
15 fünf+zehn=fünfzehn |
18 acht+zehn=achtzehn |
19 neun+zehn=neunzehn |
HO: 16-sechzehn, 17 siebzehn |
15 12 2014
5 стр.
14 12 2014
6 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
15 10 2014
7 стр.
16 12 2014
7 стр.