Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию


ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Орловский филиал ИСМО РАО



ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения филологического факультета

Специальность: 050301 – русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Учебно-методическое пособие по курсу «История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него входят задания для самостоятельной работы, системы заданий к практическим занятиям, ряд приложений, список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену.


Памяти профессора Р.Н.Попова

СОДЕРЖАНИЕ




Вводные замечания 3

Лекционный курс (планы лекций, вопросы для самопроверки) 5

Задания к практическим занятиям, тексты для анализа. 12

Приложение 1 Некоторые особенности древнерусского языка. 32

Приложение 2. \ 44

Введение


Важнейшим источником познания истории и культуры народа является язык. Специфика курса "История русского литературного языка" состоит в том, что его изучение позволяет представить процесс формирования основных свойств русского национального и собственно литературного языка. Кроме того, проблематика курса позволяет формировать системное филологическое мышление: студент использует знания, полученные ранее при изучении лингвистических и литературоведческих дисциплин.

Основными принципами работы являются следующие:



  • источниками изучения являются тексты различных периодов существования языка;

  • древнерусские тексты и тексты языка русской народности анализируются на фоне современного русского языка с учётом явлений всех языковых уровней;

  • при анализе текстов всех периодов учитываются экстралингвистические (внеязыковые) факторы, текст интерпретируется как структурно организованный план выражения различных типов информации.

Основная часть текстов приводится в соответствии с современной графикой: "юсы", "ижица", "омега", "зело", и "десятеричное", "ук", "ять", "кси", "пси", "фита", модификации е, у заменены соответствующими буквами или их сочетаниями. Устранены все надстрочные знаки, даётся строчное расположение букв с пробелами между словами.

Для облегчения чтения древнерусских и старорусских текстов (тексты взяты из Хрестоматии по истории русского литературного языка (составитель А.Н.Кожин) – М., "Высшая школа", 1974) даны приложения, содержащие описание некоторых особенностей древнерусского языка и истории русской письменности.

На аудиторное изучение программы курса отводится лекций – 10 часов, практических занятий – 12 часов, которые проводятся на 5 курсе в двух семестрах. Учебным планом предусмотрена контрольная работа и экзамен.

В качестве видеоподдержки курса используются учебные фильмы, созданные под руководством профессора Р.Н.Попова ("Языковые особенности "Слова о полку Игореве", "Язык и стиль произведений А.С.Пушкина. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро", "М.Ю.Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций", "Речевая характеристика героев рассказов и пьес А.П.Чехова").

Контрольная работа выполняется в межсессионный период.

На экзамене по курсу "История русского литературного языка" студент должен обнаружить знания в следующем объёме:

материалы лекций, практических занятий, контрольной работы;

материалы дополнительной самостоятельной работы с учебной и научной литературой (см. список в конце данного пособия и вопросы для самопроверки по программе курса);

знание литературы по изучаемым проблемам (учебная и научная литература рекомендована с учётом полноты/аспектности освещения соответствующих вопросов курса).

Критерии оценки ответа на экзамене:

владение теорией (обязательно использование соответствующих терминов), умение дать чёткое определение характеризуемому явлению;

владение языковым материалом (обязательно каждый тезис подтверждать соответствующими языковыми примерами);



последовательность, логичность ответа.

Лекционный курс.

ЛЕКЦИЯ № 1.
Введение. Вопрос о происхождении древнерусского языка (2 ч.).


План:

  1. Предмет истории русского литературного языка. Отношение курса к другим лингвистическим дисциплинам.

  2. Понятие о литературном языке. Его основные признаки: нормативность, стилистическая дифференциация.

  3. Исторические изменения в литературном языке. Связь языка с историей общества, культуры, литературы.

  4. Общие закономерности развития литературного языка. Принципы периодизации истории русского литературного языка. Языковые источники.

  5. Проблема происхождения литературного языка древнерусской народности.

  6. Литература к курсу.

Вопросы для самопроверки:

  • Как вы понимаете предмет курса "История русского литературного языка"? Чем он отличается от курса старославянского языка, от исторической грамматики и диалектологии?

  • Что вы можете сказать о норме и стилистической дифференциации литературного языка? Как вы понимаете термины норма и стиль литературного языка?

  • Какие исторические изменения в литературном языке происходят и с чем они связаны (изменения в лексике, грамматическом строе, в стилистике литературного языка)?

  • Какие общие закономерности развития русского литературного языка вы знаете (отношения между народно-литературным языком и языком церковнославянским, литературным языком и просторечием, литературным языком и диалектами)?

  • На какие периоды делится история русского литературного языка? (Дайте их краткую характеристику). Что понимается под языковыми источниками истории русского литературного языка?

  • Как освещали вопрос о происхождении древнерусского языка А.А.Шахматов, С.П.Обнорский, В.В.Виноградов?

следующая страница>


Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения филологического факультета Специальность: 050301 русский язык и литература

«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него входят задания для самостоятельной работы, системы

593.39kb.

15 10 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности
1189.98kb.

18 12 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «История». Казань, 2008. 79 с

История средних веков: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «История». – Казань, 2008. – 79 с

965.62kb.

12 10 2014
4 стр.


и050303 «Иностранный язык (Английский)»

Данное пособие предназначено для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 050303 «Иностранный язык (Английский)» и освещает одну из наиболее трудных тем из кур

66.74kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

533.16kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов 1 и 2 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07. 00. 02. отечественная история
598.96kb.

12 10 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета нгпу, обучающихся по специальности «050502 Технология и предпринимательство»
849.94kb.

18 12 2014
5 стр.


Методическое пособие предназначено для студентов I курса заочного отделения» (степень
1504.63kb.

14 12 2014
10 стр.