Перейти на главную страницу
Задачи занятия условно можно разделить на три типа:
1. познавательные, например:
- сформировать представление об особенностях материнской любви.
2. коррекционно-развивающие, например:
- развивать речевую активность, пополнить словарный запас: «забота, бескорыстная любовь»;
- развивать умения делать выводы, сравнивать и устанавливать причинно следственные связи.
3. воспитательные, например:
- воспитывать уважительное отношение к матери;
- развивать навыки сотрудничества с другими детьми.
Как правило, в методически грамотном занятии выделяют задачи всех трех типов.
Методы и приемы работы (под каждую задачу воспитатель подбирает свои методы и приемы). Их эффективность определяет качество занятия и его результативность (какие социальные знания воспитанники получили, какой опыт позитивных отношений приобрели, что самостоятельно могут делать).
Литературный ряд: Лопатина А.А., Скребцова М.В. «История о чайке» или А. Платонов «Безручка».
Зрительный ряд: презентация, карточки, билет-репродукция Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Музыкальный ряд: звуки моря
Продолжительность занятия – 35 минут
Второй этап – проведение воспитательного занятия. Он включает в себя эмоционально-мотивационный настрой детей на занятие, процессуальную часть занятия, рефлексивно-оценочную деятельность воспитанников в процессе его окончания и завершение. Предлагаем использовать презентацию. Тема (слайд №1)
1. Любое воспитательное занятие начинается с эмоционально-мотивационного настроя детей на ход его проведения. Средствами достижения этого могут быть: музыкальное и световое оформление помещения, преобразование пространства группы, создание необычной мизансцены, особые ритуалы, церемонии, магические слова, имеющие для данной группы детей символический смысл. Эмоциональное обращение к участникам направленно не только на желание педагога возбудить интерес к происходящему, но и способствует мотивации детей на познание и дальнейшее действие, т.е. позволяет обнажить личностный смысл участия в нем каждого члена группы.
- Образ этого человека живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим. Даже когда ты станешь взрослым, всегда будешь помнить его голос, руки, глаза. Ты ещё не умел ходить, а тебя понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.
- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь?
- Да, совершенно верно, это занятие мы посвящаем мамам. (Слайд №2)
2. Процессуальная часть занятия нацелена на достижение определенного воспитательного результата. В ней находит свое отражение процесс реализации поставленных педагогом задач, через актуализацию знаний, объяснение нового материала, практической его реализации и закрепление пройденного. Здесь необходимо помнить, что занятие не должно затягиваться, эмоционально и информационно перенасыщать детей.
Например:
- На этапе актуализации знаний по теме: «Любовь матери» можно использовать метод «ассоциаций». Для этого воспитанникам предлагается подобрать слова-ассоциации, которые приходят в голову, когда они слышат слово «мама». Работа осуществляется в парах (3 минуты). По окончанию заполняется слайд №3 (2 минуты)
- В процессе объяснения нового материала лучше использовать чтение (рассказ) притчи «История о чайке» (сказка «Безручка»). Если использовать музыкальный фон звуков моря, презентацию с изображением чайки, то это позволит детям более прочувствовать и понять происходящую ситуацию. Для активизации познавательной активности воспитанников после прочтения притчи (сказки) желательно задать детям вопросы и дополнить их ответы (10 минут):
-Как вы думаете, почему сын чайки ожил, когда мама чайка нашла его?
-Почему звезды помогли чайке найти сына?
-Расскажите о том, как ваша мама приходит к вам на помощь в трудные минуты жизни (для воспитанников школ-интернатов).
-Если бы чайка обратилась за помощью к вам, как бы вы ей помогли?
-Расскажите, каким вырастет сын чайки.
-Представьте, что звезды и чайки подружились. Расскажите, как звезды помогали чайкам в разных ситуациях, например: играли с птенцами чаек; учили их летать; помогали спастись от шторма и т.д.
- После этапа объяснение нового материала для профилактики утомляемости детей рекомендуется провести динамическую паузу. Для занятия по теме: «Любовь матери» эта может быть физкультминутка «Что делает мама дома» (2 минуты).
- Практика на данном занятии может проходить с использованием игры «Кто поможет маме». Дети делятся на группы в соответствии выбранной карточки с изображением: неба, земля, солнце, горы, звезды и т.д. Педагог просит детей от имени тех, кто им достался на карточках, придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например:
3. Рефлексивно-оценочная деятельность воспитанников осуществляется в конце занятия или во время свободного общения после его завершения. Чаще всего проводится в форме коллективного анализа занятия. Оценка проведенного занятия детьми может быть отмечена в цветовой гамме. Процесс рефлексии должен проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии ребенка, тогда ее результатом может стать осознание им так называемой, «ближайшей перспективы» своего социального и личностного развития.
Например, рефлексию воспитанников на занятие по теме: «Любовь матери» можно провести с помощью приема «Разговор в кругу», в ходе которого дети делятся своими впечатлениями и мнениями о том, что они узнали нового о любви матери (слайд №4), что пережили в процессе деятельности на занятиях (2 минуты).
4. Завершение занятия представляет собой его заключительную часть. Его назначение - стать конечной точкой, придающей занятию определенную завершенность и вызывающей у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами достижения завершения занятия могут быть слова признательности и благодарности всем участникам события, в том числе и сюрпризные моменты, оставленные «под конец», самодельные подарки и сувениры (1 минута).
ст. методист каф. педагогики и психологии ХК ИРО
Как утверждают психологи – чтобы понять и принять что-либо новое на уровне личностных установок и поведения нужно этот материал пропустить через себя. Это можно сделать на основе интерактивных форм обучения – «обучения через общение и опыт». Поэтому нашу встречу, посвящённую «Дню знаний» и «Семье» как значимых для вас и общества ценностей мы проведём в форме мини-тренинга.
Так как времени у нас немного прошу участников работать быстро, чтобы уложиться в отведённый лимит времени. У вас во время обсуждений могут возникнуть острые споры по важным для вас вопросам – но прошу вас отнестись к этому как игре, где победителем может оказаться тот, кто готов будет уступить, не поступившись своим мнением, ради выполнения задачи своей командой.
Задания мы будет выполнять в своих командах, что требует особых коммуникативных умений: слушать и слышать друг друга, приходить к общему решению, находить убедительные аргументы, отстаивая свою позицию, не принижая достоинства оппонентов и др. Я надеюсь, что у нас это получится. А сейчас я каждому из вас раздам строчки из известных песен. Ваша задача, получив листок и используя невербальные средства общения (мимика, жесты, звуки, но не слова, характерные движения в виде пантомимы) донести до других название этой песни. Таким образом, вы сможете найти свою команду. Всего у нас должно получиться четыре команды участников. (Приложениё 1). /Участники разбиваются на 4 команды и рассаживаются вокруг сдвоенных столов/.
После того, как мы разобрались с факторами риска, давайте не забудем отметить и факторы, которые положительно влияют на стабильность брака (слайд 3). Если вы не совсем согласны – выскажите свою точку зрения, но не забудьте усилить её необходимой аргументацией. /Открытая дискуссия – 1-2 мин./.
Я вижу, что вы готовы к активным командным действиям. Начинаем наш турнир. Каждая команда будет агентством «семьи и брака». Придумайте для своего агентства яркое, наполненное смыслом название.
Первое задание (слайд 4) – Сейчас я вам раздам листочки с изречениями древних философов о браке и семье (Приложение 2). Ваша задача совместно решить, актуальна эта мысль для наших дней или нет, а также согласиться или не согласиться с вердиктом известных философов. /Время для выполнения задания и представление ответов – 3-5 мин./
Брак – это не самоцель, а средство для создания стабильной семьи. В литературе много описывается типов неблагополучной семьи: конфликтная, асоциальная, аморальная, алкоголизированная и т.п. Скорее всего, это те семьи, в которых вы не хотели бы жить. Но прежде, чем создавать свою семью, нужно представлять модель отношений между супругами и детьми. Ведь именно психологический климат семьи, существующая в ней система отношений определяют её облик. Поэтому предлагаю вам отнестись к модели выстраивания отношений в благополучной, функциональной семье. Функциональной она называется потому, что родители в ней выполняют все функции в отношении детей, подготавливая их к жизни в современном обществе (слайды 5-7).
Как вы считаете любовь и влюблённость – это одно и то же или между ними есть разница? /ведущий проводит дискуссию в форме мозгового штурма, а затем предлагает для обсуждения (слайд 10). /Задача ведущего подвести участников к мысли о том, что создавая семью нужно уметь принимать обязательства, брать на себя ответственность за будущее благополучие своего супруга и детей. И что стабильные отношения не могут быть построены на мимолётных увлечениях и эгоистических установках. Обсуждая вопросы выстраивания интимных отношений между партнёрами, можно показать и обсудить с классом слайд №11.
Прежде чем построить такую пирамиду, вам нужно будет договориться. При этом помните, что на строительство «семейного храма» вам отводится только 7 минут времени. Поэтому проявите максимум гибкости и толерантности, принимая общее решение. /По завершению строительства группы демонстрируют пирамиду и комментируют свой выбор./.
В заключение отметьте, что все агентства поработали на славу, что нашей целью было – не выделять лучших, а более глубоко и всесторонне погрузиться в тему семьи и брака и извлечь свои жизненные уроки, совершить свои открытия. Предложите ребятам ещё раз провести диагностику своей готовности к вступлению в брак и созданию семьи. Проведите рефлексию занятия. Вопросы для рефлексии:
- Чем понравился, запомнился этот урок? Можно ли его назвать уроком жизни? Что можно было бы улучшить, сделать по-другому в организации и проведении такого урока? Хотели ли они участвовать в таких мини-тренингах в течение учебного года?
Если у вас останется время, и вы почувствуете, что старшеклассники не устали, то прежде чем проводить рефлексию, организуйте общую дискуссию (слайд 13).
Спасибо за внимание! Удачи в проведении тренинга!
Тренинг разработал:
А.А. Кибирев
доцент каф. педагогики
и психологии ХК ИРО
Приложение 1
Всё могут короли, всё могут короли
И судьбы всей земли вершат они порой
Но только по любви, но только по любви
Не может ни один, ни один король!
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Я верю только в это, любовь спасёт мир
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Парня молодого полюбила я
Парня полюбила на свою беду
Не могу признаться, слов я не найду
На улицах Саратова
Парней так много молодых
А я люблю женатого.
И судьбы всей земли вершат они порой
Но только по любви, но только по любви
Не может ни один, ни один король!
Я верю только в это, любовь спасёт мир
Я знаю пароль, я вижу ориентир
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Парня молодого полюбила я
Парня полюбила на свою беду
Не могу признаться, слов я не найду.
На улицах Саратова
Парней так много молодых
А я люблю женатого.
Кто первым дал заповедь людям:
Каждый пусть себе жену вровень берёт!
И будет счастлив.
Разве не всё равно, занят ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил? И не всё ли равно, плыть на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где ещё никто не плавал? Вот также всё равно, жить ли с женщиной, которую уже знавали многие, или с такой, которую никто не трогал.
…Должно жениться, начиная с тридцати лет, и до тридцати пяти… Ослушник же, не женившийся по достижении тридцати пяти лет, ежегодно должен в наказание выплачивать такую-то сумму, чтобы ему не казалось, будто холостая жизнь приносят ему облегчение и выгоду.
Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.
Задания для команд
№ |
Виды семей |
ДА |
НЕТ |
1. |
Мужчина и женщина, которые не женаты, но регулярно встречаются и у них нет общих детей |
|
|
2. |
Мужчина и женщина, которые не женаты, но живут вместе, и у них есть общие дети |
|
|
3. |
Два мужчины или две женщины, имеющие друг с другом сексуальные отношения |
|
|
4. |
Незамужняя женщина и ее дети |
|
|
5. |
Мужчина и женщина, у которых нет своих, но есть приёмные дети |
|
|
2. Ниже приводятся четыре утверждения. Какое из них вы бы использовали для того, чтобы объяснить, что такое семья? (Выберите только один ответ). Почему другие определения вам кажутся не совсем подходящими?
а) Семья - это один или несколько человек, кого ты сильно любишь и о ком заботишься, или те, кто сильно любит тебя и заботится о тебе.
б) Семья - это все люди, связанные родственными связями, а также через усыновление или брак, осуществляющие социализацию детей и поддержку членов семьи.
в) Семья - это люди, живущие вместе.
г) Семья - это люди, у которых общие ценности и цели в жизни.
Задания для команд
№ |
Виды семей |
ДА |
НЕТ |
1. |
Мужчина и женщина, которые не женаты, но регулярно встречаются и у них нет общих детей |
|
|
2. |
Мужчина и женщина, которые не женаты, но живут вместе, и у них есть общие дети |
|
|
3. |
Два мужчины или две женщины, имеющие друг с другом сексуальные отношения |
|
|
4. |
Незамужняя женщина и ее дети |
|
|
5. |
Мужчина и женщина, у которых нет своих, но есть приёмные дети |
|
|
2. Ниже приводятся четыре утверждения. Какое из них вы бы использовали для того, чтобы объяснить, что такое семья? (Выберите только один ответ). Почему другие определения вам кажутся не совсем подходящими?
а) Семья - это один или несколько человек, кого ты сильно любишь и о ком заботишься, или те, кто сильно любит тебя и заботится о тебе.
б) Семья - это все люди, связанные родственными связями, а также через усыновление или брак, осуществляющие социализацию детей и поддержку членов семьи.
в) Семья - это люди, живущие вместе.
г) Семья - это люди, у которых общие ценности и цели в жизни.
№ |
Сценарий развития отношений |
Примерное краткое описание сценария |
1. |
Встреча – секс - обязательства |
Молодые встретились, между ними возникли романтические отношения - их потянуло друг другу, возникли интимные отношений, девушка оказалась в положении - молодой человек сделал предложение |
2. |
Встреча – обязательства - секс |
Молодые встретились, влюбились друг в друга – приняли решение закрепить свои отношения в браке – начали интимную жизнь |
3. |
Секс – встреча - обязательства |
После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – поняли, что им хорошо друг с другом и продолжили встречаться – со временем решили пожениться |
4. |
Секс – обязательства – встреча |
После вечеринки юноша и девушка, отдавшись порыву, вступили в половые отношения – девушка оказалась в положении, родители настояли на браке – прожив несколько лет в браке, молодые люди поняли, что подходят друг другу |
5. |
Обязательства – секс – встреча |
Родители жениха отправили сватов к родителям девушки и получили их благословление на брак – закрепив отношения брачным договором, молодые люди вступили в интимные отношения – живя вместе как семья, они осознали, что созданы друг для друга |
6. |
Обязательства – встреча - секс |
Родители приняли решение поженить своих детей (молодой человек сделал предложение) – после свадьбы молодые не спешили с началом интимных отношений и решили проверить, насколько они подходят друг другу – поняв и проверив свои чувства, они вступили в интимные отношения. |
ЗАНИМАТЬСЯ СЕКСОМ |
ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ВМЕСТЕ |
БЫТЬ ВЕРНЫМ |
ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ |
СПОРИТЬ |
ПРИНИМАТЬ ДРУГОГО |
ЦЕЛОВАТЬСЯ |
НАСТАИВАТЬ НА СВОЁМ |
ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ |
УМЕНИЕ ИЗВИНИТЬСЯ |
БЫТЬ НА ОДНОМ КУЛЬТУРНОМ УРОВНЕ |
ПРОЩАТЬ |
КОМАНДОВАТЬ |
УВАЖАТЬ ПАРТНЁРА |
ГОВОРИТЬ КОМПЛИМЕНТЫ |
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ |
СЛУШАТЬ ДРУГОГО |
БЫТЬ ТАКТИЧНЫМ |
СОЧУВСТВОВАТЬ |
ФЛИРТОВАТЬ |
ЗАБОТИТЬСЯ |
УМЕНИЕ РАЗВЛЕКАТЬСЯ |
КРАСИВАЯ ВНЕШНОСТЬ |
БЫТЬ САМИМ СОБОЙ |
ДЕРЖАТЬСЯ ЗА РУКИ |
БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ |
БЫТЬ ЭГОИСТИЧНЫМ |
БЫТЬ ЩЕДРЫМ |
МНОГО ДЕНЕГ В КАРМАНЕ |
СПОСОБНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ |
ИМЕТЬ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ |
БЫТЬ СКРОМНЫМ |
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценност
12 10 2014
4 стр.
Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения
28 09 2014
1 стр.
Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области
15 10 2014
2 стр.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.
Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Мероприятия, посвященные образовательной программе по формированию семейных ценностей
01 10 2014
1 стр.
Жиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли)
24 09 2014
1 стр.