Перейти на главную страницу
|
Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области |
Планируется, что 1 сентября в школах области пройдет урок, посвященный памяти писателя и его творческому наследию. В учреждениях культуры состоятся тематические вечера. Специалисты проведут историко-полевые исследования и соберутся на Аксаковские чтения. В краеведческом музее откроется специальная экспозиция. Кроме того, должны быть установлены памятные кресты на предполагаемых местах захоронений Григория и Ольги Аксаковых Главные мероприятия пройдут в областном центре и в селе Аксаково, куда к 1 октября съедутся участники торжеств и творческих коллективов.
Министерством культуры, общественных и внешних связей области объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника «Аленький цветочек» в музее-усадьбе С.Т. Аксакова. К участию в нем приглашаются художники, скульпторы, архитекторы, студенты и выпускники архитектурных и художественных учебных заведений, а также авторские коллективы. Участникам предстоит создать образ «аленького цветочка» и проект памятника для его установки в бывшем имении деда, где писатель так часто бывал в детстве. Известно, что сказка «Аленький цветочек» была услышана маленьким Сергеем Аксаковым от ключницы Пелагеи именно в селе Аксаково и впоследствии опубликована писателем.
По замыслу организаторов конкурса, скульптура «Аленький цветочек» разместится в районе искусственного пруда, на песчаной площадке в начале липовой аллеи. Памятник должен органично вписаться в проект планировки и благоустройства участка, выполненного с использованием элементов ландшафта, декоративного мощения и подсветки.
Беседа о сохранении аксаковских мест в Оренбуржье, их историческом и культурном значении для популяризации творчества великого русского писателя, а также повышения имиджа области как хранительницы историко-культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма, состоялась в ходе визита председателя Правительства РФ Владимира Путина в Оренбург. Он поддержал идею празднования 220-летия со дня рождения Сергея Аксакова и создания памятника «Аленький цветочек» по мотивам популярной сказки писателя. Владимир Путин дал поручение провести конкурс на определение проекта памятника с целью его дальнейшей установки в селе Аксаково Бугурусланского района области и обещал финансовую поддержку проекту.
Для обеспечения высокого уровня конкуренции и исключения субъективности в оценках конкурсной комиссии проекты должны быть обозначены лишь девизом, состоящим из шести цифр, произвольно выбранных участником.
Согласно положению критериями оценки являются архитектурно-художественная выразительность скульптуры, пьедестала и ландшафтного дизайна прилегающей территории, соответствие проекта академическим традициям изобразительного искусства, гармоничное соотношение масштаба скульптуры и средового окружения.
Итоги конкурса станут известны не позднее 20 сентября. Их подведет специально созданная конкурсная комиссия из четырнадцати человек, в составе которой представители административных органов и деятели культуры. Победитель получит денежный приз в размере 60 тысяч рублей. Остальные участники будут отмечены благодарственными письмами.
В XVIII столетии древнему роду дворян Аксаковых принадлежало несколько имений. Одно из самых известных имений расположено в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. Впечатления от жизни в усадьбе составили основу знаменитых произведений Сергея Тимофеевича: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье рыбы», «Аленький цветочек» и других книг.
В настоящее время в усадьбе С.Т. Аксакова идет реставрация парка.
На объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1811-1826 гг. жил писатель С.Т. Аксаков» в Бугурусланском районе, в селе Аксаково, в настоящее время удалены сухостойные, суховершинные и больные деревья и кустарники. Разбита дорожно-тропиночная сеть и подготовлены площадки под скамейки и фонари. Произведена раскорчевка и выемка 5000 куб. м. грунта из озера. На восстановление липовой аллеи и парка усадьбы С.Т. Аксакова из средств областного бюджета в 2011 году было выделено 3 млн. рублей.
До середины сентября запланировано осуществить планировку парка, засыпку глиной с укаткой (для создания гидроизоляционного слоя), мощение белобутовым камнем и наполнение озера водой.
В конце сентября – начале октября в рамках празднования 220-летнего юбилея С.Т. Аксакова в целях популяризации музея-усадьбы в селе Аксаково Бугурусланского района запланированы областной фестиваль библиотечных и музейных программ и проектов «Аксаковская осень», III областной конкурс профессионального мастерства музейных работников, концерт «Обильный край, благословенный!», «Ночь в музее» (концерт классической музыки Самарской филармонии при свечах). Кроме того, усадьбу посетит делегация оренбургских писателей. Во время визита будет вручена ежегодная Областная аксаковская премия в области литературы и искусства (фонд премии составит 50 тысяч рублей), литературная премия «Капитанская дочка».
К юбилею писателя планируется издать книгу произведений С.Т. Аксакова, разработать и запустить отдельный сайт музея-усадьбы.
По инициативе комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по образованию, культуре, науке и спорту открыт благотворительный счет, средства которого будут направлены на развитие музея-усадьбы С.Т. Аксакова (ремонтно-реставрационные работы, обновление экспозиций, приобретение экспонатов и др.). Данный счет открыт на базе Некоммерческой организации «Оренбургский благотворительный фонд «Евразия».
Совместными усилиями обновленный музей-усадьба будет бережно хранить память о человеке, воспевшем алый цвет любви.
В образовательных учреждениях Оренбургской области 1 сентября 2011 года пройдут открытые уроки, посвященные знаменательной дате. И это не случайно. Творчество С.Т. Аксакова обладает богатейшим педагогическим, воспитательным потенциалом, оно помогает формировать человека, показывает ему, как жить в гармонии с собой и окружающим миром. Этот потенциал необходимо грамотно использовать в целях воспитания у юных граждан Оренбуржья лучших качеств.
Сергея Тимофеевича Аксакова называют певцом природы Оренбуржья. Это действительно так: он воспевает красоту, ценит своеобразие и природное очарование родного края.
Рекомендуется на уроке познакомить школьников с периодами жизни и творчества писателя и его произведениями согласно принципу возрастного соответствия.
Особое место в структуре урока рекомендуется отвести сопоставлению творчества С.Т. Аксакова с творчеством других классиков русской литературы и культуры: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, М.М. Пришвина и многих других деятелей отечественной культуры.
Помимо «горизонтального» (строго хронологического) знакомства с основными этапами биографии С.Т. Аксакова в рамках каждого класса целесообразно предусмотреть и «вертикальное» постижение (темы и проблемы) творческой жизни писателя. Такой подход даст возможность самым тесным образом связать факты, синхронизировать основные даты его биографии, научит соотносить их с ключевыми моментами истории и культуры, поможет привить школьникам вкус и навыки работы с историческим и художественным календарем.
Информация о местопребывании писателя в каждый момент его биографии должна сориентировать школьников в географии его жизни, а также в географии его художественных произведений. Особое внимание следует уделить аксаковским местам в Оренбуржье. Для того, чтобы изучение жизни и творчества С.Т. Аксакова в методическом отношении было полностью реализовано, имеет смысл учитывать такую постоянную категорию, как место действия художественного произведения.
Можно использовать следующий методический прием: на географической карте отметить специальными знаками маршруты жизни С.Т. Аксакова, а на воображаемой литературной карте – маршруты персонажей. Это поможет учащимся не только глубже и точнее воспринять произведения, но и освоить такие важные эстетические понятия, как время и пространство художественного произведения, то есть его хронотоп.
Знакомство с биографией С.Т. Аксакова рекомендуется строить на документальной основе. При этом документ следует понимать широко: это переписка, мемуары, воспоминания современников, дневник и другая литература, которая является в данном случае не только опорой, но и объектом текстуального изучения. Таким образом, специфика изучения биографии С.Т. Аксакова заключается в том, что это изучение биографии в документах.
Сделать рассказ о творчестве писателя красочным, интересным, запоминающимся учителю помогут изобразительный материал, оборудование и техническое оснащение уроков.
Зрительная память у детей развита гораздо лучше слуховой, они мыслят образами, у них прекрасное воображение и фантазия, поэтому правильно подобранный наглядный материал оставит в умах и сердцах детей память о творчестве С.Т. Аксакова и мотивирует их на продолжение знакомства с его литературным наследием.
В качестве наглядного материала могут быть использованы портреты писателя, его семьи и современников, копии документов (автографы писем Аксакова к родным, черновых записей произведений и т.д.), репродукции, фотографии (фотокопии) исторических мест, связанных с деятельностью С.Т. Аксакова, путеводители по музеям Аксакова (в Оренбургской области, в Уфе, в московской усадьбе Абрамцево), географические карты с маршрутами писателя.
Обзорному знакомству с творчеством С.Т. Аксакова будет способствовать работа с аннотированным списком его произведений.
Особое место на уроке рекомендуется отвести работе с текстом. Специфика выбора художественного текста для знакомства и изучения диктуется тем периодом биографии и тем творческим контекстом, который приходится на тот или иной класс. В каждом классе следует наметить для изучения именно тот период биографии Аксакова, который оказывается наиболее близок школьникам с точки зрения их возраста и специфических интересов. Так, например, в 6-7 классах учащиеся знакомятся с семейным и бытовым укладом семьи Аксаковых по документальной и мемуарной литературе, изучают автобиографическую дилогию «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».
В 8 классе школьники читают произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Параллельно с изучением его творчества учащиеся не только знакомятся с очерком С.Т. Аксакова «Буран», который в текстуальном плане буквально совпадает с описанием бурана в степи у Пушкина, но и с историей его создания, сопоставляют аксаковский очерк со стихотворением, написанным ранее и представляющим собой не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла очерка.
Таким образом, учащиеся смогут наглядно представить себе, насколько творчество их земляка С.Т. Аксакова важно для изучения классической русской литературы: для понимания идейного содержания, установления достоверной исторической основы художественного произведения и для выявления важной творческой связи одного писателя с другим.
Реализуя такой подход к изучению творчества двух талантливейших писателей, можно вывести восьмиклассников на обсуждение высказывания выдающегося российского историка и литературоведа В.В. Кожинова, который сказал, что «имя С.Т. Аксакова нужно поставить даже не в общем ряду, а в самом начале великой русской прозы, может быть, даже раньше А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».
Знакомство с сочинениями С.Т. Аксакова, а также биографические и мемуарные тексты позволят расширить кругозор учеников и дополнить его новыми сведениями о биографии и творчестве писателя.
Немаловажно рассмотреть на уроке такую проблему, как современное состояние изучения жизни и творчества С.Т. Аксакова. Разговор на эту тему предполагает обращение к важнейшим исследованиям отечественных и зарубежных ученых о писателе.
Уроку целесообразно обеспечить должный теоретический уровень, включить в него и предложить учащимся для осмысления смежные с теорией литературы понятия – из истории и теории эстетики, философии, общественно-политической мысли, краеведения (в том числе и литературного краеведения), а также лингвокраеведения. В ткань беседы с учащимися рекомендуется ввести те понятия из теории литературы, которые наиболее органично сочетаются с биографическим и художественным материалом, связанным с творчеством С.Т. Аксакова. В тех случаях, когда те или иные теоретические и эстетические понятия уже знакомы детям, учитель по своему усмотрению может использовать их для повторения, прокомментировав в связи с новым художественным материалом.
Интересным для ребят будет знакомство не только с произведениями С.Т. Аксакова, но и с той художественной или иной литературой, которая была актуальна для автора в момент создания им художественного произведения. Знакомство с книгами из его библиотеки позволит учащимся ближе прикоснуться к творческой лаборатории писателя, проследить путь от художественного замысла к его воплощению.
Интересной для школьников может стать тема «Жизнь и творчество С.Т. Аксакова и его семьи в кино, театре, живописи и музыке».
Возможно знакомство с основными крупными отражениями творчества С.Т. Аксакова в произведениях других видов искусства. В ходе обращения к художественным произведениям С.Т. Аксакова и к его биографии учащиеся будут приобщаться к наиболее известным кинофильмам и мультипликационным фильмам по мотивам произведений писателя, спектаклям и музыкальным произведениям, а также узнают имена и работы наиболее известных художников, иллюстрировавших произведения С.Т. Аксакова.
Расширению эстетического кругозора учеников будут способствовать экскурсии по аксаковским местам, кинопросмотры, посещение художественных выставок, театров, организация собственных театральных постановок, работа с архивными документами, сбор материалов для коллекции типа «Экранизации произведений С.Т. Аксакова», «С.Т. Аксаков в живописи» или «Образ С.Т. Аксакова в портретной живописи и фотопортретах», «Аксаков-славянофил», «Аксаков и русский литературный язык». Безусловно, всю эту работу невозможно вместить в рамки одного урока, она может быть начата задолго до 1 сентября 2011 года и обязательно должна получить продолжение в последующей урочной и внеурочной деятельности. Тема жизни и творчества С.Т. Аксакова неисчерпаема и предоставляет учителю широкие возможности выбора форм работы на уроке и вне урока.
Все это, несомненно, значительно повысит интерес современных школьников к литературному краеведению, их литературоведческую компетентность, умение улавливать, находить и объяснять реминисценции в классической литературе, сопоставляя и противопоставляя творчество разных писателей, разовьет творческий потенциал каждого из учеников.
Задача учителя на первом уроке первого сентября в данном случае должна быть сведена к интеллектуальной и, в некотором смысле, эмоциональной помощи школьнику в самостоятельном обращении к творческому наследию С.Т. Аксакова уже за пределами школьного урока.
1791, 20 сентября – В Уфе у чиновника уфимского земского суда и помещика Тимофея Степановича Аксакова и его супруги Марии Николаевны, урожденной Зубовой, родился сын Сергей.
1792-1799 – Детские годы, проведенные в Уфе и дедовском имении Ново-Аксаково (село Знаменское) Бугурусланского уезда Уфимского наместничества (с 1791 года – Оренбургской губернии). Сказки ключницы Пелагеи. Дядька Евсеич, его рассказы. Страсть к рыбной ловле.
1800-1801 – Приезд в Казань. Сергей Аксаков поступает в Казанскую гимназию. Болезнь. Отъезд из Казани в деревню.
1802 – В Ново-Аксаково. Возвращение в Казань, продолжение учения в гимназии.
1802-1804 – В гимназии. Преподаватель русской словесности И.М. Ибрагимов, преподаватель математики Г.И. Карташевский, воспитатели гимназиста Сергея Аксакова. Знакомство с литературой русской и французской. Любовь к поэзии и театру. Первая охота с ружьем и увлечение ею.
1805 – Открытие Казанского университета, зачисление гимназиста старшего отделения Сергея Аксакова в студенты.
1806 – Приезд в Казань актера и драматурга П.А. Плавилыцикова, открывшего Аксакову, по его словам, «новый мир в театральном искусстве». Университетские спектакли с участием Сергея Аксакова. Литературные занятия.
1807 – Просьба об увольнении из университета «для определения к статским делам».
1808-1813 – Петербург. Служба переводчиком в «Комиссии составления законов». Знакомство с А.С. Шишковым. Актеры Я.Е. Шушерин, А.С. Яковлев, И.А. Дмитревский.
1811 – Выход в отставку.
1812-1826 – Жизнь в Ново-Аксаково, а затем, после семейного раздела, в селе, Надеждино близ Белебея с наездами в Петербург и Москву.
1815 (конец года) – Знакомство в Петербурге с Г.Р. Державиным.
1816 – Женитьба на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной.
1817, 29 марта – Рождение первенца Константина в Ново-Аксаково.
1819, 7 февраля – Рождение дочери Веры в Ново-Аксаково.
1819 – Представление на петербургской сцене перевода С.Т.Аксакова «Школы мужей», комедии Мольера. До этого, в 1812 году, был сделан перевод трагедии Софокла «Филоктет» (с французского языка).
1821 – Приезд в Москву. Возобновление старых литературных и театральных знакомств. С.Н. Глинка, М.Н. Загоскин, А.А. Шаховской, Ф.Ф. Кокошкин, А.И. Писарев. Увлечение театром и участие в «благородных спектаклях». Баллада «Уральский казак».
1822 – Семейный раздел. Село Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии отошло С. Аксакову. Наезды в Бавлы к крестной матери Евгении Степановне Угличининой (Аксаковой).
1823, 26 сентября – Рождение сына Ивана в селе Надеждино.
1826 – Переселение в Москву.
1827-1832 (с перерывом) – Цензор Московского цензурного комитета, затем председатель этого комитета.
1827 – Участие в «Московском вестнике» М.П. Погодина, театральные статьи и рецензии.
1832 – Увольнение со службы за пропуск баллады «Двенадцать будочников».
1832 – Знакомство с Н.В. Гоголем. Знакомство с Н.М.Языковым.
1833 – Смерть матери.
1833-1838 – Инспектор Константиновского землемерного училища, преобразованного вскоре в Межевой институт, первым директором которого стал С.Т. Аксаков.
1834 – Опубликован очерк «Буран».
1837 – Смерть отца.
1839 – Приезд на Воздвиженскую ярмарку в Бугульму. Начало «тесной дружбы» с Гоголем, по словам самого Сергея Тимофеевича. Поездка вместе с Гоголем в Петербург. Преклонение перед «величайшей славой России».
1841, 5 марта – Смерть младшего, семнадцатилетнего сына Миши.
1843 – Приобретение подмосковного имения Абрамцево.
1845 – Частичная потеря зрения. Диктовки «Записок об уженье рыбы».
1846 – Приступы мучительной болезни. Первый отрывок «Семейной хроники» опубликован в «Московском литературном и ученом сборнике».
1847 – Выход отдельного издания «Записок об уженье рыбы». Письмо Гоголя с просьбой написать «Записки своей жизни».
1849 – Гоголь – гость Абрамцева. Чтение Гоголем глав первой части «Мертвых душ».
1850 – Знакомство с И.С. Тургеневым и начало переписки с ним.
1852 – Смерть Гоголя. «Письмо к друзьям Гоголя». Отдельное издание «Записок ружейного охотника».
1854 – Начало работы над «Историей моего знакомства с Гоголем».
1855 – Болезнь. Работа над «Семейной хроникой» и «Воспоминаниями» (глава «Гимназия. Период второй» – о реке Бавле и крестной).
1856 – Отдельное издание «Семейной хроники» (первых трех отрывков) и «Воспоминаний». Появление в журналах двух последних отрывков «Семейной хроники». Второе издание «Семейной хроники» в полном составе.
1858 (начало года) – Выход в свет книги «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники».
1858 – Стихотворение «При вести о грядущем освобождении крестьян».
1858 – «Встреча с мартинистами», «Наташа», «Собирание бабочек» (К.Фукс), «Очерк зимнего дня», последнее произведение писателя, диктованное, по словам Ивана Аксакова, «на одре мучительной болезни, за четыре месяца до кончины».
1859 – В ночь с 29 на 30 апреля С.Т. Аксаков скончался в Москве, в доме на Кисловке.
1859, 3 мая – Похороны на кладбище Симонова монастыря.
У оренбуржцев есть особый повод отмечать 220-летний юбилей С.Т. Аксакова: лучшие его книги созданы на оренбургской основе. Мы узнаем в них родную природу, характеры и типы людей, присущие нашему краю. Его творчество, во всяком случае, значительную его часть, мы справедливо рассматриваем как своего рода энциклопедию оренбургской жизни.
В творчестве А. огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – находятся на грани между художественной прозой и литературой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII-XIX вв.– далекой российской окраины, где Аксаков провел детские и отроческие годы, – патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отраженную во всем творчестве Аксакова: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с которой Аксаков считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлеченной книжности.
Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.
Созданные на оренбургском материале, книги Аксакова приобрели общерусское значение. «Превосходная книга Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» облетела всю Россию», – пишет Н.А. Некрасов. «Такой книги у нас еще не бывало», – утверждал И.С. Тургенев.
Читая описания оренбургской степи, мы словно вдыхаем ее неповторимый аромат и видим милые сердцу каждого оренбуржца «приземистый рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, белую низенькую полынь, чабер и богородскую траву…». Говоря о связях Аксакова с оренбургским краем, можно без конца цитировать его книги – настолько насыщены они «оренбургским элементом».
Никакая другая местность нашей необъятной страны не описана так обстоятельно и точно и вместе с тем так любовно и художественно, как описана в книгах Аксакова эта часть Оренбуржья, его «аксаковская зона».
С.Т. Аксакова мы можем по праву считать исследователем Оренбургского края, ибо его произведения в своей совокупности составляют целую энциклопедию по нашему краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно знакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах.
4. Методические материалы из опыта работы учителей
Разработка урока литературного чтения в 4 классе
по программе «Школа России»
Тема урока: С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Цель урока: Познакомить обучающихся с литературной сказкой С.Т. Аксакова.
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально относиться к прочитанному.
2. Развивать у школьников читательские навыки, соотносить содержание литературной сказки с иллюстрациями.
3. Воспитывать интерес к чтению литературных произведений.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Как всегда и без заминки
Начнем урок с читательской разминки.
А) Чтение устойчивых выражений (фразеологизмов), объяснение их значений: * рука об руку – … ,*рукой подать – … , * держать себя в руках – … .
Б) На карточке зачеркнуть все одинаковые гласные буквы, из оставшихся букв составить слово.
с |
о |
е |
у |
о |
э |
о |
к |
о |
е |
у |
э |
э |
ы |
а |
о |
о |
е |
ы |
о |
я |
з |
я |
о |
я |
у |
о |
е |
к |
е |
э |
о |
е |
о |
я |
и |
Какие бывают сказки? (Народные, авторские)
Какие сказки называют авторскими? (Обработанные или пересказанные авторами)
Назовите фамилии писателей-сказочников, произведения которых вы читали. (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, П.Бажов, …)
В своих рассказах Аксаков знакомит нас со всеми видами птиц. Послушайте описание гордого лебедя.
«Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленью камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды».
Право же, нельзя не присоединиться к отзыву Тургенева: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Нет ничего лишнего, ничего напряженного и вялого, свобода и точность выражения одинаково замечательны!».
Последние 10 лет жизни С.Т. Аксаков посвятил работе над воспоминаниями.
Что значит выражение автобиографический роман? В этом романе автор описывает свое детство. Неторопливо, обстоятельно раскрывает картины жизни помещичьей усадьбы конца XVIII – начала XIX века.
С любовью описывает доброго отца, ласковую маменьку, которую мальчик нежно любит, простых людей, таких, как ключница Пелагея, которая рассказала маленькому Сереже Багрову сказку «Аленький цветочек».
16 слайд: «Аленький цветочек».
Б) Словарная работа.
17 слайд:
парча – …
тувалет – …
середович – …
кормчий – …
пригорок муравчатый – …
Как вы понимаете слово алый?
Как иначе назвать этот цвет?
Каким вы представляете цветочек аленький?
Может таким? Или таким?
19-21 слайды: изображения цветов.
Дома Вам предстоит изобразить аленький цветочек, а вдохновит вас на творчество чудесная, волшебная сказка С.Т. Аксакова.
Она стала любимой сказкой для многих людей. По этой сказке написана опера «Земира и Азор» (композитор А.Эм. Гретри), поставлены спектакли, сняты кинофильмы, созданы мультфильмы. Содержание сказки известно во многих вариантах в России: «Финист – ясный сокол», «Заклятый царевич», «Красавица и чудовище».
4. Первичное ознакомление с текстом сказки.
Чтение учащимися по логически завершенным частям.
Сколько дочерей было у купца?
Как относился отец к дочерям?
Много ли путешествовал купец?
Что просили в подарок старшие дочери?
Что просила в подарок младшая дочка, Настенька?
Чья просьба оказалась самой трудной?
Как оказался купец на острове?
Почему он обещал вернуться на остров?
Просил ли купец старших дочерей отправиться на остров вместо него?
Что ответили старшие дочери?
6. Физминутка.
Учитель: Вы читали?
Ученики: Мы читали!
Учитель: А теперь все быстро встали!
Ученики:
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки!
Уходи от нас скорей!
Не пугай ты нас, детей!
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
Громче музыка играй,
Нас на танец приглашай!
(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).
Посмотрите отрывок из мультфильма, обратите внимание на то, как Настенька говорила о цветке. (Так вот ты какой, цветочек аленький)
Прочитайте фразу с восхищением, восторгом.
Прочитайте фразу с удивлением, укором и страхом.
Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации, размещенные на доске. Найдите в тексте соответствующие им фрагменты, выразительно прочитайте их.
а) …Диву дались красоте ее девичьей и ее наряду царскому, королевскому.
б) … Смотрит она то и дело на часы.
в) … Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался цветочек аленький.
г) … Полюбила ты меня в образе чудища, полюби теперь в образе человеческом.
Скоро прозвенит звонок,
Подведем сейчас итог.
Легко ли читать сказки и почему?
Что было непонятно, сложно?
Чем понравилась сказка?
Можно ли назвать эту сказку С.Т. Аксакова волшебной?
Какое волшебство вы увидели в сказке?
Чему учит сказка?
Захотелось ли вам прочитать сказку Аксакова в полном варианте?
Сегодня на уроке активно работали … (выставление оценок).
10. Домашнее задание.
Читать сказку.
Подготовить пересказ отрывка.
Нарисовать, каким вы представляете себе аленький цветочек.
Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области
15 10 2014
2 стр.
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценност
12 10 2014
4 стр.
Методические рекомендации предназначены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, обучающим детей мордовским
09 10 2014
3 стр.
Проведение торжественных мероприятий (митинг, собрание, линейка) в учреждениях образования является одной из форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи
14 12 2014
1 стр.
Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения
28 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для специалистов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь больным туберкулезом в амбулаторно-поликлинических
11 10 2014
4 стр.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике
16 12 2014
8 стр.
Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений
09 10 2014
4 стр.