Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
Занятие – это основная форма организации учебной деятельности, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности ребёнка. Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения.
Триединая цель занятия – заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут педагогом и ребенком в конце занятия.
Триединая цель вбирает в себя 3 аспекта:
-
познавательный;
-
воспитательный;
-
развивающий.
Познавательный аспект предполагает формирование у обучающихся знаний, умений, навыков.
Например:
-
усвоение понятий;
-
отработка навыков;
-
систематизация знаний по конкретной теме;
-
устранение пробелов в знаниях и т. д.
Воспитательный аспект предполагает формирование системы отношений к человеческим ценностям.
Например:
-
воспитание добросовестного отношения к труду;
-
формирование бережного отношения к природе
-
формирование способности видеть и ценить прекрасное в произведениях искусства;
-
воспитание честности, ответственности, чувства товарищества и т. д.
-
воспитание (развитие умений) брать инициативу, оказывать и принимать помощь.
Развивающий аспект связан с теми сферами личности, которые подлежат развитию:
-
речь;
-
мышление;
-
сенсорика;
-
двигательная сфера;
-
психические процессы и т.д.
Например:
-
развитие глазомера, ориентировки в пространстве;
-
развитие воображения и фантазии;
-
формирование умений выделять общие и существенные признаки, параметры сравнения и т.д.;
-
развитие мышечной памяти;
-
развитие умений принимать решения, принимать неудачи.
Воспитательный и развивающий аспекты цели занятия могут быть сформулированы одни и те же для нескольких занятий.
Содержание – это учебный материал, подлежащий усвоению обучающимися, он выступает в качестве материальной основы занятия. На базе содержания осуществляется вся учебная деятельность детей.
Структура содержания:
-
эмпирические знания (факт или система фактов);
-
теоретические знания (обобщенный результат общественно- исторического и научного познания мира, теории науки, идеи, идеалы, эстетические и моральные нормы);
-
конструктивно-творческие знания (задания, средства, направленные на формирование нравственных, эстетических чувств и творческого воображения; конструктивно–технический образ, отражаемый в виде моделей, схем, чертежей);
-
методы научного исследования и мышления (способы познавательной деятельности, методы развития интеллектуальных способностей);
-
практические знания (способы выполнения действия, правила выполнения, методы).
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижения целей образования.
Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности обучающихся и способов управления познавательным процессом педагогом.
Классификации методов обучения:
I. По источникам знаний:
-
словесные;
-
наглядные;
-
практические.
II. По степени взаимодействия педагога и обучающихся:
-
изложение;
-
беседа;
-
самостоятельная работа.
III. B зависимости от конкретных дидактических задач:
-
подготовка к восприятию;
-
объяснение;
-
закрепление материала;
-
повторение материала.
IV. По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога в учебном процессе:
-
объяснительно–иллюстративный (репродуктивный);
-
проблемного изложения;
-
частично–поисковый (эвристический);
-
исследовательский.
V. По принципу расчленения или соединения знаний:
-
аналитический;
-
синтетический;
-
сравнительный;
-
обобщающий;
-
классификационный.
VI. По характеру движения мысли от незнания к знанию:
-
индуктивный;
-
дедуктивный;
-
традуктивный.
VII. По характеру познавательной деятельности:
-
объяснительно–иллюстративный;
-
программированный;
-
эвристический;
-
проблемный;
-
модельный.
VIII. По характеру взаимодействия обучающихся между собой, педагогом и содержанием:
-
пассивные;
-
активные;
-
интерактивные.
Пассивные методы заключаются в повторении ребёнком заданного алгоритма деятельности.
Активные методы построены так, что усвоение содержания оказывается погруженным в общение, в обмен действиями и инициативами, т. е. в непосредственное взаимодействие (интеракцию) детей с педагогом и между собой.
Деятельность ребёнка, при использовании этих методов носит продуктивный, творческий характер.
К активным методам относятся:
-
групповая дискуссия;
-
метод “вживания в роль” (имитационные, дидактические, деловые игры, конкурсы);
-
метод проектов;
-
коллективное генерирование идей (“мозговая атака”) и др.
Интенсивные методы обучения означают организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами:
-
психологические тренинги;
-
проектные семинары;
-
погружение.
Форма организации познавательной деятельности –
это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога и детей, отличающихся спецификой распределения познавательных функций, последовательностью и режимом – временным и пространственным.
Фронтальная форма познавательной деятельности – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися для достижения ими общей познавательной цели.
Групповая форма – организация таких учебных занятий, при которых познавательная единая задача ставится перед определённой группой детей.
Индивидуальная форма – познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого обучающегося самостоятельно, без непосредственного общения с другими детьми.
Коллективная форма – организация занятия таким образом, когда коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.
Например, работа в динамических и статических парах, триадах и т.д.
Тип занятия
Разновидность занятия детерминируется триединой целью. Она диктует содержание, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, оказывает влияние на структуру и логику построения занятия.
Исходя из основной образовательной цели, можно выделить следующие типы занятий:
-
комбинированное занятие;
-
занятие усвоения новых знаний;
-
занятие закрепления изучаемого материала;
-
занятие повторения изученного материала;
-
занятие систематизации и обобщения материала;
-
занятие проверки, оценки и коррекции знаний.
Отношение занятия к тому или иному типу зависит от преобладающего характера педагога и обучающихся над содержанием – усвоение, закрепление, повторение.
Рекомендации по подготовке занятия
Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:
-
определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;
-
подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
-
планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);
-
выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий (использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий и т. д.).
Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:
-
использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
-
проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей, требований межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т. п.);
-
использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “ребенок-педагог”, “ребенок-группа”.
Планирование результативности занятия предусматривает:
-
обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
-
анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
-
внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.
Рекомендации к проведению занятия:
-
использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;
-
создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе группы;
-
стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; анализ в ходе занятия способов, предлагаемых детьми, отбор наиболее рациональных, поддержка оригинальных;
-
в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).
Критерии анализа занятия:
-
создание педагогом в начале занятия положительного настроя на работу;
-
сообщение детям темы занятия, целей, форм организации деятельности;
-
гибкая организация познавательной деятельности детей в зависимости от целей занятия: сообщение материала, выполнение творческих занятий, взаимопроверка; анализ работы и т. д.)
-
стимулирование детей к выбору различных способов выполнения заданий;
-
использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку проявить индивидуальную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
-
активизация субъектного опыта ребёнка, его использование в процессе занятия;
-
преобладающая форма общения с группой (диалог, полилог);
-
преобладающие активные методы обучения, чередование видов работы и заданий для снижения утомляемости;
-
стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.