Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия




Занятие это основная форма организации учебной деятельности, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности ребёнка. Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения.
Триединая цель занятия – заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут педагогом и ребенком в конце занятия.

Триединая цель вбирает в себя 3 аспекта:



  • познавательный;

  • воспитательный;

  • развивающий.

Познавательный аспект предполагает формирование у обучающихся знаний, умений, навыков.

Например:


  • усвоение понятий;

  • отработка навыков;

  • систематизация знаний по конкретной теме;

  • устранение пробелов в знаниях и т. д.

Воспитательный аспект предполагает формирование системы отношений к человеческим ценностям.

Например:


  • воспитание добросовестного отношения к труду;

  • формирование бережного отношения к природе

  • формирование способности видеть и ценить прекрасное в произведениях искусства;

  • воспитание честности, ответственности, чувства товарищества и т. д.

  • воспитание (развитие умений) брать инициативу, оказывать и принимать помощь.

Развивающий аспект связан с теми сферами личности, которые подлежат развитию:



  • речь;

  • мышление;

  • сенсорика;

  • двигательная сфера;

  • психические процессы и т.д.

Например:

  • развитие глазомера, ориентировки в пространстве;

  • развитие воображения и фантазии;

  • формирование умений выделять общие и существенные признаки, параметры сравнения и т.д.;

  • развитие мышечной памяти;

  • развитие умений принимать решения, принимать неудачи.

Воспитательный и развивающий аспекты цели занятия могут быть сформулированы одни и те же для нескольких занятий.
Содержание – это учебный материал, подлежащий усвоению обучающимися, он выступает в качестве материальной основы занятия. На базе содержания осуществляется вся учебная деятельность детей.
Структура содержания:

  • эмпирические знания (факт или система фактов);

  • теоретические знания (обобщенный результат общественно- исторического и научного познания мира, теории науки, идеи, идеалы, эстетические и моральные нормы);

  • конструктивно-творческие знания (задания, средства, направленные на формирование нравственных, эстетических чувств и творческого воображения; конструктивно–технический образ, отражаемый в виде моделей, схем, чертежей);

  • методы научного исследования и мышления (способы познавательной деятельности, методы развития интеллектуальных способностей);

  • практические знания (способы выполнения действия, правила выполнения, методы).


Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижения целей образования.

Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности обучающихся и способов управления познавательным процессом педагогом.


Классификации методов обучения:



I. По источникам знаний:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.


II. По степени взаимодействия педагога и обучающихся:

  • изложение;

  • беседа;

  • самостоятельная работа.


III. B зависимости от конкретных дидактических задач:

  • подготовка к восприятию;

  • объяснение;

  • закрепление материала;

  • повторение материала.


IV. По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога в учебном процессе:

  • объяснительно–иллюстративный (репродуктивный);

  • проблемного изложения;

  • частично–поисковый (эвристический);

  • исследовательский.


V. По принципу расчленения или соединения знаний:

  • аналитический;

  • синтетический;

  • сравнительный;

  • обобщающий;

  • классификационный.


VI. По характеру движения мысли от незнания к знанию:

  • индуктивный;

  • дедуктивный;

  • традуктивный.


VII. По характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно–иллюстративный;

  • программированный;

  • эвристический;

  • проблемный;

  • модельный.


VIII. По характеру взаимодействия обучающихся между собой, педагогом и содержанием:

  • пассивные;

  • активные;

  • интерактивные.

Пассивные методы заключаются в повторении ребёнком заданного алгоритма деятельности.

Активные методы построены так, что усвоение содержания оказывается погруженным в общение, в обмен действиями и инициативами, т. е. в непосредственное взаимодействие (интеракцию) детей с педагогом и между собой.

Деятельность ребёнка, при использовании этих методов носит продуктивный, творческий характер.

К активным методам относятся:



  • групповая дискуссия;

  • метод “вживания в роль” (имитационные, дидактические, деловые игры, конкурсы);

  • метод проектов;

  • коллективное генерирование идей (“мозговая атака”) и др.

Интенсивные методы обучения означают организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами:



  • психологические тренинги;

  • проектные семинары;

  • погружение.

Форма организации познавательной деятельности


это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога и детей, отличающихся спецификой распределения познавательных функций, последовательностью и режимом – временным и пространственным.
Фронтальная форма познавательной деятельности – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися для достижения ими общей познавательной цели.
Групповая форма – организация таких учебных занятий, при которых познавательная единая задача ставится перед определённой группой детей.
Индивидуальная форма – познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого обучающегося самостоятельно, без непосредственного общения с другими детьми.
Коллективная форма – организация занятия таким образом, когда коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Например, работа в динамических и статических парах, триадах и т.д.


Тип занятия


Разновидность занятия детерминируется триединой целью. Она диктует содержание, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, оказывает влияние на структуру и логику построения занятия.

Исходя из основной образовательной цели, можно выделить следующие типы занятий:



  • комбинированное занятие;

  • занятие усвоения новых знаний;

  • занятие закрепления изучаемого материала;

  • занятие повторения изученного материала;

  • занятие систематизации и обобщения материала;

  • занятие проверки, оценки и коррекции знаний.

Отношение занятия к тому или иному типу зависит от преобладающего характера педагога и обучающихся над содержанием – усвоение, закрепление, повторение.


Рекомендации по подготовке занятия


Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:

  • определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;

  • подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;

  • планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);

  • выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий (использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий и т. д.).

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:



  • использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

  • проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей, требований межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т. п.);

  • использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “ребенок-педагог”, “ребенок-группа”.

Планирование результативности занятия предусматривает:

  • обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;

  • анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

  • внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.



Рекомендации к проведению занятия:





  • использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе группы;

  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; анализ в ходе занятия способов, предлагаемых детьми, отбор наиболее рациональных, поддержка оригинальных;

  • в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).

Критерии анализа занятия:





  • создание педагогом в начале занятия положительного настроя на работу;

  • сообщение детям темы занятия, целей, форм организации деятельности;

  • гибкая организация познавательной деятельности детей в зависимости от целей занятия: сообщение материала, выполнение творческих занятий, взаимопроверка; анализ работы и т. д.)

  • стимулирование детей к выбору различных способов выполнения заданий;

  • использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку проявить индивидуальную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

  • активизация субъектного опыта ребёнка, его использование в процессе занятия;

  • преобладающая форма общения с группой (диалог, полилог);

  • преобладающие активные методы обучения, чередование видов работы и заданий для снижения утомляемости;

  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия

Занятие является элементарной структурообразующей единицей образовательного процесса, на базе которого реализуется программа и отражается конкретный этап ее освоения

85.85kb.

28 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»

Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии) проведения «Урока семьи и семейных ценност

827.51kb.

12 10 2014
4 стр.


Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях

Разработаны в государственном учреждении «Региональный центр развития образования», одобрены министерством образования Оренбургской области

398.9kb.

15 10 2014
2 стр.


Методические рекомендации по самостоятельной работе Методические рекомендации по проведению практических

В результате изучения дисциплины студенты должны научиться пользоваться математическим аппаратом векторного и тензорного анализа так, как это принято в физике

1730.53kb.

16 12 2014
8 стр.


Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года. Рекомендации по подготовке к полетам авиакомпаниям

Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года

191.53kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по проведению классного часа «Урок толерантности»
251.52kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект занятия в 10 классе по теме: «Подготовка по решению задач по планиметрии на егэ»

Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из пе

36.56kb.

27 09 2014
1 стр.


Цель обучения

Методические рекомендации по практической подготовке студентов заочного отделения

608.73kb.

14 12 2014
6 стр.