Перейти на главную страницу
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
Н.В. Степанова
по курсам «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204
и «Физико-химические методы потребительских товаров»
для студентов специальности 080401 всех форм обучения
Бийск
2011
УДК 543. 06(075.8)
товаров
Степанова, Н.В.
Потенциометрия: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсам «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204 и «Физико-химические методы потребительских товаров» для студентов специальности 080401 всех форм обучения / Н.В. Степанова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 16 с.
УДК 543. 06(075.8)
Рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры ОХЭТ.
Протокол № 11 от 09.09.2010 г.
|
© Степанова Н.В., 2011 © БТИ АлтГТУ, 2011
|
1 Теоретическая часть…………………………………………….… |
4 |
1.1 Теоретические основы метода потенциометрии……………. |
4 |
1.2 Электроды, используемые в потенциометрии…………........ |
4 |
1.3 Метод потенциометрического анализа……………………… |
7 |
1.4 Графические способы определения точки эквивалентности при титровании……………………………….. |
8
|
2 Экспериментальная часть………………………………………… |
10 |
2.1 Лабораторная работа «Определение объёма кислоты в её растворе методом потенциометрического титрования»…. |
10
|
2.2 Обработка результатов измерений………………………….. |
12 |
2.3 Содержание отчета……………………………………………. |
13 |
3 Вопросы для защиты работы…………………………….............. |
13 |
4 Техника безопасности…………………………………………….. |
14 |
Литература…………………………………………………………... |
15 |
При этом потенциал одного из электродов, который называется индикаторным, зависит от концентрации определяемого компонента. Потенциал другого электрода, который называется стандартным, или электродом сравнения, не зависит от концентрации определяемого компонента и остаётся постоянным. Реальные потенциалы электродов (φ) можно рассчитать по уравнению Нернста:
φ = φ0 + , (1)
где φ0 – стандартный потенциал редокс-системы, мв;
[ок] – концентрация окисленной формы, моль/л;
[вос] – концентрация восстановленной формы, моль/л.
Метрологические характеристики метода потенциометрии таковы: чувствительность до 10-5 моль/дм3; точность прямых методов 2–10 %, косвенных 0,5–1 %, воспроизводимость 5 %.
Если металлический электрод опустить в раствор соли этого металла, то образуется окислительно-восстановительная пара Меn+/Ме. Потенциал металла можно измерить на потенциометре, а концентрацию (активность) можно рассчитать по уравнению Нернста:
где [Меn+] – активность ионов металла, моль/л.
φ = φ0Ме+/Ме + , (3)
где [A-] – активность аниона А, моль/л.
К электродам второго рода относятся хлорсеребряный, каломельный электрод и другие.
Для определения концентрации (активности) ионов в растворе необходимо измерить электрохимический потенциал индикаторного электрода, погружённого в исследуемый раствор, относительно электрода сравнения.
Электродом сравнения называют электрод с известной и постоянной величиной электродного потенциала. Обычно в качестве электродов сравнения используют каломельный или хлоридсеребряный (хлорсеребряный) электрод.
Основной частью хлорсеребряного электрода является погружённая в насыщенный раствор KCl серебряная проволока, покрытая слоем AgCl (рисунок 1). Контакт электрода с раствором осуществляется через мостик из асбестовой нити, смоченной раствором KCl, с потенциометром – через серебряную проволоку.
Стандартный потенциал хлорсеребряного электрода равен 0,22 В, каломельного электрода в насыщенном растворе KCl равен 0,246 В, а в растворе KCl, концентрация которого 1 моль/дм3, – 0,280 В.
1 − нить асбестовая; 2 − корпус; 3 − насыщенный раствор КCl;
4 − электролитический ключ; 5, 8 − резиновые пробки; 6 − полость;
7 − контактный полуэлемент; 9 − колпачок; 10 − пробка
Ионоселективные мембранные электроды имеют мембрану, на которой возникает мембранный потенциал. Величина потенциала зависит от разности концентраций одного и того же иона по разные стороны мембраны. По материалу мембраны электроды подразделяются: на стеклянные электроды, электроды с жидкими мембранами, электроды с твёрдыми или осадочными мембранами, электроды с газочувствительными мембранами. Широкое применение для определения кислотности нашел такой мембранный электрод, как стеклянный (рисунок 2).
Стеклянные мембраны изготавливают из специальных стекол, подбирая их состав так, чтобы мембрана проявляла повышенную селективность к определенному иону и позволяла определять его в присутствии других.
1 − стеклянная рН-чувствительная мембрана;
2 − 0,1М раствор НС1; 3 − серебряная проволока, покрытая AgCl;
4 − стеклянная трубка; 5 − изоляция; 6 – токоотвод
Рисунок 2 − Стеклянный электрод для измерения рН
1.3 Метод потенциометрического анализа
Потенциометрический анализ может быть выполнен как прямым, так и косвенным методом (метод потенциометрического титрования). В прямом методе измеряют реальный потенциал раствора, а затем по уравнению Нернста рассчитывают концентрацию раствора. При косвенном методе проводят потенциометрическое титрование определяемого вещества подходящим титрантом. При этом можно проводить как прямое, так и обратное титрование. По кривым титрования определяют объём титранта, затраченного на титрование, который подставляют в расчётные формулы, используемые в титриметрических методах анализа. Потенциометрическое титрование благодаря своим широким возможностям используется чаще.
Результаты измерений методом потенциометрического титрования более точны, чем при использовании метода прямой потенциометрии, так как в этом случае вблизи точки эквивалентности небольшому изменению концентрации соответствует большое изменение потенциала индикаторного электрода. В ходе титрования измеряют и записывают значение потенциала ячейки после добавления каждой порции титранта.
Потенциометрическое титрование можно проводить, используя реакции нейтрализации, окисления-восстановления, осаждения или комплексообразования. В методе кислотно-основного титрования подбирают индикаторный электрод, потенциал которого зависит от рН раствора. Таких электродов несколько: водородный, хингидронный, сурьмяный, однако наиболее широкое применение нашёл стеклянный электрод. При осадительном титровании в качестве индикаторного электрода используют металл, составляющий электродную пару с определяемым ионами. Например, при титровании серебра растворами галогенидов можно использовать в качестве индикаторного электрода серебряный электрод. При комплексонометрическом титровании индикаторным электродом может служить либо металлический электрод, обратимый к определяемым ионам металла, либо платиновый электрод, если в растворе присутствует окислительно-восстановительная пара: Fe3+/ Fe2+, Cu2+/ Cu+, Co3+/Co2+.
При окислительно-восстановительном титровании в качестве индикаторного электрода чаще всего используют платиновый электрод.
Другой способ состоит в расчете изменения потенциала на единицу изменения объема титранта, то есть Е/V (рисунок 3, б). Кривая титрования, построенная с использованием этого параметра, зависящего от объема титранта, имеет четко выраженный максимум в конечной точке.
На рисунке 4 представлена ячейка для измерения потенциала раствора или рН. На магнитной мешалке 1 установлена ячейка с анализируемым раствором 2. Она состоит из хлорсеребряного электрода 4, и стеклянного электрода 3. Электродная система подключена к потенциометру. Титрование осуществляется из бюретки 5, соединенной с блоком ручного (БРТ) или автоматического (БАТ) титрования.
В состав титриметрического анализатора с ручной бюреткой входят рН-метр или иономер, электромагнитная мешалка и бюретка. Титрование проводят вручную, визуально контролируя рН по цифровому индикатору измерительного прибора. По достижении конечной точки титрования добавление гидроксида натрия прекращают.
а − зависимость потенциала электрода от объема титранта;
б − дифференциальная кривая потенциометрического
титрования
раствора; 3 − индикаторный электрод; 4 − насыщенный
хлорсеребряный электрод сравнения; 5 – бюретка
Рисунок 4 − Схема установки для потенциометрического
титрования
Метод основан на титровании определённого объёма кислоты раствором гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/л, устанавливаемой при помощи потенциометра. В основе титрования лежит реакция нейтрализации:
H3 О++ ОН- = 2H2O.
Зависимость потенциала ячейки φ, изображенной на рисунке 4, для реакции нейтрализации при 25 °С выражается следующим образом:
φ = φ0 + 0, 059lg,
или
1. Раствор гидроокиси натрия или калия с концентрацией
0,1 моль/дм3. Для его приготовления в стакане или в фарфоровой чашке взвешивают на технохимических весах от 4,2 до 4,5 г NaOH или от 5,8 до 6,0 г KOH. Затем навеску растворяют в небольшом количестве воды, переносят в мерную колбу на 1 л и доводят до метки дистиллированной водой.
2. Раствор щавелевой кислоты с концентрацией 0,1 моль/дм3. Для его приготовления взвешивают в бюксе на аналитических весах точно 0,6300 г перекристаллизованной щавелевой кислоты (H2C2O4∙2H2O), переносят её в мерную колбу на 100 см3 и доводят до метки дистиллированной водой.
3. Или раствор хлористоводородной (соляной) кислоты с точной концентрацией 0,1 моль/дм3, приготовленный из фиксанального раствора с концентрацией 1 моль/дм3.
2.1.3 Методика определения
2.1.3.1 Определение концентрации гидроокиси натрия
или калия
Потенциометр настраивают по буферным растворам согласно инструкции к прибору.
В химический стакан переносят аликвотный объем раствора щавелевой или хлористоводородной кислоты (5 или 10 см3) с концентрацией 0,1 моль/дм3, добавляют 20–25 см3 свежекипяченой охлажденной дистиллированной воды и погружают электроды потенциометра и якорь магнитной мешалки (якорь мешалки не должен при вращении касаться электродов) в раствор.
Затем включают магнитную мешалку в сеть и регулируют скорость перемешивания раствора. На панели потенциометра включают клавишу предела измерений «1–14», а затем клавишу «рН или рХ» и определяют первоначальное (приблизительное) значение рН по нижней шкале прибора.
Включают клавишу узкого диапазона измерений рН и определяют точное значение рН раствора. Затем титруют раствором гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/дм3, записывая в таблицу показания потенциометра. Титрование заканчивают при рН 11−12 и строят кривую титрования в интегральной и дифференциальной форме. Титрование проводят 2–3 раза.
Результаты измерений заносят в таблицу (таблица 1) и строят кривые потенциометрического титрования в интегральной и дифференциальной форме для всех параллельных определений.
Номер опыта |
V титранта, см3 |
Показание прибора, рН |
рН/V |
|
|
|
|
По затраченным при титровании объемам щёлочи и известной концентрации кислоты вычисляют молярную концентрацию раствора щелочи по формуле
где Сщ – нормальная концентрация щелочи, моль·экв/дм3;
2.1.3.2 Определение содержания кислоты в растворе
Испытуемой кислотой может быть любая неорганическая или органическая кислота (по выбору преподавателя) с известной концентрацией.
Порядок проведения титрования заключается в следующем.
В стакан с испытуемым раствором кислоты добавляют 20−25 см3 дистиллированной воды.
В раствор погружают электроды и якорь магнитной мешалки так, чтобы якорь не касался электродов.
Включают магнитную мешалку в сеть и регулируют скорость перемешивания.
На панели рН-метра включают клавишу диапазона измерений «1–14», затем клавишу «рН» и определяют первоначальное значение рН.
Начинают титрование, прибавляя по 0,5 см3 раствора щёлочи в начале титрования, а вблизи точки эквивалентности по 0,2 см3. После каждого прибавления титранта записывают показания рН-метра в таблицу 1, как указано в п. 2.1.3.1, и строят кривые потенциометрического титрования в интегральной и дифференциальной форме для всех параллельных определений.
Титрование продолжают до рН 11−12.
Проводят не менее трех параллельных определений, результаты которых заносят в таблицу.
После окончания титрования включают кнопку «Од», поднимают держатель с электродами.
Выключают магнитную мешалку и выключают рН-метр из сети.
Промывают электроды дистиллированной водой и опускают в стакан с дистиллированной водой.
где Сщ – нормальная концентрация щелочи, г-экв/л;
За окончательный результат принимают среднее арифметическое результатов трёх параллельных определений, допускаемые расхождения между которыми не должны превышать 0,3 %.
Сравнивают полученное значение с теоретическим и рассчитывают относительную ошибку анализа.
2.3 Содержание отчета
Отчет должен содержать следующие разделы:
- цель работы;
- основные теоретические положения качественного анализа;
- результаты экспериментальных определений;
- таблицу с результатами экспериментальных определений;
- выводы о проделанной работе;
- решение задач.
3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ РАБОТЫ
1. На чем основан потенциометрический метод анализа?
2. Каково назначение и принцип работы стеклянного электрода?
3. Каково устройство и назначение хлорсеребряного электрода?
4. Какие электроды Вы знаете и каково их назначение?
5. Почему потенциал стеклянного электрода зависит от концентрации ионов водорода?
6. Укажите способы нахождения точки эквивалентности при потенциометрическом титровании.
7. Приведите примеры осадительного, окислительно-восста-новительного и комплексонометрического потенциометрического титрования. Какие электроды используются в этом случае?
8. Укажите достоинства и недостатки прямой потенциометрии и потенциометрического метода анализа.
9. Какие факторы влияют на величину скачка потенциалов при потенциометрическом титровании методами осаждения, комплексообразования и окисления-восстановления?
10. Каковы основные операции при проведении лабораторной работы?
11. Приведите формулы основных расчетов при проведении лабораторной работы.
При работе в лаборатории аналитической химии следует неукоснительно соблюдать следующие правила.
1. Каждый работающий должен иметь халат и салфетку для вытирания химической посуды.
2. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу и пить воду.
3. До начала выполнения эксперимента необходимо изучить свойства веществ, с которыми будете работать, а также методику выполнения эксперимента. В процессе выполнения работ необходимо строго соблюдать соответствующие методики.
4. Категорически запрещается выполнение любых экспериментов, не предусмотренных планом лабораторных работ.
5. Работы, связанные с использованием летучих и неприятнопахнущих веществ, а также с концентрированными кислотами, выполнять только в вытяжном шкафу.
6. При разбавлении концентрированных кислот приливать кислоту в воду, а не наоборот.
7. При работе с концентрированными растворами щелочей и кислот надевать защитные очки или защитную маску, резиновые перчатки.
8. Не пробовать на вкус твердые вещества и их растворы, а также не нюхать газы, выделившиеся при химических реакциях.
9. При применении хромовой смеси для мытья посуды необходимо соблюдать особую осторожность, т.к. она может причинить химические ожоги и прожечь одежду.
10. Перед использованием электронагревательных приборов нужно проверить у них наличие заземления приборов и их исправность.
11. При нагревании растворов нужно использовать термостойкую посуду, избегать резкого изменения температуры. Нагревание проводить на асбестовой сетке.
12. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть посуду, выключить приборы, сдать рабочее место дежурному студенту или преподавателю.
1. Крешков, А.П. Основы аналитической химии / А.П. Крешков. М.: Химия, 1976. Т. 1. 480 с.
2. Алексеев, В.Н. Количественный анализ / В.Н. Алексеев. М.: Химия, 1972. 504 с.
3. Пономарев, В.Д. Аналитическая химия / В.Д. Пономарев. − М.: Высшая школа, 1982. 304 с.
4. Скуг, Д.А. Основы аналитической химии / Д.А Скуг, Д.М. Уэст. М.: Мир, 1979. 480 с.
5. Основы аналитической химии / под ред. Ю.А. Золотова. М.: Химия, 1999. – Кн. 1, 2.
6. Ляликов, Ю.С. Физико-химические методы анализа / Ю.С. Ляликов. М.: Химия, 1974. − 536 с.
Учебное издание
Степанова Наталья Владимировна
ПОТЕНЦИОМЕТРИЯ
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсам «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204
и «Физико-химические методы потребительских товаров»
для студентов специальности 080401 всех форм обучения
Редактор Соловьева С.В.
Технический редактор Сазонова В.П.
Подписано в печать 09.12.10. Формат 60×84 1/16.
Усл. п. л. 0,93. Уч.-изд. л. 1,00
Печать − ризография, множительно-копировальный
аппарат «RISO EZ300»
Тираж 35 экз. Заказ 2011−17
Издательство Алтайского государственного
технического университета
656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46
Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ
«Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 240701, 240702, 240901, 260204
30 09 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для закрепления, углубления и расширения знаний в процессе выполнения лабораторной работы «Влияние абиотических факторов на устойчивость рас
18 12 2014
1 стр.
Методы анализа в фармакогнозии. Методы анализа на подлинность: макро- и микроскопический анализ. Качественный химический анализ. Методы количественного анализа: гравиметрический, т
06 10 2014
1 стр.
С. М. Бельская, А. А. Гребеньков. Способы определения площадей земельных участков. Методические указания по выполнению лабораторной работы. – Хабаровск: двгупс, 2010. – 18 с
27 09 2014
1 стр.
«Физико-химические методы исследований свойств материалов» для студентов, обучающихся по направлению 050403 – инженерное материаловедение / Сост.: С. И. Пинчук, А. Н. Ковзик, А. А.
06 10 2014
1 стр.
Панова Т. В., Блинов В. И. Определение индексов отражающих плоскостей: Учебно-методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу "Рентгеноструктурный анализ". Омск, 20
28 09 2014
1 стр.
Предмет физической химии. Значение физической химии для фармации, медицины и биологии. Физико-химические методы исследования и анализа, используемые в фармации
30 09 2014
1 стр.
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
30 09 2014
6 стр.