Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9

Тема II. Онтологические проблемы. Природа научного знания



Природа научного знания и его основные характеристики. Уровни и формы организации реальности
Современные представления о видах материи. Уровни организации ма­териального мира. Типология систем. Самоорганизация открытых систем. Целостность систем. Часть и целое. Качественная специфика целого по от­ношению к его частям, системы по отношению к ее элементам. Особенное™ системной организации, механизмов саморегуляции неживой природы, мира живого, мира человека, культуры. Единство и многообразие организации ре­альности. Универсальность научного знания и его границы.
Проблема редукционизма
Многообразие и специфика объектов науки и законов, описывающих их поведение. Проблема самостоятельности научных дисциплин и несводимости одних законов и закономерностей к другим. Концепции редукционизма и ан­тиредукционизма. Эффективность и ограниченность редукционистских про­грамм в истории иаук о природе, обществе и человеке. Фундаментальный ха­рактер физического знания в понимании явлений природы, как опора редук­ционизма. Редукционизм и онтология элементаризма. Кризис элементаризма в науке XX в. Индуктивная выводимость как критерий научного знания.
Пространство и время
Пространство и время, как универсальные формы бытия. Взаимосвязь пространства и времени. Относительность пространственно-временных харак­теристик. Рационализм и математический идеал научного знания. Проблема безграничности и бесконечности пространства и времени. Геометрические пространства и реальность. Пространственноподобные отношения. Симметрия пространства - времени и законы сохранения. Необратимость времени. Спе­цифика пространственно-временных отношений в неживом мире, в мире жиз­ни, в мире культуры. В каком смысле можно говорить о географическом, био­логическом, историческом, психологическом пространстве и времени?
Эволюционизм в современной картине мира
Глобальный эволюционизм в современной картине мира. Различные сценарии эволюции Метагалактики. Изменение и развитие в космических процессах. Эволюция Земли, жизни и разума на Земле в контексте глобаль­ной эволюции космоса. Специфика биологической эволюции. Проблема на­правленности развития живой природы. Тупики эволюции. Факторы биоло­гической эволюции. Природа и культура. Антропо- и социогенез - качествен­но новый этап в развитии биосферы. Закономерности исторического процес­са. Разумная деятельность человека, как важнейший фактор эволюции чело­вечества. Возрастание динамизма в развитии человечества. Интегративные тенденции в истории. Становление целостного социального мира, единою исторического процесса. Глобальные проблемы современности, их взаимо­связь. Пути решения глобальных проблем. Противоречия продвижения чело­вечества по пути социального прогресса. Что ожидает нас в XXI в.

Тема III. Закономерности развития науки

Динамические и статистические закономерности и их соотношение. За­коны сохранения, функциональные и структурные законы. Холистические законы, законы самоорганизации. Информационные и теленомические отно­шения и их закономерности. Виды случайностей и определенностей. Теория вероятностей и многообразие ее интерпретаций. Законы и закономерности. Особенности их проявления в неживой природе, в мире жизни, в деятельно­сти человека, в функционировании и развитии общества. Свобода воли чело­века. Цель и возможности ее реализации. Фатализм и волюнтаризм в истол­ковании действий человека и развития цивилизации.

Ограниченность концепции лапласовского детерминизма как основы для построения современной картины мира. Возможности и границы вероятно­стной картины мира. Оценка теологических концепций. Сущность антропно-го принципа и его различные истолкования. Основные черты современной детерминистической картины мира.
Новации и традиции в развитии науки
Традиционность науки и виды научных традиций. Концепция нормаль­ной науки Т. Куна, понятие парадигмы и дисциплинарной матрицы. Тради­ционные направления и исследовательские программы в развитии науки. традиционные проблемы, традиции организации и обоснования знания. Тра­диции и стиль мышления. Научные школы как формы зарождения и воспро­изведения традиций. Традиции и творчество, традиции и революции. Взаи­модействие традиций как один из механизмов возникновения нового. Откры­тия на стыках наук. Научные традиции и неповторимость творческой инди­видуальности ученого.

Многообразие новаций в развитии науки. Научные открытия. Новые гипотезы, теории и исследовательские программы. Возникновение новых дисциплин. Новые средства и методы исследования. Развитие языка науки. Новые методологические идеи и смена стиля мышления. Традиционность науки и проблема ассимиляции нового. Борьба идей в развитии науки. Нова­ции своевременные и несвоевременные. Факторы, определяющие своевре­менность новаций.


Научные революции
Понятие научной революции. Революция как коренное изменение ос­новных и принципиальных параметров науки. Революция и смена теорий; революция и новые методы исследования; революция и открытие новых классов явлений (новых миров); революция и перестройка научной картины мира; революция и изменения стиля мышления. Многообразие и мно-гоаспектность научных революций. Революции частнонаучные и общенауч­ные. Преемственность в развитии знания и проблема несоизмеримости науч­ных теорий.

Научные революции и их осознание. Исторические закономерности осознания научных революций. Концепция перманентности научных рево-люций (К. Поппер и Б. Коэн).


Дифференциация и интеграция в науке
Предметная дифференциация научного знания и рост числа научных дисциплин. Проблема, классификации наук, ее история и современное со­стояние. Критерии самостоятельности научных дисциплин. Теоретическое знание как интегрирующий и объединяющий фактор в развитии науки. Тео­ретическая интеграция и проблема редукционизма. Комплексные исследова­ния и инженерные разработки как интегрирующий фактор в развитии знания. Глобальные проблемы современности и интеграции научных исследований. Методологическое единство и многообразие современной науки.
Взаимодействие наук как фактор их развития
Трансляция методов, средств и концептуальных схем из одной научной области в другие. Формирование межнаучных исследовательских программ и универсальных методологических установок. Явление научного лидерства, формирование идеалов и форм научности.


<предыдущая страница | следующая страница>


Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6)

Дфн, профессор А. И. Ореховский. История и философия науки: методические указания/ Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2005. — 38 с

536.83kb.

18 12 2014
9 стр.


Методические указания Николаев, 2005 (075. 2) 372. 41 Ббк 81. 411. 2-920 74. 102. 12 М 29

Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие

379.06kb.

04 09 2014
4 стр.


Методические указания для практических занятий Рабочее место №3 сеялки зернотуковые универсальные новосибирск, 2010

Методические указания предназначены для проведения учебных практик со студентами очного отделения Инженерного и Агрономического институтов

217.17kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.

08 10 2014
3 стр.


Методические указания по выполнению лабораторной работы Хабаровск Издательство двгупс 2010 укд 528. 48. 068. 03: 625. 11 (075. 8)

С. М. Бельская, А. А. Гребеньков. Способы определения площадей земельных участков. Методические указания по выполнению лабораторной работы. – Хабаровск: двгупс, 2010. – 18 с

204.36kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа вступительного испытания по математике новосибирск 2013 Организационно-методические указания
78.03kb.

14 10 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"

Выбор и расчет средств очистки газов: Методические указания для практических работ по дисциплине "Экология" /нгту; Сост. А. Б. Елькин, О. В. Маслеева. Н. Новгород, 2005, 11с

240.25kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ Хабаровск Издательство двгупс 2010 (075. 8)

Профессор кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, профессор Дмитренко И. В

653.67kb.

27 09 2014
3 стр.