Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 8страница 9

Тема IV. Методология научного знания. Модели науки



Цели и задачи методологического научного исследования. Основные методы научного исследования
Диалектический материализм как основной метод научного исследова­ния. Диалектика: объективная и субъективная диалектика. Основные законы и категории материалистической диалектики.

Рациональные приемы научного исследования: абстрагирование и идеа­лизация, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез, гипотеза и их ме­сто в научном исследовании.

Эмпирические методы научного познания: наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент и математическое моделирование.

Эвристическая роль математики в опытных науках.

Модели науки:

- неопозитивисткая модель науки.

Трактовка философии как логического анализа языка науки. Принцип верификации. Принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Антиисторизм. Теория как гипотетико-дедуктивная система.

- концепция развития научного знания К. Поппера.

Антииндуктивизм. Принцип фальсификации. Теория роста знания. Ин­струментализм и эссенциализм. Концепция «трех миров».

- теория научных революций Т. Куна.

Понятие научного сообщества, парадигмы, дисциплинарной матрицы. Природа нормальной науки. Природа и необходимость научных революций. Несоизмеримость парадигм.

- методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Понятие исследовательской программы. Положительная и отрицатель­ная эвристики. Прогрессивная и вырожденная стадия в развитии программ. Роль гипотез. История науки - пробный камень методологии науки.

- концепция развития науки П. Фейерабенда.

Концепция пролиферации (размножения) идей и теорий. Методологиче­ский плюрализм. Теоретическая и идеологическая нагруженность знания. «Анархисткая эпистемология». Антисциентизм.

- эволюционная модель науки Ст. Тулмина.

Эволюция научных теорий как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Теория - особого рода «популяции» понятий. «Мутации», «естест­венный» и «искусственный» отборы в развитии науки. «Матрицы» понима­ния. Наука как совокупность интеллектуальных дисциплин и профессио­нальный институт.

Тема V. Проблемы истины: теория и эмпирия в науке

Классическое понятие истины в философии науки. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Относи­тельный характер научных истин. Ф. Энгельс об абсолютной и относитель­ной истине. Истина в социальном познании.

Теория и эмпирия.

Рациональность и истина. Истина и чувственное познание.

Соотношение теории и эмпирии в развитии науки. Теоретическая нагру-женность эмпирических высказываний. Концепция пантеоретизма. Возмож­ность возникновения новых теорий без обращения к эксперименту или на­блюдению. Относительная самостоятельность традиций эмпирического ис­следования. Влияние технических средств наблюдения и эксперимента на развитие науки.
Логико-гносеологические и теоретико-познавательные проблемы:
1. Классификационная проблема.

Классификация и ее место в развитии науки. Классификация и раопиро-вание, классификация и периодизация. Классификация и теория. Дисципли­ны теоретические и таксономические. Суть классификационной проблемы в современной науке. Специфика ее постановки в разных научных областях. Идея естественной классификации и попытка ее реализации. Многообразие классификаций и отсутствие критериев выбора. Теоретический и прагмати­ческий подход к обоснованию классификаций. Машинные методы классифи­цирования. Причины возникновения классификационной проблемы и воз­можные пути ее преодоления.



2. Многообразие форм теоретического знания и проблема теоретизации
в современной науке.

Понятие теории. Дисциплины теоретические и описательные. Проблемы соотношения номотетических идиографических дисциплин в развитии науки и философии. Проблема специфики исторических дисциплин (Риккерт).

Многообразие теорий. Теории математизированные и нематематизиро-ванные, качественные и количественные. Теории феноменологические и объ­ясняющие. Генетические, эволюционные теории и их особенности. Особен­ности современных физических теорий. Многообразие функций теорий: объ­яснение, предсказание, понимание, систематизация. Степень представленно-сти этих функций в теориях различных типов.

Проблемы теоретизации в современной науке как результат ориентации на образцы наиболее развитых теоретических дисциплин.



3. Виды описания.

Понятие описания. Виды описания. Описания эмпирические и теорети­ческие. Описание и реконструкция. Комплексные и системные описания. Описания и предписания.

Описания и явления дополнительности. Принцип дополнительности в

квантовой механика и попытка его распространения в другие ооласти знания (в биологию, гуманитарные науки).



4. Объяснение и понимание.

Понятие объяснения и понимания. Виды объяснения в современной нау­ке. Методы герменевтики. Проблема соотношения наук, понимающих и объ­ясняющих подходы в гуманитарной науке. Проблема понимания других эпох и других культур, Презентизм и атикваризм в историко-культурологических исследованиях.



5. Предсказание и прогнозирование.

Предсказание как одна из функций теории. Предсказание и рет-росказание. Предсказание и объяснение. Предсказание и критерии выбора теорий. Прогнозирование как один из видов предсказания, его вероятност­ный характер. Особенности прогнозирования социальных явлений, связан­ных с целенаправленной деятельностью человека. Прогнозирование и гло­бальные проблемы современности.



6. Проблемы математизации науки.

Математика, ее специфика и место в системе наук. Исторические этапы математизации науки, математизация и идеал научности. Математизация как глобальная проблема современной науки. Различные формы математизации. Математизация и теоретизация науки. Проникновение математических мето­дов в науки об обществе и в гуманитарные науки.



7. Компьютеризация науки.

Многообразие форм использования компьютерной техники в современ­ной науке. Компьютеризация и математизация, их связь: специфические осо­бенности и относительная самостоятельность. Компьютеризация и связанные е ней новые возможности и методы исследования. Машинное моделирова­ние, машинный эксперимент, машинные методы доказательства теорем. Компьютер и автомотизация научных экспериментов. Компьютеризация и новые методы хранения и поиска информации. Перспективы полной пере­стройки технических основ "социальной памяти", обеспечивающих успешное функционирование и развитие науки. Компьютеризация и образование. Ком­пьютер как основа нового мировосприятия.



8. Критерий выбора теорий.

Проблема истины в современной науке и критерий выбора теорий. Идея версификации и связанные с ней трудности. Фальсификационизм К. Поппе-ра. Тезис Дюгема-Куайна, Единство знания и проблема критериев выбора. Эстетические критерии выбора теорий.

Критерий выбора и закономерности исторической смены теорий.

9. Проблема единства науки.

Многообразие научных дисциплин. Особенности их исторического раз­вития, функционирования, эмпирических и теоретических средств и методов исследования. Многообразие связей научных дисциплин. Общее и особенное в развитии науки. Выработка единых идеалов и норм научности и специфика отдельных дисциплин. Единство и специфические особенности методологии

естественных, технических и общественных дисциплин. Проблема специфи­ки гуманитарного знания.

10. Проблема реальности в современной науке.

Научная картина мира, ее творческий, опосредованный характер. При­рода теоретических объектов науки. Виды теоретических объектов и их ие­рархия. Явление идеализации. Теоретическое конструирование и его роль в познании. Математизация теорий и трудности, связанные с их интерпрета­ций. Явление "синдрома Пигмалиона" (Дж. Синг). Проблема реальности и соотношение научной картины мира с объективной действительностью, су­ществующей независимо от человека. Специфика постановки этой проблемы в разных сферах научного познания.




<предыдущая страница | следующая страница>


Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6)

Дфн, профессор А. И. Ореховский. История и философия науки: методические указания/ Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2005. — 38 с

536.83kb.

18 12 2014
9 стр.


Методические указания Николаев, 2005 (075. 2) 372. 41 Ббк 81. 411. 2-920 74. 102. 12 М 29

Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие

379.06kb.

04 09 2014
4 стр.


Методические указания для практических занятий Рабочее место №3 сеялки зернотуковые универсальные новосибирск, 2010

Методические указания предназначены для проведения учебных практик со студентами очного отделения Инженерного и Агрономического институтов

217.17kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.

08 10 2014
3 стр.


Методические указания по выполнению лабораторной работы Хабаровск Издательство двгупс 2010 укд 528. 48. 068. 03: 625. 11 (075. 8)

С. М. Бельская, А. А. Гребеньков. Способы определения площадей земельных участков. Методические указания по выполнению лабораторной работы. – Хабаровск: двгупс, 2010. – 18 с

204.36kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа вступительного испытания по математике новосибирск 2013 Организационно-методические указания
78.03kb.

14 10 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"

Выбор и расчет средств очистки газов: Методические указания для практических работ по дисциплине "Экология" /нгту; Сост. А. Б. Елькин, О. В. Маслеева. Н. Новгород, 2005, 11с

240.25kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ Хабаровск Издательство двгупс 2010 (075. 8)

Профессор кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, профессор Дмитренко И. В

653.67kb.

27 09 2014
3 стр.