Перейти на главную страницу
Гродно
УДК 338.24:658.1
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и права УО «ГГАУ», протокол № 4 от 11.12.2006.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании межфакультетской методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ», протокол № 4 от 15.12.2006.
Н.А. Гудкова, И.Н. Дорошкевич. Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов экономических специальностей всех форм обучения по изучению дисциплин: «Управление персоналом», «Сельскохозяйственные рынки». г. Гродно, УО «ГГАУ»,2007.- с.37
УО «Гродненский государственный аграрный
университет», 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................4
1. Положение о частной кредитно- рейтинговой системе
оценки учебной деятельности студентов.................................................5
2. Положение о десятибалльной системе оценки знаний
студентов......................................................................................................8
3. Положение о формах и видах учебной и научно-
исследовательской деятельности студентов...........................................12
4. Применение кредитно-рейтинговой системы оценки учебной
деятельности студентов на кафедре менеджмента, маркетинга
и права …………………………………………………………………...29
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Целью реформирования системы образования в Республике Беларусь является формирование специалиста нового типа, способного к максимальной реализации интеллектуального и креативного потенциала, обладающего высоким уровнем профессиональной подготовки. Специалиста, сочетающего профессиональную деятельность с навыками научно- исследовательской работы и обладающего осознанной потребностью в непрерывном повышении квалификации, в развитии и саморазвитии.
Формирование навыков и умений самостоятельной работы, в конечном счете, является главной задачей сначала учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Цель управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС): развитие внутренних психологических механизмов интеллектуальной активности студентов, их познавательных способностей путем включения в активную учебную и научно- профессиональную деятельность. Формы управляемой самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная.
Виды управляемой самостоятельной работы студентов:
а) репродуктивная (учебная, консультационная), включающая выполнение упражнений из учебной литературы; прослушивание аудиоматериалов; просмотр видеоматериалов; работа со словарями.
б) продуктивная (исследовательская), включающая подготовку к контрольным и аудиторным самостоятельным работам; выполнение курсовых работ; подготовку фрагментов лекций; консультаций; диагностических процедур, управленческих тренингов; решение домашних заданий творческого характера; выполнение научно- исследовательской работы; изучение; аннотирование, реферирование дополнительной учебной литературы; подготовку к конференциям и конкурсам.
Управляемая самостоятельная работа студентов призвана обеспечить переход с обучения на самоучение студентов, снизить аудиторную нагрузку, как преподавателя, так и студента. В дидактике высшей школы собственно самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, а с другой- как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Введение частной рейтинговой системы позволит стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, повысить качество знаний и профессиональной подготовки, активизировать формы и методы управляемой самостоятельной работы за счет поэтапной и дифференцированной оценки всех видов учебной и научно-исследовательской работы по многобалльной шкале.
Частная рейтинговая система призвана повысить объективность оценки качества знаний вне зависимости от характера межличностных отношений преподавателей и студентов; изменить направленность мотивации с избежания неудач на достижение успеха; формировать самостоятельность принятия решений при выборе стратегии обучения и конкурентоспособность будущих специалистов.
Система выставления кредитных баллов по учебным дисциплинам
1. Рейтинговая система обладает достаточной степенью гибкости, можно выделить два уровня ее применения: по каждой учебной дисциплине (частная рейтинговая система) и совокупности предметов, изучаемых на данном курсе (общая рейтинговая система).
2. Частная рейтинговая система предполагает оценку всех видов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов на основе системы кредитов и специально разработанной оценочной шкалы. Каждый вид учебной деятельности (как обязательный, так и по выбору студента) оценивается с учетом его сложности и позволит индивидуализировать учебный процесс, а разная сумма кредитов будет мотивировать студентов выбирать более сложные и творческие задания.
В начале семестра необходимо ознакомить студентов с оценочной шкалой, правилами определения его рейтинга, системой компенсации пропущенных занятий, формами текущего и итогового контроля. Интегральная оценка работы студента в процессе изучения дисциплины (сумма кредитов) является допуском к экзамену (зачету) и влияет на итоговую оценку.
3. На основании частных рейтинговых систем определяется общая рейтинговая оценка качества знаний и уровня профессиональной подготовки студента в данной группе или на данном курсе. В конце семестра составляется общий список студентов в зависимости от рейтинга конкретного студента, что позволяет избежать формирования устойчивых групп «троечников», «хорошистов» и «отличников».
2. Система кредитов разработана по результатам ранжирования видов и форм учебной деятельности студентами и преподавателями кафедры менеджмента, маркетинга и права УО «ГГАУ». В зависимости от «удельного веса» каждому виду деятельности присваивается от 2-х до 100 кредитов (таблица оценки прилагается).
3. Исходя из количества часов, отведенных на учебную дисциплину, преподаватель определяет минимальную сумму кредитов, которую должен набрать студент в процессе ее изучения. Общая сумма кредитов просчитывается по формуле: минимальная сумма кредитов плюс одна треть от ее суммы.
4. Студент самостоятельно составляет свой учебный план изучения дисциплины посредством выбора форм и видов учебной и управляемой самостоятельной работы, а также вариантов отработки пропущенных и, исходя из того, что в процессе обучения ему необходимо набрать указанную выше сумму кредитов.
5. Рейтинг по отдельной дисциплине определяется по сумме кредитов и выражается в 100 процентах.
6. Набранная студентом сумма кредитов служит допуском к экзамену (или зачету) и влияет на итоговую оценку. Исходя из набранной суммы кредитов, возможны 6 вариантов контроля качества знаний студентов. Если эта сумма составляет (рис. 1):
10
100% автомат(9)
80% 6
70% 3
обучение
минимальный общий продвинутый
(3-4) (5-7) (8-10)
Рис. 1. Многоуровневая подготовка студентов
• 80 - 99 %, то «автомат» обеспечивает 6 баллов, или после экзамена оценка может варьироваться, соответственно, от 5 до 7 - 9 баллов.
• 70 - 79 %, то гарантируются 3 балла, или от 2 до 4 - 8 на экзамене.
• 51 - 69 % предполагают экзамен с оценкой не выше 7 баллов.
• 41-50% требуют повторного экзамена и предусматривают максимальную оценку в 6 баллов.
• 0 - 40 % расцениваются как «незачет», студенту предлагается повторно на другом отделении или в следующем учебном году на платной основе изучать данную дисциплину.
7. Если студент получил экзаменационную оценку ниже оценки, предусмотренной положением о частной рейтинговой системе, то он имеет право на повторный экзамен комиссии или назначенному заведующим кафедрой преподавателю (специалисту в данной отрасли знаний).
2. Оценка выполненного задания в кредитах должна отвечать принципу гласности. Каждый студент имеет право получить сведения только о своем рейтинге.
3. Индивидуальный рейтинг студента и сумма набранных кредитов согласуется с 10-балльной оценкой качества знаний.
2. ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕСЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Общие положения
Десятибалльная шкала оценки знаний студентов вводится с целью повышения стимулирующей роли оценки при подготовке специалистов с высшим образованием и введения более дифференцированного учета их текущей и итоговой успеваемости.
Десятибалльная система оценки качества знаний студентов соотносится с оценкой результатов профессионального становления специалиста. Подготовка специалиста предполагает наличие следующих уровней:
1) минимального (2-4 балла);
общего (5-7 баллов);
продвинутого ( 8-10 баллов). Минимальный уровень означает «прослушал», изучил программу курса для собственного самообразования. Общий уровень обеспечивает право на работу по специальности и соответствует требованиям, предъявляемым к специалисту. Продвинутый уровень дает право на дальнейшее повышение квалификации в магистратуре и аспирантуре. Для того, чтобы перейти с одного уровня на другой необходимо повторно изучить дисциплины, по которым студент имел оценки, несоответствующие желаемому уровню.
Баллы 1 и 2 выставляются только в экзаменационной ведомости, а соответствующий экзамен сдается повторно.
Схема оценки знаний студентов на экзамене
Балл |
Полнота усвоения |
Уровень и самостоятельность изложения |
Применение знаний |
10 |
Систематические знания на концептуальном уровне |
Междисциплинарный уровень изложения материала |
Применение знаний в незнакомой ситуации (перенос) |
9 |
Изложение материала с опорой на дополнительную литературу | ||
8 |
Знание учебного материала в пределах программы (без дополнительной литературы) |
Применение знаний в стандартной ситуации
| |
7 |
Знание более 75% учебного материала; активность на занятиях |
Самостоятельность усвоения и выполнения заданий | |
6 |
Основной материал усвоен самостоятельно |
Осознанное воспроизведение учебного материала | |
5 |
Знание менее 75% учебного материала; допущенные ошибки
|
Может устранить сам | |
4 |
Может устранить под руководством без дополнительных занятий
|
Неосознанное воспроизведение учебного материала (узнавание)
| |
3 |
Может устранить под руководством с дополнительными занятиями
| ||
2 |
Не знание более 50% учебного материала |
| |
1 |
Нет ответа |
|
|
Основной целью деятельности проблемной группы является формирование и развитие профессиональных интересов студентов, закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков научно-исследовательской работы. Формами участия студентов в работе научно-исследовательской группе являются: индивидуальная научно-исследовательская работа по теме, выполнение групповых научных исследований; выступления с научными рефератами и докладами, публикация научных материалов; подготовка к выступлениям на факультетских, вузовских, республиканских и международных конференциях.
При рейтинговой оценке участия студентов в работе научно-исследовательской группы принимается во внимание степень активности в плановой деятельности лаборатории (посещение не менее 75 % занятий).
Участие в работе студенческой научно-исследовательской группы оценивается в 60 кредитов.
Спецкурсы способствуют углублению знаний, а также развитию разносторонних интересов и способностей студентов, формируют устойчивый познавательный интерес к той или иной области теоретического или практического управления. Курсы специализации способствуют сознательной профориентации в актуальных проблемах управленческой науки и практики, интенсифицирует подготовку студентов по специализациям: «Управление персоналом», «Кадровый менеджмент», «Конфликтный менеджмент», «Психология менеджмента».
Спецкурсы могут проводиться в форме лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий, дискуссий, психологических тренингов различных типов, самостоятельной творческой работы.
Формы контроля в спецкурсе: анализ проблемной и конкретной ситуации, лабораторная работа, дискуссии (требуют анализа и сопоставления различных научных концепций, обоснование собственной точки зрения); доклады; рефераты; разбор практических случаев; тестовые задания; контрольные работы; анализ периодической литературы, самоконтроль; зачет.
Спецкурс оценивается в 40 кредитов.
Психологический (управленческий) тренинг
Психологический тренинг - это интерактивная форма учебной деятельности студентов, реализуемая через специально созданные малые группы, состоящие из 5 - 15 человек.
Психологический тренинг нацелен на:
• обучение через эффект группового взаимодействия;
• исследование психологических проблем студентов и оказание помощи в их решении;
• практическое овладение навыками конструктивного взаимодействия;
• развитие профессионального самосознания;
В зависимости от специфики целей и задач тренинга в качестве критериев при контроле используются:
• посещение занятий;
• самостоятельная разработка и проведение одного из занятий в качестве ведущего;
• анализ тренинговых занятий;
• приобретение в тренинге конкретных умений и навыков;
• написание самоотчетов.
В процессе тренинга у студентов формируется ряд профессиональныx умений и навыков, развивается творческий потенциал, закрепляются теоретические знания.
За участие в работе тренинговой группы начисляется 40 кредитов.
Тема сочинения - размышления определяется научной проблематикой предмета науки. Например, управления персоналом: «Аттестация кадров: необходимость или формализм?».
Студент вправе сам выбрать тему эссе, исходя из собственных интересов, желания обнаружить индивидуальную точку зрения на наиболее значимую проблематику.
Обязательными требованиями выступают:
• логичное, последовательное и доказательное обоснование авторской позиции в исследуемом предмете, основанное и подтверждаемое точными ссылками на литературные источники и их авторов;
• полное (многоаспектное) освещение научной проблемы строго в рамках заявленной темы, то есть без отклонений в смежную и сопутствующую проблематику;
• реферативно-аналитическая форма изложения материала, то есть использование сравнений, обобщений как методов теоретического анализа используемых теорий, концепций, научных идей, ведущих к умозаключению (выводу), содержащему их оценку и собственную точку зрения. (Неприемлемы приемы перечисления, констатации, компиляции изученного материала);
• использование научной лексики, то есть категориального аппарата той отрасли науки, предмет которой заявлен в проблеме исследования. Допустимы наряду с научным стилем элементы художественного стиля. Недопустима бытовая лексика и стиль изложения;
• обоснование актуальности проблематики эссе: как теоретической (то есть значимости в плане развития целой отрасли науки), так и практической (то есть помогающей решать важные прикладные задачи), а также значимость изучения вопроса для прояснения собственных проблем;
• список использованных источников.
В эссе допускается эпиграф; предъявление в рукописном варианте на белых листах А-4, средний объем — 15 страниц.
Эссе не предусматривает плана, но могут быть выделены такие структурные элементы как введение и заключение.
Написание эссе оценивается 35 кредитами.
Публикация тезисов, статьи
Подготовка статей и тезисов является заключительным этапом научно - исследовательской работы.
Статьи, как правило, имеют следующую структуру:
Статье предшествует резюме, которое должно дать краткую информацию в такой форме, чтобы облегчить понимание ключевых моментов и пробудить к ней читательский интерес. Под резюме необходимо привести список ключевых слов без дефиниций (определений).
Изложение раздела «Теоретическое введение» приводится без названия, начиная с обзора наиболее важных источников, истории исследования проблемы, анализа ее разработанности в теоретических и прикладных исследованиях. Далее формулируются цель и задачи вашего исследования; его теоретическая и практическая значимость.
В разделе «Методика исследования» изложение начинается с характеристики выборки, приводится описание организации и проведения эксперимента, используемых диагностических методик и методов математической обработки данных.
«Результаты и их обсуждение» содержат количественный и качественный анализ данных, которые должны быть представлены в виде таблиц или графиков. Материал формулируется максимально сжато. Обсуждение включает оценку и интерпретацию результатов, делается вывод об их статистической достоверности, указывается степень новизны и собственный вклад в исследование научной проблемы.
Раздел «Список литературы» должен соответствовать правилам оформления цитированных источников (см. правила оформления реферата).
Содержание статьи и порядок изложения материала зависит от характера работы (носит она чисто теоретическую или теоретико-эмпирическую направленность). Если это теоретическая работа, то в ней отсутствуют разделы «Методика исследования» и «Результаты и их обсуждение», а раздел «Теоретическое введение» расширяется и рассматривается как основной компонент со своим введением, основной частью и заключением.
Объем статьи, включая список цитированной литературы, обычно не превышает 18 страниц печатного текста (до 32000 знаков); в материалах конференции статьей можно считать публикацию в 5 и более страниц.
Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст объемом до 5 страниц, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Поэтому в тезисах необходимо выделить самые существенные идеи, сохранив при этом
общую логику доклада и его основные положения.
Публикации тезисов, статей оцениваются в 30 кредитов.
Реферат
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы (предметной области управленческой науки) и отражать точки зрения управленческих школ или управленцев, не утративших своей актуальности. Реферат содержит следующие разделы:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Литература (список используемых источников).
Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, сказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.
Список используемых источников оформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее количество страниц. Список должен содержать не менее пяти публикаций, и как правило, за последние четыре - пять лет, включая работы, опубликованные по данной проблеме в управленческих журналах за последний год.
Объем реферата: 10-15 страниц машинописного текста формата А-4 что соответствует объему параграфа курсовой работы. Требования к оформлению реферата:
1. Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, факультета, отделения, номер группы; Ф.И.О. студента, тема; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (Рис. 1).
2. Оглавление. В оглавлении приводятся названия структурных компонентов реферата: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ПУНКТОВ и подпунктов основной части, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ с указанием страниц (Рис. 2).
3. Нумерация страниц начинается с 3-ей страницы (обложка и оглавление не нумеруются). Расстояние между введением, пунктами основной части, заключением и списком используемых источников одинаковое (2 интервала).
4. Основная часть. В зависимости от содержания и логики изложения материала, основная часть делится на пункты и подпункты.
Реферат следует печатать, соблюдая следующие требования: гарнитура шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14 пт, параметры страниц устанавливаются следующие: верх и низ 25 мм, слева 30 мм, справа 15 мм. Межстрочный интервал выставляется «минимум 17 пт» (количество строк на странице от 38 до 42). Количество знаков в строке, включая интервалы, - 62-65.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………............3
1. Теоретические основы подбора и оценки
их должностных обязанностей…………………………………..10
1.2. Системный подход к организации подбора персонала……….....15
2. Организация подбора и оценки кадров
2.1. Этапы подбора кадров в сельскохозяйственных
предприятиях....................................................................................25
2.2. . Аттестация как основной метод оценки персонала ....................29
• номер библиографической записи [7]. Например, А.Я. Кибанов [7] в книге «основы управления персоналом»...
• ссылка с указанием страниц цитируемых работ. Например, как видно из исследований [7, с. 7] или [7, С. 7 — 14].
• ссылка на ряд работ. Например, [7; 10; 14].
5. Заключение. Объем заключения обычно не превышает 0,5 - 1 страницу.
6. Список используемых источников. Список источников приводится в алфавитном порядке, оформляется в зависимости от количества авторов.
1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации.- М.: Инфра- М, 2002.
1. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. –М.: ЗАО Бизнес- школа «Интел- Синтез», 2002.
1. Сортан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом.- СПб.: Речь, 2003.
1. Управление организацией. Материалы международной науч.-практ. конференции / Под ред. А.Я Кибанова. Мн., 2002.
За реферат начисляется 20 кредитов.
Коллоквиум
Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - это одна из форм деятельности студентов, выполняющая контрольно-обучающую функцию.
Коллоквиум проводится в форме беседы преподавателя со студентами либо как научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. Для обсуждения на коллоквиуме выносятся отдельные разделы, темы, вопросы изучаемой учебной дисциплины, а также рефераты, проекты и другие работы студентов. Другими словами, коллоквиум - это метасеминар или «семинар семинаров», позволяющий интегрировать знания по отдельным темам дисциплины, проанализировать внутрипредметные и межпредметные связи.
Участие студентов в коллоквиуме требует от них умений не только транслировать, но и конструировать новые знания в условиях диалога, обмена мнениями. В свою очередь, преподаватель получает информацию о характере самостоятельной работы студентов, о трудностях и причинах ошибочных представлений по тем или иным вопросам темы, раздела, и главное, выявляет степень правильности, объема, глубины знаний и умений студентов.
Вопросы коллоквиума разрабатываются преподавателем учебной дисциплины. Задания могут варьироваться в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами.
При возникновении затруднений в беседе студент может обратиться к системе разъяснений, последовательно выводящий его на правильную последовательность действий.
Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и является одной из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум предполагает максимальное использование интерактивных форм и методов, каждый студент должен принять участие в обсуждении в той или иной форме не менее чем 70 % учебного материала, выносимого на коллоквиум.
За коллоквиум начисляется 25 кредитов.
Контрольная работа
Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний студентов и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Она предназначена для проверки знаний студентов по определенной учебной дисциплине, а также служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. В контрольной работе студентам предлагаются вопросы и задачи, сформулированные и разработанные на основании материала, изложенного в лекциях, обсужденного на семинарах или самостоятельно изученного студентами.
Для выполнения контрольной работы студентам предлагаются задания, которые имеют ответы, зафиксированные литературе. В контрольной работе от студента требуется осведомленность в предлагаемых темах, проблемах и вопросах.
В зависимости от специфики изучаемой дисциплины контрольная работа может представлять собой:
• тестовые задания, требующие однозначных ответов на поставленные вопросы;
• управленческие задачи, имеющие вариативные ответы;
• разработку диагностических, тренинговых, управленческих программ;
• творческая работа по определенному разделу или проблеме изучаемой дисциплины.
Контрольная работа может использоваться в качестве текущей проверки и закрепления знаний, а также как работа, которая обеспечивает допуск к экзамену и позволяет преподавателю контролировать и прогнозировать степень и качество усвоения студентами материала прочитанного курса.
Контрольная работа оценивается преподавателем, предлагавшим задания для этой работы. Оценка производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.
За контрольную работу начисляется 25 кредитов.
Тестирование в учебном процессе является результатом использования так называемых тестов достижений. Тесты достижений позволяют достаточно объективно и при минимальных затратах аудиторного времени оценить степень владения студентами конкретными знаниями, умениями и навыками. Они имеют три вида: тесты действия, письменные и устные тесты. Тесты действия предназначены для выявления практических умений и навыков. Письменные тесты могут быть представлены на специальных бланках или электронных носителях. Устные тесты достижений представляют собой систему вопросов, предлагающих, как правило, наличие кратких и однозначных ответов. Существуют различные формы тестов: закрытые и открытые. Суть закрытых тестов заключается в выборе правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Открытые тесты основаны на принципе дополнения недостающей смысловой единицы (термин, имя...), установления соответствия между группами смысловых единиц или правильной последовательности их изложения.
В зависимости от объема изучаемой дисциплины целесообразно проводить от 1 до 4 тестирований. Наиболее эффективно сочетание тестирования и модульного подхода, когда тест-контроль проводится по итогам изучения каждого модуля. Кроме промежуточного испытания тестирование может играть роль итогового контроля (как допуск к экзамену или его альтернатива). Широкое применение тестирование нашло в организации самостоятельной управляемой работы студентов и дистанционного обучения.
Тесты могут предполагать альтернативные и безальтернативные ответы. Они должны быть доступны студентам, и стимулировать их познавательную деятельность. Возможны следующие варианты тестирования:
1) преподаватель (или компьютер) выбирает малое число заданий из большого количества вопросов, например, 30 из 900 имеющихся;
2) он предлагает все задания, когда их число ограничено, как правило, не более 30. В первом случае применяется прогрессивная шкала оценки: процент от общей суммы полученных ответов на вопросы теста. Во втором случае предполагается стопроцентный ответ.
Тестирование оценивается в 30 кредитов.
Анализ монографий
Монография - это научное исследование автора, коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме.
При анализе монографии необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Ознакомиться с общим построением монографии; ее оглавлением и содержанием, что дает представление о научной проблематике данной монографии.
2. Дать научно обоснованный взгляд автора с точки зрения парадигмы, теории, концепции или научного положения.
3. Определить уровень анализируемой монографии (фундаментальный, прикладной, практический).
4. Обозначить характер исследования: теоретический; теоретико-эмпирический; эмпирический; эмпирико – теоретический.
5. Дать характеристику структурных компонентов (разделов, глав монографии) в целом.
6. Последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один или, несколько из них (по рекомендации преподавателя или по выбору студента).
Анализ монографии должен быть предоставлен в письменном виде (требования к оформлению такие же, как к реферату), объем 10- 12 страниц печатного текста.
За анализ монографии начисляется 12 кредитов.
На ассистирование может выноситься любой вопрос лекционного материала или семинарского занятия, кроме вводной и заключительной частей, а также контрольно-проверочных работ. Вопросы для ассистирования разрабатываются преподавателем учебной дисциплины и предлагаются на обсуждение студентам.
Материалы для ассистирования предоставляются студентом преподавателю за неделю до установленного срока для ознакомления и уточнения. При возникновении затруднений студенты имеют право обратиться за помощью к преподавателю.
В качестве ассистентов могут выступать как 1 студент (лекция, семинар), так и группа студентов.
Участие студентов в ассистировании требует от них наличия следующих знаний, умений и навыков:
• владение учебным материалом;
• способность к самостоятельному подбору информации для выступления на заданную тему;
• умение представить материал группе;
• умение конструировать новые знания в условиях диалога;
• наличие организационных и коммуникативных способностей;
• наличие развитой рефлексии как условия стойкой обратной связи с группой и преподавателем.
Ассистирование преподавателю позволяет студентам: глубже усвоить материал учебного курса; систематизировать полученные знания; получить навыки практического применения усвоенных знаний; приобрести знания и сформировать навыки по методике преподавания определенной дисциплины; освоить навыки преподавательской работы.
За ассистирование насчитывается 10 кредитов.
Составители: ассистенты кафедры менеджмента, маркетинга и права уо «ггау» Н. А. Гудкова, И. Н. Дорошкевич
14 12 2014
3 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия», выполнению практических занятий и самостоятельной работы для студентов инженерных специальностей 060800 заочно
14 10 2014
5 стр.
Предлагаемые методические указания по работе с практическим курсом французского языка предназначаются для студентов I курса всех специальностей очной и заочной форм обучения в сред
14 12 2014
9 стр.
«Пищевые и биологически активные добавки» для студентов всех форм обучения специальностей 260501. 65 «Технология продуктов общественного питания» и 260505. 65 «Технология детского
09 10 2014
9 стр.
Материаловедение. Изучение микроструктуры углеродистых сталей: методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов всех специальностей и форм обучения. Изд. 4-е
26 09 2014
1 стр.
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей
23 09 2014
4 стр.
Методические указания предназначены для аспирантов очной и заочной форм обучения
14 12 2014
3 стр.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Общая паразитология» для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 070400 «биология» образовательно-квалификацион
16 12 2014
1 стр.