Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 17страница 18страница 19страница 20страница 21страница 22

V. Тематика рефератов по курсу

«Философия и методология науки» и рекомендации

по оформлению рефератов




Написание реферата является условием допуска к сдаче кандидатского экзамена по философии. В процессе подготовки и оформления реферата необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Реферат представляет собой самостоятельно выполненную магистрантом (аспирантом) работу на основе анализа философских публикаций по избранной теме.

  2. Рассмотрение темы должно быть осуществлено с использованием новейших источников по реферируемой проблематике.

  3. При изложении философских вопросов необходимо показать их методологическую значимость для конкретной области естественно-научного и технического исследования, для понимания современных социальных процессов.

  4. Структура реферата должна включать: план, содержание (3–4 вопроса), заключение, список цитируемой литературы.

  5. Объем реферата – 1 печатный лист (40 000 знаков через 1,5 интервала).

  6. Форма реферата – печатная (с указанием названия привлекаемых публикаций, их авторов, места и года издания). Ссылки на источники в реферате давать постранично или сквозной нумерацией.

  7. Поощряется проявление референтом самостоятельного обоснованного отношения к излагаемым мнениям по рассматриваемой проблеме.

  8. Оценка реферата учитывается на кандидатском экзамене по философии и методологии науки.

  9. Образец оформления титульного листа реферата прилагается.

  10. Образец оформления литературы:

Пример указания книги с одним автором:

Лукашевич, В. К. Философия и методология науки / В. К. Лукашевич. – Минск, 2006.
Пример указания книги с количеством авторов до трех включительно:

Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, Т. В. Фатхи. – Ростов н/Д., 2004.


Пример указания книги с количеством авторов большим трех:

Идеология и мировоззренческая культура личности : пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.] ; под ред. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007.

Пример указания книги на иностранном языке:

Kuhn, T. The Essential Tension. Selected Studies in Scientific Tradition and Change. – Chicago, 1977.


Пример указания многотомного издания:

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994-1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997].


Пример указания одного из томов многотомного издания:

Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. В 55 т. / В. И. Ленин.– М., 1963. – Т.18.


Пример указания статьи в периодическом издании:

Гиндилис, Н. Л. Человек в истории развития знания: античность /


Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2002. – №6. – С. 100 – 110.
Пример указания статьи в сборнике:

Малыхина, Г. И. Интернализм и экстернализм в обосновании научного знания / Г. И. Малыхина // Великие преобразователи естествознания: Анри


Пуанкаре : материалы Междунар. чтений, Минск, БГУИР, 2001. – Минск, 2001.
Пример указания адреса WWW в сети Internet:

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: https://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2006.



Образец оформления

титульного листа реферата

Учреждение образования


«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»


Кафедра философии

Тема реферата:

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Выполнил: Иванов Иван Иванович

магистрант (аспирант) кафедры микроэлектроники

группа №



(роспись, дата)

Проверил: (заполняется преподавателем)



(роспись, дата)

Минск 2011


I. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.1. Статус и предназначение философии в жизни общества

  1. Философия и наука в системе культуры.

  2. Проблема научности философии.

  3. Философия, мировоззрение, культура.

  4. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения.

  5. Проблема многообразности философии.

  6. Философия и идеология.

  7. Философия как личностное знание и ценностный ориентир.

  8. Социокультурный статус и функции философии в современном мире.

  9. Философия как мировоззренческая основа современного экологического мышления.

  10. Философия и миф в становлении человеческой цивилизации.

  11. Философия и религия: формы духовного опыта в истории культуры.

  12. Философия и искусство.

  13. Философия в условиях виртуализации культур.

  14. Философия и национальное самосознание.

  15. Генезис философии в культурных традициях Востока и Запада.

  16. Понятие и типология исторических образов философской мысли (общий анализ).

  17. Учение о человеке в древневосточной философии.

  18. Философия буддизма и европейская культура.

  19. Конфуцианство и современный Китай.

  20. Проблемы бытия и небытия в древнегреческой философии.

  21. Проблема логоса в античной философии.

  22. Логика и типология науки Аристотеля.

  23. Проблема метода в античной гносеологии.

  24. Античный атомизм и современная наука.

  25. Материалистический и идеалистический образы античной философии.

  26. Метафизика и диалектика Античности.

  27. Социально-философские и этические концепции античной философии.

  28. Философские источники христианской философии.

  29. Средневековый образ философской мысли: проблемы и персоналии.

  30. Философия и наука в культуре средневековья.

  31. Теология, философия и наука в средневековой философии.

  32. Проблема веры и разума в средневековой философии.

  33. Реализм и номинализм: средневековый спор об универсалиях.

  34. Социально-христианское учение А. Августина.

  35. Роль средневековой арабской науки и философии в становлении европейской культуры.

  36. Философское значение борьбы аверроизма и августинизма.

  37. Концепция «двух истин» в мусульманско-христианской философии средних веков.

  38. Гуманистические идеалы философии Возрождения.

  39. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения.

  40. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

  41. Новоевропейская социальная философия индустриального общества.

  42. Проблема человека в философии Просвещения.

  43. Идея прогресса и закономерности исторического развития в философии Просвещения.

  44. Теория познания И. Канта.

  45. Философская система и метод Г. Гегеля.

  46. Философия антропологического материализма Л. Фейербаха.

  47. Неклассический образ философской мысли: проблемы, методы, персоналии.

  48. Иррационалистический образ философии XIX в.: от С. Кьеркегора к Ф. Ницше.

  49. Роль марксизма в становлении социально-критического мышления.

  50. Проблема отчуждения в философии марксизма.

  51. Вклад марксизма в развитие материалистического понимания истории.

  52. Классики философской мысли Беларуси.

  53. Философия русского космизма.

  54. Проблемы и представители русской философии XIX – начала XX в.

  55. Экзистенциализм: проблемы и разновидности.

  56. Позитивизм и его исторические формы.

  57. Современный неотомизм и наука.

  58. Философия постмодернизма.

  59. Философия прагматизма.

  60. Герменевтика как способ философствования.


1.2. Философское осмысление проблемы бытия


  1. Проблема бытия в философии.

  2. Категория небытия в культурных традициях Востока и Запада.

  3. Онтология в классической и неклассической философии.

  4. Проблема материи в классической и неклассической философии.

  5. Категория материи и ее роль в философском и научном познании.

  6. Проблема субстанции в философии.

  7. Движение как философская проблема.

  8. Пространство и время как категории науки, философии и культуры.

  9. Специфика социального пространства и времени.

  10. Природа как предмет философского и научного познания.

  11. Понятие самоорганизации и саморазвития природы.

  12. Учение о ноосфере В. Вернадского.

  13. Учение о природе в философии П. Тейяра де Шардена.

  14. Социально-экологическая культура Беларуси после Чернобыля.

  15. Технократизм и экологические императивы современной культуры.

1.3. Философия глобального эволюционизма


  1. Движение и развитие.

  2. Детерминизм и причинность.

  3. Причинность и закон в работах О. Конта.

  4. Статус вероятности в классической и квантовой физике.

  5. Дилемма детерминизм – индетерминизм.

  6. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора.

  7. Диалектика как метод и теория философского мышления.

  8. Диалектика как философская теория развития и ее исторические формы.

  9. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

  10. Принципы, законы и категории диалектики.

  11. Особенности социальной диалектики.

  12. Глобальный эволюционизм: научный и мировоззренческий аспекты.

  13. Методологическое значение категорий отдельного и общего в научном познании.

  14. Закон эмерджентности целого.

  15. Методологический потенциал философских категорий и общенаучных понятий.

  16. Методологическая роль отрицания в научном познании.

  17. Социальное действие как философская проблема.

  18. Современная теория систем.

  19. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

  20. Диалектика и синергетика.


1.4. Проблема человека в философии


  1. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

  2. Проблема человека в восточной и западной культурных традициях и философии.

  3. Сущность и существование человека в экзистенциализме.

  4. Проблема «богочеловечества» в русской религиозной философии.

  5. Проблема человеческого существования в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого.

  6. Концепция человека в классическом и неклассическом психоанализе.

  7. Свобода как ценность человеческого бытия.

  8. Человек как космопланетарный феномен.

  9. Ф. Энгельс о происхождении человека, общества и государства.

  10. Смысл жизни как философская проблема.

  11. Человек: индивид, индивидуальность, личность.

  12. Роль личности в истории.

  13. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

  14. Проблема гуманизма в современном мире.

  15. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.

  16. Философия повседневности.

  17. Игра как форма и феномен человеческого бытия.

  18. Теория развития личности в психоаналитической традиции.

  19. Образ «массового человека» в философии и литературе XX века.

  20. Анализ человеческой деструктивности в трудах Э. Фромма.

  21. Философская концепция «человека массы» Х. Ортеги-и-Гассета.

  22. Проблема сознания в философии.

  23. Сознание и язык, язык и реальность.

  24. Сознание и искусственный интеллект: философский аспект.

  25. Проблема бессознательного в философии.

  26. Личность и ценности массовой культуры.

  27. Антропологический кризис в условиях современной техногенной цивилизации.

  28. Феномен цвишенизма.


1.5. Специфика социальной реальности


  1. Социум как объект философского анализа.

  2. Социальная философия: история и современность.

  3. Теоретические модели исследования социальной реальности в современной философии.

  4. Проблема коэволюции общества и природы.

  5. Основные направления и стратегия социально-экономического развития современного белорусского общества.

  6. Социальная структура современного общества.

  7. Политическая институализация общества.

  8. Закономерности развития духовной жизни общества.

  9. Право и правосознание.

  10. Мораль и нравственность в современном мире.

  11. Искусство как социальное явление.

  12. Религиозное сознание в современной культуре.

  13. Демократия как социальная и философская проблема.

  14. Идеология в структуре общественного сознания.

  15. Общественная психология и ее роль в развитии общества.

  16. Экономика и политика в современном мире.

  17. Марксистская концепция социума. Сущность формационной модели истории.

  18. Философия социального действия М. Вебера.

  19. Правовое государство и гражданское общество: философский аспект.

  20. Структурно-функциональная модель социума в концепции Т. Парсонса.

  21. Общество как коммуникативное взаимодействие в теории Ю. Хабермаса.

  22. Общество как суперсистема (П. Сорокин).

  23. «Масса», «век толпы» и другие образы общества XX–XXI веков (Х. Ортега-и-Гассет, С. Московичи и др.).

  24. «Одномерный человек» как феномен истории (Г. Маркузе).

  25. Концепция культурно-исторического развития у О. Шпенглера.

  26. Понятие «осевого времени» в философии истории К. Ясперса.


1.6. Основные проблемы социальной динамики


  1. Общество как продукт социального взаимодействия людей.

  2. Общество как развивающаяся система.

  3. Проблема источников и движущих сил общественного развития.

  4. Эволюция и революция в социальном развитии.

  5. Специфика социальных противоречий.

  6. Качество как социальная категория.

  7. Особенности социального отрицания.

  8. Статус и функции социального субъекта.

  9. Проблема нелинейного развития исторического процесса.

  10. Формационная и цивилизационная парадигмы философии истории.

  11. Проблема прогресса в социальной философии.

  12. Противоречия социальной синергии.

  13. Проблема смысла истории.


1.7. Развитие общества как цивилизационный процесс


  1. Цивилизация как философская проблема.

  2. Исторические типы и противоречия техногенной цивилизации.

  3. Проблема технократизма в современном мире.

  4. Проблема судеб человечества в философии XIX – XX веков.

  5. Философия информационного общества.

  6. Феномен глобализации и проблема культурно-цивилизационной идентичности в XXI веке.

  7. Проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализации.

  8. Глобальные проблемы современности и перспективы социального прогресса.

  9. Проблема исторического самоопределения Беларуси в условиях идеологических вызовов современности.

  10. Идеология в структуре философского знания.

  11. Социальная диалектика и синергетика.

  12. Аргументация как логико-коммуникативная процедура убеждения.

  13. Проблема «устойчивого развития».

  14. Синергетическая модель развития социума.

  15. Постмодернизм и становление нелинейных теорий общественного развития.

  16. Проблема классов и теории стратификации современного общества.

  17. Интеллигенция, ее историческая миссия и роль в социальной структуре общества.

  18. Терроризм как социально-политический феномен.

  19. Научно-технический прогресс и перспективы экономического развития социума.

  20. Проблемы и этапы становления индустриальной цивилизации.

  21. Роль религии в цивилизационной динамике (М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»).

  22. Стратификация и социальная мобильность в современном обществе.


1.8. Философия культуры


  1. Культура и закономерности ее развития.

  2. Культура и цивилизация: общее и особенное.

  3. Парадигмы философского анализа культуры (деятельностная, аксиологическая, правовая и др.).

  4. Традиции и новации в культуре.

  5. Культура и научно-технический прогресс.

  6. Культура человеческих потребностей.

  7. Здоровье и здоровый образ жизни как социальная проблема.

  8. Диалог культур в условиях глобализации.

  9. Мораль, искусство и религия как формы духовного опыта.

  10. Идеология и культура.

  11. Религия и культура.

  12. Социальный миф и утопия.

  13. Культура и гуманизм.

  14. Эволюция нравственного идеала в истории общества.

  15. Феномен мировых религий и их роль в цивилизационной динамике.

  16. Государство и церковь в современном мире: проблемы взаимоотношений.

II. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

2.1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире


  1. Наука как феномен культуры.

  2. Познание и практика.

  3. Познание как творческое отражение действительности.

  4. Социальная сила знания.

  5. Знание и виртуальная реальность.

  6. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

  7. Феномен антинауки и кризис рационализма.

  8. Наука и здравый смысл.

  9. Философия и наука: история и современность.

  10. Особенности научного познания.

  11. Интернализм и экстернализм в понимании научной деятельности.

  12. «Структура научных революций» Т. Куна.

  13. Наука в информационном обществе.

  14. Наука и научно-технический прогресс.


2.2. Наука в ее историческом развитии


  1. Античный идеал науки.

  2. Вклад Восточной культуры в развитие науки.

  3. Роль науки Возрождения и Нового времени в становлении классического типа рациональности.

  4. Античная логика и математика.

  5. Формы средневекового знания (алхимия, астрология, магия).

  6. Становление экспериментального метода в новоевропейской культуре.

  7. Математизация естествознания Нового времени.

  8. Возникновение науки как профессиональной деятельности.

  9. Формирование технических наук.

  10. Становление социальных и гуманитарных наук.

  11. Проблема типологии научных революций.

  12. Типы научной рациональности.


2.3. Структура и динамика научного познания


  1. Структура познавательного действия.

  2. Соотношение эмпирического и теоретического знания.

  3. Противоречие как фактор развития науки.

  4. Роль преемственности в развитии науки.

  5. Закономерности исторического развития науки.

  6. Факт как форма научного знания.

  7. Научная теория: логическая структура и функции.

  8. Гипотеза как форма развития научного знания.

  9. Нормы и идеалы научного исследования.

  10. Этос и ценностные ориентации ученого.

  11. Научная картина мира и ее роль в познании.


2.4. Методологический инструментарий современной науки


  1. Методология: понятие, структура, функции.

  2. Структура научного метода.

  3. Методы эмпирического исследования.

  4. Методы теоретического исследования.

  5. Методологические функции системных методов в научном познании.

  6. Проблема обоснования научных знаний.

  7. Язык науки.

  8. Роль определения в формировании научных понятий.

  9. Интуиция и логика.

  10. Вера как гносеологический феномен.

  11. Роль информационных технологий в современном научном познании.

  12. Эвристики и химеры в научном познании.

  13. Философия и современная естественно-научная картина мира.

  14. Логический и исторический методы научного исследования.

  15. Проблема истины и релятивизм в философии и культуре XX века.


2.5. Диалектическая логика как методология научного познания


  1. Логика и методология науки.

  2. Диалектика и формальная логика.

  3. Логическое противоречие как источник развития теории.

  4. Методологическое значение основных законов диалектики.

  5. Методологическое значение категорий диалектики.


2.6. Наука как социальный институт


  1. Эволюция науки как социального института.

  2. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.

  3. Современные формы синтеза науки, образования и производства в Республике Беларусь.

  4. Формы коммуникации в науке.

  5. Аргументация и ее роль в деятельности научного общества.

  6. Наука и власть в индустриальных и постиндустриальных обществах.

  7. Наука и идеология.


2.7. Наука в системе социальных ценностей


  1. Мировоззренческое значение науки.

  2. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.

  3. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

  4. Роль науки в становлении современного типа рациональности.

  5. Ценностные ориентиры современной науки.

  6. Научная рациональность и проблема диалога культур.

  7. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ


Модуль А. Философия естествознания и техники

  1. Диалектика революционных переворотов в науке.

  2. Специфика естественно-научного познания.

  3. Понятие классического и неклассического естествознания.

  4. Философское содержание теории относительности, квантовой теории и космологии.

  5. Междисциплинарный характер синергетики как современного естество- и техникознания.

  6. Методологическая, гуманитарная и этическая экспертизы научных проектов как критерий постнеклассической науки.

  7. Специфика технического знания.

  8. Эволюция понятия техники и его современные интерпретации.

  9. Философия техники: предмет и структура.

  10. Генезис и социодинамика техносфер.

  11. Человек и техносфера в условиях глобализации.

  12. Соотношение теоретического и эмпирического в технических науках.

  13. Социальная роль техники.

  14. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.

  15. Концепция «устойчивого развития» и современный научно-технический прогресс.

  16. Философские проблемы информатики.

  17. Эпистемологическое содержание информационно-компьютерной революции.

  18. Концепция информационного общества.

  19. Проблема личности в информационном обществе.

  20. Сетевое общество и задачи социальной информатики.

  21. Интернет как информационно-коммуникативная среда культуры XXI века.

  22. Проблема реальности в информатике.

  23. Феномен техники и природа человека.

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

  1. Философия как интегральная форма научных знаний.

  2. Социогуманитарное, техническое и естественно-научное познание: сравнительный анализ.

  3. Гуманизация и гуманитаризация современного естество- и техникознания.

  4. Общество как предмет социально-гуманитарного познания.

  5. Номинализм и реализм в обществознании.

  6. Исследовательские стратегии в обществознании.

  7. Проблема истины в социогуманитарном познании.

  8. Историческое познание и философская культура.

  9. Взаимосвязь политологии и юриспруденции с философией.

  10. Философия и экономика в аспекте методологии современного экономического познания.

  11. Перспективы междисциплинарной методологии в социально-гумани-тарном познании.

  12. Проблема понимания в философии и науке.

  13. Гносеологический смысл веры и сомнения.

  14. «Философская вера» в теории К. Ясперса.

  15. Возрастающая роль образования в «обществе знания».

  16. Значение социально-гуманитарных наук в решении социальных проблем и предотвращении социальных рисков.

Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

  1. Ценности философии в эпоху постмодерна.

  2. Философия и футурология.

  3. Социокультурные параметры глобализации.

  4. Проблемы духовной синергии информационного общества в условиях глобализации.

  5. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.

  6. Общественное предназначение философии и ее роль в сохранении и развитии белорусской национальной культуры и государственности.




<предыдущая страница | следующая страница>


Методическое пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обучения Под редакцией зав кафедрой Г. И. Малыхиной

Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. Г. И. Малыхиной. – Минск : бгуир, 2011. – 144 с

2191.14kb.

25 12 2014
22 стр.


Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 032301 «Регионоведение» всех форм обучения

Булдыгерова Л. Н. История изучаемого региона (Китай): Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 032301 «Регионоведение» всех форм обучения / Л.

229.02kb.

16 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки

878.57kb.

25 12 2014
3 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей Южно-Сахалинск 2010 ббк 78. 5 Утверждено на заседании

Требования к оформлению библиографического списка литературы: методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. /сост. Т. В. Шутова; под ред. Е. С. Тен. – 3-е изд.,

153.43kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения»

Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения», аспирантов, преподавателей вузов, а также научных работников и всех тех

1660.35kb.

10 10 2014
7 стр.


Методическое пособие для работников образования, краеведов и историков, а также в качестве справочного пособия для школьников, студентов, магистрантов и аспирантов

Охватывает зону плоских увалов и низкого мелкосопочника Павлодарской области

7183.73kb.

25 12 2014
40 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

533.16kb.

02 09 2014
3 стр.