Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 18страница 19страница 20страница 21страница 22

VI. Примерные вопросы к зачету

по истории мировой философии





  1. Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

  2. Философия и наука Древней Индии.

  3. Философия и наука Древнего Китая.

  4. Философия и наука Древней Греции.

  5. Философия Платона и её значение в европейской культуре.

  6. Философия Аристотеля и её значение в становлении классической философии.

  7. Образ человека в позднеантичной философии (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм).

  8. Античные источники христианской философии (Платон, Плотин).

  9. Философия раннего христианства (А. Августин). Проблема веры и разума.

  10. Проблема универсалий в схоластической философии. Реализм и номинализм.

  11. Философия Фомы Аквинского. Борьба аверроизма и августинизма.

  12. Философия и наука эпохи Возрождения. Проблема гуманизма.

  13. Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения.

  14. Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.). Эмпирико-сенсуалистический и субстанционально-рационалистический образы философской мысли. Проблема метода. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

  15. Становление механистического мировоззрения и учения о субстанции в новоевропейской философии (Р. Декарт, Б. Спиноза).

  16. Философия и наука эпохи Просвещения. Теоретико-познавательная и социально-правовая апология прогресса.

  17. Проблемы познания в философии И. Канта.

  18. Система философии и диалектический метод Г. Гегеля.

  19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  20. К. Маркс. «Тезисы о Фейербахе».

  21. Вклад Ф. Энгельса в развитие философии и науки XIX века.

  22. Ф. Энгельс. «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии».

  23. Философия марксизма: идейные источники, проблемы, исторические судьбы. Основной вопрос философии и материалистическое понимание истории.

  24. К. Маркс. «К критике политической экономии. Предисловие».

  25. В. И. Ленин. «К вопросу о диалектике».

  26. Особенности проблематики и основные этапы развития русской философии XIX – начала XX вв.

  27. Н. А. Бердяев. «Русская идея».

  28. В. С. Соловьев. «Исторические дела философии».

  29. В. И. Вернадский. «Философские мысли натуралиста». Учение о ноосфере.

  30. Философия науки. Первый позитивизм. О. Конт.

  31. Эмпириокритицизм (второй позитивизм). Гносеология Э. Маха и Р. Авенариуса.

  32. Неопозитивизм (третий позитивизм). Проблемы истинности знания. Методы верификации (М. Шлик, Р. Карнап) и фальсификации (К. Поппер).

  33. Вклад В. И. Ленина в опровержение эмпириокритицизма («Материализм и эмпириокритицизм»).

  34. Проблемы науки в постпозитивизме. Т. Кун «Структура научных революций».

  35. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи).

  36. Иррационализм в европейской философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

  37. Французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

  38. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс).

  39. Русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев, Л. Шестов).

  40. Концепция человека, общества, науки в классическом и неклассическом психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм).

  41. Неотомизм – современная религиозная философия (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ю. Бохеньский).

  42. Концепция синтеза религии и науки XX века (П. Тейяр де Шарден).

  43. Проблемы познания и понимания в герменевтике (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер).

  44. Синергетика как теория нелинейного развития. Синергетика и диалектика. Понятие социальной синергии.

  45. Теория социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас).

  46. Постмодернистский проект «деконструкции» классической философии.

  47. Проблемы техногенной цивилизации (Э. Фромм, В. Степин и др.).

  48. К. Ясперс. «Смысл и назначение истории» (Современная техника).

  49. П. Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». Проблема социальной стратификации и мобильности.

  50. М. Вебер. «Основные социологические понятия».


VII. Примерные вопросы к кандидатскому экзамену

по курсу «Философия и методология науки»





  1. Предмет философии и структура философского знания.

  2. Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

  3. Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.

  4. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия.

  5. Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.

  6. Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.

  7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления.

  8. Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.

  9. Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.

  10. Динамизм бытия. Диалектика и синергетика. Особенности социальной синергетики.

  11. Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.

  12. Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

  13. Проблема качественного развития в философии и естествознании. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Социальное качество и социальное развитие.

  14. Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.

  15. Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.

  16. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

  17. Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.

  18. Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).

  19. Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.

  20. Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.

  21. Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.

  22. Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.

  23. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

  24. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

  25. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.

  26. Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях.

  27. Материальные процессы жизни общества. Общественное производство и его структура. Понятие и структура способа производства.

  28. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.

  29. Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы жизни общества.

  30. Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.

  31. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Понятие социальной синергии.

  32. Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  33. Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.

  34. Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.

  35. Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации.

  36. Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества.

  37. Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

  38. Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.

  39. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

  40. Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.

  41. Философия и религия. Религиозное сознание в современной культуре.

  42. Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.

  43. Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).

  44. Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.

  45. Чувственное познание, его особенности и формы.

  46. Логическое познание, его особенности и формы.

  47. Понятие и структура научного метода. Эмпирический и теоретический уровни познания.

  48. Особенности познавательных действий в современной науке. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.

  49. Научное исследование: метод, методика, методология.

  50. Формы развития научного знания.

  51. Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.

  52. Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.

  53. Функции практики в познавательных действиях.

  54. Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.

  55. Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.

  56. Наука как социальный институт. Наука в её историческом развитии. Становление классической науки.

  57. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Интернализм и экстернализм в науке.

  58. Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.

  59. Интернет как информационно-коммуникативная среда культуры XXI века. Проблема личности в информационном обществе.

  60. Философия и футурология. Проблема судеб человечества в философии XX –XXI веков.



<предыдущая страница | следующая страница>


Методическое пособие для магистрантов и аспирантов всех форм обучения Под редакцией зав кафедрой Г. И. Малыхиной

Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. Г. И. Малыхиной. – Минск : бгуир, 2011. – 144 с

2191.14kb.

25 12 2014
22 стр.


Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 032301 «Регионоведение» всех форм обучения

Булдыгерова Л. Н. История изучаемого региона (Китай): Методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности 032301 «Регионоведение» всех форм обучения / Л.

229.02kb.

16 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки

878.57kb.

25 12 2014
3 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей Южно-Сахалинск 2010 ббк 78. 5 Утверждено на заседании

Требования к оформлению библиографического списка литературы: методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. /сост. Т. В. Шутова; под ред. Е. С. Тен. – 3-е изд.,

153.43kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения»

Учебное пособие предназначено для магистрантов и студентов специальности «Международные отношения», аспирантов, преподавателей вузов, а также научных работников и всех тех

1660.35kb.

10 10 2014
7 стр.


Методическое пособие для работников образования, краеведов и историков, а также в качестве справочного пособия для школьников, студентов, магистрантов и аспирантов

Охватывает зону плоских увалов и низкого мелкосопочника Павлодарской области

7183.73kb.

25 12 2014
40 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения

533.16kb.

02 09 2014
3 стр.