Перейти на главную страницу
МОУ «Кинделинская средняя общеобразовательная школа»
ОТЛИЧНИК ГИА
«Учимся писать сжатое изложение»
Методическое пособие для учащихся 8-9 классов
Авторы-составители:
Бочкарева Анна,
Кшняйкина София,
Учащиеся 9 класса
Борисова О.П.
учитель русского языка и литературы.
Кинделя, 2011
Содержание: стр.
1.Введение. 3
2.1.Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания сжатого изложения текста. 4-5
2.2.Информационная обработка текста. Микротема текста. 6-7
2.3.Примеры выделения микротем текста.. 7-8
2.4.Содержательные и языковые способы сокращения текста. 9-12
2.5.Обработка текста. 13-14
3Приложение.
3.1.Советы выпускнику 15
3.2.Проверь себя. 16-20
3.3.Найди ошибки. 21-25
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Чтобы написать сжатое изложение, учащиеся должны выполнить информационную обработку текста. В данной работе проверяются ваши умения: уметь выделять микротемы, выделять основное, отсекать второстепенное. Этот вид работы намного сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но и отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию. Наше пособие поможет выпускникам успешно подготовиться к выполнению части с 1.1 ГИА.
2.1.Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания.
Требования к сжатому изложению:
1)сохранение последовательности в развитии событий;
2)наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
3)использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
4)установление смысловой связи между предложениями;
5)использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Внимание!
1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
3. Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. В изложении нет логических ошибок. Макс. балл – 2 б.
Сжатое изложение проверяет:
.
Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям:
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания изложения |
Баллы |
ИК1 |
Содержание изложения (см. таблицу 1) |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. |
2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. |
1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. |
0 | |
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. |
3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. |
2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. |
1 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. |
0 | |
ИК3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста.
|
2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 | |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ |
7 |
Любой текст содержит главную и второстепенную информацию.
Разделение информации зависит от цели текста, его стиля и типа речи: то, что в одном тексте является второстепенным, избыточным, в другом может оказаться главным.
Главная (основная) информация - это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский текст.
Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста, а также авторской позицией
В тексте может быть одна главная тема, которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчинённых одной главной теме.
Членимость текста в соответствии с темами и микротемами – одно из важных свойств текста.
Часть текста, в которой выражается одна из микротем (подтем) текста, подчиненная главной теме
В письменном тексте сколько микротем, столько абзацев.
Абзац, или красная строка, является особым знаком препинания
Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).
Перед нами абзац из повести А. Пушкина "Метель". Предложения (в том числе простые в составе сложных) для наглядности пронумерованы.
"(1) Скоро в доме всё утихло и заснуло. (2) Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. (3) Служанка несла за нею два узла. (4) Они сошли в сад. <…> (5) Они насилу дошли до конца сада. (6) На дороге сани дожидались их. (7) Лошади, прозябнув, не стояли на месте; (8) кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. (9) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и (10) лошади полетели".
Первое предложение - зачин абзаца, в котором дана общая картина происходящего. Начиная со второго предложения происходит развитие действия. Наконец, девятое, а главное - маленькое десятое предложение, простое в составе сложного, логическая концовка абзаца. Микротема исчерпана.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного материала и конструкции здания. В противном случае мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?
Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки, в которых творил архитектор. И многие архитектурные ходы, решения, ставшие образцами для строительства на века вперед, появились как результат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить требования пользы и красоты.
Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов :высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.
Другой пример − знаменитые многоглавые церкви. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит − и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другой ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.
(По Ю.С. Рябцеву.)
Абзацы |
Микротемы |
1 |
. Сочетание в сооружении трех компонентов: прочности, пользы и красоты – позволяет ему считаться произведением архитектурного искусства |
2 |
Если требования прочности и пользы, предъявляемые к произведению архитектуры, кажутся бесспорными, то требование пользы может вызвать у неискушенного человека сомнения |
3 |
Если требования прочности и пользы предъявляемые к произведению архитектуры, кажутся бесспорными, то требование пользы может вызвать у неискушенного человека сомнения |
4 |
Форма куполов русских церквей напрямую связана с необходимостью выдерживать вес атмосферных осадков |
5 |
Наличие нескольких глав в русских церквях, а также их взаимное расположение связаны необходимостью освещать внутреннее пространство храма.__ |
(Из методических рекомендаций ФИПИ).
Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное
и составить новый текст
2)При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.
Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.
- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.
Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.
Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)
4) Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
5) Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
6) Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
7) Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
8) Объём изложения – не менее 90 слов.
9) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
.
3.2.Проверь себя:
Вариант 1
C1 |
Прочитай текст и определи микротемы текста. |
|
Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.
В XVII веке православие еще глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошел религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.
В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела еще одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и ее части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году ее единство восстановилось.
Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству. (245 слов)
(По материалам журнала «Вокруг света»)
C1 |
Прочитай текст и определи микротемы текста. |
|
Добравшись до нерестилища, самки приступают к поиску партнера. Сложившаяся пара, кружась в брачном танце, отправляется на поиск места для гнезда. Как только оно выбрано, самка, держась головой против течения, хвостовым плавником раскапывает песок и гравий на дне. Самка нерки в среднем откладывает 3 000 икринок.
Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье. Через год или два они покинут пресные воды, скатившись вниз по реке в море.
Когда вместе с нерестом кончается последнее в их жизни лето, нерки буквально на глазах начинают стареть. Все их силы потрачены в брачный сезон, и, по безжалостным законам природы, жить им дальше незачем. (253 слова)
(По материалам журнала «Вокруг света»)
Вариант 3.
C1 |
Прочитай текст и определи микротемы текста. |
|
Шагающие и лающие роботы – пока лишь игрушки, но уже способные выполнять примитивные команды. Когда-нибудь они научатся действовать самостоятельно, но почему бы уже сегодня не использовать весь накопившийся в процессе их создания опыт для решения несложных, но насущных задач?
Именно этим и занимаются японские ученые последние несколько лет. Уметь видеть суть и ценить то, что имеешь, – вот их самая завидная черта. Зачем требовать от робота того, чего он пока сделать не в силах (или делает плохо), если с этим прекрасно справляется сам человек? Пусть лучше он будет «просто» аккуратным и исполнительным, а остальное приложится. Старый принцип разработчиков компьютеров, постепенно перешедший в международный фольклор, гласит: «Человек думает, компьютер работает». На недавней выставке в Японии, к примеру, демонстрировались характерные новинки, из которых жюри выбрало десяток наиболее полезных и совершенных с технической точки зрения. Здесь был робот-тюлень, который оснащен специальными сенсорами и в ответ на прикосновения и поглаживания моргает глазами и шевелит плавниками, робт-рука, помогающая кормить инвалидов, и система с дистанционным управлением для выполнения спасательных работ. Когда робот догонит человека? Первый шаг уже сделан. В мае 1997 года компьютер впервые обыграл чемпиона мира шахматы. В июле того же года другой робот начал полностью автономное исследование Марса. Скептики возразят, что в первом случае машина победила лишь благодаря миллиардам заложенных в нее комбинаций и невероятной (по тем временам) скорости их перебора. Освоение же безжизненной и почти плоской планеты – задача не такая уж сложная, вполне доступная моделированию. Но есть люди, для которых эти достижения стали отправной точкой в борьбе за «равенство» машин и людей. (247 слов)
(По материалам журнала «Вокруг света»)
Вариант 4
C1 |
Прочитай текст и определи микротемы текста. |
|
Первоначально целью Музей науки и промышленности в Чикаго было воспитание у детей и взрослых веры во всесилие науки и техники. Грандиозный замысел воплощен с американским размахом. Экспонаты по заказу музея придумывают университетские профессора и целые команды студентов. Внешний вид проектируют ведущие дизайнеры, а строят на собственные деньги крупнейшие корпорации.
Родители и учителя везут сюда ребят со всей Америки. В самом помещении гремит музыка и шумят голоса, механизмы, паровозные гудки. Не слышно только одергиваний: «Тише! Не трогай! Не надо!». Здесь можно болтать сколько угодно и трогать все, до чего дотянешься. Можно лежать на полу, бегать наперегонки, нажимать на все кнопки и крутить все ручки. Здесь на тридцати тысячах квадратных метров технику не охраняют от нас, мы с техникой заодно.
Когда проходит удивление, вызванное отсутствием музейных смотрительниц, ищешь глазами экскурсоводов. А их тоже нет. Никто не тащит вас от одного экспоната к другому, никто не строит посетителей, чтобы «всем было видно». Каждый выбирает себе объект и остается с ним один на один.
Вот, скажем, модель человеческого сердца высотой семь метров. Через него можно пройти насквозь: вход в правый желудочек, выход из левого. Внутри все подсвечено так, что видны детали сердечной мышцы. Прямо над головой — предсердия, через открытый клапан сверху льется кровавым потоком красный свет. А на выходе тебя ожидают разнокалиберные бутылки с темно-красной жидкостью. В самой большой столько, сколько крови у пони, вторая по величине, пятилитровая, — это, конечно, взрослый человек. Полчашки у кошки, пол чайной ложки у мыши, четыре капли — как у червя.
Согласно одному из рейтингов, этот музей входит в 12 мест, которые должен посетить каждый. (255 слов)
Информация о тексте для сжатого изложения
Абзацы |
Микротемы |
1 |
Крещение Руси князем Владимиром стало важным моментом для христианского мира |
2 |
В 17 веке по причине новшеств в делах Церкви произошел революционный раскол |
3 |
В начале 20 века от Русской Православной церкви отделилась Русская Православная церковь за границей |
4 |
Сегодня интерес к православию в мире возрастает |
Вариант 2
Абзацы |
Микротемы |
1,2 |
Нерка водится в Тихом океане, а к местам нереста проделывает долгий и трудный путь, в течение которого часть рыб гибнет, а остальные сильно изменяются |
3 |
На нерестилище пары нерки откладывают икру |
4 |
Первый год мальки нерки проводят в пресной воде, а после плывут в океан |
5 |
После нереста взрослые нерки погибают |
Вариант 3
Абзацы |
Микротемы |
1 |
Сегодня роботы способны выполнять лишь примитивные команды |
2 |
Робот не заменит человека, но японские ученые стараются сделать из него помощника |
2 |
Уже созданы роботы, способные облегчить жизнь человека |
2 |
Есть люди, считающие, что робот может превзойти человека |
Вариант 4
Абзацы |
Микротемы |
1 |
Музей науки и промышленности в Чикаго создали, чтобы воспитать веру во всесилие науки и техники |
2,3 |
Посетителям музея дается свобода в изучении экспонатов |
4 |
Искусственное сердце высотой в 8 метров- экспонат музея- можно осмотреть изнутри |
5 |
Этот музей входит в число 12 самых интересных мест планеты |
Оказалось, что любители чтения значительно лучше, чем малознакомые с беллетристикой, определяют настроение человека по глазам и несколько лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми.
В одном из экспериментов людей случайным образом разделили на две группы и одной дали прочитать рассказ Чехова «Дама с собачкой», а другой – текст такой же длины, с изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в «документальном» стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа. Читавшие документальное изложение рассказа психологически не изменились.
Это всего лишь прочтение одного рассказа, а тот, кто регулярно читает художественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!), наверняка, меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому изменению психики читателя. Романы, новеллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в детстве – и сказки учат нас жизни, проигрывая на «компьютере» нашего мозга всевозможные жизненные ситуации.
(230 слов)
(Из Интернета)
№ абзаца |
Микротемы |
|
Группа канадских психологов выдвинула идею: хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе. |
|
Любители чтения хорошо определяют настроение человека по глазам и несколько лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми. |
|
Психологические обследования до и после чтения чеховского рассказа показали, что прочтение изменило личность читателей, каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа. |
|
Тот, кто регулярно читает художественную литературу, наверняка, меняет свою личность, так как писатели стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем. Художественная литература учит нас жизни. |
Список литературы
Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания сжатого изложения текста. 4-5
10 09 2014
1 стр.
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч
11 10 2014
12 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза
16 12 2014
4 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии
10 09 2014
1 стр.
Методическое пояснение. Данный материал предлагается ученикам начальных классов. Частично – в 1 и 2 классах, и во всей полноте – в 3 классе. Разбираемая тема рассматривается после
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки
25 12 2014
3 стр.
Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П. Ермолаевым и выпущенного в 1987 г
14 12 2014
4 стр.
Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего образования, изучающих основы программирования
25 09 2014
6 стр.