Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МОУ «Кинделинская средняя общеобразовательная школа»

ОТЛИЧНИК ГИА
«Учимся писать сжатое изложение»

Методическое пособие для учащихся 8-9 классов

Авторы-составители:

Бочкарева Анна,

Кшняйкина София,

Учащиеся 9 класса

Борисова О.П.

учитель русского языка и литературы.
Кинделя, 2011
Содержание: стр.
1.Введение. 3
2.1.Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания сжатого изложения текста. 4-5

2.2.Информационная обработка текста. Микротема текста. 6-7

2.3.Примеры выделения микротем текста.. 7-8

2.4.Содержательные и языковые способы сокращения текста. 9-12

2.5.Обработка текста. 13-14
3Приложение.

3.1.Советы выпускнику 15

3.2.Проверь себя. 16-20

3.3.Найди ошибки. 21-25


Список литературы. 26

Введение.
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:

1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;

3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).

Чтобы написать сжатое изложение, учащиеся должны выполнить информационную обработку текста. В данной работе проверяются ваши умения: уметь выделять микротемы, выделять основное, отсекать второстепенное. Этот вид работы намного сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но и отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию. Наше пособие поможет выпускникам успешно подготовиться к выполнению части с 1.1 ГИА.

2.1.Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания.
Требования к сжатому изложению:
1)сохранение последовательности в развитии событий;

2)наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

3)использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

4)установление смысловой связи между предложениями;

5)использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

3. Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. В изложении нет логических ошибок. Макс. балл – 2 б.

Сжатое изложение проверяет:


  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

.

Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям:

Таблица 2



Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 1)




Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста




Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.



0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения





Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

-в работе нет нарушений абзацного членения текста.


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,



и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.



1




В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,



и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста



0




Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ

7



    1. Информационная обработка текста. Микротема текста.

Любой текст содержит главную и второстепенную информацию.

Разделение информации зависит от цели текста, его стиля и типа речи: то, что в одном тексте является второстепенным, избыточным, в другом может оказаться главным.

Главная (основная) информация - это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский текст.

Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста, а также авторской позицией

В тексте может быть одна главная тема, которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчинённых одной главной теме.

Членимость текста в соответствии с темами и микротемами – одно из важных свойств текста.


Микротема - частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть. Совокупность микротем в их последовательности и взаимосвязи составляет тему текста. Микротемы можно выделить как в устном, так и в письменном тексте.

Абзац

Часть текста, в которой выражается одна из микротем (подтем) текста, подчиненная главной теме

В письменном тексте сколько микротем, столько абзацев.

Абзац, или красная строка, является особым знаком препинания

Абзац потому и называют микротемой текста, что он в миниатюре повторяет логическую структуру из завязки (зачин абзаца), развития мысли и развязки (концовка абзаца).
Перед нами абзац из повести А. Пушкина "Метель". Предложения (в том числе простые в составе сложных) для наглядности пронумерованы.
"(1) Скоро в доме всё утихло и заснуло. (2) Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. (3) Служанка несла за нею два узла. (4) Они сошли в сад. <…> (5) Они насилу дошли до конца сада. (6) На дороге сани дожидались их. (7) Лошади, прозябнув, не стояли на месте; (8) кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. (9) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и (10) лошади полетели".

Первое предложение - зачин абзаца, в котором дана общая картина происходящего. Начиная со второго предложения происходит развитие действия. Наконец, девятое, а главное - маленькое десятое предложение, простое в составе сложного, логическая концовка абзаца. Микротема исчерпана.




2.3.Примеры выделения микротем текста.
Текст для сжатого изложения
Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного материала и конструкции здания. В противном случае мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?

Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки, в которых творил архитектор. И многие архитектурные ходы, решения, ставшие образцами для строительства на века вперед, появились как результат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить требования пользы и красоты.

Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов :высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.

Другой пример − знаменитые многоглавые церкви. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит − и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другой ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось.

(По Ю.С. Рябцеву.)


Информация о тексте для сжатого изложения:


Абзацы

Микротемы

1

. Сочетание в сооружении трех компонентов: прочности, пользы и красоты – позволяет ему считаться произведением архитектурного искусства

2

Если требования прочности и пользы, предъявляемые к произведению архитектуры, кажутся бесспорными, то требование пользы может вызвать у неискушенного человека сомнения

3

Если требования прочности и пользы предъявляемые к произведению архитектуры, кажутся бесспорными, то требование пользы может вызвать у неискушенного человека сомнения

4

Форма куполов русских церквей напрямую связана с

необходимостью выдерживать вес атмосферных осадков



5

Наличие нескольких глав в русских церквях, а также их взаимное расположение связаны необходимостью освещать внутреннее пространство храма.__




3.4 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:


  1. разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

  1. свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:



  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым.

  1. Исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких из синонимов.

  1. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.


Содержательные способы сокращения текст

Здесь важно хорошо понять текст, определить:

  1. Проблему, содержащуюся в тексте

  2. Стиль текста

  3. Тип речи

  4. Строение абзацев

  5. Структуру предложений

Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной.

Пример:

Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения:

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Конечный вариант:

Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Приемы сжатия текста:

  • 1) исключение подробностей, деталей;




  • 2) обобщение конкретных, единичных явлений;




  • 3) сочетание исключения

и обобщения.
1)При исключении необходимо сначала выделить главное

с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное

и составить новый текст
2)При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.


  • Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть

от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Примеры сжатия текста:

1) сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения:



  • На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.

  • На лугу росли цветы.



  • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

  • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.




  • 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи:

  • Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

  • Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.




  • 3) сокращение сложного предложения

за счет менее существенной части:

  • Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…




  • Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном.

  • 4) разбивка сложного предложения

на сокращенные простые:


  • У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин)




  • У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью.

  • 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты:

  • Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

  • Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

  • 7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями:


Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин)
Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.



2.5.Обработка текста
Е. Пермяк

Скрипучая дверь.

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.

- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)



  • В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

  • Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)

  • (Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили.

  • (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

  • Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.

  • избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверныеТогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в обязанности.

  • Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)


Приложение


    1. Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»



  1. Прослушайте текст.

  2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  • Определите тему текста (о чем текст?).

  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

  • Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

3) Прослушайте текст во второй раз.

4) Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

5) Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

6) Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

7) Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

8) Объём изложения – не менее 90 слов.

9) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

.


3.2.Проверь себя:
Вариант 1


C1

Прочитай текст и определи микротемы текста.




Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.

В XVII веке православие еще глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошел религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.

В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела еще одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и ее части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году ее единство восстановилось.

Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству. (245 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)



Вариант 2


C1

Прочитай текст и определи микротемы текста.







Величественные суровые воды Тихого океана – вотчина нерки, рыбы из семейства лососевых, удивительной тем, что в период нереста она, повинуясь инстинкту, проходит тысячи километров. Множество нерки либо гибнет в пути, либо становится добычей лесных обитателей.

Путь нерок против течения нелегок. Местами рыбам приходится просто ползти по дну, проталкиваться сквозь плотные ряды своих товарищей, царапая бока, разрывая чешую и плавники. Но они с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места, где им предстоит, исполнив родительский долг, замкнуть жизненный круг. Трудное путешествие вверх по рекам и ручьям, преодоление порогов и водопадов – самое важное в полной странствий жизни нерок. В пути нерка переживает значительные изменения. Она совсем перестает есть, желудок, кишечник и печень перестают функционировать, активно работают только железы внутренней секреции. Изменяется и окраска. Серебристые с темно-синей спиной рыбы в брачный период становятся кроваво-красными с зеленой головой.

Добравшись до нерестилища, самки приступают к поиску партнера. Сложившаяся пара, кружась в брачном танце, отправляется на поиск места для гнезда. Как только оно выбрано, самка, держась головой против течения, хвостовым плавником раскапывает песок и гравий на дне. Самка нерки в среднем откладывает 3 000 икринок.

Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье. Через год или два они покинут пресные воды, скатившись вниз по реке в море.

Когда вместе с нерестом кончается последнее в их жизни лето, нерки буквально на глазах начинают стареть. Все их силы потрачены в брачный сезон, и, по безжалостным законам природы, жить им дальше незачем. (253 слова)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Вариант 3.




C1

Прочитай текст и определи микротемы текста.





Шагающие и лающие роботы – пока лишь игрушки, но уже способные выполнять примитивные команды. Когда-нибудь они научатся действовать самостоятельно, но почему бы уже сегодня не использовать весь накопившийся в процессе их создания опыт для решения несложных, но насущных задач?

Именно этим и занимаются японские ученые последние несколько лет. Уметь видеть суть и ценить то, что имеешь, – вот их самая завидная черта. Зачем требовать от робота того, чего он пока сделать не в силах (или делает плохо), если с этим прекрасно справляется сам человек? Пусть лучше он будет «просто» аккуратным и исполнительным, а остальное приложится. Старый принцип разработчиков компьютеров, постепенно перешедший в международный фольклор, гласит: «Человек думает, компьютер работает». На недавней выставке в Японии, к примеру, демонстрировались характерные новинки, из которых жюри выбрало десяток наиболее полезных и совершенных с технической точки зрения. Здесь был робот-тюлень, который оснащен специальными сенсорами и в ответ на прикосновения и поглаживания моргает глазами и шевелит плавниками, робт-рука, помогающая кормить инвалидов, и система с дистанционным управлением для выполнения спасательных работ. Когда робот догонит человека? Первый шаг уже сделан. В мае 1997 года компьютер впервые обыграл чемпиона мира шахматы. В июле того же года другой робот начал полностью автономное исследование Марса. Скептики возразят, что в первом случае машина победила лишь благодаря миллиардам заложенных в нее комбинаций и невероятной (по тем временам) скорости их перебора. Освоение же безжизненной и почти плоской планеты – задача не такая уж сложная, вполне доступная моделированию. Но есть люди, для которых эти достижения стали отправной точкой в борьбе за «равенство» машин и людей. (247 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


Вариант 4





C1

Прочитай текст и определи микротемы текста.



Первоначально целью Музей науки и промышленности в Чикаго было воспитание у детей и взрослых веры во всесилие науки и техники. Грандиозный замысел воплощен с американским размахом. Экспонаты по заказу музея придумывают университетские профессора и целые команды студентов. Внешний вид проектируют ведущие дизайнеры, а строят на собственные деньги крупнейшие корпорации.

Родители и учителя везут сюда ребят со всей Америки. В самом помещении гремит музыка и шумят голоса, механизмы, паровозные гудки. Не слышно только одергиваний: «Тише! Не трогай! Не надо!». Здесь можно болтать сколько угодно и трогать все, до чего дотянешься. Можно лежать на полу, бегать наперегонки, нажимать на все кнопки и крутить все ручки. Здесь на тридцати тысячах квадратных метров технику не охраняют от нас, мы с техникой заодно.

Когда проходит удивление, вызванное отсутствием музейных смотрительниц, ищешь глазами экскурсоводов. А их тоже нет. Никто не тащит вас от одного экспоната к другому, никто не строит посетителей, чтобы «всем было видно». Каждый выбирает себе объект и остается с ним один на один.

Вот, скажем, модель человеческого сердца высотой семь метров. Через него можно пройти насквозь: вход в правый желудочек, выход из левого. Внутри все подсвечено так, что видны детали сердечной мышцы. Прямо над головой — предсердия, через открытый клапан сверху льется кровавым потоком красный свет. А на выходе тебя ожидают разнокалиберные бутылки с темно-красной жидкостью. В самой большой столько, сколько крови у пони, вторая по величине, пятилитровая, — это, конечно, взрослый человек. Полчашки у кошки, пол чайной ложки у мыши, четыре капли — как у червя.

Согласно одному из рейтингов, этот музей входит в 12 мест, которые должен посетить каждый. (255 слов)


(По материалам журнала «Вокруг света)

Информация о тексте для сжатого изложения


Вариант 1


Абзацы

Микротемы

1

Крещение Руси князем Владимиром стало важным моментом для христианского мира

2

В 17 веке по причине новшеств в делах Церкви произошел революционный раскол

3

В начале 20 века от Русской Православной церкви отделилась Русская Православная церковь за границей

4

Сегодня интерес к православию в мире возрастает

Вариант 2




Абзацы

Микротемы

1,2

Нерка водится в Тихом океане, а к местам нереста проделывает долгий и трудный путь, в течение которого часть рыб гибнет, а остальные сильно изменяются

3

На нерестилище пары нерки откладывают икру

4

Первый год мальки нерки проводят в пресной воде, а после плывут в океан

5

После нереста взрослые нерки погибают

Вариант 3




Абзацы

Микротемы

1

Сегодня роботы способны выполнять лишь примитивные команды

2

Робот не заменит человека, но японские ученые стараются сделать из него помощника

2

Уже созданы роботы, способные облегчить жизнь человека

2

Есть люди, считающие, что робот может превзойти человека

Вариант 4




Абзацы

Микротемы

1

Музей науки и промышленности в Чикаго создали, чтобы воспитать веру во всесилие науки и техники

2,3

Посетителям музея дается свобода в изучении экспонатов

4

Искусственное сердце высотой в 8 метров- экспонат музея- можно осмотреть изнутри

5

Этот музей входит в число 12 самых интересных мест планеты


3.3.Найди ошибку.
Прочитай текст для сжатого изложения и работы учащихся, найди ошибки, руководствуясь критериями оценивания сжатого изложения.
Текст для сжатого изложения
Издавна считалось, что чтение художественной литературы полезно для молодёжи, так как знакомит её с «правилами игры» в реальном мире. Группа канадских психологов из университета Торонто недавно выдвинула идею: так же как обучение на авиационном тренажёре позволяет усовершенствовать навыки будущего пилота, хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе. При этом текст выступает как «обучающая программа», а роль тренажёра выполняет мозг читателя.

Оказалось, что любители чтения значительно лучше, чем малознакомые с беллетристикой, определяют настроение человека по глазам и несколько лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми.

В одном из экспериментов людей случайным образом разделили на две группы и одной дали прочитать рассказ Чехова «Дама с собачкой», а другой – текст такой же длины, с изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в «документальном» стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа. Читавшие документальное изложение рассказа психологически не изменились.

Это всего лишь прочтение одного рассказа, а тот, кто регулярно читает художественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!), наверняка, меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому изменению психики читателя. Романы, новеллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в детстве – и сказки учат нас жизни, проигрывая на «компьютере» нашего мозга всевозможные жизненные ситуации.

(230 слов)

(Из Интернета)



Микротемы



№ абзаца

Микротемы



Группа канадских психологов выдвинула идею: хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе.



Любители чтения хорошо определяют настроение человека по глазам и несколько лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми.



Психологические обследования до и после чтения чеховского рассказа показали, что прочтение изменило личность читателей, каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа.



Тот, кто регулярно читает художественную литературу, наверняка, меняет свою личность, так как писатели стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем. Художественная литература учит нас жизни.

Список литературы




  1. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. 9.класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен»,2010.

  2. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Дрофа.20

  3. Сенина Н.А., Гармаш С.В.; Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2008.

  4. Сенина Н.А., Гармаш С.В.; Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2009

  5. Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых ва Сенина Н.А., Гармаш С.В.; Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2011: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2010

  6. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 кл. / Е.С. Симакова. – М.: -АСТ: Астрель, 2009.




  1. https://www.86mmc

  2. https://www.zavuch.info

  3. https://pedsovet.su

  4. https://rus.1september.ru/

  5. https://ru.wikipedia.org/

  6. www.langust.ru

Методическое пособие для учащихся 8-9 классов

Требования к сжатому изложению. Критерии оценивания сжатого изложения текста. 4-5

263.89kb.

10 09 2014
1 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие «Структурно-функциональная организация клеток»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза

546.47kb.

16 12 2014
4 стр.


Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени Кострома 2007 удк

Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского экзамена по специальным разделам философии

188.49kb.

10 09 2014
1 стр.


Урок для учащихся начальных классов

Методическое пояснение. Данный материал предлагается ученикам начальных классов. Частично – в 1 и 2 классах, и во всей полноте – в 3 классе. Разбираемая тема рассматривается после

45.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки

878.57kb.

25 12 2014
3 стр.


Методическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу

Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П. Ермолаевым и выпущенного в 1987 г

593.33kb.

14 12 2014
4 стр.


Пособие по программированию на языке Pascal abc. Ерёмин О. Ф. 2009г. Моздок

Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего образования, изучающих основы программирования

823.46kb.

25 09 2014
6 стр.