Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Метод: эксперимент, беседа.
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)


2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)


3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)


4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)


5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)


6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.


Выборы

Мотивы, №

1

2

3

4

5

6

I выбор
 




















II выбор
 




















III выбор
 




















Контрольный
выбор























  • Внешний мотив – 0 баллов;

  • учебный мотив – 5 баллов;

  • позиционный мотив – 3 балла;

  • социальный мотив – 4 балла;

  • отметка – 2 балла;

  • игровой мотив – 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.


Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.
РИСУНКИ К ТЕСТУ

"СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"

Г. ВИЦЛАКА





































Методика «определение мотивов учения»

Методика разработана в 1988г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой

42.98kb.

03 09 2014
1 стр.


Православие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц

В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения

473.43kb.

30 09 2014
3 стр.


Правила приемки методы анализа

Отбор проб Общие требования Определение внешнего вида Определение массовой доли углекислого натрия Определение потери массы при прокаливании Определение массовой доли хлоридов в пе

486.09kb.

08 10 2014
1 стр.


Вопросы к зачету по курсу «Психология учения и познания»

Сознание человека как основание и средство учения и познания. Психофизиология сознания человека

21.09kb.

10 09 2014
1 стр.


Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры

Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать, поступки. Если говорить об учебе, то мотивация учения — это отношение школьника к познават

112.65kb.

03 09 2014
1 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре

Жиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли)

148.71kb.

24 09 2014
1 стр.


Методика осуществления межпредметных связей при изучении курса геометрии основной школы 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика)
344.81kb.

07 10 2014
1 стр.