Перейти на главную страницу
К сожалению, не во всех школах работают химические кружки, не у всех учащихся, интересующихся химией, есть возможность посещать дополнительные занятия в школе. Поэтому только домашний химический эксперимент может восполнить тот пробел в обучении химии в современных условиях, когда программы перенасыщены теоретическим материалом, учителя отказываются от проведения практических работ, а лабораторные опыты вообще стали редкостью в школьной практике. Следует приветствовать и поддерживать тех авторов учебников и рабочих тетрадей, которые включают в тексты параграфов те или иные опыты и наблюдения, которые учащиеся должны выполнить вне урока, в домашних условиях.
Трудно переоценить значение такого эксперимента на формирование интереса к химии и мотивации к изучению этого предмета. Домашний эксперимент имеет огромное значение в углублении и расширении знаний, совершенствовании специальных умений и навыков, в общем развитии учащихся.
В связи с этим, учителю химии следует помочь школьникам в организации проведения домашнего химического эксперимента. При этом следует учесть несколько факторов. Во-первых, учитель должен побеседовать с родителями по всем вопросам организации домашнего эксперимента по химии, прежде всего по проблеме обустройства места для проведения опытов в домашних условиях. Во-вторых, учащиеся должны твердо знать и неукоснительно выполнять правила техники безопасности лабораторных работ. В-третьих, учителю химии необходимо методически и практически помочь школьнику в приобретении необходимого оборудования для проведения опытов, приготовлении растворов и получении некоторых веществ из пищевых продуктов, средств бытовой химии и т.д. В-четвертых, необходимо наметить программу проведения учебных опытов и план исследовательского эксперимента по определенной тематике. В-пятых, следует научить юных химиков проводить соответствующие наблюдения и оформлять результаты опытов в лабораторном журнале.
Профориентация – важнейшая задача учителя химии (как и других учителей предметников). Плох тот учитель, у которого нет учеников и последователей.
Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь эта задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность; затем в стремление познать большее и научиться большему; далее у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии; наконец он (ученик) решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль в профориентации могут сыграть экскурсии, специальные встречи с профессионалами, тематические вечера «Я бы в химики пошел». Немаловажно работать в этом направлении не только с учениками, но и с родителями.
На всех этапах учитель должен помогать ученику в удовлетворении его образовательных запросов, рекомендовать литературу, надежные электронные учебники и дополнительные электронные издания по химии, серьезные химические сайты для учащихся и учителей.
Опыт использования информационных ресурсов на различных направлениях работы с учащимися: от подготовки презентаций в поддержку урока до организации проектной, внеурочной деятельности по предмету и подготовки к олимпиадам.
Интерес к внедрению информационных технологий в образовательный процесс стабильно возрастает, в том числе и в процессе преподавания естественных дисциплин. Возникают многие вопросы. Какая форма использования информационных ресурсов предпочтительна? Следует ли создавать собственные презентации или использовать электронные учебники? Как быть с рефератами, скачанными учениками из Интернета? Отказаться ли вообще от такой формы работы? И многое другое.
Сегодня в любом специализированном магазине можно легко отыскать десяток CD-ROM по химии, ряд издательств предлагают свои разработки медиа - уроков по отдельным темам и целым курсам химии. Однако учителя не особо активно используют готовые продукты, особая ментальность российского учителя побуждает их выстраивать уроки нестандартно, варьируя их цели в зависимости от уровня конкретного класса. Поэтому CD с его жесткой структурой подачи материала рассматривается прежде всего как источник контента (текстового, иллюстративного и видеосодержания).
Практика показала, что учебная презентация в поддержку урока или внеклассного мероприятия в несколько раз оптимизирует учебный процесс, она позволяет быстро повторить содержательный блок изученного материала решением логических цепочек, задач, расширяет визуальный ряд, развивает аналитические умения работы с недостаточной или избыточной информацией.
Во внеклассной работе по химии традиционно используются такие формы как представление результатов исследования в виде компьютерной презентации, участие в телекоммуникационных проектах, во всероссийских олимпиадах и конкурсах. В поисках информации учитель и ученик все активнее обращаются к Интернету. Информация, полученная из Сети, не всегда структурирована и не отвечает привычным для исследователя критериям. В практическом плане это означает, что учителю целесообразно либо самому изучить информационные ресурсы сети, а затем рекомендовать их учащимся, либо проверить собранную ими информацию на предмет объективности оценок.
В зависимости от выбранного вектора использования информационных ресурсов можно познакомиться с опытом работы коллег.
Большую роль в организации образовательного играет школьный сайт. Учитель использует его для продуктивной организации внеклассной деятельности, для повышения эффективности связи с учениками, обучающимися на дому, для широкого доступа родителей и учащихся к профессиональным рекомендациям педагогов.
Учебные издания различают [1]
по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в учебном процессе;
по целевому назначению;
по характеру представляемой информации;
по организации текста;
по форме изложения.
Электронные издания различают [2]
по наличию печатного эквивалента;
по природе основной информации;
по целевому назначению;
по технологии распространения;
по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания;
по периодичности;
по структуре.
Как отмечалось выше, по технологии создания электронные издания могут являться программными продуктами и к ним применим Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в ред. от 24.05.2000) [https://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm], в котором имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения. Он включает в себя:
507100 -Программные средства педагогические
507110 - Программные средства обучающие
50 7120 - Программные средства для тренажеров
50 7130 - Программные средства контролирующие
50 7140 - Программные средства демонстрационные
50 7150 - Программные средства для моделирования
50 7160 - Программные средства вспомогательные
50 7190 - Программные средства педагогические прочие
50 7200 - Программные средства для управления учебным процессом
507300-Программные средства инструментальные для создания программ учебного назначения
50 7400- Программные средства для профориентации и профотбора
507500-Программные средства специализированные для коррекционного обучения детей с нарушениями развития
50 7600 -Программные средства досуговые
50 7900 -Прикладные программные средства учебного назначения прочие
Согласно этому классификатору, ОЭИ следует отнести к подклассам 507100 и, возможно, к 50 7900.
По отношению к ОЭИ может быть использована классификация программных средств, представленная в общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, где имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения [3]. Он включает в себя педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.
Исходя из представленных выше критериев, ОЭИ следует различать [4]:
по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;
по структуре
по организации текста;
по характеру представляемой информации;
по целевому назначению;
программно-методические (учебные планы и учебные программы);
обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующие программы, базы данных).
однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.
конвекционные учебные издания,
программированные учебные издания,
проблемные учебные издания,
комбинированные, или универсальные учебные издания.
1.6. Виды ОЭИ по целевому назначению
По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:
ОЭИ для школьников;
ОЭИ для бакалавров;
ОЭИ для дипломированных специалистов;
ОЭИ для магистров;
ОЭИ для взрослых.
электронный аналог печатного учебного издания - ОЭИ, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание;
самостоятельное ОЭИ - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
1.8. Виды ОЭИ по природе основной информации
По природе основной информации электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:
текстовое (символьное) электронное издание - ОЭИ, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;
изобразительное электронное издание - ОЭИ, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
звуковое электронное издание - ОЭИ, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;
мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором присутствует информация различных форматов.
локальное ОЭИ - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.
Среди электронных изданий наибольшей известностью у учителей пользуются компакт-диски 1C: Репетитор: Химия (41 %), 1С: Школа. Химия, 8 класс (24 %), 1C: Образовательная коллекция. Химия для всех XXI: Решение задач. Самоучитель (23 %), 1C: Образовательная коллекция. Химия для всех XXI: Химические опыты со взрывами и без (22 %), Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс (21 %).
Химия элементов. мультимедийное сопровождение уроков (2010)
Химия для гуманитариев. элективный курс (2006)
Химия, биология, экология. тематическое планирование (2007)
Химия элементов (2007)
Химия. 8-11 классы (2007)
Химия. 10-11 классы, карточки (2007)
Химия. 8-11 классы, школьный курс, тренажеры, подготовка к экзаменам (2009)
Химия. 8-11 классы (2008)
Школа и родители (2006)
Химия 8-11 класс - Виртуальная лаборатория Химия 8-11 класс - Виртуальная лаборатория ГДЗ: Домашняя работа по химии за 8 класс решение задач из учебника «Химия. 8 класс» Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева ГДЗ: Домашняя работа по химии за 8 класс решение задач из учебника «Химия. 8 класс» Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева
Домашняя работа по химии за 8 класс решение задач из учебника «Химия. 8 класс» Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева Химия. 8-11 класс Химия. 9 класс Химия. 11 класс
Химия 11 класс Химия 11 класс Химия 11 класс Химия. 8-11 класс
Химия 10 класс Химия. 8-11 класс Химия 10 класс Химия. 9 класс
Химия. 8 класс Химия. 8-11 класс
Химия. 9 класс Химия. 8 класс
Химия 10 класс Химия. 8 класс
Химия. 8 класс. В таблицах и схемах Химия. 11 класс. Базовый уровень
Школьный репетитор. Химия. 8-11 класс Химия. 11 класс. Базовый уровень
Химия. 8 класс. В таблицах и схемах Школьный репетитор. Химия. 8-11 класс.
Химия. 10 класс. Базовый уровень Химия. 10 класс. Базовый уровень
Химия. 11 класс. Базовый уровень Химия. 10 класс. Базовый уровень
Химия. 8 класс. В таблицах и схемах Книга Химия . 7-11 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Экспресс-подготовка к экзамену. Химия 9-11 класс Химия. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного...
ГИА-2010. Химия. 9 класс. Типовые тестовые задания ГИА-2010. Химия. 9 класс. Типовые тестовые задания
Химия. 9 класс. Контрольные и проверочные работы к уч. Габриеляна Книга Экспресс-подготовка к экзамену. Химия 9-11 класс
TeachPro. Ваш Репетитор. Химия 7-11 класс (обучающий интерактивный курс) TeachPro 7-11 класс. Математика Физика Химия Информатика. Интерактивный курс
Химия. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного аттестационного тестирования. Домашняя работа по химии. 10-11 класс. К учебнику "Органическая Химия" Л.А.Цветкова
ГДЗ: Домашняя работа по химии за 8 класс решение задач из учебника «Химия.... Математика, физика, химия, информатика. Пособие для школьников и абитуриентов 7-11 класс
TeachPro Математика, физика, химия, информатика. Пособие для школьников и абитуриентов 7-11 класс Домашняя работа по химии за 11класс к учебнику «Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова
Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов
Сайты
https://www.chem.msu.su/rus
Химические наука и образование в России. В том числе:
https://www.chem.msu.su/rus/elibrary - Электронная библиотека по химии
https://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.
https://hemi.wallst.ru
Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
https://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия. Электронный учебник для средней школы.
https://www.en.edu.ru
Естественно-научный образовательный портал.
https://www.alhimik.ru
АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
https://www.chemistry.narod.ru
Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
https://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Химические олимпиады, опыты, геохимия.
https://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html - Сборник расчетных задач для работы на спецкурсе "Решение расчетных химических задач".
https://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html - "Химия для всех" - Материалы по разделам: общая, органическая и неорганическая химия. Приложение к CDROM "Химия для ВСЕХ", содержит в основном текстовую информацию: справочный материал, вопросы по темам.
https://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html - Сборник расчетных задач для работы на спецкурсе "Решение расчетных химических задач".
https://www.muctr.edu.ru/olimpiada/index.htm - Российская дистанционная олимпиада школьников по химии Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор".
https://www.chemexperiment.narod.ru/index.html - Экспериментальная химия.
https://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса "Открытая Химия 2.5", интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
https://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
https://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
https://www.chem.msu.su/zorkii/istkhim/materials.htm - Учебные материалы по курсу "История и методология химии".
https://tasks.ceemat.ru/dir/124 - Задачи олимпиад по химии. Проект Костромского Центра дополнительного образования одаренных школьников (ЦДООШ).
https://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/SCIAM/AIR/AIR.HTM - Изобретение воздушного шара и рождение современной химии: статья. Иллюстрированная статья о влиянии развития химии на прогресс воздухоплавания. Сведения об ученых и открытиях.
https://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/VRAN/03_07/CHROM.HTM - Сто лет хроматографии. Хроматография: история открытия и развития метода, его виды и возможности, области и перспективы применения.
https://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/NATURE/08_05/GELS.HTM - Полимерные гидрогели: статья. Механизм действия, структура и применение в медицине, лекарственных препаратах и гигиенических средствах полимерных гидрогелевых материалов.
https://fio.samara.ru/~school124/himix - Переработка нефти: демонстрационный материал. Учебно-демонстрационный материал для проведения урока с использованием информационных технологий: анимации, иллюстрации, тест.
https://wsyachina.narod.ru/chemistry/small_molecule.html - Малые молекулы организмов. Природные низкомолекулярные органические вещества - история их изучения, функции в организмах, биохимические методы исследования.
https://www.ssu.samara.ru/~nauka/CHIM/STAT/YASH/yash.htm - Статья К урбатова С.В., Яшкин С.Н. Химические тайны запаха. С глубокой древности людям известны: розовое масло, масло сандалового дерева, мускус, различные пряности. Здесь рассмотрены тайны запаха и вкуса с точки зрения химии.
https://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?06+0507+06507002+html - Нанотехнологии в нашей жизни. Роль продуктов нанотехнологий в современном обществе, уже используемые и перспективные наноматериалы, проблемы безопасности применения наноматериалов.
https://www.znanie-sila.ru/online/issue_2936.html - Сталь: удивительный современный материал. Популярная статья о черной металлургии, современных методах выплавки стали, ее сортах и свойствах, значении в нашей жизни.
https://www.znanie-sila.ru/online/issue_2972.html - Простые пластмассовые радости. Интересные факты о значении пластмасс в жизни общества, история создания производств, перспективные материалы.
Методические материалы
https://him.1september.ru
«1 сентября». Все для учителя химии. В том числе Контрольные задания по химии (10 класс, базовый курс) https://news.1september.ru/fiz/1999/no37_2.htm
https://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/index.html
Банк педагогического опыта. Методические разработки уроков химии соросовских учителей.
https://sysmanova.narod.ru
Химия: сайт учителя лицея №43 Сысмановой Натальи Юрьевны, г. Саранск. Коллекция материалов для учителя химии: тематические планы, проверочные работы, медиа-уроки, материалы олимпиад, результативность, классные часы, сборник выступлений.
https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=4
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006. Статьи, разработки уроков и внеклассных мероприятий по химии. В том числе материалы по использованию ИКТ на уроках химии.
Алексеева Н. П. Компьютерная поддержка экспериментальной части химии, в условиях профильного обучения в сельской школе (статья). Для проведения химического эксперимента нужна оборудованная лаборатория, максимальный набор химических реактивов, но обеспеченность системы образования всем перечнем необходимого материала для проведения химического эксперимента всегда находилась на минимальном уровне. Проблемы финансового обеспечения образования разработаны недостаточно. Необходимо активно внедрять технологию компьютерного обучения. Использование электронного издания "Химия. Виртуальная лаборатория" - один из методов активизации познавательного интереса к химии. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314133
Борисова А. В. Мультимедийный урок по теме: "Альдегиды. Их строение, свойства, получение, применение". Вариант мультимедийного урока. На наш взгляд, это наиболее простой и приемлемый вариант проведения урока по данной теме с использованием элементов развивающего обучения, позволяющий максимально усвоить новую учебную информацию учащимся с разным уровнем подготовки. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311334
Верхотурова Н. А. Тема урока: "Фосфор". Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации. Учащимся предлагается решить проблему: прав ли был А.Конан-Дойл при описании свойств фосфора в "Собаке Баскервилей". В целях формирования материалистического мировоззрения объясняется происхождение легенд о таинственных огнях и привидениях на кладбищах, истории о "светящемся монахе". Приводятся примеры о применении фосфора на благо и во вред человеку (спички и фосфорные бомбы, использовавшиеся войсками США в Ираке). https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314305
Изотова Г. Н. Тема занятия: "Ацетилен. Свойства, получение, применение алкинов". Данная работа показывает использование мультимедийной программы на уроке изучения нового материала по дисциплине "Органическая химия". https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312458
Краля И. А. Урок в 9-м классе по теме: "Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова". Данный урок представляет собой лекцию, рассчитанную на 2 часа, с применением аудиовизуальных средств обучения (работа по CD-Rom "Органическая химия. 10–11-е классы", использование компьютерной презентации урока, презентаций учащихся по предварительно данным темам сообщений). Урок проводится в 9-м классе для учащихся, обучающихся по программе Л.С.Гузей и, соответственно, по учебникам данного автора. Урок представляет интерес для учителей, увлеченных применением компьютера и компьютерных технологий на уроках. Это дает возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и интересным. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314760
Максимова Т. Н. Урок в 11-м классе по химии на тему: "Белки — как высокомолекулярные соединения". Предлагаемый урок химии в режиме КМД для учащихся 11-х классов позволяет познакомить их с химическими свойствами белков, их составом и функциями. Применение различных средств мультимедиа: кинопроектор, видеомагнитофон, телевизор; форм и методов самостоятельной работы на уроке помогает учащимся быстро усвоить новый материал, мыслить его логически, вызывает желание расширять свой кругозор. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312528
Моисейчик В. И. Разработка урока по теме: "Многоатомные спирты: строение, свойства, получение и применение с использованием ПМК Кирилла и Мефодия”. Современный учитель решает задачи не только формирования у учащихся определенного набора знаний, но и пробуждения у них стремлений к самообразованию, самообучению и самореализации, формирования устойчивого познавательного интереса. Считаю, что информационные технологии являются мощным инструментом получения знаний, приобщения учащихся к интеллектуально-творческой деятельности. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314955
Обухова С. Е. Использование информационных технологий на уроках химии. В последние годы новые информационные технологии стремительно внедряются в учебный процесс многих школ. В предлагаемом материале представлена технологическая карта урока химии в девятом классе с использованием образовательного комплекса "1С: Химия. 8 класс" В ходе урока проводится демонстрация озвученных видеофрагментов и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=313653
Ширшина Н. В. Проектная технология на уроке, как вариант деятельностного подхода в обучении химии. Автор показывает опыт использования проектной технологии при изучении темы "Жиры. Углеводы. Белки." в курсе химии по программе Савинкиной Е.В. и Логиновой Г.П. (для классов гуманитарного профиля). В статье описаны 3 урока, проведённых в 11-х классах с использованием Интернет-технологий и ролевой дифференциации в выполнении заданий. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310347
Юзова Т. В. Урок химии по теме: "Бенефис глюкозы". Данный урок является 4-м в теме «Углеводы» в курсе химии 10-го класса по программе О.С. Габриеляна. Доминирующая цель к уроку: вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению. Для проведения данного урока разработана презентация на 19 слайдах, что способствует повышению интереса учащихся, экономии времени урока. Разработаны и распечатаны: технологическая карта учащегося, оценочный лист и памятка по самооцениванию учащимся своего вклада в работу группы, класса. https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=313746
6.Прмеры внеклассных мероприятий.
Внеклассное интегрированное мероприятие с элементами проектной технологии "Кристаллы в природе и технике"
Пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.
Уильям Шекспир
Цели
Проверка глубины понимания основных вопросов по темам «Растворы. Кристаллы» и умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Расширение знаний по данным темам.
Развитие у учащихся умения сравнивать и обобщать.
Привитие интереса к физике и химии с помощью связи теории с её практическим применением.
Задачи
Дать теоретическое описание различных типов кристаллов и методов их выращивания.
Показать обучающимся тесную связь двух наук – физики и химии.
Содействовать формированию чувства ответственности перед членами группы, культуры общения, сплочённости коллектива.
Демонстрационное
телевизор, DVD-плеер, Электронные уроки и тесты «Химия в школе» Соли., диск с фотографиями природных явлений и практической частью проекта;
таблицы «Кристаллы» и «Химические связи»;
таблица растворимости веществ;
кристаллы, выращенные обучающимися;
модели кристаллических решёток.
Раздаточный материал
микроскопы с 80-кратным увеличением;
предметные стёкла, кисточки;
насыщенные растворы солей алюмокалиевые квасцы, сернокислый никель, дихромат калия, медный купорос, нитрат алюминия;
таблица «Кристаллические тела» для заполнения.
Ход занятия.
Как писал Уильям Шекспир: «Пора чудес пришла, и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете».
Да, необъятен мир физики и химии. В природе происходят различные процессы. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас в повседневной жизни, любые из них могут находиться лишь в трёх основных агрегатных состояниях. А сколько удивительного может происходить в этих состояниях благодаря химическим и физическим процессам.
Целью нашего мероприятия является проверка глубины вашего понимания основных вопросов по темам «Растворы. Кристаллы» и умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Учениками нашей школы была проделана большая подготовительная работа, результаты которой мы сегодня сможем оценить.
Учитель химии: И мы начинаем наше занятие с рассмотрения кристаллических веществ.
Кристаллом называют твёрдое тело определённой геометрической формы, имеющее естественные плоские грани. Также монокристаллы обладают свойством анизотропии, которое было рассмотрено в курсе физики. Существует несколько типов кристаллов. Давайте все вместе вспомним и обобщим знания о кристаллических решётках. Демонстрация фрагмента диска Химия в школе.
Какие структурные частицы находятся в узлах кристаллических решёток?
Какой тип химической связи удерживает частицы в составе кристалла?
Зависят ли физические свойства кристаллов от особенностей их строения?
Задание: После заполнения таблицы, охарактеризуйте тот тип кристалла, который у вас подчёркнут, выберите те кристаллические решётки , которые подходят для вашего примера.
(Учащиеся по группам работают над таблицей, ассистенты проверяют правильность выполнения задания, рассказывают о полученных результатах.)
Учитель химии: Ребята, обратите внимание, что наряду с общими свойствами в физических свойствах существуют и различия. Самым существенным из них является способность растворяться. Различные типы кристаллов растворяются в различных растворителях, и только вещества, имеющие ионное строение растворимы в воде. А так как она занимает ¾ поверхности планеты, то соответственно, вода является самым распространённым растворителем. Сама природа служит лабораторией для протекания химических и физических процессов. О кристаллах в природе расскажет ученица 11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Вода как растворитель. Кристаллы в природе.» Приложение 2).
Учитель физики: Но кристаллы растит не только природа, их может вырастить и человек в лаборатории и даже в домашних условиях.
Посмотрите, у вас на столах лежат образцы различных мелкокристаллических веществ, из которых участники проекта вырастили кристаллы, а рядом с ними сами выращенные кристаллы. Осторожно, не трогая вещества руками, внимательно рассмотрите их, сравните по размерам и форме. Обратите внимание на наличие чётких плоских граней у выращенных кристаллов.
Ребята, вы заметили, что кристаллы различны и по форме, и по цвету. Прозрачные – это кристаллы алюмокалиевых квасцов, а оранжевые – дихромата калия.
Вырастить кристаллы можно различными методами, о которых вам расскажут ученики 11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Выращивание кристаллов из растворов»; Приложение 3).
Учитель химии: Ребята, прослушав сообщение, давайте, ещё раз обратимся к классификации растворов по содержанию в них растворённого вещества.
Какие три группы растворов можно выделить? (ненасыщенные, насыщенные, пересыщенные)
Одновременно с ответами заполняют таблицу у доски.
Вывод: для быстрого роста кристаллов необходимо приготовить насыщенные или пересыщенные растворы. А как работать с ненасыщенными растворами расскажет ученица 11 класса.
(Сообщение обучающегося по теме «Выращивание кристаллов методом испарения» Приложение 4).
Учитель физики: Мы вырастили достаточно крупные кристаллы, затратив на это длительное время.
Кристаллы нитрата алюминия, выращенные методом испарения.
Кристаллы, выращенные при работе над проектом.
Но микрокристаллы можно вырастить за несколько минут. И мы сейчас предлагаем вам это сделать.
У вас на столах микроскопы и растворы солей. Настройте микроскоп для работы и кисточкой нанесите тонкий слой раствора на предметное стекло. Наши ассистенты вам помогут. Обратите внимание, что рост кристаллов начинается на границе жидкости со стеклом, это видно даже невооружённым глазом. А затем, по мере испарения жидкости, кристаллы образуются на всей поверхности, где находилась жидкость.
Каждая группа растит свои кристаллы, которые отличаются по структуре. И мы предлагаем группам поменяться предметными стёклами, на которых выросли кристаллы, и сравнить различные кристаллические структуры.
Давайте опишем наблюдаемые картины. На что похожи, выращенные вами кристаллы?
(Учащиеся работают по группам, ассистенты помогают в проведении эксперимента).
Вода - самый распространенный растворитель для твердых, жидких и газообразных веществ. Из повседневной жизни хорошо известно, что если некоторые вещества растворяются в воде, то при этом образуются растворы.
Растворами называются гомогенные однородные системы, содержащие два и больше веществ. Растворы могут быть не только жидкие, но и твердые, например, стекло, сплав серебра и золота. Известны также и газообразные растворы, например воздух. Наиболее важными и распространенными являются водные растворы.
Согласно современным представлениям растворение есть результат химического взаимодействия растворителя и растворенного вещества, при этом образуются молекулярные соединения. В водных растворах эти соединения называются гидратами, а в неводных - сольватами.
Насыщенным раствором называется такой раствор, который находится в равновесии с избытком растворяемого вещества. Он содержит максимально возможное количество растворенного вещества. Понятие «насыщенные растворы» следует отличать от понятия «концентрированные растворы». Концентрированным раствором называется раствор с высоким содержанием растворенного вещества. Если концентрация раствора не достигает концентрации насыщения при данных условиях, то раствор называется ненасыщенным. При осторожном охлаждении горячего насыщенного раствора (например, медного купороса или глауберовой соли) можно получить так называемые перенасыщенные растворы.
Кристаллы замершей воды, т.е. лед и снег, известны всем. Эти кристаллы почти полгода (а в полярных областях и круглый год) покрывают необозримые пространства Земли, лежат на вершинах гор и сползают с них ледниками, плавают айсбергами в океанах.
Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга - это, конечно, не один большой кристалл. Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т.е. состоит из множества отдельных кристаллов. Их не всегда различишь, потому что они мелки и все срослись вместе. Иногда эти кристаллы можно различить в тающем льду, например, в льдинках весеннего ледохода на реке. Тогда видно, что лед состоит как бы из «карандашиков», сросшихся вместе, как в сложенной пачке карандашей: шестигранные столбики параллельны друг другу и стоят торчком к поверхности воды; эти «карандашики» и есть кристаллики льда.
Известно, как опасны для растений весенние или осенние заморозки. Температура почвы и воздуха падает ниже нуля, подпочвенные воды и соки растений замерзают, образуя иголочки кристалликов льда. Эти острые иголки рвут нежные ткани растений, листья сморщиваются, чернеют, стебли и корни разрушаются. После морозных ночей по утрам в лесу и в поле часто можно наблюдать, как на земле вырастает «ледяная трава». Каждый стебелек такой травы - это прозрачный шестигранный кристаллик льда. Ледяные иголочки достигают длины в 1-2см, а иной раз доходят до 10-12см.
В морозное весеннее или осеннее утро, когда солнце еще не успело уничтожить следы ночных заморозков, деревья и кусты покрыты инеем. На ветках повисли капли льда. Вглядитесь: внутри ледяных капель видны пучки тонких шестигранных иголочек - кристалликов льда. Покрытые инеем листья кажутся щетками: как щетинки стоят на них блестящие шестигранные столбики кристаллов льда. Сказочным богатством кристаллов, хрустальным нарядом украшен лес.
Каждый отдельный кристаллик льда, каждая снежинка хрупка и мала. На снежинках легче всего убедится в том, что форма кристаллов правильна и симметрична. Удивительно разнообразны формы звездочек-снежинок, но симметрия их всегда одинакова: только шесть лучей. Почему? Такова симметрия атомной структуры кристаллов снега. Это относится не только к снегу. Формы кристаллов могут быть весьма разнообразными, но симметрия этих форм для каждого вещества одна, ее определяет симметрия и закономерность атомного строения данного вещества. Снежинка может быть только шестилучевой - такова симметрия строения кристаллов снега.
Кристаллики льда, причудливыми узорами которых мы любуемся в снежинках, могут в несколько минут погубить самолет. Обледенение - страшный враг самолетов - тоже результат роста кристаллов.
Здесь мы имеем дело с ростом кристаллов из переохлажденных паров. В верхних слоях атмосферы водяные пары или капли воды могут долго сохраняться в переохлажденном состоянии. Переохлаждение в облаках доходит до -30˚C. Но как только в эти переохлажденные облака врывается летящий самолет, тотчас же начинается бурная кристаллизация. Мгновенно самолет оказывается облепленным грудой быстро растущих кристаллов льда.
Кристаллы в пещерах
Все природные воды - в океанах, морях, озерах, ручьях и подземных источниках - являются естественными растворами, все они растворяют встречающиеся им породы, и во всех этих растворах происходят сложные явления кристаллизации.
Особенно интересна кристаллизация подземных вод в пещерах. Капля за каплей просачиваются воды и падают со сводов пещеры вниз. Каждая капелька при этом частично испаряется и остается на потолке пещеры вещество, которое было в ней растворено. Так постепенно образуется на потолке пещеры маленький бугорок, вырастающий затем в сосульку. Эти сосульки сложены из кристалликов. Одна за другой капли мерно падают день за днем, год за годом, века за веками. Звук их падения глухо раздается под сводами. Сосульки все вытягиваются и вытягиваются, а навстречу им начинают расти вверх такие же длинные столбы сосулек со дна пещеры. Иногда сосульки, растущие сверху (сталактиты) и снизу (сталагмиты), встречаются, срастаются вместе и образуют колонны. Так возникают в подземных пещерах узорчатые, витые гирлянды, причудливые колоннады. Сказочно, необыкновенно красивы подземные чертоги, украшенные фантастическими нагромождениями сталактитов и сталагмитов, разделенные на арки решетками из сталактитов. В природе кристаллы неправильной формы встречаются несравненно чаще, чем правильные многогранники. В руслах рек из-за трения кристаллов о песок и камни углы кристаллов стираются, многогранные кристаллы превращаются в округлые камешки - гальку; от действия воды, ветра, морозов кристаллы растрескиваются, рассыпаются; в горных породах кристаллические зерна мешают друг другу расти и приобретать неправильные формы.
Кристаллы во Вселенной
В облаках, в глубинах Земли, на вершинах гор, в песчаных пустынях, в озерах, морях и океанах, в доменных печах, в аппаратах химических заводов, в научных лабораториях, в клеточках растений, в живых и мертвых организмах - везде встретились мы с кристаллами. Нет такого места на Земле, где бы не было кристаллов, где бы не происходили все время возникновение, рост и разрушение кристаллов. Метеориты, посланцы из звездного мира, тоже состоят из кристаллов. В космических пришельцах - метеоритах - встречаются кристаллы, известные на Земле, и кристаллы минералов, на Земле не встречающихся.
Более 95% всех горных пород, из которых сложена земная кора, образовались непосредственно при кристаллизации природного расплава, т.е. магмы. Кристаллизация магмы - явление очень сложное. Магма представляет собой смесь многих веществ. У всех этих веществ разные температуры кристаллизации, к тому же температура кристаллизации каждого вещества меняется в зависимости от того, в каких условиях находится магма в данный момент, и от того, какие еще вещества присутствуют в ней. Поэтому при остывании и затвердевании магма разделяется на части: первыми в магме возникают и начинают расти кристаллы того вещества, у которого температура кристаллизации самая высокая. Обычно получается так, что это вещество еще не успеет выделиться полностью, а магма уже остыла до температуры кристаллизации второго минерала, и он тоже начинает выделяться в виде кристаллов. Влияя друг на друга, начинают кристаллизоваться и остальные вещества, между тем как ранее образовавшиеся кристаллы тоже продолжают расти. Так образуются горные породы.
Явление кристаллизации солей нетрудно воспроизвести на опыте. Растворите в воде щепотку простой поваренной соли и налейте соленую воду на блюдце. Когда вода испарится, посмотрите в лупу, и вы увидите, что на блюдце остались правильные белые с полосками гранями кубики кристаллов. Кристаллы каменной (поваренной) соли образовались из раствора на ваших глазах. Так в миниатюре, можно наблюдать явление кристаллизации раствора, которое в природе, в соленых озерах и в подпочвенных водах, происходит в гигантских масштабах.
Почему же кристаллы выделяются из раствора? Чтобы понять это, следует познакомиться с некоторыми свойствами растворов.
Попробуйте растворять в воде столовую соль: в граненом стакане воды растворится 70 граммов (около семи чайных ложек) соли, а если вы будете сыпать соль дальше, она перестанет растворяться и будет оседать на дно. То же самое вы увидите с сахаром: в стакане с холодной воды растворится примерно двадцать чайных ложек сахарного песка, а затем сахар тоже будет оседать на дно, не растворяясь. В 100 граммах холодной воды может раствориться только совершенно определенное количество сахара (194 грамма), поваренной соли (35 граммов) или любого другого вещества. Количество вещества, которое может раствориться в 100 граммах воды, называется растворимостью этого вещества в воде; например, растворимость поваренной соли в воде при комнатной температуре равна 35 граммам. Растворимость зависит от температуры. Попробуйте растворить сахар не в холодной воде, а в горячей, и вы убедитесь что при повышении температуры растворимость сахара увеличивается. У разных веществ растворимость по-разному зависит от температуры.
Итак, при каждой данной температуре в воде может раствориться лишь строго ограниченное количество вещества, определяемое его растворимостью.
Возьмите стакан горячей воды и всыпьте любое кристаллическое вещество, растворимое в воде: гипосульфит, соду, борную кислоту, квасцы. Если вы достанете крупные кристаллы, то сначала растолките их в порошок. В стакан горячей воды всыпьте столько порошка, сколько может раствориться. Когда порошок совсем перестанет растворяться и начнет оседать на дно, слейте образовавшийся раствор в другой стакан так, чтобы на дно стакана с раствором не попало ни одной крупинки порошка. Для этого профильтруйте раствор через фильтрованную бумагу или через чистую тряпочку. В получившемся растворе количество вещества как раз соответствует его растворимости при данной температуре; раствор «насытился», и больше он не может поглотить ни крупинки вещества. Такой раствор называется насыщенным. Теперь оставьте стакан с раствором и дайте ему остыть. При остывании растворимость почти всех веществ уменьшается; пока наш раствор был горячим, в стакане воды было растворено, скажем, 12 ложек вещества, тогда как при комнатной температуре в нем могло бы раствориться лишь 10 ложек этого вещества. Таким образом, теперь в растворе окажется лишнее вещество. Иначе говоря, при высокой температуре раствор был насыщенным, а остыв, он стал перенасыщенным. Такой перенасыщенный раствор не может долго существовать, поэтому лишнее вещество выделяется из раствора и оседает на дно стакана. Рассмотрите в лупу, и вы увидите, что этот осадок состоит из кристаллов.
Растворенное вещество кристаллизуется из пересыщенных растворов потому, что его оказывается в растворе слишком много - больше, чем раствор может удержать в себе.
Прозрачные кристаллики алюмокалиевых квасцов выросли из водного раствора за несколько часов. Чтобы подготовить водный раствор алюмокалиевых квасцов, надо растворить в 400 см3 горячей воды истолченные в порошок 48 г алюмокалиевых квасцов. Если же растворить 60г квасцов, то получится раствор, перенасыщенный при 15˚C на 12г. Поэтому-то надо брать горячую воду: в холодной не растворились бы больше 48г. Перенасыщенный раствор начнет кристаллизоваться, если в него попадает какая-нибудь «затравка». Для этого достаточно приоткрыть крышку банки на одну- две секунды: в раствор попадут пылинки квасцов из воздуха. Можно также внести в раствор иголкой несколько пылинок квасцов. Попав в перенасыщенный раствор, пылинки квасцов в нем немедленно начнут расти, а уж если в растворе началась кристаллизация, она не остановится, пока не выделится весь избыток растворенного вещества.
Так же можно вырастить один большой кристалл. Для этого в неостывший раствор надо положить или подвести на нитке небольшой кристаллик – «затравку». Сначала он немного растворится, а затем примется расти.
Если в сосуд с раствором опустить какой-нибудь предмет, на котором находится много затравок, то он весь обрастет кристалликами. Опустите в раствор нитку, на которой есть кристаллические пылинки, - на них начнут осаждаться кристаллики, и в результате вырастает «нитка бус» из многогранных кристалликов. Такие нитки по красоте могут соперничать с искусственно ограненными бусами, но, к сожалению, кристаллы, выращенные из водных растворов, обычно очень быстро тускнеют и легко разрушаются. В этом трудность их применения в технике.
Можно сделать фигурки из кристаллов. Для этого надо приготовить каркас из проволоки, обмотанной обычными нитками или ватой, окунуть его в насыщенный раствор, тут же вынуть и просушить при комнатной температуре. Нитки пропитаются раствором и при высыхании на них образуются мельчайшие кристаллики, которые в дальнейшем послужат «затравками». А дальше опускайте этот каркас в раствор и наращивайте на нем кристаллы. Если опустить в раствор разборную синтетическую елочку, предварительно обмотав ее ствол и ветви нитками, то можно вырастить «заснеженную» елку. Для этого лучше взять не квасцы, а дигидрофосфат калия (КН2РО4) или дигидрофосфат аммония (NH4H2PO4), - замечательные кристаллы, которые растят для приборов, управляющих лучом Лазаря. Их растворимости на 100 г воды:
При температуре 20˚C 40˚C
КН2РО4 22,5г 33г
NH4H2PO4 36,5г 56,6г
Насыщенный раствор можно приготовить и по-иному. В горячей дистиллированной (а если ее нет, то просто в кипяченой) воде растворяют много вещества - столько, сколько удастся растворить, подсыпая порошок понемногу и все время перемешивая раствор. Полученный раствор фильтруют в колбу или банку, которую закрывают куском ваты. Через некоторое время все лишнее вещество выпадает из раствора и оседает кристалликами на дно. Тогда насыщенный раствор без кристаллов осторожно сливают в тот сосуд, в котором должен расти большой кристалл.
Кристалл растет из перенасыщенного раствора, точнее, только из участков перенасыщенного раствора, которые находятся рядом с кристаллом. Вырастая, кристалл «высасывает» все лишнее вещество вблизи себя, поэтому он оказывается уже окруженным слоем раствора, не перенасыщенного, а лишь насыщенного. Поэтому если надо вырастить большие, хорошо ограненные, однородные кристаллы, то необходимо искусственно перемешивать раствор, тщательно регулировать температуру.
Пример элективного курса с использованием электронных библиотек и Электронных уроков и тестов « Химия в школе» (Сложные химические соединения в повседневной жизни)
Э Л Е К Т И В Н Ы Й К У Р С - 9
«ХИМИЯ И МЕДИЦИНА»
(17 часов)
Курс «Химия и медицина» является частью химии как одной из естественных наук.
Задача курса – познакомить учащихся предпрофильного класса с некоторыми достижениями теоретической и практической медицины, которые достигнуты в результате развития химической науки. Особое внимание уделено последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии в области медицины.
Усиление гуманитарной составляющей в естественных науках является сегодня одной из важнейших задач образования.
Данный элективный курс базируется на знаниях учащихся, полученных ими на уроках химии, характеризуя химические элементы с незнакомой пока им стороны – положительное и отрицательное влияние элементов на жизнедеятельность человека.
Методика организации и использования образовательных электронных изданий и ресурсов (оэир) в учебном процессе
11 10 2014
3 стр.
В 2011 2012 учебном году рмо учителей химии работало по проблеме «Преподавание химии в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», реализуя ее в учебной
15 12 2014
2 стр.
13 10 2014
1 стр.
Статья предназначена для учителей химии, использующих в обучении мультимедийные средства обучения. В ней показаны преимущества использования компьютерных технологий по сравнению с
08 10 2014
1 стр.
Экологический театр как одна из форм внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников
12 10 2014
1 стр.
Него образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовательской деятельности, которая является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации
14 12 2014
1 стр.
Цель работы: применить теоретические знания, полученные при изучении органической химии, для решения экспериментальных задач; совершенствовать умение объяснять наблюдения и результ
14 12 2014
1 стр.
Тных средств работы в Интернет для работы с документами, занесенными в систему электронного документооборота. Обсуждаются необходимые и возможные ограничения функциональных возможн
16 12 2014
1 стр.