Тема №1 «Бионеорганическая химия и медицина»
2. Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме, s- и p-элементы.
3. Физиологическая и патологическая роль некоторых элементов в организме, d-элементы.
4. Комплексные соединения различных элементов в организме.
5. Элементы, болезни, лекарства.
6. Биологически активные молекулы: вода, аминокислоты, аскорбиновая кислота.
Ортомолекулярная медицина.
7. Биологически активные олигомеры.
8. Биологические и патологические макромолекулы.
Тема №2 «Физическая химия и медицина»
9. Химическая термодинамика и живые организмы.
10. Химическая и биохимическая кинетика и катализ. Ферменты.
11. Значение растворов для биологии и медицины.
12. Электрохимические явления и медицина.
Тема №3 «Медицинские материалы»
13. Медицинские полимеры.
14. Неорганические медицинские материалы: металлы, углеродные материалы.
15. О механизмах взаимодействия медицинских материалов с биологическими системами.
16. Искусственные органы.
17. Зачет по курсу «Химия и медицина».
Литература: К.А.Макаров «Химия и медицина», Москва, «Просвещение».
Дополнительный материал: справочники, энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные
библиотеки и т.д.
Основными формами ведения занятий являются семинары с элементами лекционного
изложения материала. По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады.
В рамках элективного курса деятельность учащихся оценивается в виде зачета, для получения которого необходимо выступить с подготовленным сообщением на итоговом уроке.
Примеры внеклассных мероприятий по химии, в которых широко можно применять электронные издания по химии.
Внеклассное занятие по химии "Анализ почвенных и водных образцов средствами современного химического эксперимента" Губанова И.А., Краснокутская Ю.В.
Внеклассное занятие по химии для учащихся 7-х классов по теме "Здравствуй, химия!" Лукина С.А
Внеклассное занятие по химии проводится в мае для семиклассников с целью: познакомить учащихся с химическими элементами через нестандартные задания и правилами техники безопасности в стихотворной форме; вызвать интерес к изучению химии через демонстрацию опытов и инсценировок; показать значимость знания химии в жизни человека. Для повышения наглядности составлены слайды с заданиями.
Внеклассное интегрированное мероприятие с элементами проектной технологии "Кристаллы в природе и технике" Власова Л.Б., Марулёва Е.А.
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса способствует обобщению и систематизации материала по теме «Кристаллы», имеет практическую направленность, заключающуюся в выращивании кристаллов методом испарения. Помимо рассмотрения кристаллов, выращенных учащимися за время работы над проектом, показан метод быстрого роста кристаллов, которые можно увидеть только под микроскопом.
Внеклассное мероприятие "Алкоголь и его пагубное воздействие на организм человека" для 8–11-х классов Сарычева Г.Н.
Внеклассное мероприятие по химии и биологии для учащихся 8–11-х классов приурочено к неделе химии и биологии. Основная цель мероприятия направлена на пропаганду здорового образа жизни.
Внеклассное мероприятие "В менделеевской гостиной: А.А. Блок и Менделеевы" Новикова Г.П.
Целью встречи в гостиной является приобщение учащихся к русской истории и культуре начала XX века, пробуждение познавательного интереса к выдающимся деятелям науки и литературы. В работе представлен сценарий "гостиной" для старшеклассников, посвященный вечным человеческим ценностям, которые символизируют отношение к женщине, матери, Родине как выражение сокровенного, нравственно чистого, гуманного. В основе лежит история взаимоотношений А.Блока и Л.Д. Менделеевой, вошедшей в историю под именем Прекрасной Дамы.
Внеклассное мероприятие "Естественно-научный турнир" Борта О.А., Григорьева Ю.В.
Вашему вниманию предлагается естественно-научный турнир для учащихся 8-х классов, обучающихся в гуманитарной гимназии. Турнир включает вопросы из следующих областей наук: физики, биологии и химии. Данное мероприятие мы проводим в рамках декады естественных наук.
Внеклассное мероприятие "Загадочный мир химии" Гаврюшкина М.Ю.
Активизировать познавательную активность, добиться развития творческих способностей, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету можно с помощью внеклассных мероприятий с использованием творческих заданий, способствующих расширению у школьников кругозора и развитию смекалки, мышления, находчивости, сообразительности.
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни" Ипатова С.В., Цыбина Л.М.
Мероприятие представлено в форме спортивно-химической эстафеты. В ходе мероприятия участникам соревнований предлагались задания по составлению химических формул основных классов соединений, а также задания для закрепления знаний типов химических реакций. В ходе проведения мероприятия совершенствовались ключевые компетенции учащихся в области естественных межпредметных наук, тем самым расширились представления учащихся о значении и значимости здорового образа жизни.
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" Криштопина А.В., Харахнина М.А.
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Вашему вниманию предлагается интегрированный урок-игра «Поймай звезду», который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам, да еще и в интересной для учащихся форме.
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" Криштопина А.В., Харахнина М.А.
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Авторы предлагают интегрированный урок-игру, который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам.
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики" Соколова Т.Л.
Мероприятие поможет формировать и развить познавательный интерес учащихся к химии, расширить кругозор школьников, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики" (8-й класс) Васильчикова О.А.
Целью данного мероприятия является развитие познавательного интереса учащихся к предмету, воспитание умения работать в коллективе и чувства сопричастности общему делу. Мероприятие проводится в виде командной игры. По окончании игры все классы посвящаются в "Юные химики" и награждаются соответствующими грамотами.
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"( для учащихся 8-х классов) Филинова И.П.
Внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной декады. Конкурсная программа, занимательные опыты, интереснейшая сценка, загадки, стихи и ода, посвященная химии и все это в сопровождении ведущих вечера, говорящих на русском и английском языках.
Внеклассное мероприятие "Своя игра" по химии для учащихся 8–9-х классов Черных Н.В.
Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии, вспомнить самые особенные химические вещества, учёных-химиков, проследить связь между наукой "Химия" и повседневной жизнью, разобраться в экологических проблемах современного мира.Внеклассное мероприятие "Химическая викторина". 9-й класс Васильчикова О.А.
Внеклассное мероприятие проводится в начале 9-го класса с целью повторения основ ТЭД, развития у учащихся познавательного интереса к предмету и воспитания чувства товарищества и умения работать в коллективе.
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес и превращений" (9–11-й классы) Соболева Г.Д.
Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника естественных наук. Занимательные опыты, стихи, сценки, все это позволяет пробудить интерес к изучению химии.
Внеклассное мероприятие "Химия в быту" Селеменева Ю.В.
Предложенное мероприятие - городской конкурс – был проведён с целью привлечения школьников к проблемам использования химических веществ и продуктов химических производств в повседневной жизни человека; активизации учебно-познавательной деятельности учащихся для формирования бытовой компетентности; развития творческого потенциала и воспитания экологически грамотного отношения к использованию возможностей химических технологий в жизни человека. Форма проведения конкурса - защита творческих заданий и решение игровых учебных ситуаций (загадки). Участники конкурса: учащиеся 10-х классов городских общеобразовательных учреждений, состав команды - 5 человек.
Внеклассное мероприятие "Химия — это страна чудес" Грицына В.С.
Ежегодно во время "Декады химии" девятиклассники проводят первоначальное знакомство с предметом химии учащихся 3-го класса в ходе внеклассного мероприятия "Химия - это страна чудес". Таким образом, начинается введение в химическое образование учеников начальной школы.
Внеклассное мероприятие "Хочу все знать!" Семкин А.Г., Анкудинова И.А.Данная статья посвящена разработке внеклассного мероприятия игры "Хочу все знать!", провидимого в рамках Недели естественных наук для учащихся 9-11-х классов.
Внеклассное мероприятие "Школьный интеллектуальный марафон". 9–11-е классы Радченко Н.В.
Внеклассное мероприятие "Экологический набат" Засим О.А.
Наряду с учебными занятиями важную роль в развитии творческих способностей и формировании познавательной самостоятельности учащихся играет внеурочная работа. Одно из направлений внеурочной работы - экологическое воспитание школьников.
7.Литература
Ахлебинин А. К., Лазыкина Л. Г., Лихачев В. Н, Нифантьев Э. Е. Демонстрационный эксперимент по химии на мультимедийном компьютере // Химия в школе. -1999. — № 5. -С. 56-60.
Ахлебинин А. К., Лазыкина Л. Г., Кракосевич А. С., Нифантьев Э. Е. Компьютерные программы для обучения решению задач по химии. // Химия в школе. -2002. — № 4. -С. 51-55.
Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н., Нифантьев Э. Е. Компьютерные модели и их использование в обучении химии // Информатика и образование. -2002. — № 7. -С. 77-85.
Чайков С. Г. Методика обучения учащихся решению химических задач с использованием информационных технологий. Автореф…к. пед. н. – Москва, 2004.
Ахлебинин А. К. Структура, содержание и функциональные особенности электронного учебника // Новые информационные технологии в образовании / Доклады и выступления участников шестой научно-практической конференции "Использование программных продуктов фирмы "1С" в учебных заведениях" 31 января — 1 февраля 2006 г. — М.: 1C, 2006 г. — С. 376-381.Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.
Преподавание в сети Интернет: учебн. пособие/ Отв. редактор В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.
Уваров А. Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школы // Информатика и образование. – 2006. – № 1. – с. 77–88.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Уваров А. Ю. Обучение и Интернет-технологии // Вопросы Интернет-образования/ center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm
<предыдущая страница