Перейти на главную страницу
Ин. 21, 10
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Тивериадским, Геннисаретским или Галилейским называется обширное озеро, раскинувшееся на земле Палестины, но вернее было бы назвать его Евангельским. По этим светлым чистым водам ступали ноги Спасителя. Здесь Иисус Христос одним словом смирил разыгравшуюся бурю, так что сделалась великая тишина (Мф. 8, 26). Здесь рвались от живой трепещущей тяжести посланного от Господа чудесного улова сети галилейских рыбаков. Отсюда эти простосердечные люди, бросив свои лодки и рыбачьи снасти, оставив родные дома, последовали за Сыном Божиим – навстречу славе просветителей вселенной. Тивериадское озеро за его обширность часто называли морем – воистину здесь явлено море чудес Господних.
Здесь же, у прозрачных вод Тивериадского озера, собрались апостолы после Воскресения Христова. Теперь это были уже не те галилейские рыбаки, дни которых проходили только в будничных трудах. Ныне это были люди, соприкоснувшиеся с Небом, видевшие великие знамения Божии, слышавшие слова Божественного Учения, искушенные собственным страхом и малодушием, просветленные радостью Воскресения Господня. Но еще в некоем промежуточном состоянии находились они – еще не раскрылся их разум к Полноте Божественного Откровения, еще не осенила их всепобеждающая Божия сила. Им оставалось только ждать нового явления и новых даров от Воскресшего Христа Жизнодавца.
Путь ученичества подходил к концу, а иное поприще еще не было указано. Прежде делом учеников Спасителя являлось видеть, слышать, запоминать – насыщать умы и сердца лицезрением Сына Человеческого, возвещаемым Им Учением Любви. Но что дальше? Тянулись часы ожидания. У апостолов кончались съестные припасы. Жизнь требует своего, и они решили пока вернуться к прежнему своему занятию – отправились на рыбную ловлю.
Лов оказался неудачным. Всю ночь апостолы закидывали сети то по правую, то по левую сторону лодки – и хоть бы одна стоящая рыбешка. Усталые и еще больше проголодавшиеся, они хмуро встречали рассвет. В лучах зари апостолы увидели на берегу какого-то Человека, ласково спросившего их: дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5). Нет, – смущенно ответили неудачливые рыбаки. Это Спаситель стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус (Ин. 21, 4).
Незнакомец посоветовал закинуть сеть по правую сторону лодки. Движимые каким-то радостным предчувствием, апостолы повиновались – и вот, улов оказался так велик, что они не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин. 21, 6). Нечто подобное уже было в прошлой жизни апостолов – точно так же Спаситель наполнил их рыбачьи снасти нежданной богатой добычей перед тем, как сделал их Своими учениками. Теперь чудо повторилось.
Первым понял, что произошло, зрячим сердцем узнал Стоящего на берегу любимый ученик Христов Апостол Иоанн. Весь просияв чистым восторгом, он сказал стоявшему рядом Апостолу Петру: Это Господь (Ин. 21, 7). В душе Петра радость встречи с Воскресшим Учителем смешалась со жгучим стыдом недавнего отречения от Него, пылкий апостол ощутил потребность каким-то действием, каким-то поступком высказать свое раскаяние и любовь к Господу. Он бросился с лодки в воду и торопливо поплыл к стоявшему на берегу Иисусу. А Апостол Иоанн только пламенным взглядом устремлялся к Воскресшему: ему не нужно было бурных проявлений чувств, он и без того знал, что любит Спасителя и любим Им.
Усталость и голод мгновенно покинули апостолов, осчастливленных появлением Сына Божия. Оставшиеся в лодке бодро завершили рыбачий труд, потянули переполненную сеть к берегу и вскоре оказались рядом с Божественным Учителем. Но богатый улов, чудесно увенчавший их работу, был вроде бы и не нужен. На берегу их уже ждала приготовленная Спасителем трапеза: был разложен хлеб и на костре жарилась не ими пойманная, неведомо откуда взявшаяся рыба.
И однако же Иисус сказал апостолам: Принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Первым кинулся выполнять это повеление Апостол Петр, томимый чувством вины, за ним подошли все остальные и стали подносить к костру огромных рыбин, дивясь и их величине, и тому, что ветхая сеть не порвалась от подобной тяжести.
Но это чудо уже было «не в чудо» духовно возросшим галилейским рыбакам, ученикам Христовым. Они превосходно знали, что Господь может совершать и не такие чудеса. Уже не изобилия земных даров, не насыщения земной пищей ждали апостолы от Воскресшего Спасителя, но дарований лучших и высших.
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), – такими словами некогда призвал Господь галилейских рыбаков на великое служение. Повторяя перед глазами апостолов чудо Тивериадского лова рыбы, Воскресший Христос давал им образ этой священной ловитвы, когда не холодные рыбины, а горячие сердца людей трепещут, привлекаемые спасительной Любовью Господней. Вот что подразумевал Иисус, повелевая избранным благовестникам: «Принесите теперь и вы, что поймали»: вы научены Мною, а теперь сами идите ко всем народам, возвещая им Евангелие Царствия Божия, спасая человеческие души из тины греха и привлекая их к Вселюбящему Небесному Отцу.
Не только научением, но и испытанием Спаситель приготовил апостолов к подвигу благовествования. Все они были люди мужественные, горячо и искренне любившие Божественного Учителя. Но все эти лучшие из людей были побеждены сном в час Гефсиманский, страхом во дни Искупительной Жертвы Господней. Иисус провел учеников Своих путем покаяния, привил им благое смирение, приучил надеяться не на свои малые человеческие силы, а лишь на помощь Всемогущего Бога.
Так воспитались апостолы в духе прощения и милосердия, в духе Божественной Любви к людям. По слову преподобного Максима Исповедника, «только познавший немощь естества человеческого испытал Божию силу. И таковой при помощи ее нечто уже совершив, а другое поспешая совершить, не унижает ни одного человека. Ибо знает, что как его от многих и лютых страстей свободила Божия помощь, так Бог силен, когда восхощет, помочь и всем».
Но благодать Божия приосеняет только хотящих прикоснуться к ней, а не противящихся зову Господню. Иисус Христос сказал рыбарям-апостолам: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21, 6). Одесную, по правую руку от Всевышнего, на Страшном Суде Его будут стоять спасенные, избравшие в земной жизни правый, правильный путь. А по левую руку от Правосудного Судии окажутся обрекшие себя адскому пламени, упрямо отвергавшие зов Небесного Отца. Горе тем, кто в жизни ходит левыми, кривыми путями, уклоняется от благодатного невода Любви Божией и стремится в сети человекоубийцы-диавола. По правую сторону закиньте сеть – для христиан эти слова Спасителя означают: не общайтесь с закосневшими в грехе, ереси и гордыни, среди которых проповедь останется тщетной, идите прежде всего на правую сторону – к тем, кто пробуждается к вере и покаянию, сам ищет вас и желает вас слушать.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Дважды повторил Спаситель чудо преизобильного лова рыбы на Тивериадском озере. В первый раз благословение Божие почило на делах еще непросвещенных галилейских рыбаков, трудившихся только ради пропитания. Это урок для нас, столь тревожащихся о земном своем благополучии. Однако если и в будничных трудах мы понадеемся лишь на человеческие свои силы, не испросив и в этом помощи Бога Всещедрого, то как бы мы ни старались, как бы ни выбивались из сил, нам ни в чем не будет успеха. Сети самонадеянных рыболовов и в житейском море часто оказываются пустыми, и им остается только сетовать: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали (Лк. 5, 5). А человеку благочестивому, во всяком деле обращающемуся ко Господу: …но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5), – Спаситель посылает все необходимое для земной жизни как малое приложение к высшим духовным дарам.
Второе Тивериадское чудо явлено уже стремящимся к высокому уделу людям. Это образ небывалой духовной мощи, даруемой избранникам благодатью Святого Духа, – только такое дарование Господне сделало апостолов способными на благовествование всем народам, казавшееся и действительно бывшее свыше сил человеческих. Но с помощью Божией все возможно: и земные красные ноги апостолов сумели обойти весь мир, и непрочные сети их душ повлекли в Горнее Царство неисчислимое множество людей.
Если Господня помощь необходима и в простых земных трудах, то дела истинного благочестия совершенно невозможны без Божественной благодати. Приписывающий одному себе заслуги какого-то доброделания, силящийся собственной волей достичь какой-то праведности, трудится впустую, и Господь отвергнет его труды. Добрыми работниками на священной ниве Божией делаются только смиренные, вменяющие ни во что человеческие силы и уповающие только на Покров Божественной благодати.
Так да осознаем и мы свою слабость и недостоинство, дабы смирением привлечь к себе благословение Всещедрого Господа и в этой жизни, и в будущей, дабы мы преуспевали во всем, как преуспевают души наши (см.: 3 Ин. 1, 2). Аминь.
Ин. 21, 17
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Спаситель воскрес! Он снова с нами!» – эта радостная весть ликовала и пела в сердцах апостолов на берегу Тивериадского озера. Как и прежде, как до Распятия Своего, Иисус Христос преломлял и благословлял для них земной хлеб и сладчайшими словами утолял их духовный голод. Среди общего счастья только один человек оставался унылым, и во взгляде его сквозила тоска. Это был Петр, отпавший.
На душе Петра лежал страшный грех – он трижды отрекся от Господа. Он, восклицавший, что больше других любит Спасителя, что готов за Него на смерть, – он оказался жалким трусом, из страха перед иудеями клялся и божился, что не знает Сего Человека (Мф. 26, 74). И вот теперь крик петуха, возвещавший о его позоре, эхом отдавался в сердце отступника. Преступление, совершенное Петром, стояло стеной между ним и Божественным Учителем.
Скажите ученикам Его и Петру (Мк. 16, 7), – такими словами Ангел призвал жен-мироносиц поведать о Воскресении Спасителя. Это был приговор отпавшему: Петр исключался из числа учеников Господа, от Которого отрекся. И на Тивериадской трапезе изменившее, но все же пылко любящее сердце Петра переполняла горечь.
Только что Петр, узнав, что Спаситель стоит на берегу озера, бросился с лодки в воду и поплыл к Нему. В глубине души Петр надеялся, что Учитель оценит этот внешний порыв, этот жест – и простит. Но Иисус словно бы и не заметил ревностности Петра. И вот, в мокрой, медленно сохнущей одежде сидел Петр у костра вместе со всеми – несчастный среди счастливцев и время от времени бросал на Спасителя жалобные взгляды.
Наконец Сын Божий обратился к Петру с вопросом, звучащим скрытой, но строгой укоризной: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Отпавший ученик был уже не тем, кто на Тайной Вечери горделиво восклицал: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Все апостолы во дни Голгофские проявили малодушие, но только один Петр, так тщеславившийся своей любовью, отрекся. Теперь этот самый пылкий и самый нестойкий из учеников Спасителя уже не смел говорить, что любит Его сильнее, чем кто-либо еще. Но любовь к Господу, преданная и поруганная самим Петром, плакала в его кающемся сердце. И смиренно склонив голову, уже не упоминая ни о ком, кроме себя, Петр отвечал на вопрошание Господа: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15).
И во второй раз, уже мягче, уже без скрытого упрека спросил Иисус Христос кающегося грешника: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 16). И еще ниже склонив повинную голову, снова отвечал Петр возлюбленному Учителю: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 16).
Но когда в третий раз прозвучало вопрошание Сына Божия: любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 17), – скорбь с новой силой вспыхнула в сердце Петра. Не доверяя даже собственным чувствам, воззвал смирившийся Апостол Петр к Всеведению Божию: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 17). И только теперь, после этого третьего исповедания любви услышал святой Петр долгожданный и столь пылко желаемый призыв Иисуса Христа: Иди за Мною (Ин. 21, 19).
Понуждая Апостола Петра на исповедание любви, Спаситель преподавал ему великий урок смирения. Боголюбие – это святейшее и чистейшее из чувств, не терпящее гордыни, самолюбования, зависти, превознесения себя над другими людьми. Самоуверенная страсть Петра до его вразумления и покаяния была лишь начатком смиренного и чистого Боголюбия, угодного Господу. Пока человек пятнает себя грехами и страстями, он не смеет сказать: «Я люблю Бога».
Только выжигая в себе скверну слезами и трудами, в неустанной борьбе с собственной нечистотой можем мы надеяться, что Господь ниспошлет в наши сердца хотя бы малую искру священной любви к Себе. «Неужели же нам, потому что мы грешники, вовсе не любить Бога? – Нет, будем любить Его, но так, как Он заповедал любить Себя. Не будем предаваться льстивым и обманчивым увлечениям самомнения! Не будем возбуждать в сердце пламени тщеславия, столь мерзостного пред Богом, столь пагубного для нас! Отвергнем гордость, приписывающую нам достоинства; облобызаем смирение, открывающее нам наши падения и греховность. Любовь ко Христу докажем послушанием Христу», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
На берегу Тивериадского озера Сын Божий преподал еще один строгий урок святому Петру, а через него и всем нам. После троекратного исповедания им любви Петр был прощен, осчастливлен, восстановлен в апостольском звании – и вот, в его сердце снова шевельнулось темное чувство зависти, желание быть лучшим и единственным.
При взгляде на любимейшего ученика Христова Иоанна Апостол Петр ревниво спросил: Господи! а он что? (Ин. 21, 21), – и Господь сурово ответствовал: что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21, 22). Вот так же и ко всем нам словно бы обращается Господь наш Иисус Христос: не обсуждайте достоинства и недостатки других людей, не оглядывайтесь по сторонам на пути, указанном каждому Всеведущим Спасителем. Не зависть, а радость должно вызывать в сердце христианина духовное преуспеяние ближнего – всем хватит вечного счастья в обителях Небесного Отца.
Апостол Петр был избран от Господа на великое служение. Спаситель наименовал его камнем, на котором основывается непобедимая Церковь Христова. Каким неустойчивым казался этот живой камень веры – но нет! Всевидящий Господь знал, кого предназначал на подвиг. Да, святой Петр спотыкался и падал – и в начале своего пути, и на позднейшем поприще благовествования. Но этот избранник Божий обладал главным для христианина умением – способностью подниматься после своих падений, возрождаться из пепла греха через покаяние. Земная святость вовсе не означает полной безгрешности – безгрешен Единый Бог. Недаром гласит народная мудрость: «Не страшно упасть, страшно не подняться». И из глубоких ям малодушия пламенный Апостол Петр восставал к мужественнейшим деяниям. По праву наряду с просветителем народов Апостолом Павлом именуется он всехвальным именем «первоверховного». Поприще святого Апостола Петра являет образ пути земной воинствующей Церкви Христовой, превозмогающей страшные гонения, преодолевающей соблазны лукавых ересей, через покаяние спасающей души сынов и дочерей своих для Царства Небесного.
Сила покаяния, явленная святым Апостолом Петром, воистину поразительна. На берегу Тивериадского озера Милосердный Спаситель вполне простил любимому избраннику Своему Петру грех его отречения, явственно возвратил ему благоволение Свое. По слову блаженного Феофилакта, «троекратным вопрошанием и исповеданием врачуется троекратное отречение, и словами исправляется падение, бывшее на словах». Но любящая, научившаяся требовательности к себе душа святого Петра не удовлетворилась и этим. Во все последующие земные дни великого апостола глаза его были опухшими и красными от слез – бессонные ночи свои проводил святой Петр на коленях, взывая ко Господу: «Прости! Прости мне отречение от Тебя, совершенное во дворе первосвященника, когда схватили Тебя иудеи». Спаситель давным-давно простил и вычеркнул из книги жития возлюбленного Своего ученика Петра тот былой грех. А в сердце ревностного апостола все кричал и кричал петух, некогда обличивший его малодушие, – святой Петр каждую ночь плакал горько (Мф. 26, 75), все омывал и омывал слезами свою чистую душу, отчего свет ее становился все лучезарнее.
Увы! По прошествии веков гордые епископы Рима надругались над именем святого Апостола Петра, над великим его смирением, – это поругание длится и по сей день. Надменные римские папы силились и силятся подчинить человеческому своему произволу всю Церковь Христову, кощунственно объявили себя «преемниками Апостола Петра», «наместниками Бога на земле». В одном из ватиканских постановлений декларируется даже папское «право вносить изменения» в богодухновенные Послания святых Апостолов Петра и Павла, в само Священное Писание! Но нет, не святость великого Апостола Петра унаследовали римо-католики, а человеческие его грехи: гордыню, проявившуюся на Тайной Вечери, – ту слабость, которую святой Петр оплакивал до своей кончины и которая поныне является знаменем отпавшего Рима! О властолюбии ли говорят нам «красные глаза» Апостола Петра, святое его покаяние? Претензии пап, на деле только епископов одной из обширных епархий, не имеют под собой оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, ни в истории Церкви первых десяти веков христианства. Ни один апостол, ни один епископ до папского самопревознесения и в мыслях не имел посметь объявить себя главой Вселенской Церкви, Глава Которой – Сам Христос Искупитель.
Святая Церковь изначально, со времен апостольских является соборной, движима не произволом одного – неизбежно подверженного искушениям и греху земного человека, но волею Святого Духа Божия, незримо почивающего на ее Полноте.
Паписты пытаются обосновать свои «права» словами Спасителя, сказанными Апостолу Петру: Дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16, 19). Римская трактовка этих слов – обычный прием еретиков-суемудров, вырывающих из вселенной Нового Завета одну какую-нибудь частицу, а потом толкующих ее на свой лад, вне Духа и Полноты Божественного Откровения. Властвовать ли над Церковью поручал Спаситель Апостолу Петру, вручая ему ключи от рая? Нет, истинный смысл этого деяния Вселюбящего Господа раскрывает нам святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Никому из несогрешивших апостолов Спаситель не вверил ключей Царствия Небесного, но дал их Петру, – и это для того, чтобы, когда сей апостол увидит в каком-либо грешнике сокрушение о грехах, то привел бы себе на память свое собственное грехопадение – и помог бы кающемуся получить спасение».
Иди за Мною, – призвал Иисус Христос прощенного и восстановленного в апостольском звании святого Петра. Этот призыв не обещал сладости земных утех, безоблачного жития – то был зов на подвиг страдания за род человеческий, на Крестный путь, пройденный Самим Спасителем. Не Бог обрекал святого Петра на тернистый земной путь – само величие исповеданной им любви требовало подвига. Только таким искуплением своего отпадения, лишь таким доказательством своей верности удовлетворялась пламенеющая Боголюбием душа великого апостола. И святой Петр во имя Христово доблестно и радостно переносил все лишения, поругания, истязания, выпавшие ему на апостольском поприще. Господь же, взирая на труды избранника Своего, готовил ему венец светозарной славы. «Кто хочет быть участником вечного Царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его», – говорит святитель Тихон Задонский.
Последнее искушение ждало Апостола Петра перед окончанием его земного пути. Однажды он вроде бы и из добрых, но земных побуждений пытался отговорить Спасителя от Крестной Жертвы – и получил строгую отповедь: ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23). Теперь святой Петр сам поддался «не Божиим, но человеческим» уговорам римских христиан, склонивших апостола бежать от гонений, которые воздвиг тиран Нерон. Однако Господь, приуготовлявший Своему избраннику Петру высокую честь в Горнем Царстве, желал, чтобы он для того увенчал свои земные подвиги высочайшим деянием – сораспятием Сыну Человеческому. И вот, когда святой Петр покидал Рим, ему явился Христос, несущий Крест Свой. На вопрос ученика: «Господи! куда идешь?» – Спаситель ответствовал: «Иду вновь принять за тебя Распятие». Святой Петр устыдился, с новой силой вспыхнуло в нем священное пламя покаяния, и он повернул обратно – туда, где ждала его преславная смерть за Христа. В великом смирении своем Апостол Петр уговорил палачей распять его вниз головой, считая себя слишком грешным для того, чтобы быть распятым подобно Самому Господу. Так просиял вселенной подвижник покаяния и любви, живой камень веры христианской, ключарь райских врат, святой Апостол Петр.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Только после исповедания любви прозвучали слова Господни, обращенные к Апостолу Петру: Паси агнцев моих (Ин. 21, 15). Только истинно любящему мог доверить Христос искупленных Его Кровью людей, род христианский. Боголюбие и жертвенная любовь к ближнему – основа священнического служения, без этого немыслим настоящий пастырь стада Христова. Это же священное чувство есть основа основ жизни каждого верного.
Но страшно, когда святыня любви на наших устах, в наших сердцах вырождается в пустое слово или пагубное самообольщение. «Мы, мол, любим», – такими мечтаниями не обмануть Господа Сердцеведца. Наступит срок испытаний, грянет беда – и многие ли из нас смогут не отречься от Спасителя еще до того, как крикнет петух, возвещая рассвет? А после падений наших найдем ли мы в себе силы к такому покаянию, чтобы вслед за святым Петром посметь воззвать ко Всевидящему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя?
Слово на 2-е евангельское чтение на воскресной утрени, о святых женах-мироносицах
14 12 2014
44 стр.
Благодаря грекам мы «полюбили преимущественно» Платона, европейцы же — Аристотеля. Первым учителем русских в философии был митрополит Никифор (12 в.), затем Владимир Мономах, Дании
15 12 2014
20 стр.
Владимир (Котляров в ). Обитель северной столицы [Текст]: Св. Троиц. Сергиева пустынь: ист очерк / митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; спб.: Сатисъ : Домострой, 2002. 2
17 12 2014
1 стр.
Комната в общежитии для переселенцев. Входят Владимир и Елена в сопровождении г-на Шульца. Владимир вкатывает инвалидную коляску
15 10 2014
3 стр.
Владимир Кинелев, Владимир Щадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галичин
23 09 2014
11 стр.
Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту / Архиепископу (имя)
08 10 2014
1 стр.
Митрополит Киприан убедил великого князя Василия I дмитриевича
08 10 2014
1 стр.
Получили 1 взрослый разряд по лыжным гонкам: 2007 г. Зобнин Андрей, Сальников Иван, 2008 г. Бутусов Николай, Волынкин Владимир, 2009 г. Хахлин Владимир, 2010 г. Дрюма Филипп
15 10 2014
1 стр.